«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».
учебно-методический материал по теме

Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.

Тема проекта: «Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».

Основной целью проектно-исследовательской деятельности стало создание документального фильма «Преобразующая сила музыки», где участниками фильма стали педагоги и воспитанники детского дома №6 с.Боринское Липецкой области. В фильме раскрыто значение музыкального творчества в социализации воспитанников детского дома. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Усманский педагогический колледж

Творческий проект на конкурс «Студент года 2014»

«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома»

Студент: Шевченко С.С.

Научный руководитель: Иванова Н.П.

17 декабря 2014 года

Краткая аннотация проекта.

Музыка – это жизнь, отраженная в звуках. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь, ведь в нём заключён опыт всего человечества.

Музыка помогает в трудную минуту, успокаивает, дает силы. А есть ли у музыки преобразующая сила? Да, есть! Именно она делает наши души светлее, чище, благороднее, нежнее.

Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.

Тема проекта: «Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».

Основной целью проектно-исследовательской деятельности стало создание документального фильма «Преобразующая сила музыки», где участниками фильма стали педагоги и воспитанники детского дома №6 с.Боринское Липецкой области. В фильме раскрыто значение музыкального творчества в социализации воспитанников детского дома.

Материалы данного проекта могут быть использованы для создания условий для воспитанников данного детского дома, поступающих в Усманский педагогический колледж. Для педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности детского  дома  № 6 с. Боринское Липецкой области. Для преподавателей и студентов Усманского педагогического колледжа.

Обоснование необходимости проекта.

Наша жизнь как калейдоскоп, повернёшь зеркальную трубочку, и картинка сменится. Меняются времена, меняется все вокруг, обновляются краски, эмоции, впечатления. Вот только какой получится узор – никто не в силах предугадать. Мы не знаем, что впереди. Какие перемены ожидают мир? Какой будет наша страна? Кому суждено покорить вершины, а кто останется у их подножия?.. И всё же, что бы ни случилось, мы верим в лучшее, в светлое будущее. А будущее – это, в первую очередь, наши дети – маленькие и милые, хрупкие и беспомощные.

Насколько многогранным, разноцветным, разносторонним будет мировоззрение юного создания, насколько открытой всему прекрасному будет его душа, насколько необходим станет он окружающим его людям – всё это уже сейчас, сегодня зависит от нас, взрослых. Не обмануть его ожиданий, не разрушить его мечты, не допустить грубого вторжения в его маленькую чистую действительность – наверное, это и есть то главное, о чём должен каждый миг помнить каждый из нас.

Музыкальное творчество является важнейшим фактором в развитии личности ребенка. Но особый смысл эта проблема приобретает, когда это ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей.

В начале ХХI в. актуальным становится изучение и освоение музыкально-творческого потенциала личности как ресурса ее человеческого капитала.

Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, легко усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок-сирота, ограниченный в связях с внешним миром, испытывает трудности при выборе профессии. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни.

Преодолеть негативное влияние факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников, на наш взгляд, возможно при помощи развития музыкально-творческого потенциала ребенка.

Далеко не все дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, могут стать творческими личностями, музыкантами в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество - это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное - делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник детского дома найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни, несомненно, облегчится.

Развитие личности творческой, инициативной является одним из важных факторов в педагогике музыкального образования. Музыкальное творчество - неотъемлемая часть интеллектуальной деятельности, преломленное через личную мотивационную структуру. Творчество связано с наличием у личности способностей мотивов, знаний и умений, посредством которых модулируется музыкально-творческая деятельность. Признание приоритетности развития творческого начала личности делает актуальным обращение к музыкальному творчеству как особому сосредоточению способов и средств формирования творчески активной личности в художественной жизни ребенка. Музыкальное воспитание и развитие творческой активности детей нельзя рассматривать отдельно от личности, от самовоспитания и саморазвития самого ребенка. В процессе музыкально-творческой деятельности ребенок развивается не только как музыкант, но и как личность.

Цель и задачи проекта.

Основной целью проекта ««Музыкальное творчество – эффективное средство социализации детей-сирот» стало создание документального фильма «Преобразующая сила музыки».

Задачи проекта:

  • изучение специальной литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме;
  • анализ музыкально-воспитательный процесс в  детском  доме  № 6 с. Боринское Липецкой области;
  • разработка вопросов для интервью педагогов и детей-сирот детского  дома  № 6 с. Боринское Липецкой области;
  • создание сценария фильма;
  • сбор видео материалов для создания фильма;
  • монтаж документального фильма.

Основное содержание проекта.

В сентябре 2014 года начался этот удивительный совместный проект Усманского педагогического колледжа и детского дома №6 с.Боринское Липецкой области. В проекте участвуют преподаватели колледжа, студенты пятого курса, обучающие по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания, заместители директора, педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя музыки и воспитанники Боринского детского дома. За это время были разработаны основные пути его реализации и осуществлены встречи с участниками проекта. Основная нагрузка падала на научного руководителя проекта и студентов. Так, например, в выходные дни студенты отправлялись в детский дом и проводили там интервьюирование, изучали документацию и видеоматериалы. В один из приездов студенты провели концерт -беседу с воспитанниками детского дома, сняли видеоматериалы для документального фильма «Преобразующая сила музыки».

Перед началом проекта «Преобразующая сила музыки», с особой тщательностью были разработаны вопросы интервью для развой категории опрашиваемых (заместителя директора по учебно-воспитательной работы, педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, воспитателя, учителя музыки, воспитанников детского дома).

Вопросы интервью для учителей музыки. (Детского дома и ДШИ)

1.Сколько детей из детского дома у вас занимается?

2.Есть ли отличие занятий с детьми из детского дома от занятий с детьми из семьи?

3.Какие сложности вы ощущаете в работе с детьми в последние 5 лет?

4.Какие изменения в личностных качествах вы наблюдаете у детей из детского дома, которые занимаются музыкой?

5.Есть ли у вас воспитанники, которые посвятили свою дальнейшую жизнь музыке?

6.Способно ли музыкальное искусство помочь воспитаннику детского дома социализироваться в дальнейшей жизни?

Вопросы для интервью с заместителем директора по воспитательной работе и воспитателями детского дома.

1.Много ли детей занимаются в свободное время музыкой? (В процентном соотношении).

2.Как влияют музыкальные занятия на личностные качества детей?

3. Каким видам музыкальной деятельности дети отдают предпочтение?

4.Есть ли воспитанники, которые посвятили в дальнейшем себя музыке? (Выбрали профессию, связанную с музыкой).

5.Способны ли занятия музыкой помочь в дальнейшем детям социализироваться в жизни? (При переходе в другое учебное заведение, например).

Вопросы для интервью с воспитанниками детского дома.

1.Давно ли ты живешь в этом доме?

2.Занимаешься ли ты музыкальном искусством (в любом его проявлении)?

3.Если занимаешься музыкой, то какой вид музыкальной деятельности тебе более всего импонирует?

4.Что значит музыка в твоей жизни? Чем она для тебя является?

5.Какие направления в музыке ты предпочитаешь и почему?

6.Хотел бы ты овладеть игрой на каком-либо музыкальном инструменте?

7.Что ты связываешь с понятием «музыка моего детства»?

8.Какие эмоции ты испытываешь, занимаясь музыкой?

9.Способна ли музыка воспитывать человека, менять его взгляды, чувства?

10.Помогут ли тебе занятия музыкой в дальнейшей жизни?

11.Хотел ли ты в дальнейшем связать свою жизнь с музыкой?

12.Хотел бы ты что-то изменить в музыкально-воспитательном процессе в детском доме?

13.Что тебе более всего нравиться в музыкально-воспитательном процессе в детском доме?

          Особое внимание было уделено отбору репертуара для концерта - беседы.

В ходе интервьюирования выяснилось, что 40% воспитанников систематически занимаются музыкальным искусством. Из них 28% - инструментальным искусством, 12% - вокальным. Причем, после концерта к этим 40% прибавились еще желающие обучаться игре на гитаре. (Гитара – самый демократичный вид музыкального инструмента, более всего распространен как вид аккомпанирующего инструмента).

Воспитанники детского дома обучаются игре на различных музыкальных инструментах: фортепиано, баяне, аккордеоне, домре. По желанию детей стали проводиться занятия по вокалу и слушанию музыки, на которых дети знакомятся с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, учатся слушать и понимать музыкальное искусство.

Отличительной особенностью занятия музыкой с детьми в детском доме является то, что пропускать занятия без уважительной причины - невозможно: все происходит, практически в одном месте. Это положительный момент, способствующий   систематическим занятиям игре на музыкальных инструментах. Не случайно в данном детском доме существует ансамбль народных инструментов, который получил звание «Образцовый».

В ходе бесед с детьми был выявлен тот факт, что музыка для них является средством снятия стресса, успокоения. Как правило, в семье детей успокаивают родители, особенно мама, помогает выйти из депрессивного состояния, то здесь, наряду с замечательными педагогами, воспитателями, музыка выполняет эту важнейшую роль в жизни детей-сирот.

Для сравнения мы задали вопрос детям из лицея №1 города Усмани: «Чем является музыка в твоей жизни?», ответы которых сводились в большей степени к тому, что музыка – это развлечение, отдых.

В ходе беседы с заместителем директора по учебно-воспитательной работе детского дома № 6 с.Боринское Липецкой области было выяснено, что дети, которые занимаются музыкальным искусством, более социально активны, способны безболезненно адаптироваться к новым условиям жизни и добиваются хороших результатов в профессиональной деятельности.

Педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности данного детского дома сообщила, что многие воспитанники хотели бы посвятить себя служению искусству музыка, но банальные проблемы с отсутствием жилья в колледже искусства, не позволили осуществиться этой мечте. Удивителен тот факт, что информация о специальностях в нашем колледже 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыки и 050710 «Педагогика дополнительного образования» с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности у них отсутствовала.

Положительными моментами данного проекта можно считать то, что при нашем содействии в детском доме теперь будет организован кружок игры на гитаре (А вести его будет выпускник нашего колледжа 1993 года). Некоторые воспитанники изъявили настойчивое желание продолжить обучение в нашем колледже по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыки.

Основными методами проектно-исследовательской деятельности по данной теме можно считать следующие: изучение специальной литературы по проблеме исследования, интервью, беседа.

Базой проектно-исследовательской деятельности стал детский  дом  № 6 с. Боринское Липецкой области.

Партнеры.

Администрация и преподаватели Усманского педагогического колледжа, студенты пятого курса, обучающие по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания, заместители директора, педагоги дополнительного образования, воспитатели, учителя музыки и воспитанники Боринского детского дома.

Целевая аудитория.

Данный проект рассчитан на целевую аудиторию: студентов педагогического колледжа, преподавателей колледжей, техникумов, училищ, учителей и педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности детских домов и их воспитанников. В творческом исследовательском проекте участвовало: 49 человек (45-дети в возрасте от 7 до 16 лет и 4 педагога) из Боринского детского дома, 5 человек из Усманского педагогического колледжа (2 студента и 3 преподавателя), 20 человек (дети 13-14 лет) из лицея №1 г.Усмани Липецкой области.

 

План реализации проекта.

№п/п

Этапы

Срок

реализации

Мероприятия

Ответственные

1.

Подготовительный

Сентябрь

2014 года

Определение исследовательской проблемы.

Иванова Н.П.

Шевченко С.

2.Определение темы и исследования.

3.Разработка цели и задач проекта.

Выбор исследовательской базы проекта.

Составление плана осуществления проекта.

Осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения.

Изучение опыта работы по данной теме детских домов по интернет-ресурсам.

Составление сценария концерта для воспитанников детского дома.

Подбор и изучение музыкального материала для концерта.

2.

Практический

Октябрь - Ноябрь

2014 года

Написание письменного запроса на разрешение проведения исследования в детском доме.

Голотвина Н.Н.

Коровкина И.В.

Выезд в детский дом с концертной программой. Съемка видеоматериала.

Шевченко С., Канин А.

Выезд в детский дом для интервьюирования. Съемка видеоматериала.

Составление сценария фильма.

Иванова Н.П.

Подбор музыкального материала к фильму.

Монтирование фильма.

Шевченко С. Иванова Н.П.

3.

Аналитический

Ноябрь

2014 года

Анализ полученных результатов и их описание.

Шевченко С. Иванова Н.П.

Обобщение хода и результатов исследования.

Текстовое оформление проекта.

Ожидаемый результат и социальный эффект.

В ходе проекта был создан документальный фильм под названием «Преобразующая сила музыки». (Приложение.)

11. Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект «Преобразующая сила музыки» не может быть закончен, так как дальнейшее сотрудничество, профориентационная работа будут вестись планомерно, используя такую форму работы как концерты-беседы, лекции-концерты. Расширение территории исследовательского проекта возможно, поскольку можно привлечь и другие детские дома, находящиеся на территории Липецкой области.

Литература.

  1. Федеральная программа развития образования. Москва 2010г.
  2. Мудрик А.В. "Социализация и воспитание. Москва 2009г.
  3. Инновации в современном образовании (Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии) Москва 2010, 2012г.
  4. Психолого-педагогическое обеспечение дополнительного образования" Ижевск 2013г.
  5. Католиков А. "Дом моих детей" Москва 2012г.
  6. Питомцы призрения. Москва 2012г.
  7. Роль и место инновационных школ-интернатов в современной системе образования. Уфа 2011г.
  8. Программа "Живи ярко" Санкт-Петербург 2013г.
  9. Программа развития ГБ(О)ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома имени Героя РФ Э.Б.Белана на 2013-2016 учебные годы. (Липецкая область)
  10. Титова С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): Материалы международной заочной научной конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2518/ (дата обращения: 15.06.2013).
  11. http://pedsovet.su /
  12. delayhod.ru/zhizn-i-muzyika
  13. www.vladdd.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и...

Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...

Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования.  Тема с...

Круглый стол для воспитанников детского дома «Здоровье и выбор образа жизни».

Рассуждения с подростками о привычках и как они влияют на формирование ответственного отношения к своему здороввью, на образ жизни, его качество. Отвечая на вопросы, что такое образ жизни, уклад жизни...

Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Тема самообразования педагога:  «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого  потенциала воспитанника» Развитие ...