Разбор задач.
материал

Полный разбор задач по математике в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbor_zadach.docx52.68 КБ

Предварительный просмотр:

Разбор простой текстовой задачи

Задача:

На одном кусте 5 ягод, на другом 4 ягоды. Сколько ягод на двух кустах?

1.Ознакомление с содержанием задачи

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? О кустах с ягодами.

2.Поиск решения задачи

  ?

- Какие слова возьмем в качестве опоры?  Первый куст и второй куст. Запишем на доске.

- Сколько ягод на первом кусте? 5 ягод. Напротив I записываем 5 ягод.

- Сколько ягод на втором кусте? 4 ягоды. Напротив II записываем 4 ягоды.

- Прочитайте вопрос задачи.

- Ставим фигурную скобку, и после ставим знак вопроса и обводим его в круг.

Аналитический:

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Да

- Каким действием узнаем? Сложением. Почему? Потому что узнаем о большем числе.

- Назовите выражение. 5+4.

- Ответили на вопрос задачи? Да.

Синтетический:

- Что мы можем узнать из данных 5 ягод и 4 ягоды? Сколько всего ягод.

- Каким действием узнаем? Сложением. Почему? Потому что узнаем о большем числе.

- Назовите выражение. 5+4.

- Ответили на вопрос задачи? Да.

3.Решение задачи

- Что узнаем, выполнив действие? Сколько всего ягод.

1) 5+4=9 (яг.) – всего ягод

4.Проверка задачи

-Составим обратную задачу.

На одном кусте было 5 ягод, всего было 9 ягод. Сколько ягод на втором кусте?

1)9-5=4 (яг.)- на втором кусте

Ответ: 9 ягод на двух кустах.

Разбор задачи на нахождение неизвестного по 2 разностям

Задача:

Папа купил 3 кг бананов и 5 кг яблок по одинаковой цене. За яблоки он заплатил на 12 р. больше. Сколько стоит вся покупка?

  1. Ознакомление с содержанием задачи

– Прочитайте задачу.

–  О чем говорится в задаче? (О яблоках и бананах)

–  О каких величинах идет речь в задаче? (Цена, количество, стоимость)

  1. Поиск решения задачи

Цена

Количество

Стоимость

Б

?

Одинаковая

?

3 кг

?

                                                  ?                                                      

? на 12 рублей больше

Я

5 кг

– Давайте составим краткую запись. Я на доске, а вы в тетради.

– Сколько купили бананов? (3 кг.)

– Что это? (Количество) Записываем во второй столбик, в строчку бананы.

– Сколько купили яблок? (5 кг.)

– Что это? (Количество) Записываем во второй столбик, в строчку яблоки.

– Сколько стоят бананы? (Неизвестно) Что это? (Цена) Ставим знак вопроса в первый столбик, в строчку бананы.

– Сколько стоят яблоки? (Неизвестно) Что это? (Цена) Ставим знак вопроса в первый столбик, в строчку яблоки.

– Что еще сказано про цену? (Что она одинаковая) Пишем в первый столбик одинаковая.

– Сколько уплатили за бананы? (Неизвестно) Что это? (Стоимость) Ставим знак вопроса в третий столбик, в строчку бананы.

– Сколько уплатили за яблоки? (Неизвестно) Что это? (Стоимость) Ставим знак вопроса в третий столбик, в строчку яблоки.

– Что еще сказано о стоимости яблок? (Что уплатили за них на 12 рублей больше, чем за бананы) Записываем в третий столбик, в строчку яблоки, ведем стрелку к бананам

– Что нам нужно найти? (Сколько уплатили за фрукты) Ставим фигурную скобку в третий столбик и пишем знак вопроса

– Зная, сколько купили яблок и сколько бананов, что мы можем найти? (На сколько больше купили яблок)

– Каким действием узнаем? (Вычитанием)

– Назовите выражение (5-3)

– Зная, насколько больше купили яблок и насколько больше уплатили за них, что мы можем найти? (Сколько стоит 1 кг фруктов)

– Каким действием узнаем? (Делением)

– Назовите формулу. (Ц= С:К)

– Назовите выражение. (12:2)

– Зная, количество бананов и их цену, что мы можем найти? (Сколько уплатили за бананы)

– Каким действием узнаем? (Умножением)

– Назовите формулу. (С= Ц*К)

– Назовите выражение. (3*6)

– Зная количество яблок и их цену, что мы можем найти? (Сколько уплатили за яблоки)

– Каким действием узнаем? (Умножением)

– Назовите формулу. (С= Ц*К)

– Назовите выражение. (5*6)

– Зная, сколько уплатили за яблоки и сколько за бананы, что мы можем найти? (Сколько уплатили за всю покупку)

– Каким действием узнаем? (Сложением)

– Назовите выражение. (18+30)

– Ответили на вопрос задачи? (Да)

  1. Решение задачи

– Что узнаем, выполнив первое действие? (Насколько больше купили яблок)

– Что узнаем, выполнив второе действие? (Сколько стоит 1 кг фруктов)

– Что узнаем, выполнив третье действие? (Сколько уплатили за бананы)

– Что узнаем, выполнив четвертое действие? (Сколько уплатили за яблоки)

– Что узнаем, выполнив пятое действие? (Сколько уплатили за всю покупку)

  1. 5-3=2 (кг.) – настолько больше купили яблок
  2. 12:2=6 (р.) – столько стоит 1 кг фруктов
  3. 3*6=18 (р.) – уплатили за бананы
  4. 5*6=30 (р.) – уплатили за яблоки
  5. 18+30=48 (р.) – уплатили за всю покупку

          Ответ: 48 рублей.

  1. 12:(5-3)=6 (р.) – стоимость 1 кг фруктов
  2. (3+5)*6=48 (р.) – уплатили за всю покупку

             Ответ: 48 рублей.

Разбор задачи на движение

Задача:

Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится чтобы встретиться, если скорость первого 20 км/час, а второго 25 км/час?

  1. Ознакомление с содержанием задачи

– Прочитайте задачу.

– О чем говорится в задаче? (О теплоходах)

– О каких величинах идет речь в задаче? (Расстояние, скорость, время)

  1. Поиск решения задачи

                                                           

                      20км/ч                           t-?                                                       25км/ч                                        

                                                                        90 км

V

t

S

1

20 км/ч

?

           ?

?

90 км

2

25км/ч

90 км

– Сколько км между пристанями? (90 км.) Что это? (Расстояние) Записываем в третий столбик, во вторую и третью строчку.

– С какой скоростью шел 1 теплоход? (20км/ч) Что это? (Скорость) Записываем в первый столбик, во вторую строчку.

– С какой скоростью шел 2 теплоход? (25 км/ч) Что это? (Скорость) Записываем во второй столбик, в третью строчку.

– За какое время прошел 1 теплоход до встречи (Неизвестно) Ставим знак вопроса во второй столбик во вторую строчку.

– За какое время прошел 2 теплоход до встречи (Неизвестно) Ставим знак вопроса во второй столбик в третью строчку.

– Что нам нужно найти? (Через какое время теплоходы встретятся) Что это? (Время) Ставим фигурную скобку и пишем знак вопроса во втором столбике.

– Зная скорость 1 и 2 теплохода, что мы можем узнать? (Общую скорость теплоходов)

– Каким действием узнаем? (Сложением)

– Назовите выражение. (20+25)

– Зная общую скорость и расстояние между пристанями, что мы можем узнать? (Время, через которое встретятся теплоходы)

– Каким действием узнаем? (Делением)

– Назовите формулу. (t=S:V)

– Назовите выражение. (90:45)

-Ответили на вопрос задачи? (Да)

  1. Решение задачи

– Что узнаем, выполнив первое действие? (Общую скорость теплоходов)

– Что узнаем, выполнив второе действие? (Время, через которое встретятся теплоходы)

1) 20+25= 45 (км/ч) – общая скорость теплоходов

2) 90:45= 2 (ч) – время, через которое встретятся теплоходы

             Ответ: 2 часа.

90: (20+25)=2 (ч) – время, через которое встретятся теплоходы

                 Ответ: 2 часа.

Разбор задачи пропорциональное деление

Задача:

Папа купил 3 кг бананов и 5 кг яблок по одинаковой цене. За все фрукты он уплатил 48 рублей. Чему равна стоимость бананов и яблок, если известно, что цена фруктов одинаковая?

  1. Ознакомление с содержанием задачи

– Прочитайте задачу про себя.

– А теперь прочитаем задачу в слух.

– Прочитайте условие задачи.

– Прочитайте требование к задаче.

–  О чем говорится в задаче? (О яблоках и бананах)

– Что о них сказано? (Что папа купил 3 кг бананов и 5 кг яблок по одинаковой цене)

  1. Поиск решения задачи

Цена

Количество

Стоимость

Б

?

Одинаковая

?

3 кг

?

              48 р.

?

Я

5 кг

– Давайте составим краткую запись задачи. Я на доске, а вы в тетради.

– О каких величинах идет речь в задаче? (Цена, количество, стоимость)

– Сколько кг бананов купил папа? (3 кг)

– Это что? (Количество)

– Куда мы это запишем? (Во вторую строчку второй колонки)

– Сколько он купил яблок? (5 кг)

– Это что? (Количество)

– Куда это нужно записать? (В третью строку второй колонки)

– Сколько денег уплатил папа за 3 кг бананов? (Неизвестно)

– Как и куда мы это запишем? (Поставим вопросительный знак в первый столбик – стоимость)

– Сколько денег уплатил папа за 5 кг яблок? (Неизвестно)

– В какой столбик поставим вопросительный знак? (В столбик – стоимость)

– Сколько уплатил папа за всю покупку? (48 р)

– Что это? (Стоимость) Поставим фигурную скобку в третий столбик и запишем 48 рублей

– Сколько стоит 1 кг бананов? (Неизвестно)

– В какой колонке мы поставим вопросительный знак? (В колонке – цена)

– Сколько стоит 1 кг яблок? (Неизвестно)

– В какой колонке мы поставим вопросительный знак? (В колонке – цена)

– Что еще сказано о цене? (Что она одинаковая)

– Давайте запишем это в столбик – цена.

– Можем ли мы сразу найти стоимость бананов и яблок? (Нет)

– Почему? (Потому что мы не знаем цену за 1 кг фруктов)

– А мы можем ее найти? (Нет)

– Почему? (Потому что мы не знаем общее количество фруктов)

– А мы можем его узнать? (Да)

– Как? Каким действием? ( Сложением, к количеству бананов прибавим количество яблок)

– А теперь мы можем узнать цену 1 кг фруктов? (Да)  

– Как? Каким действием? (Делением, общую стоимость фруктов разделим на общее количество)

– А после этого мы сможем узнать стоимость яблок и бананов? (Да)

– Как? Каким действием? (Умножением, сначала умножим цену за 1 кг на количество бананов, а потом умножим цену на количество яблок)

  1. Решение задачи

– Что узнаем, выполнив первое действие? (Общее количество фруктов)

– Что узнаем, выполнив второе действие? (Сколько стоит 1 кг фруктов)

– Что узнаем, выполнив третье действие? (Сколько уплатили за бананы)

– Что узнаем, выполнив четвертое действие? (Сколько уплатили за яблоки)

  1. 3+5=8 (кг.) – общее количество фруктов
  2. 48:8=6 (р.) – цена за 1 кг.
  3. 6*3=18 (р.) – уплатили за бананы
  4. 6*5=30 (р.) – уплатили за яблоки

     Ответ: 18 рублей, 30 рублей.

  1. 48: (3+5)=6 (р.) – цена за 1 кг.
  2. 6*3=18 (р.) – уплатили за бананы
  3. 6*5=30 (р.) – уплатили за яблоки

      Ответ: 18 рублей, 30 рублей.

Разбор задачи на движение

Задача:

Из населенного пункта вышла лодка, за первые 3 часа она прошла 24 км. Сколько км прошла эта же лодка за оставшиеся 5 часов, если скорость оставалась неизменной?

  1. Ознакомление с содержанием задачи

– Прочитайте задачу.

– О чем говорится в задаче? (О лодке)

– О каких величинах идет речь в задаче? (Расстояние, скорость, время)

  1. Поиск решения задачи

V

t

S

1

?

Одинаковая

?

3ч.

24 км.

2

5ч.

?

– С какой скоростью двигалась лодка сначала? (Неизвестно) Ставим знак вопроса в столбик скорость, во вторую строчку.

– С какой скоростью прошла лодка оставшееся время? (Неизвестно) Ставим знак вопроса в столбик скорость, в третью строчку.

– Что еще сказано о скорости лодки? (Что она оставалась неизменной) В столбике скорость пишем, что она одинаковая.

– Сколько часов прошла лодка сначала? (3ч) Что это? (Время) Запишем это в столбик время, во вторую строчку.

– Сколько часов осталось пройти лодке? (5ч) Что это? (Время) Запишем это в столбик время, в третью строчку.

– Сколько прошла лодка за первые 3 часа? (24 км) Что это? (Расстояние) Запишем это в столбик в расстояние во вторую строчку.

– Сколько прошла лодка за оставшиеся 5 часов. (Неизвестно) Что это? (Расстояние) Ставим знак вопроса в столбик расстояние, в третью строчку.

– Зная, пройденное расстояние и время, что мы можем узнать? (Скорость)

– Каким действием узнаем? (Делением)

– Назовите формулу. (V=S:t)

– Назовите выражение. (24:3)

– Зная, оставшееся время и скорость лодки, что мы можем узнать? (Расстояние, пройденное лодкой за оставшееся время)

– Назовите формулу. (S=V*t)

– Назовите выражение. (8*8)

– Ответили на вопрос задачи? (Да)

  1. Решение задачи

– Что узнаем, выполнив первое действие? (Скорость лодки)

– Что узнаем, выполнив второе действие? (Расстояние, пройденное лодкой за оставшееся время)

  1. 24:3=8 (км/ч) – скорость лодки
  2. 8*8=40 (км) – пройденное расстояние за оставшееся время

                 Ответ: 40 км.

       24:3*5=40 (км) – пройденное расстояние за оставшееся время

                 Ответ: 40 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"

Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...

Пьесы современных композиторов в репертуаре ДШИ. Методический разбор пьес Н. Тороповой.

              В настоящее время обучение фортепианному искусству немыслимо без произведений современных композиторов. Каждое произведение...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"

Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора....

План урока на тему "Основные направления работы при разборе камерного произведения" 21.03.2014г.

План открытого урока по дисциплине "Изучение репертуара камерного ансамбля". По учебному плану на данную дисциплину отводится 1 час в неделю на 4 курсе. В соответствии с рабочей программой в...

Конспект урока русского языка. Тема: «Морфологический разбор имени существительного».

Выборочный конспект русского языка по теме  «Морфологический разбор имени существительного». 4 класс....

Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор простого предложения"

Итоговый урок по теме "Простое предложение" поможет проверить и ситематизировать знания обучающихся...

Разбор задач ЕГЭ №17

Разбор задач ЕГЭ №17...