Технология опережающего обучения с использованием опорных схем
статья

Дерезина Ирина Юрьевна
Многие современные образовательные технологии нацелены на то, чтобы максимально способствовать разностороннему развитию. Одна из таких технологий – это технология опережающего обучения с использованием опорных схем, которую разработала педагог-новатор Софья Николаевна Лысенкова. Суть своего методики она изложила в книге, которая так и называется: «Методом опережающего обучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология опережающего обучения с использованием опорных схем С. Н. Лысенковой

В идеале, работа над развитием гармоничной личности должна начинаться задолго до того, как человек поступит в вуз, и независимо от того, будет ли он получать в будущем высшее образование или воздержится. Многие современные образовательные технологии, применяемые в школе нацелены на то, чтобы максимально способствовать разностороннему развитию детей.

Одна из таких технологий – это технология опережающего обучения с использованием опорных схем, которую разработала педагог-новатор Софья Николаевна Лысенкова. Суть своего методики она изложила в книге, которая так и называется: «Методом опережающего обучения» [С. Лысенкова, 1988].

Помимо изложения основ метода, Софья Лысенкова делится личным опытом его применения в младших классах. А для начала давайте изучим концептуальные основы технологии опережающего обучения:

  • Личностный подход в педагогике сотрудничества.
  • Успех как главное условие развития детей в обучении.
  • Комфортная атмосфера в классе, основанная на доброжелательном отношении и взаимопомощи.
  • Приоритет предупреждению ошибок, а не работа над ними.
  • Последовательность и системность изложения учебного материала.
  • Дифференцированный подход и доступные задания для каждого.
  • Постепенный переход к полной самостоятельности.
  • Существенная роль успевающих учеников в обучении отстающих.

Многие принципы кажутся понятными и самоочевидными, однако в контексте технологии опережающего обучения они обретают новое наполнение. Если сказать кратко простыми словами, Софья Лысенкова в своей работе открыла интересную закономерность: для того чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов школьной программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Проще говоря, особо сложные для малышей темы нужно начинать объяснять заранее и постепенно, а не «вываливать» на них весь объем информации за один раз. Как это сделать, если учитель должен работать по утвержденным профильным министерством учебным планам, в котором для каждой темы определены определенные часы?

В этом и состоит талант педагога: ненавязчиво анонсировать будущую тему и презентовать ее как очень интересную, акцентировать внимание детей на тех нюансах изучаемого в данный момент материала, которые потребуются для дальнейшего понимания той самой особо сложной темы, что ждет детей впереди.

Это так называемая «перспективная подготовка», начало попутного прохождения аспектов трудной темы, приближенных к изучаемому в данный момент материалу. Будущую сложную тему учитель начинает объяснять заранее и постепенно, «малыми порциями» за несколько уроков до того, как дети должны будут освоить эту тему в соответствии с учебным планом.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

  • Предварительное знакомство с отдельными аспектами будущей сложной темы.
  • Объяснение новых понятий и терминов, которые нужны будут для понимания будущей темы.
  • Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий у детей на основе уже полученных знаний.

Такое «распределенное усвоение» учебного материала способствует закреплению знаний в долговременной памяти. Этот подход можно условно назвать «пробно-порциональным», и он является одним из «трех китов» на которых держится технология опережающего обучения.

«Вторым китом» технологии опережающего обучения является так называемое «комментируемое управление», когда все происходящее на уроке проговаривается вслух. Тогда детям будет понятнее логика изложения темы и те выводы, к которым нужно прийти в результате изучения темы.

Комментировать нужно буквально все: ход решения каждой задачи у доски, разбор предложения на уроке русского языка и т.д. К слову, комментировать происходящее в классе – решение задачи, разбор предложения, рисование геометрической фигуры – вовсе необязательно должен учитель. Будет даже лучше вызвать к доске кого-то из отличников или хорошистов с тем, чтобы он «прошелся» по всем пунктам темы и пояснил, каким образом нужно прийти к основным выводам по теме.

Такой подход решает сразу несколько задач: показывает ученикам, в том числе отстающим, что усвоение материала – это полностью реально, позволяет отличникам и хорошистам дополнительно развить ораторские способности и навыки выступления перед аудиторией и дает отдохнуть голосовым связкам учителя.

Это, напомним, «второй кит» технологии опережающего обучения с использованием опорных схем. Что такое опорные схемы? А это «третий кит» технологии Лысенковой. Именно в процессе комментируемого управления и рождаются эти самые опорные схемы в виде табличек, карточек, схем, чертежей и прочих форматов представления выводов по итогам изучения той или иной темы.

Софья Лысенкова подчеркивала, что все эти схемы, таблицы, чертежи не должны быть представлены в готовом виде – ученики должны сделать их сами под руководством педагога. Только так дети смогут понять и запомнить материал.

И даже если это не получится у кого-то с первой попытки, при таком подходе будет проще понять, в какой момент ребенок потерял нить рассуждений и что именно ему нужно пояснить для полноты понимания темы. Опорные схемы становятся той самой опорой, на которой держится знание и которая облегчает сам процесс учебы в школе.

В принципе, можно применять такие современные образовательные технологии опережающего обучения и в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), но, разумеется, с поправкой на возраст малышей, отдавая приоритет игровым формам получения знаний. Тем более что современные образовательные дошкольные технологии, такие, как, к примеру, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ставят перед детьми достаточно серьезные задачи и учат их справляться с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Использование инновационных образовательных технологий в обучении иностранному языку

Концепция модернизации российского образования в качестве ведущего подхода в современном образовании предполагает переориентацию воспитательно-образовательного процесса на формирование у школьника не ...

Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО

Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....

К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.

В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И АЛГОРИТМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И АЛГОРИТМОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...