Исследование ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Среди студентов 1 курса
статья

По статистике за последнее десятилетие только около 11% студентов оптимально физически подготовлены. Более 92% студентов физически малоподвижны, 65% студентов имеют выраженное ограничение двигательной активности, у 18% студентов имеются выраженные двигательные нарушения. По многочисленным данным, около 85% студентов имеют недостаточный уровень двигательного развития.

Для повышения уровня здоровья студентов, их физической подготовленности необходимо обеспечить правильное физическое воспитание, одной из основных задач, которого является оптимальное развитие физических качеств человека.

Возрастающие требования к физическому воспитанию студентов требуют поиска новых путей и методических приемов, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности. В процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо такое достижение физической кондиции у студентов, которое сохраняет и формирует высокий уровень здоровья, поддерживает физическое развитие и физическую подготовленность.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Легкоатлетические упражнения способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья. Легкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программу физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в тренировочный процесс во всех видах спорта, в занятия физической культурой людей всех возрастов.

Благодаря легкоатлетическим упражнениям развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно-сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Важно, что легкая атлетика не требует специальных условий для занятий и дорогостоящего спортивного инвентаря. Упражнения могут выполняться на любой местности, стадионы, залы, площадки, парковые зоны и т.д.

Таким образом, средства легкой атлетики легкодоступны, и необходимы для нормального функционирования всех систем организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_ozo_maksimova_27.04.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА

1.1 Содержание процесса физического воспитания у студентов первого курса колледжа……………………………………………………….

5

1.2 Развитие физических качеств у студентов колледжа…………….

7

1.3 Анатомо-физиологические особенности студентов первого курса колледжа………………………………………………………………...

13

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1 Методика развития физических качеств средствами легкой атлетики у студентов первого курса колледжа……………………………...

21

2.2 Оценка уровня развития физических качеств у студентов первого курса колледжа……………………………………………………….

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................

29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. По статистике за последнее десятилетие только около 11% студентов оптимально физически подготовлены. Более 92% студентов физически малоподвижны, 65% студентов имеют выраженное ограничение двигательной активности, у 18% студентов имеются выраженные двигательные нарушения. По многочисленным данным, около 85% студентов имеют недостаточный уровень двигательного развития.

Для повышения уровня здоровья студентов, их физической подготовленности необходимо обеспечить правильное физическое воспитание, одной из основных задач, которого является оптимальное развитие физических качеств человека.

Возрастающие требования к физическому воспитанию студентов требуют поиска новых путей и методических приемов, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности. В процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо такое достижение физической кондиции у студентов, которое сохраняет и формирует высокий уровень здоровья, поддерживает физическое развитие и физическую подготовленность.

Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Легкоатлетические упражнения способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья. Легкая атлетика – часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программу физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в тренировочный процесс во всех видах спорта, в занятия физической культурой людей всех возрастов.

Благодаря легкоатлетическим упражнениям развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно-сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Важно, что легкая атлетика не требует специальных условий для занятий и дорогостоящего спортивного инвентаря. Упражнения могут выполняться на любой местности, стадионы, залы, площадки, парковые зоны и т.д.

Таким образом, средства легкой атлетики легкодоступны, и необходимы для нормального функционирования всех систем организма.

Цель исследования: изучить содержание средств легкой атлетики, направленных на развитие физических качеств студентов первого курса колледжа.

Объект исследования: процесс физической подготовки студентов первого курса колледжа.

Предмет исследования: физические качества студентов первого курса колледжа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие Задачи исследования:

1. Изучить содержание процесса физического воспитания у студентов первого курса колледжа.

2 Изучить особенности развития физических качеств у студентов колледжа.

3. Изучить анатомо-физиологические особенности студентов первого курса колледжа.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

Гипотеза исследования: подразумевается, что развитие физических качеств средствами легкой атлетики позволит улучшить физическую подготовленность студентов первого курса колледжа.

ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА

1.1 Содержание процесса физического воспитания у студентов первого курса колледжа

Положительное влияние физической активности на здоровье человека уже давно не подлежит сомнению. Кроме того, хорошая физическая форма помогает человеку избежать многих заболеваний, способствует активности таких психических процессов, как мышление, внимание, память, восприятие. Именно поэтому физическое воспитание всегда занимало особое место в системе российского образования.

Содержание физического воспитания в профессиональных учебных заведениях призвано формировать у учащихся осознанное понимание важности и необходимости физического воспитания. Однако этого можно добиться при наличии у студентов интереса к физической активности и соответствующей мотивации, а также при получении преподавателями достоверной информации о предпочтениях студентов по видам и формам спортивной деятельности.

Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения согласно расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания обучающихся. Содержание учебного материала каждого его раздела имеет преемственность с программой физического воспитания средней школы.

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления его здоровья, но и сферой общения и проявления социальной активности людей. Физические упражнения и спорт влияют на многие стороны жизни человека: авторитет и положение в обществе, образовательную деятельность, формирование и развитие эстетических идеалов и ценностных ориентаций [1].

В процессе обучения студентов в колледже на уроках физического воспитания решаются следующие задачи:

- образовательные: способствовать гармоничному развитию и развитию умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противодействия стрессам;

- оздоровительные: способствовать освоению комплексных физических упражнений оздоровительной и коррекционной направленности с учетом индивидуального физического развития, развития интересов к культуре телосложения и культуре движений;

- воспитательная: повышение работоспособности и включение в активную спортивную и физкультурную деятельность.

Основные разделы программы:

1. Уроки физкультуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка – развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных навыков и прикладных навыков (объем на первом и втором курсах обучения 30-40% времени, а на третьем – 50-60%), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, художественной гимнастики (девушки).

Дополнительные занятия проводятся для студентов с недостаточным физическим развитием и плохой физической подготовкой. Они назначаются один раз в неделю после окончания основных занятий по дополнительному расписанию и организуются для студентов, не занимающихся в спортивных секциях и фитнес-группах.

2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физические упражнения на длительных (подвижных) переменах (комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера, и т. д.),

3. Физическое воспитание в свободное время:

Самостоятельные занятия физической культурой, занятия в группах (секциях) общей физической подготовки, занятия в спортивных и туристических секциях, участие в соревнованиях.

4. Массовые спортивно-туристские мероприятия:

- физкультурно-оздоровительные дни, в которых принимает участие весь контингент образовательного учреждения;

- соревнования по видам спорта;

- туризм: пешие походы, туристские слеты и соревнования (по туристскому мастерству, по туристическому снаряжению и по спортивному ориентированию).

Главным результатом и основными критериями эффективности физического воспитания в колледжах являются состояние здоровья и уровень физической подготовленности, согласно требованиям программы физического воспитания студентов, а также изучаемых ими профессий.

1.2 Развитие физических качеств у студентов колледжа

В процессе проведения занятий по физической культуре у студентов колледжа решается сразу несколько задач. Одной из наиболее важных задач является развитие физических качеств.

В контексте нашего исследования необходимо уточнить подходы к определению понятия «физические качества», учитывая употребление в литературе терминов «двигательные способности» и «физические способности».

Физические качества – это врожденные морфофункциональные качества (анатомические и физиологические), развивающиеся в процессе физического воспитания посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна двигательная активность человека, проявляющаяся в соответствующей двигательной активности [2, с. 9-10].

Физические способности – это индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных способностей человека, с которыми связана успешность какой-либо деятельности. Вопросы развития физических качеств у студентов следует рассматривать в соответствии с возрастом, по полу, психофизиологическим особенностям, с учетом средств, методов, форм физической активности [6, с. 59-60].

Физические качества, которые развиваются у студентов средствами физического воспитания в колледже:

1. Сила.

Под силой человека понимают способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду – при метаниях, собственному телу – при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Такими силами могут быть внешние воздействия, например, удар соперника в боксе, а также вес собственного тела или его части – удержание угла в висе.

Средствами развития силы являются различные упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1) с внешним сопротивлением (тяжестями, резиновыми амортизаторами или жгутами, эспандерами и т.д.);

2) с преодолением собственного веса (гимнастические упражнения, прыжки и т.д.);

3) изометрические (статические) упражнения.

Применяются следующие методы развития силы:

  1. Метод повторных нагрузок – повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»);
  2. Изометрический (иначе его называют «удерживающий»);
  3. Метод максимальных нагрузок - поднимание предельного веса.

2. Быстрота.

Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. К скоростным характеристикам двигательных действий относятся:

1) быстрота одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

2) частота движений;

3) быстрота двигательной реакции.

Установлено, что время реакции не связано с быстротой одиночного движения и с максимальной частотой движений. Можно обладать хорошей реакцией на сигналы, но иметь малую частоту движений, и наоборот.

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:

1) собственно скоростные упражнения;

2) общеподготовительные упражнения;

3) специальные подготовительные упражнения.

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.). Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилиями, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых или звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, Кроме того, применяются облегченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий.

Различают пять основных методов развития быстроты:

1) Повторный метод;

2) Сопряженный метод;

3) Метод круговой тренировки;

4) Игровой метод;

5) Соревновательный метод.

3. Выносливость.

Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения ее интенсивности.

Развитие выносливости – это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Измеряется выносливость временем выполнения работы без снижения интенсивности. Поскольку интенсивность работы может быть разной, выведены соотношения между интенсивностью работы и длительностью ее выполнения. В общем виде кривая, отражающая это соотношение, показывает: чем интенсивнее деятельность, тем ниже выносливость человека.

Наиболее доступные средства воспитания общей выносливости - ходьба, кроссовый бег, прыжки, спортивное ориентирование на местности, лыжные гонки, плавание, спортивные и подвижные игры, велосипедный спорт, гребля, ритмическая гимнастика.

Основными методами развития общей выносливости являются:

  1. метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
  2. метод повторного интервального упражнения;
  3. метод круговой тренировки;
  4. игровой метод;
  5. соревновательный метод.

4. Ловкость.

Под ловкостью понимается совокупность координационных способностей. Одной из этих способностей является быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации.

Средствами развития ловкости являются элементарные подвижные и спортивные игры, элементы акробатики, специальные координационные упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и т. д.). Упражнения на ловкость обязательно должны быть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

Основные методы развития ловкости:

1) повторный; 

2) интервальный; 

3) игровой; 

4) круговой тренировки; 

5) соревновательный.

5. Гибкость – морфофункциональное двигательное качество. С одной стороны, она определяется строением сустава, эластичностью связок, с другой – эластичностью мышц, которая зависит от физиологических и психологических факторов. Подвижность в суставах увеличивается при повышении температуры мышц в результате их работы (увеличение температуры мышц приводит к повышению их эластичности), при эмоциональном возбуждении, например, во время соревнований, при высокой температуре внешней среды.

Средства воспитания гибкости:

  1. Активные упражнения – движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи).
  2. Пассивные упражнения – движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы.

Основными методами развития гибкости являются: 

  1. Непрерывный с пассивной нагрузкой (статический); 
  2. Повторный активный (динамический); 
  3. Статико-динамический. 
  4. В качестве развития и совершенствования гибкости используется также игровой и соревновательные методы.

Для повышения мотивации, интенсивности занятий физической культурой, развития физических качеств учащихся и формирования умений обучение должно строиться на четких методах, методах, которые в совокупности выстраиваются в четко организованную и устоявшуюся методику обучения учащихся. Поэтому большое значение имеет дальнейшее развитие средств, методов и форм организации непосредственно в период занятий физической культурой [2, с. 27-28].

Стремление сделать много за минимальный период времени и повысить физическую подготовленность обучающихся, по сути, приводит к низкому качеству учебного процесса, поэтому в последнее время широко применяется метод круговой тренировки. Данный метод имеет особое значение, так как позволяет заниматься одновременно и самостоятельно большому количеству учащихся, используя простейшие упражнения, максимальное количество инвентаря и оборудования. В зависимости от поставленных задач можно планировать в разных частях занятия, а построение также будет зависеть от контингента обучающихся, года обучения, физической подготовленности и уровня технической подготовленности каждой группы [4, с 76-77].

Включение занятия кругового метода тренировки заключается в: подготовке организма обучающихся к предстоящей интенсивной работе, которая требует больших усилий, усилий по овладению определенными навыками и навыками различных движений и носит характер суммирующих упражнений; развитие физических качеств в условиях ограниченного и жесткого регламента при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений; повышение двигательной плотности, за счет повышения интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния учащихся; насыщенность комплексами общеразвивающего характера силовой направленности, органически связанными с профессионально-прикладной и специальной подготовкой; повышение эффективности усвоения программного материала, совершенствование, закрепление и повторение изученного материала [3, 92с].

Одно из основных условий высокой эффективности системы развития физических качеств студентов первых курсов колледжа заключается в строгом учете возрастных анатомо – физиологических особенностях, характерных для отдельных этапов развития подростков.

1.3 Анатомо-физиологические особенности студентов первого курса колледжа

Согласно возрастной периодизации 16-летний возраст относится к концу подросткового возраста. Для более точной оценки развития наряду с календарным (паспортным) возрастом рекомендуется учитывать так называемый биологический возраст. Это связано с тем, что каждому организму свойственна только присущая ему скорость развития. Вот почему сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с календарным возрастом. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и др.), срокам окостенения скелета («костный возраст»), степени полового созревания и др.

Известно, что женщины отличаются от мужчин как строением тела, так и функционированием организма. Наиважнейшая функция женского организма – детородная. К тому же женский организм обладает биологической особенностью – наличием сложной по своей нейрогуморальной регуляции менструальной функции, цикличность которой оказывает существенное влияние на весь организм.

В основе отличия в строении тела женщин от тела мужчин лежит меньшая величина антропометрических показателей, характеризующих уровень физического развития, и показателей, отражающих функциональное состояние органов и систем организма.

Биологическое созревание женского организма достигается к 17-18 годам, тогда как рост тела и окостенение скелета завершается к 19-20 годам.

К 16-17 годам процесс роста тела в длину у юношей и девушек замедляется, а рост тела и его звеньев в ширину интенсифицируется. В среднем юноши превосходят девушек в росте на 8-16 см, что обуславливает у них большую массу тела.

У девушек ноги относительно короче, а туловище длиннее, чем у юношей, грудная клетка короче и шире, плечи уже, а таз шире, центр массы тела у них располагается ниже. Длина туловища у девушек составляет 37,8 % от общего роста, а у юношей – 35,9 %. При этом поясничная область позвоночника у девушек длиннее, чем у юношей, а грудная – короче. Поясничный изгиб у девушек выражен сильнее.

На определенных этапах возрастного развития детям свойственны специфические особенности высшей нервной деятельности. К 16-17 годам завершается развитие центральной нервной системы. Аналитическая деятельность коры головного мозга достигает высокого уровня развития, что приводит к качественным изменениям характера психической деятельности. Повышается уровень аналитической и синтетической активности коры головного мозга, усиливается функция генерализации, возрастает роль речевых сигналов, уменьшается латентный период речевого раздражителя. Повышается внутренняя заторможенность, нервные процессы становятся более уравновешенными. Формирование электрической активности коры головного мозга подходит к концу, в 16-17 лет ее деятельность становится вполне зрелой.

Гормональный дисбаланс прекращается, устраняется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, улучшается состояние центральной нервной системы. Сердце мальчиков по объему и весу на 10-15% больше, чем у девочек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сокращения сердца сильнее, что вызывает больший выброс крови в сосуды и повышение артериального давления.

В 17 лет улучшается память, нервная деятельность достигает совершенства, организм считается зрелым. Особенностью обмена веществ и энергетики юношей 17 лет является то, что значительная часть вырабатываемой энергии идет на пластические процессы. Следовательно, во время спортивной деятельности потребление энергии связано не только с необходимостью пополнения ее источников, но и с процессами роста и развития. Главной особенностью обмена и энергетики является преобладание анаболизма над катаболизмом, продолжающееся до восемнадцати лет. Особенности обмена веществ требуют соответствующего питания. В раннем онтогенезе несбалансированное или недостаточное питание приводит к замедлению развития мозга и даже к уменьшению числа нейронов и невралгических клеток. При этом в дальнейшем эти изменения не компенсируются – у этих лиц снижается память и способность ко всем видам обучения, в результате чего страдает интеллект в целом.

Гормоны играют чрезвычайно важную роль в развитии организма. Зрелые сперматозоиды появляются в 10-15 лет, преобладают в 17 лет, когда концентрация тестостерона соответствует таковой у взрослого мужчины. К 17 годам у юношей происходит окончательное рассасывание уплотнений в молочных железах, усиление роста волос на лице, начало оволосения тела, остановка роста костей скелета тела. В остальном гормональный фон мальчиков 17 лет соответствует гормональному фону взрослого человека.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности женщин при планировании физических нагрузок с учетом фаз менструального цикла.

Выяснено, что с 10-го по 16-й день цикла (т. е. в процессе овуляции) у женщин увеличивается выброс лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). В этот период организм ослабевает и необходимо индивидуализировать тренировочный процесс. К концу цикла (за 8-10 дней) увеличивается выброс другого гормона – прогестерона (продукта желтого тела), самочувствие улучшается, и в этот период тренировочные нагрузки можно увеличивать как по объему, так и по интенсивности.

Развитие опорно-двигательного и связочного аппарата у юношей этого возраста еще не завершено. Рост мионов в длину осуществляется за счет точек роста на концах волокон, прилегающих к сухожилиям. К миофибриллам на концах прикрепляются новые саркомеры (длина самих саркомеров не меняется). Рост миона в толщину происходит за счет увеличения в нем числа миофибрилл. Если в подростковом возрасте мышцы-сгибатели развивались особенно быстро, то в 16-17 лет их догоняют в развитии разгибатели. Общая мышечная масса значительно увеличивается, достигая 40% от общей массы тела. Костная система приобретает достаточную прочность. В химическом составе костей увеличивается содержание солей кальция, фосфора и магния. Особенно интенсивно в этом возрасте происходит увеличение мышечной силы, но лишь к восемнадцати годам юноши приближаются к нижней границе взрослых показателей.

У девушек в этом возрасте заканчивается процесс срастания тазовых костей, окостенение стопы и кисти. Кости становятся более толстыми и прочными, однако костная система у девушек развита слабее, отдельные кости меньше и тоньше. Наиболее существенное отличие в анатомическом строении тела девушек – в тазовой области: таз короче и шире. Особая конфигурация и размеры таза образуют защитное костное кольцо для внутренних половых органов и для ребенка в период его внутриутробного развития. 

К 17 годам у юношей полностью формируется система крови, окончательно определяется тип дыхания (брюшной), формирование всех видов кожной чувствительности и развитие всех остальных анализаторов.

Масса сердца у девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей и, следовательно, меньше объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении.

Количество максимального потребления кислорода у женщин ниже, чем у мужчин. Меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в артериальной крови женщин предполагает более низкие у них аэробные возможности.

В возрасте 16-17 лет оссификация позвоночника еще далека от завершения, поэтому детям следует избегать чрезмерных нагрузок на позвоночник, особенно при поднятии тяжестей. Кроме того, частое применение максимальных нагрузок может привести к уплощению стоп. Особенностями 17-летних мальчиков являются типичные для этого возрастного этапа проблемы и, прежде всего, потребность занять внутреннюю позицию взрослого, самоидентифицироваться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое предназначение в жизнь.

В 16-17 лет завершается формирование познавательной сферы.

Значительные изменения в этом возрасте происходят в умственной деятельности, а также в характере умственной работы. Дети 16-17 лет начинают понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) параметры движения, выполнять двигательные действия в целом. Осмысленное восприятие, выполнение упражнений по его словесному описанию, умение самостоятельно разделять сложное двигательное действие на фазы и элементы, более высокая способность к концентрации внимания - эти и другие психические процессы позволяют юношам 16-17 лет глубоко анализировать технику выполнения упражнения. изучают двигательные действия, выявляют ошибки, допущенные при выполнении движений. Благодаря высокому уровню развития психических процессов у молодых у мужчин 16-17 лет выражено стремление к самосовершенствованию и самопознанию, сознательному обучению и обучению. Мотивы удержания внимания в рассматриваемой возрастной группе детей более длительны, чем в более раннем возрасте. В этом возрасте они более внимательны не только при показе, но и при объяснении, а также при изложении теоретических вопросов.

Как отметил Э. Л. Ильинич, эмоции юношей 16-17 лет становятся более устойчивыми, появляется способность к сопереживанию, увеличивается количество переживаемых чувств, возникает юношеская любовь, несущая оттенки лиризма, мечтательности, искренности. Поддержка этого здорового чувства и уважение к нему со стороны взрослых побуждают юношей стремиться к преодолению своих недостатков, развитию положительных качеств личности, совершенствованию своих физических качеств и совершенствованию телосложения. Эстетические чувства интенсивнее, чем раньше, они способны замечать лучшее, что происходит вокруг их действительности. С одной стороны, это способствует развитию отзывчивости, чувства красоты, чувствительности, а с другой стороны, может привести к оригинальности, незрелости и неправильности эстетических представлений.

Таким образом, средства легкой атлетики, направленные на физическое воспитание подростков 16-17 лет благотворно влияют на развитие физических качеств.

ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1 Методика развития физических качеств средствами легкой атлетики у студентов первого курса колледжа

Для повышения уровня физической подготовленности студентов колледжа мы предлагаем следующее содержание вариативной части программы с использованием средств легкой атлетики.

В экспериментальной группе в течение всего учебного цикла будет применяться разработанная вариативная программа для развития физических качеств средствами легкой атлетики, а именно часть программы содержащая узконаправленные упражнения для развития быстроты, скоростных способностей, силовых способностей и ловкости.

Для развития быстроты будут использоваться упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц. Для развития скоростных способностей упражнения, связанные с развитием быстроты двигательной реакции. Для развития ловкости будут использоваться более сложные ОРУ и специальные упражнения, элементы акробатики. Для развития силы будут использоваться упражнения, связанные с преодолением собственного веса, а также парные упражнения.

Рассмотрим их подробнее.

1. Упражнения для развития динамической и взрывной силы мышц.

Упражнениями для мышц ног скоростно-силового характера являются беговые и прыжковые упражнения. Они являются универсальными средствами физической культуры и используются во всех специальностях для развития скоростных и силовых способностей. Необычной формой развития взрывной силы ног является толчок набивного мяча из положения лежа, ноги согнуты в коленных суставах, набивной мяч расположен на внутренней стороне стоп.

Беговые упражнения. В их основе лежат циклически повторяющиеся периоды бегового шага (период полета и период опоры). Существует большое количество разновидностей бега для развития скоростных и силовых способностей:

- бег в гору (чем больше угол наклона, тем большую силу необходимо приложить);

- бег вверх по лестнице (шаг за шагом, два шага за раз);

- бег по лестнице, выполняемый с партнером на спине;

- выполнение упражнений на сопротивление с партнером. Например, когда один из партнеров стремится бежать в максимально возможном темпе, а другой противодействует этому, вставая к нему спиной или лицом.

Одним из проявлений взрывной силы является скорейший набор скорости. Для этих целей лучше использовать разные эстафеты. Они позволяют в духе соревновательности и эмоциональности совершенствовать скоростные и силовые способности при наборе скорости из разных стартовых позиций. Эти способности также можно улучшить, занимаясь челночным бегом. Варьирование нагрузки в челночном беге может осуществляться количеством оборотов на дистанции. Обычно используются короткие отрезки и количество прогонов в районе 3-5 раз. В челночном беге необходимо обращать внимание на технику поворотов и скорость набора скорости.

Прыжковые упражнения являются одним из наиболее универсальных средств физического воспитания, которое используется для развития взрывной силы и прыгучести.

Специфика этого вида спорта обусловливает необходимость использования в процессе физического воспитания большого количества прыжков. Так, для улучшения результатов в прыжках в длину упор при подборе средств будет делаться (исходя из кинематической структуры соревновательного двигательного действия) на толчке вперед, а в прыжках в высоту – на развитие взрывной силы, упор при подборе средств будет сделан на отжимание вверх. При этом по мере развития взрывной силы мышц ног для выполнения атакующего удара в волейболе упор в технике будет делаться на перевод горизонтальной составляющей исключительно в вертикальную (необходимо тренироваться при выполнении прыжков на приземлиться в том месте, откуда осуществляется отталкивание). При развитии взрывной силы ног у спринтера упор будет делаться на максимально быстрое преодоление короткой дистанции с умеренной длиной шага [4, с. 99].

Варианты прыжковых упражнений:

- прыжки на одной и двух ногах в различных сочетаниях на месте и с движением по прямой ровной поверхности;

- прыжки через предметы (набивные мячи, гимнастические скамейки, барьеры). Прыжки через предметы могут выполняться как в более мягком варианте (когда, например, после прыжка через мяч происходит несколько или один небольшой прыжок вперед), так и в жестком варианте (когда мячи или барьеры установлены на таком расстоянии, что после перепрыгивая через один предмет, сразу происходит перепрыгивание через другой);

- прыжки на пьедестал и спрыгивание с него. Увеличение высоты тумбы, а также расстояния между тумбами может быть частью арсенала повышения нагрузки;

- прыжки вверх по лестнице на двух ногах и на одной ноге (прыжки на каждой ступеньке или по одной ступеньке);

- прыжки на скакалке с упором на максимальное подпрыгивание вверх, с подтягиванием колен как можно ближе к туловищу или с необходимостью выполнить два-три оборота скакалки вокруг себя после одного прыжка вверх;

- прыжки с отягощениями (например, гантелями или утяжелителями для ног) или с сопротивлением партнера. В таком виде прыжки можно выполнять как на двух ногах, так и на одной ноге. При этом один из партнеров оказывает давление на плечи выполняющего прыжки. Причем сила этого давления может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Специализированные прыжковые упражнения могут использоваться на кафедрах спортивного совершенствования колледжа, на которых одновременно решаются задачи технической и физической подготовки. Например, имитация блока (на месте и в сочетании с движением), имитация нападающего удара после имитации блока в волейболе, выполнение прыжков в легкой атлетике, сочетающих различные комбинации прыжка, шага и прыжка.

В качестве тестов в средних учебных заведениях широко используются (при соблюдении условий) такие упражнения, как прыжок в длину с места, прыжок в длину и высоту с разбега, тройной, пяти- и десятиметровый прыжок.

2. Упражнения для развития скоростных способностей упражнения, связанные с развитием быстроты двигательной реакции.

- Прыжки со скакалкой.

- Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130 градусов. Усложнить упражнение можно пасом мяча.

- Ловля мяча с кувырком.

- Отжимания с хлопком.

- Челночный бег с перекладыванием предметов (мячей).

- Ловля двух мячей от стены (Вместо стены можно выполнять в паре).

- Запрыгивания на возвышенность с разворотом корпуса (лучше всего использовать разную высоту из трех тумб).

- Бег с резким изменением направления по команде.

- Бег спиной с разворотом (по хлопку спортсмен разворачивается лицом вперед, по следующему хлопку – спиной вперед).

3. Упражнения для развития ловкости с элементами акробатики.

Гимнастические вольные упражнения для развития сложной координации движений.

Акробатические упражнения (прыжки, кувырки, перевороты, перекаты с простыми сочетаниями из этих элементов).

Различные упражнения в лазании (лазание в висе, смешанном висе или упоре, перелезании и т. п.).

Упражнения в балансировании на уменьшенной площади опоры (гимнастическом бревне, на рейке перевернутой гимнастической скамейки и т. д.).

Упражнения в перебрасывании, ловле различными способами малых набивных и теннисных мячей.

Прыжки в высоту и длину с места, разбега, тройной.

Эстафеты комбинированные, включающие бег, прыжки, лазание, перелезания, подползание, переноску предметов.

Подвижные и спортивные игры с мячом.

4. Упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственного веса.

– упражнения, при которых мышечное усилие создаѐтся за счѐт поднятия, опускания, удержание веса собственного тела (подтягивание на перекладине, отжимания на брусьях, удержание равновесия в позе «ласточка» и др.);

– упражнения, при которых собственный вес спортсмена отягощается весом специальных предметов (пояс с утяжелением, тяжѐлые манжеты и др.);

– упражнения, при которых вес спортсмена уменьшается за счѐт использования дополнительной опоры;

5. Упражнения для развития гибкости.

– Упражнения для развития гибкости на полу (барьерный сед, наклоны туловища вперед, разведение и сведение ног, разведение ног вперед-назад до положения продольного «шпагата»);

– Упражнения на гимнастической скамейке;

– Упражнения с опорой на барьер (боком к барьеру, придерживаясь рукой за планку махи левой и правой ногой в переднезаднем направлении, стать лицом к барьеру, одна нога, согнутая в коленном суставе, находится на барьере продвижение таза вперед с одновременным подниманием на носок опорной ноги).

2.2 Оценка уровня развития физических качеств у студентов первого курса колледжа

Для оценки уровня развития физических качеств у студентов первого курса колледжа используются следующие контрольные упражнения:

  • бег на 100 м;
  • челночный бег 6х10
  • прыжок в высоту с места;
  • прыжок в длину с места;
  • подтягивание на перекладине (юноши), сгибание и разгибание рук в упоре (девушки).

В таблице 1 представлены нормативы для юношей и девушек.

Таблица 1 – Нормативы для юношей и девушек программе по ФК колледжа

Контрольные упражнения

оценка

5

4

3

юн

дев

юн

дев

юн

дев

Бег 60 м

8.2

8.8

8.6

9.0

9.0

9.5

Бег 100 м

13.2

14.2

13.6

14.6

14.0

15.3

Бег 500 м

1.30

2.00

2.00

2.30

2.10

3.00

Бег 800 м

2.40

-

3.00

-

3.20

-

Бег 1000 м

3.20

4.00

3.40

4.20

4.00

4.30

Бег 2000 м

-

11.00

-

13.00

-

б/в

Бег 3000 м

13.00

-

14.00

-

б/в

-

Челночный бег 3х10 м

7.3

8.4

7.7

9.2

8.0

9.5

Прыжок в длину с места (см)

220

170

210

160

200

150

Прыжок в длину с разбега (см)

420

340

400

320

380

300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и умения использовать разнообразные средства физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности и жизнь.

В процессе обучения в колледже курс физического воспитания предусматривает решение следующих учебных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержанию высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- комплексная физическая подготовка студентов;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом специфики их будущей работы и обучения;

- воспитание у студентов убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Занятия физической культурой в колледже направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует развитию у студентов потребности в постоянных физических упражнениях. самосовершенствование и самообразование.

Учебный материал программы разделен на следующие разделы: Обучающие занятия. Тренировочные занятия проводятся на учебных отделениях, по которым закреплены обучающиеся: базовые, спортивные, специальные.

Основная цель данного направления – использование различных средств и методов физического воспитания для оптимального развития физических качеств и формирования мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физической культурой.

2. В юношеском возрасте в результате созревания опорно-двигательного аппарата достигается высокое совершенство движений. Создается основа формирования наиболее сложных их форм, четкой ориентации во времени и пространстве, с максимальной выраженностью различных проявлений силы, ловкости, гибкости, выносливости и быстроты. В этом возрасте наиболее важно дозировать физическую нагрузку, так как в дальнейшем это может привести к различным сбоям систем организма.

3. В период обучения происходит интенсивное развитие, формирование и созревание организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоравливающие.

Возраст 16-17 лет оптимально подходит для занятия спортом. Именно в этом возрасте студенты полны сил и энергии, полны желанием осуществить свои цели и идеалы. В возрасте 16-17 лет доступны самые сложные виды профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аршинник, С.П. Мониторинг физического состояния школьников : учеб.-метод. пособие / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев. – Краснодар : [б. и.], 2015. – 66 с.
  2. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – 160 с.
  3. Банникова, Т.А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта : учеб.-метод. пособие / Т.А. Банникова. – Краснодар : [б. и.], 2016. – 175 с.
  4. Бишаева, А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.
  5. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. – М.: Альфа-М, 2017. – 352 c.
  6. Буров А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохина. – Чебоксары: Среда, 2020. – 192 с.
  7. Виленская, Т.Е. Эффективность уроков физической культуры Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 1. – С. 2-6.
  8. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
  9. Гелецкая, Л.Н. Физическая культура студентов специального учебного отделения: Учебное пособие / Л.Н. Гелецкая, Д.А. Шубин, И.Ю. Бирдигулова. – М.: Инфра-М, 2015. – 472 c.
  10. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. – РнД: Феникс, 2019. – 283 c.
  11. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КноРус, 2016. – 224 c.
  12. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. – М.: Юнити, 2016. – 208 c.
  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Санкт-Петербург: Лань, 2017. – 160с.
  14. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 c.
  15. Муллер, А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
  16. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2018. – 288 c.
  17. Сысоев, С.П. Уровень физического развития студентов при различных двигательных режимах // Альманах мировой науки. – 2016. – № 2-2. – С. 85-87.
  18. Ярлыкова, О.В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35.
  19. Аверьянова, Н. А. Развитие силовой выносливости [Электронный ресурс]/ URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25882921.
  20. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки: учебник [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php
  21. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки: учебное пособие [Электронный ресурс] /URL:http://biblioclub.ru/index.php
  22. Жуков, В. И. Применение тренажерных устройств для развития специальной силы в учебно-тренировочном процессе спортсменов [Электронный ресурс] /URL:https://elibrary.ru/item.asp? id=17966252.
  23. Корягина, Ю. В. Физиология силовых видовспорта: учебное пособие [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=274604.
  24. Методика развития взрывной силы ног. [Электронный ресурс]  URL:http://www.iron-health.ru/programmy-trenirovok/metodika-razvitiya-vzryvnoj-sily-nog.html.
  25. Tеория и практика физической культуры. [Электронный ресурс] URL: http://tpfk.infosport.ru
  26. Физическая подготовка в процессе физического воспитания студентов в вузе, эффективно формирующая комплекс личностных и психофизиологических качеств, необходимых специалисту в области управления в его профессиональном труде. [Электронный ресурс]  URL:http://vuzirossii.ru/.
  27. Физическая культура и спорт [Электронный ресурс] URL:http://pro-wushu.ru/content/fizicheskaya-kultura-i-sport.
    27. Физкультура и спорт: описание и в чем заключается разница. [Электронный ресурс] URL:
    https://vchemraznica.ru/fizkultura-i-sport-opisanie-i-v-chem-zaklyuchaetsya-raznica/.
  28. Физическая культура студента. [Электронный ресурс] URL:http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set.
  29. Фискалов, В. Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454239.
  30. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ [Электронный ресурс] URL:http://lib.sportedu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения дифференцированного зачета по "физической культуре" для студентов 1 курса всех специальностей.

Модульная педагогическая технология позволила представить рассматриваемую учебную дисциплину в виде макромодулей, которые содержат несколько простых модулей, составляющих основу курса и содержат ряд т...

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

паспорт рабочей программы по физической культуре для студентов первого курса

паспорт рабочей программы по физической культуре для студентов первого курса...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...

Конспект занятия по физической культуре с элементами детского фитнеса (с использованием фитболов)

Коррекция нарушения осанки посредством гимнастических мячей (фитболов)...