Методики и методы преподавания
статья
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Методики и методы преподавания».
Методы обучения меняются со временем, ведь они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И, конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся по сей день.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.
Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.
В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.
1). По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков.
2). По источнику передачи информации: методы бывают словесные, наглядные) и практические.
3). По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептивный метод, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
4). По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы и дедуктивные методы.
По концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.
Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что студент играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения — в отличие от пассивной модели, ученик не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.
Расскажем о нескольких современных методах обучения детей и взрослых, которые стоит взять на заметку.
Кейс
Кейс может иметь какое угодно направление, тему и зависит от дисциплины, которая преподается. Основой обучения становится реальный случай или жизненная ситуация, вокруг которых строится работа. Студенты изучают, анализируют ее, а после предлагают выход. Этот метод направлен на обучение учащихся правильно анализировать факты, применять их на практике, аргументированно доносить позицию. Часто в качестве упражнений используются неоднозначные ситуации, которые можно интерпретировать по-разному, например, с точки зрения законного обоснования или медицинских прогнозов по результатам лечения. По рассуждению ученика преподаватель уже понимает, насколько правильно он задействует знания.
Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.
По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.
Мозговой штурм
Этот метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель и правила. Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.
Также метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.
В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:
- стимулируется познавательная деятельность и интерес обучающихся;
- учащиеся активно усваивают учебный материал;
- теория связывается с практикой;
- формируется опыт творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;
- развиваются интеллектуальные способности и быстрые мыслительные операции;
- ученики развивают коммуникативные навыки взаимодействия в группе и опыт коллективной деятельности.
Но как выбрать методы обучения?
Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.
Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся, прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.
При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальные карты как новый метод преподавания экономики
За последние десятилетия появилось множество работ о новых методах преподавания, написанных как преподавателями-методологами, так и экономистами-исследователями. Одним из современных способов ви...
Методы преподавания английского языка на современном этапе
На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к исполь...

Методы преподавания английского языка
Существует много подходов к преподаванию английского языка, но идеальный метод найти сложно. Многие преподаватели отмечают, что главное – выбрать эффективные методы, которые подходили бы вам и вашим о...

инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Современные условия жизни предполагают, что выпускник медицинского колледжа должен обладать не только хорошими уровнем знаний учебных медицинских дисциплин, но и уметь применять полученные знания в ра...

Влияние инновационных методов преподавания на повышение эффективности обучения
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация озна...
Использование методики Шаталова в преподавании общетехнических дисциплин в системе ФСИН
По этой методике можно проводить как теоретические, так и практические занятия. Я проводил практические занятия по физической культуре в группах СПО, практические занятия по БЖД. для проведения практи...
