Создание развивающей среды на уроках химии и биологии
статья

Голищева Кира Эдуардовна

Развивающая образовательная среда — это специально созданная учителем, обучающимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Сегодняшнего выпускника профессионального учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как работодатель заинтересован в оптимальном сочетании его профессиональных качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности, в ходе которой осуществляются необходимые действия и анализируются результаты их выполнения. В то же время выполнение действий возможно только на основе знаний с помощью определённых умений.

Главной задачей образовательного учреждения СПО, является подготовка высококвалифицированных специалистов.

Сегодня оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Поэтому функция учителя быть только источником и транслятором готовых знаний, как при традиционной форме организации учебного процесса, сейчас неактуальна.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы стать событием, вызвать у ученика потребность до осмысления происходящего, стимулировать к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию личностно значимых умений, прослеживался приоритет деятельностных критериев.

Развивающая образовательная среда — это специально созданная учителем, обучающимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, использование инновационных педагогических технологий. Развивающая образовательная среда создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных обще учебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.

Практика использования активных методов обучения, технологий в обучении студентов первого курса обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Грамотно созданные для успешного развивающего обучения условия позволяют активизировать творческий потенциал личности первокурсника. И в основе ее формирования лежит, прежде всего, поисковая, экспериментальная, междисциплинарная, проектная, творческая деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время. Эта деятельность обусловлена познавательными мотивами и направлена на решение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность и индивидуальность. Таким образом, подобная деятельность не только свободна по выбору, внутренне мотивирована, но и предполагает осознание учащимися цели и подчинение этой цели других своих интересов.

Уроки, организованные учителем с применением активных методов обучения, обязательно формируют исследовательские навыки, развивают аналитические способности, учат излагать свои мысли связно, аргументировано, расширяют кругозор учащихся. У школьников формируются такие ценные качества как, самостоятельное выявление проблемы, постановки цели и задач исследовательского типа, конкретизация темы работы, исследования, планирование самостоятельной работы, формулирование выводов, оценка результатов своей деятельности. Как показывает практика, развивающая среда на уроке позволяет формировать особый тип учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной творческой деятельности, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Методические разработки к урокам химии и биологии.

В данном разделе представлены конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, разработки тестовых заданий и контрольных работ, презентации к урокам, видеоматериал....

Использование ИКТ на уроках химии и биологии как средство повышения познавательной активности учащихся

Информационно - коммуникативные технологии - одни из самых эффективных технологий в развитии мотивации к обучению наук естественного цикла....

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии. Панорама методов и приемов.

Внедрение проблемно - развивающей технологии сегодня особенно актуально, поскольку в Федеральном государственном стандарте  профобразования подчеркивается, что «развитие личности обучающего...

Применение проблемно - развивающей технологии на уроках химии с целью формирования творческой личности, обладающей исследовательской активностью и самостоятельностью

Проблемно - развивающее обучение, согласно определению известного методиста М.И. Махмутова,  – тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деят...

Воздействие медиаобразовательной среды на уроках химии.

Внедрение медиаобразовани — один из важнейших инновационных процессов, необходимость которого продиктована интенсивностью вхождения общества в информационною эпоху развития. Данная статья посвящ...