Методическая разработка открытого урока на тему «Проецирование плоскости» (2023 г)
методическая разработка

    Открытый урок по дисциплине ОП 01 Инженерная графика на тему «Проецирование плоскости» для специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование,  объясняет достаточно сложную для восприятия тему. Был проведен с применением макетов плоскостей, подготовленной презентации и индивидуальных заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                  ОП 1.  Инженерная графика

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

на тему:   Проецирование плоскости.

Выполнила: Ершова Т.А.,  преподаватель ОБПОУ «КМТ»

Курск - 2023

Содержание:

  1. Деятельностная карта учебного занятия.
  2. Организационная структура учебного занятия.
  3. Ход урока.

Деятельностная карта учебного занятия.

Специальность:  13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Учебная группа:  2-5

Учебная дисциплина:  ОП.01 Инженерная графика

Тема учебного занятия: «Проецирование плоскости»

Вид учебного занятия: практическое занятие.

Средства обучения:

аудиовизуальные (презентация Power Point.),

демонстрационные (макеты проецирующих плоскостей),

технические (персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран),

дидактические материалы (методическая разработка урока,  карточки с заданием, раздаваемые обучающимся для самостоятельной работы в аудитории,),

контрольные материалы (электронный дидактический материал (см. презентацию), в который включены модули, обеспечивающие обратную связь с обучающимися)

Методы деятельности обучающихся: проблемно-поисковый.

Методическая цель занятия:  активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе решения проблемных задач; соблюдение принципов здоровьесбережения в процессе обучения.

   Краткая аннотация занятия:  выполнение практической работы «Проецирование плоскости» способствует более осмысленному изучению учебного материала,  превращению фрагментарных знаний студента в системные, позволяет овладеть умением выполнять  изображения плоскости на комплексном чертеже; различать плоскости общего и частного положения

Цели:  

   образовательные:

  • конкретизировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах
  • сформировать основы инженерного интеллекта будущего специалиста на базе развития пространственного и логического мышления.

   развивающие:

  • развивать аналитические способности обучающихся, умение установить причинно-следственные связи,
  • вырабатывать умения  планирования способов достижения целей,
  • формировать коммуникативные навыки.

 воспитательные:

  • вырабатывать инициативу, самостоятельность и ответственность,
  • формировать целостное представление о профессиональной деятельности,
  • воспитать творческий подход к работе.

Прогнозируемые результаты:

  1. на занятии студенты усвоят знания:  о  способах графического представления пространственных образов;
  2. на занятии студенты усвоят умение:   выполнять изображения проекций плоской фигуры  на комплексном чертеже;

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.3. Вести техническую документацию ремонтных работ.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04.        Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

Технологии обучения:  технология  моделирующего обучения, проблемного обучения, здоровьесберегащая технология.

Формы организации обучения:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:

    вербальные: беседа (проблемная, подготовительная, аналитическая, рефлексивный диалог);

     наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

     практические:  выполнение чертежа;

Методы контроля: самоконтроль, устный контроль.

Нормативные документы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 600 от 25 августа 2021 г

 - Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Инженерная графика

Образовательные ресурсы:

Основная литература:

  1. Инженерная графика, машиностроительное черчение: учебник/ А.А. Чекмарев. - М.: ИНФРА - М, 2020. –  396 с.

Дополнительная литература:

  1. Боголюбов С.К. Инженерная графика  М. , Высшая школа,  2006 г

Научно-методические ресурсы:

  1. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений. Полат Е.с., Бухаркина М.Ю. – М.:Издательский центр «Академия»,2017,368 с
  2. Чернякова, Т.В. Некоторые аспекты преподавания раздела «Трехмер-

ное моделирование» [Текст] / Т.В.Чернякова /Екатериненбург, 2019 г. 58 с.

Организационная структура учебного занятия

Наименование этапов учебного занятия/регламент        

Учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Используемые методы и приёмы

Виды деятельности студентов

Виды деятельности преподавателя

Мотивационно-целевой этап учебного занятия

1. Мотивирование на учебную деятельность (2 мин)

Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную и творческую работу.

Подготовительная беседа.

Настраиваются на продуктивную мыслительную и практическую деятельность

Приветствует обучающихся.

2. Объяснение темы занятия и ее значение в общем курсе дисциплины.

(3 мин)

Объяснение  темы занятия: создание условий для развития у обучающихся интереса к професиионально-ориентированной деятельности.

Подготовительная беседа.

Анализируют предложенные объекты изучения, прогнозируют свои действия

Организует подготовительную беседу. Обосновывает профессиональную значимость занятия

3. Целеполагание

 (2 мин)

Развитие умения выделять предмет действия, цель, средства, умения ставить задачу, строить модель деятельности по её решению.

Аналитическая беседа

Участвуют в формулировании целей занятия.

Организует деловое общение, способствующее целеполаганию.

4. Актуализация опорных знаний

 (13 мин)

Повторение и систематизация изученного материала, необходимого для практической деятельности на занятии. Определение границ знания и незнания.

Аналитическая беседа.

Концентрируют внимание на ранее изученном материале.

Организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний и целеполаганию. Взаимодействует с группой во фронтальном режиме.

Операционно-содержательный этап

5. Объяснение нового материала  (10 мин)

Открытие нового знания. Овладение учащимися алгоритмом выполнения работы

Объяснение с демонстрацией презентации и использованием макета из 3-х проецирующих плоскостей.

Анализируют объяснение, участвуют в решении поставленных задач. Объединяют ранее разрозненные понятия в целое

Вводит новое знания через проблемность задачи. Объясняет методику выполнения  практического задания.

Создает условия для развития творческого мышления

6. Применение знаний, умений, навыков и опыта в выполнении практического задания.

(5 мин)

Формирование умений и навыков:

выполнение изображения следов плоскости общего положения и треугольника, лежащего в ней  

Проблемно-поисковый метод

В устных ответах

воспроизводят полученные знания,

По названию плоскости,  располагают ее на макете, находят следы плоскости,  выполняют комплексный плоскости с самопроверкой.

Организует решение  практического задания. по алгоритму.

Консультирует.

7. Объяснение нового материала  (15 мин)

Открытие нового знания. Овладение учащимися алгоритмом выполнения работы

Объяснение с демонстрацией презентации  и использованием макета из 3-х проецирующих плоскостей.

Анализируют объяснение, участвуют в решении поставленных задач. Систематизируют полученную информацию

Развивает пространственное мышление. Объясняет методику выполнения  практического задания.

8. Применение знаний, умений, навыков и опыта в выполнении практического задания.

(10 мин)

Формирование умений и навыков:

выполнение изображения следов плоскостей уровня проецирующей и треугольника, лежащего в них  

Проблемно-поисковый метод

В устных ответах

воспроизводят полученные знания,

По названию плоскости,  располагают ее на макете, находят следы плоскости,  выполняют комплексный плоскости с самопроверкой.

Организует решение  практического задания по алгоритму.

Консультирует.

Рефлексивно-оценочный этап

9. Систематизация знаний (15 мин)

Обобщение и систематизация полученных знаний.

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности  

Решают графические

задачи.

Организует  воспроизведение полученных знаний,   решение графических задач.

Разбирает допущенные ошибки и выявляет их причины

10. Рефлексия. Подведение итогов

практического занятия. (3 мин)

Развитие навыков контроля и оценки процесса и результатов деятельности

Рефлексивный диалог

Оценивают свою деятельность на занятии

Организует рефлексивный диалог. Подводит итоги занятия.

Выставляет отметки.

11. Объяснение домашнего задания.

(2 мин)

Ознакомление с домашним заданием, детализация информации по его выполнению

Сообщение

Записывают задание, задают вопросы (при необходимости)

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Ход открытого урока

Слайд 1     Проецирование плоскости.

    Откройте тетради и запишите тему.

    Наша тема – часть большого раздела, который называется Начертательная геометрия.

     Кто скажет, что же изучает это раздел? (как объемную фигуру изобразить на плоской поверхности, те на чертеже).

     Начертательная геометрия не используется напрямую в вашей будущей профессии, но она формирует у вас пространственное мышление, без которого невозможно ни прочитать, ни выполнить чертежи.

      Для того, чтобы подобраться к плоскости, мы сейчас вспомним некоторые основные понятия, на которые я буду опираться при объяснении нового материала.

Макет 1. Посмотрите на этом макете мы видим  3 взаимно перпендикулярные плоскости и точку, которая находится между ними.

     Каким образом построить 3 проекции этой точки? (нужно провести перпендикуляры на каждую из плоскостей проекций)

      Как же называются эти проекции? (а΄-горизонтальная, а΄΄-фронтальная, а΄΄΄- профильная).

     Этот объемный макет превращаем в комплексный чертеж, т.е. все плоскости совмещаем в одной – фронтальной. Макет 2. При этом смотрите – сама точка пропала, но остались 3 ее проекции.

      По трем проекциям точки  мы всегда можем определить расположение самой точки .

     Кто из вас вспомнит: как может располагаться точка? ( в пространстве, на одной из плоскостей проекций H, V,W, на одной из осей OX, OY, OZ)

Слайд 2. Прошу вас вспомнить, как строить точку по заданным координатам. Если есть точка и заданы ее координатам, то сначала откладываем координату по оси  OX. Проводим вертикальную линию: вниз откладываем координату по оси  OY. Затем вверх откладываем координату по оси  OZ. Получили 2 проекции точки а΄ и а΄΄. Чтобы построить 3-ю проекцию а΄΄΄мы воспользуемся волшебной линией под 45 градусов.

Слайд 3. Сейчас вы построите в своих тетрадях 3 проекции точки по заданным координатам, Определите ее положение самой точки в пространстве и покажете ее на своих уголках. Работать будем по вариантам.

Открыть на слайде ответы

Теперь вспомним про прямую. Она может быть задана 2-мя точками. При проецировании одного отрезка мы получаем 3 его проекции. Чертить не будем, просто скажете мне, глядя на проекции – как проходит  отрезок в действительности.

Кто из вас вспомнит: как может располагаться отрезок? ( в пространстве, может быть перпендикулярен или параллелен одной из плоскостей проекций)

Слайд 4. Поочередно открывать на слайде ответы.

А теперь переходим собственно к плоскости. Давайте вспомним геометрию: каким образом можно задать плоскость?

Например – какое минимальное количество точек нужно, чтобы задать плоскость?

Три  - верно. А еще?...

 Давайте запишем в тетради: плоскость может быть задана:

  1. тремя точками
  2. точкой и прямой,
  3. двумя прямыми,
  4. плоской фигурой,
  5. следами.

Слайд 5.   Посмотрите, первые задания понятны. А вот понятие след, мы встречаем впервые.

Давайте запишем: След – это линия пересечения плоскости с плоскостью проекций.

Макет 2. Желтый лист. Посмотрите желтая плоскость идет под наклоном ко всем плоскостям проекций. Линия, которая получается при пересечении – и есть след. Их в нашем случае 3.  Обозначаются РН – горизонтальный след, РV – фронтальный след,

РW –профильный след.(МЕЛОМ) Превращаем объемный уголок в комплексный чертеж – плоскость исчезла, остались только ее следы.

По этим следам мы можем определить, какая плоскость перед нами.

Слайд 6.  Посмотрите, на слайде показаны наши действия с макетом. Плоскость на рисунке называется плоскостью общего положения.

Давайте посмотрим на эту схему. Кроме плоскости общего положения бывают и другие особые плоскости, которые мы сегодня будем изучать.

Слайд 7.  

Запишем определение :   1. Плоскость общего положения наклонена ко всем плоскостям проекций.

    А теперь представьте, что в этой плоскости начертили треугольник, какие мы получим проекции на всех плоскостях?

    Возьмите треугольник, расположите его под углом ко всем плоскостям, какие проекции получим? Правильно –три треугольника.

    ОТКРЫТЬ рисунок.

Перенесите в тетрадь средний чертеж, а треугольники без построения, рисунком.

Слайд 8.  

Продолжаем писать в тетради: 2. Плоскость уровня – расположена параллельно одной из плоскостей проекций.

Ниже разновидность а) Горизонтальная плоскость уровня  Р//Н. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно горизонтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его горизонтально, что вы увидите на плоскостях: (на горизонтальной треугольник, на двух остальных отрезки).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

Опять пишем б) Фронтальная плоскость уровня  Р//V. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его параллельно фронтальной, что вы увидите на плоскостях: (на фронтальной  треугольник, на двух остальных отрезки).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

Слайд 9.  

Опять пишем в) Профильная плоскость уровня  Р//W. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги параллельно профильной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его параллельно профильной, что вы увидите на плоскостях:( на профильной фронтальной  треугольник, на двух остальных отрезки).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

Запишем определение: 3. Проецирующая плоскость проходит перпендикулярно одной из плоскостей проекций.

Ниже разновидность а) Горизонтально проецирующая плоскость Р┴Н. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к горизонтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите егоперпендикулярно Н, что вы увидите на плоскостях: (на горизонтальной отрезок, на двух остальных треугольники).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

Слайд 10.

Опять пишем б) Фронтально проецирующая плоскость Р┴ V. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его перпендикулярно V, что вы увидите на плоскостях: (на фронтальной отрезок, на двух остальных треугольники).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

 И последняя плоскость в) Профильно проецирующая плоскость Р┴ W. Начертите в тетради оси. Возьмите уголок, расположите лист бумаги под прямым углом к фронтальной плоскости, какие следы у вас получились? Начертите  следы в своих осях.

ОТКРЫТЬ рисунок. –проверьте так ли у вас получилось? А теперь возьмите треугольник, расположите его перпендикулярно V, что вы увидите на плоскостях: (на профильной отрезок, на двух остальных треугольники).

ОТКРЫТЬ рисунок. Не чертим, переносим рисунок схематично.

Слайд 11.

И последнее задание. Я раздам вам каждому задание, где будет 3 точки. Нужно построить оси, на них построить проекции точек, по ним получить 3 проекции треугольника и написать его расположение в пространстве.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проецирование плоскости

Слайд 2

Как построить три проекции точки А(х,у, z ) по её координатам?

Слайд 3

Задание : построить по три проекции точки по заданным координатам, определить положение Точки в пространстве А(30,20,40) В(20,10,0) С(30,0,0)

Слайд 4

Задание: по трем проекциям отрезка определить его положение в пространстве. Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

Слайд 7

Плоскость общего положения – наклонена ко всем плоскостям проекций

Слайд 8

Горизонтальная (Р//Н) и фронтальная (Р// V ) плоскости уровня

Слайд 9

Профильная (Р// W ) плоскость уровня. Горизонтально проецирующая плоскость (Р ┴ H) .

Слайд 10

Фронтально проецирующая плоскость (Р ┴ V) Профильно проецирующая плоскость (Р ┴ W) .

Слайд 11

Задание: построить 3 точки по координатам А(х, y , z) , В(х, y , z) , С(х, y , z) ; найти три проекции треугольника, определить его положение в пространстве.

Слайд 12

Проверь себя сам

Слайд 13

Домашнее задание Списать из учебника координаты точек по своему варианту Стр. 58, стр 59. Построить 3 точки по координатам А(х, y , z) , В(х, y , z) , С(х, y , z) ;найти три проекции треугольника, определить его положение в пространстве.



Предварительный просмотр:

   ВАР.1   На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(40,10,20)

В(10,10,20)

С(10,25,20)

 

   ВАР.2      На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(25,10,45)

В(25,10,15)

     С(25,40,20)

   ВАР.3      На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(40,10,20)

В(10,10,20)

     С(10,25,15)

     ВАР.4   На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(40,20,45)

В(40,20,10)

     С(10,20,20)

   ВАР.5    На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(40,20,45)

В(40,20,10)

     С(10,20,10)

   ВАР.6      На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(25,10,45)

В(25,10,15)

     С(25,40,15)

   ВАР.7      На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(35,10,40)

В(35,10,10)

     С(10,30,35)

   ВАР.8     На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(40,20,35)

В(25,40,20)

     С(15,10,10)

   ВАР.9     На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(20,10,10)

В(45,25,20)

     С(35,40,30)

   ВАР.10     На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(50,35,15)

В(15,10,35)

     С(10,20,10)

   ВАР.11     На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(35,20,10)

В(50,10,35)

     С(10,25,20)

   ВАР.12  На комплексном чертеже простроить 3 проекции треугольника.

   Определить положение треугольника

в пространстве.

А(35,20,10)

В(55,10, 35)

     С(10,25,20)

ответы:

Вариант 1

∆ // H

Вариант 2

∆ // W

Вариант 3

∆ ┴ W

Вариант 4

∆ // V

Вариант 5

∆ ┴ W

Вариант 6

∆ // W

Вариант 7

∆ ┴ H

Вариант 8

∆ ┴V

Вариант 9

  ∆ ┴ W

Вариант 10

В пространстве

Вариант 11

В пространстве

Вариант 12

В пространстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по теме: «Петр I и его реформы в оценках и суждениях»

Это заключительный урок темы «Эпоха петровских преобразований». Основная цель – обобщение и закрепление полученных знаний. А так как деятельность Петра I вызывала и вызывает много споров, создаются ус...

Методическая разработка открытого урока на тему : «Технология производства кукурузного масла»

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока проведенного в форме пресс-конференции с использованием технических средств обучения  по профессиональному модулю ПМ....

Методическая разработка открытого урока на тему: "Основы геометрии"

Урок проводился в виде игры "Путешествия в увлекательный мир геометрии"...

Методическая разработка открытого урока на тему: "Комплекс инженерных сооружений на автомобильных дорогах"

Цели урока:обучающая:§   контроль знаний по предыдущей теме: «Введени廧   знакомство с новыми понятиями и терминами по теме: «Комплекс   инженерных сооружений на а...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Из глубины веков. Русская кухня часть национальной культуры».

·        Знакомство с понятиями: традиция, обычай, праздник;·        Знакомство с некоторыми традиционными русскими праздниками;·...

Методическая разработка открытого урока по теме "Способы проецирования"

Материал содержит: План проведения учебного занятия, рабочую тетрадь и презентацию урока...