Доклад «Профессионально-трудовое обучение, как эффективное средство социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ»
опыты и эксперименты

С.В. Журавлёва

  Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессионально-трудовое обучение, как эффективное средство социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ»

Л.С. Выготский в своих трудах, посвященных развитию личности умственно отсталого ребенка, говорил о том, что «Путь развития отсталого ребенка лежит через сотрудничество, социальную помощь другого человека, который вначале является его разумом, его волей его деятельностью…»

Отсюда вытекает необходимость не простого совершенствования учебно-воспитательного процесса, а создание качественно новой системы формирования личности выпускника специальной (коррекционной) школы.

Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с ОВЗ в трудовой и познавательной деятельности.

Ценность уроков трудового обучения состоит в том, что здесь обучающиеся не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

Основная задача трудового обучения – вооружить учащихся доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях трудового коллектива.

На занятиях в 5 классе работу начинаем со стежков, знакомимся с правилами раскроя, способами перевода линий и т.д. Учимся работать с технологическими картами, действовать по алгоритму, инструкции, плану, составленному учителем.

В 6 классе продолжается работа по усвоению терминологии, основных терминов и понятий образовательной области «Швейное дело». Для этого используются учебно-наглядные пособия, игры, алгоритмы, опорные слова, словарная работа. Для успешного выполнения учащимися практической работы, необходимо представлять, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму.

В начале обучения, выполнение каждой операции объясняется и отрабатывается отдельно, чередуется показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии.

Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом.

Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта используются возможности микросоциума. Это экскурсии в магазин тканей, в ателье и профессионально техническое училище. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать речевой запас учащихся.

Начиная с 6 класса, на уроках и во внеклассной деятельности учащихся включаются в процессы проектирования, конструирования, моделирования. В это время у учащихся формируются такие качества, как умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело, внимание, самоконтроль и взаимоконтроль.

В старших классах проектная деятельность начинается с уроков моделирования. На первом этапе учащиеся работают с журналами мод, где выбирают модели. Делают эскиз понравившейся модели.

Когда работа закончена, проект нужно защитить. Дети учатся делать выступление, защищая проект. На данном этапе формируются коммуникативные навыки – способность вступать в общение с целью быть понятым.

На всех ступенях обучения учащихся швейному делу активно используются ИКТ

В 5-6 классах компьютер используется в качестве наглядного средства обучения.

В 6-7 классах начинается использование компьютера для самостоятельных работ.

В 8-9 классах, компьютер незаменимый помощник учащихся, для работы над проектом. Использование компьютерных технологий делает работу над проектом более доступной и привлекательной для учащихся позволяет сформировать у них информационную компетенцию.

В 9 классе на уроках швейного дела большое количество часов отводится на самостоятельную работу, практическое повторение, подготовку учащихся к экзамену. Идет подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Происходит окончательное самоопределение учащихся, их успешная социализация, которая позволит им найти свое место в жизни.

Занимаясь вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, шитьѐм мягкой игрушки, учащиеся приобретают навыки обустройства быта, развивают эстетический вкус, учатся понимать красоту. Занятия экономического практикума «Что дешевле: сшить самому или купить в магазине?», «Вторая жизнь вещам» убеждают ребят в необходимости изучения предмета. На основе швейной мастерской «Золушка» они выполняют заказы от сотрудников школы, ремонтируют одежду для других ребят.

Решая задачи социализации, особое внимание уделяется формированию положительной мотивации к труду. Для этого создаются специальные ситуации успеха. В школе существует периодически обновляемая выставка лучших работ учащихся. Так же учащиеся принимают участие в выставках районного и областного уровня.

Способствует социализации учащихся и производственная практика. Учащиеся пробуют свои силы в дополнительных специальностях: штукатур-маляр, вышивальщица швеи-мотористки.

В процессе совместной работы у учащихся формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, они учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой дисциплине.

Таким образом, трудовое обучение и воспитание, решая коррекционные, воспитательные, образовательные задачи, помогает формированию различных положительных качеств личности, компенсирует имеющиеся нарушения, и в конечном итоге способствует социально-трудовой адаптации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социализация и адаптация обучающихся техникума в процессе получения профессии"

В статье говорится о адаптации обучающихся ГБОУ РХ СПО ЧМТТ за 2013-2014 учебный год....

«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».

Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...

Методическая разработка «Рабочие тетради как одно из эффективных средств организации самостоятельной работы обучающихся»

Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый ди...

Стилевой метод в обучении как эффективное средство подготовки учащихся в современной социокультурной действительности.

Sammary. The development of the musical style defines the means and movement of the performer. Style method leads to the optimization of pedagogical process. The application of stylistic method enhanc...

Доклад на тему «Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций обучающихся»

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формир...

«Формирование профессионально-трудовых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспече-ние социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»

Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувс...

Методическая разработка "Баддинг" как эффективное средство адаптации обучающихся в спортивной секции ДЮСШ

Приходя в спортивную школу, ребенок попадает в незнакомую обстановку и сталкивается с первыми трудностями. Изменяется образ жизни ребенка. Баддинг  поможет ребенку адаптироваться в новой для него...