Конспект урока по МДК.03.03. "Научная основа экологического образования дошкольников"
план-конспект урока

Мелехова Ольга Павловна

Урок по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников на тему "Научная основа экологического образования дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников на тему "Научная основа экологического образования дошкольников"

Пояснительная записка

В рамках реализации ФГОС третьего поколения по специальности Дошкольное образование студенты осваивают содержание профессиональных модулей, которые посвящены разным видам профессиональной деятельности воспитателя. Данная методическая разработка урока по профессиональному модулю ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», в который входит междисциплинарный курс 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников» связана с организацией занятий по экологическому образованию дошкольников. Урок-практикум по теме «Научная основа экологического образования дошкольников» посвящен контролю и оценке полученных ранее знаний и умений и отслеживанию процесса формирования общих и профессиональных компетенций, необходимых для качественного осуществления обозначенного вида профессиональной деятельности. В ходе выполнения задания студент должен:

Знать: основные понятия биоэкологи, некоторые экологические закономерности живой природы, используемые для построения педагогического процесса экологического образования дошкольников;

Уметь: использовать основные понятия биоэкологи, некоторые экологические закономерности живой природы, для построения педагогического процесса экологического образования дошкольников;

А также продемонстрировать высокий, средний или низкий уровень формирования следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.2.Проводить занятия с детьми дошкольного возраста, используя материалы презентаций по теме урока.

Данные компетенции формируются в процессе  представления подготовленных заранее презентаций.

Данное занятие способствует овладению студентами вида профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС и рабочей программой ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Тема: «Научная основа экологического образования дошкольников»

Тип урока: углубленно-познавательный

Форма урока: комбинированный

Цели урока: формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по методике экологического образования дошкольников;

 Организация деятельности студентов по углубленному изучению учебного материала.

Задачи:

образовательные:

 - углубить знания теоретического материала об окружающем мире, о ценности природы и её обучающих и воспитывающих функциях, о законах формирования природных систем и их саморегуляции;

- формирование умений применять теоретические знания при решении профессиональных задач;

развивающие:

- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

- совершенствование рефлексивных умений, навыка целеполагания;

- совершенствование навыка контроля и самоконтроля;

- развитие аналитического мышления;

- развитие умения оценки и анализа источника информации в соответствии с учебной задачей;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

воспитательные:

  • воспитание стремления к самообразованию и самосовершенствованию;
  • воспитание умения выслушивать и уважать мнение других.
  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, технология ИКТ.

Дидактические средства обучения: сообщения с презентациями по теме урока

Время урока: 90 минут (сдвоенный)

Конспект урока

1.Организационный момент.

П: - Доброе утро! Сегодня наше с вами занятие отличается от предыдущих тем, у нас сегодня гости. Поэтому я прошу вас не волноваться, а показать все, то чему мы с вами успели научиться.

Сразу предлагаю вам часть домашнего задания: заполнить карточки, лежащие на столе, сдать на следующем уроке.

Тема нашего урока: «Научная основа экологического образования дошкольников»

Что может служить целью нашего урока в соответствии с темой?

   Ответьте на вопрос:

Почему мы говорим именно о экологическом образовании дошкольников, а не ознакомлении дошкольников с природой как это было раньше?

В настоящее время происходит смена позиций в естествознании, смена старой парадигмы (антропоцентрическую) на новую (биоцентрическую), мы формируем экологическое мировоззрение ребенка. Воспитываем начала экологической культуры дошкольника в процессе организации его обучения и воспитания, т. е. в педагогическом процессе.

Что же является научной основой такого педагогического процесса дошкольников?

Являются основополагающие идеи и понятия экологии. И первое понятие, которое мы с вами уже определяли, это понятие «экология»:

Что же за ним стоит, какая наука имеется в виду?

Наука – биоэкология, некоторые её разделы, изучающие взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. Биоэкология несет в себе экологические  понятия и некоторые экологические закономерности.

Что является критериями отбора понятий и экологического фактического материала для построения методики экологического образования дошкольников? 

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, где преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления критериями отбора являются два момента: наглядная представленность и возможность включиться в практическую деятельность.

Игра «Ручеек» Давайте вспомним и назовем экологические понятия, которые отвечают этим критериям, т. е. могут использоваться в методике? Называем по порядку.

- взаимосвязи живого организма со средой обитания;

- живой организм;

- морфофункциональная приспособленность (адаптация) организма к среде обитания;

- среда обитания;

- цепи питания;

 - взаимодействие человека с природой.

Кроме понятий мы используем некоторые экологические закономерности. Называем их.

Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания.

Внешнее приспособительное сходство живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве.

Различные формы приспособительной связи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

Экология человека, социальная экология.

В чем же заключается задача педагога, осуществляющего экологическое образование дошкольников?

В том, что он должен адаптировать данные понятия и закономерности к уровню познавательных возможностей детей, показать их на примерах, т.е. использовать их при организации педагогической работы с дошкольниками, ориентированной на формировании у них начал экологической культуры.

Домашним заданием было подготовка сообщений на тему: «Основные экологические понятия и закономерности. С какой целью вы их готовили?

Углубить свои знания и знания одногруппников по данной теме.

 Предлагаю вам продемонстрировать выполнение домашнего задания.

Докладывают:

  1. Бахрова «Приспособленность живых организмов к среде обитания»
  2. Бочкарева Д. «Цепи питания»
  3. Жеглова Ю. «Живые организмы»
  4. Новикова С. «Взаимодействие человека с природой»
  5. Макарова Д. «Растения водоема»
  6. Лятецкая А. Адаптация организмов к среде обитания»
  7. Катина Я. «Среда обитания»

Студенты конспектируют и оценивают сообщения (в тетради, сообщают позже).

6.Подведение итогов

П: - Сегодня мы совершенствовали знания, которые безусловно вам пригодятся при прохождении практики. Сегодня вы все постарались, предложили много разнообразных вариантов сообщений, что радует. Конечно, нужно еще поработать, особенно на углубление своих знаний в области экологии, практическом их применении, построении презентаций, эмоциональностью подачи материала.

Рефлексия. А теперь я предлагаю вам, оценить своих товарищей. Расскажите, как хорошо вы работали, объясните почему. Чему вы научились. Что было интересно. Что поняли. Что удивило. Над чем еще нужно поработать.

Литература

1.Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. – М., 2017. – 320с.

2.Николаева С.Н. Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2012,- 144с.

3.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. / Под ред. С.А. Смирнова.– 2-е изд., испр. и доп.– М.,2016.– 544с.

4.Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет: методические рекомендации для воспитателей /Т.И. Гризик, Г.В.Глушкова, Т.Н. Доронова и др.; Научн рук. Е.В.Соловьёва.- М.Просвещение, 2018, -285с.

Интернет ресурсы:

1.http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-zanjatija-po-yekologi-v-starshei-grupe.html

2.http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2ac68b4d53b88421206d37_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:иметь практический опыт:определения целей и за...

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

Учебно методическое пособие для дошкольников по теоретическим основам экологического образования дошкольников

В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: экологические праздники, экологические проекты....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО теории и методике экологического образования дошкольников

В методическом пособии представлены материалы по проведению полевой практики: структура, содержание, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению экскурсий....

Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников

Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников...