Открытый урок по биологии в 7 классе на тему: «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека»
план-конспект урока
Предоставленный Вам урок был проведён с обучающимися 7 класса. Тема данного мной урока - «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека», на неё отводится один час. Данный урок является 42-ым в курсе биологии 7 класса и восьмым в разделе «Систематические группы животных. Позвоночные». Эта тема изучается в разделе «Класс Земноводные». Урок проведен согласно тематическому планированию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА СЕКИНА
П. ШАРОВА БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442275 Пензенская область, Белинский район, п. Шарово, ул. Новая, д. 7
ИНН 5810004500 ОГРН 1025801069447
тел. (841-53) 3-73-11
Открытый урок по биологии
в 7 классе на тему:
«Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека»
Подготовила
учитель биологии
Лявина Наталья Владимировна
Февраль 2025 г.
Урок: «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека»
Цель: Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
- Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания
Развивающие:
- организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;
- продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”
- На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха
Тип урока: комбинированный.
Формы познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.
Оборудование:
- презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.
Этапы урока:
- Организационный момент. (2 мин)
- Актуализация знаний. (7 мин)
- Изучение нового материала. (18 мин)
- Закрепление изученного материала. (5 мин)
- Рефлексия. (2 мин)
- Домашнее задание. (1 мин)
Ход урока
- Организационный момент. (2 мин) (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
Здравствуйте те, кто весел сегодня!
Здравствуйте те, кто грустит!
Здравствуйте те, кто общается с радостью!
Здравствуйте те, кто молчит!
Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем удачи!
- Актуализация знаний. (7 мин)
А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).
(Слайд 2)
-Ребята представьте себе: знойный летний вечер, мы сидим на берегу реки и слышим разные голоса животных. Что это за животные? О чем они говорят? Наверное, они рассказывают о своих проблемах, о своих тайнах, некоторые из которых мы постараемся сегодня приоткрыть.
-Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? А случалось ли вам вспугнуть лягушку, сидящую на берегу? Где в первую очередь она старалась спрятаться?
(в воде).
- Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема урока?
(Слайд 3)
- Тема нашего урока «Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека» (записывают в тетради)
- Какая цель урока? (обобщить и закрепить то, что уже знаем, расширить свой кругозор о многообразии земноводных и их охране, значении их в природе и жизни человека)
(Слайд 4)
- Эпиграф урока.
Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны
(Марк Твен 30 ноября 1835 - 21 апреля 1910 года американский писатель, юморист, журналист и общественный деятель)
Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок получился интересным, познавательным.
-С каким классом животных вы познакомились на прошлом уроке? (земноводные, амфибии).
- Почему он получил такое название? (обитают в воде, на суше)
3. Изучение нового материала. (18 мин)
У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью.
- «Как вы думаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»
Противоречие. Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные. В чем же их необычность?
Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте высказывание о них:
(Слайд 5)
«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем 2 февраля 1829— 11 ноября 1884, там же— немецкий зоолог и путешественник)
И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека.
Многообразие земноводных
а) Класс земноводные насчитывает около 8500 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий.
(Слайд 6)
Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.
1стадия. Вызов.
(Слайд 7)
А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:
1. Кто такие червяги? Где они обитают?
2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?
4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?
5. Какой образ жизни ведут тритоны?
6. Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?
7. Действительно ли опасен яд земноводных для человека?
8. Почему жаба вымётывает большое количество икринок?
9. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
10. Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?
Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.
Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.
2 стадия. Осмысление.
Учащиеся работают в группах.
1 группа: Отряд Бесхвостые
2 группа: Отряд Хвостатые
3 группа: Отряд Безногие
Алгоритм действий учащихся в группах:
1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.
2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. (Учащиеся работают 7 минут).
3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта” или “специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.
4. “Презентация” каждой группы у доски.
Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.
1 группа: Отряд Бесхвостые (Слайд 8)
2 группа: Отряд Хвостатые (Слайд 9)
3 группа: Отряд Безногие (Слайд 10)
Просмотр фрагментов видеоурока «Удивительное и интересное о земноводных. (Слайд 11)
Какие новые факты вы узнали из фрагмента?
- Значение земноводных в природе и жизни человека
А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.
В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).
(Слайд 12)
- Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)
- Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.
- Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.
Во многих селах России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?
(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.
4. В некоторых странах земноводных употребляют в пищу;
5. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты
6. Служат индикаторами чистоты водоемов.
7. Служат объектом для науки
- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал
Зачем ставят памятники лягушкам? (доклад учащейся)
(Слайд 13, 14, 15,16, 17, 18)
Сообщение учащейся
- Лягушки были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога Клода Бернара, как считают, именно ему принадлежала мысль об установке памятника лягушкам. Памятник открыли еще в XIX веке в прославленной Сорбонне - Парижском университете. Памятник воздвигнут в знак уважения и признательности за неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях.
Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.
А ещё в разных городах мира есть памятники лягушкам - героиням сказок и литературных произведений.
Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
Охрана земноводных
(Слайд 19)
Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.
Земноводные подлежат охране. В настоящее время их численность сокращается. Более 1085 видов этих животных занесены в Международную Красную книгу, 9 видов – в Красную книгу России. Давайте посмотрим на этих животных:
(Слайд 20)
Уссурийский когтистый тритон
Тритон Ланца
Малоазиатский тритон
Тритон Карелина
Сирийская чесночница
Кавказская крестовка
Колхидская жаба
Жаба Певцова
Камышовая жаба
Причины сокращения численности земноводных
(Слайд 21)
- Сокращение численности земноводных путем разрушения
их среды обитания;
- Осушение болот, мелких водоемов;
- Бетонирование береговой линии;
- Вырубка лесов;
- Преобразование лугов в сельскохозяйственные угодья;
- Нерациональная постройка автомобильных дорог.
- Индустриальное загрязнение;
- Торговля земноводными для террариумов.
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить земноводных?
Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
(Слайд 22) (Звучат голоса земноводных)
Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем!»
4. Закрепление изученного материала. (5 мин)
Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?
(Слайд 23)
1. Кто такие червяги? Где они обитают?
2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?
4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?
5. Какой образ жизни ведут тритоны?
6. Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?
7. Действительно ли опасен яд земноводных для человека?
8. Почему жаба вымётывает большое количество икринок?
9. Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?
10. Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?
5. Рефлексия. (2 мин)
Вернемся к эпиграфу урока: Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны (Марк Твен)
Мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Закончите предложения:
(Слайд 24)
- Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...
- “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)
- Для меня этот учебный материал важен потому что...
- Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)
6. Домашнее задание. (1 мин)
(Слайд 25)
Изучить п. 38, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.
Заключительное слово:
Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу голубую планету.
До свидания.
(Слайд 26)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе по теме;Многообразие животных
Урок окружающего мира в 3 классе по программе "Перспектива"Тема урока; Многообразие животных Урок с презентацией по теме урока...

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».
Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

Значение растений в природе и жизни человека
Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: "Значение растени в природе и жизни человека"....

Открытый урок по биологии
3. Объяснение новой темыПлан:1. Общее знакомство с царством вирусов2. История открытия вирусов3. Многообразие вирусов, наука их изучающая.4. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики.5. Строе...
Открытый урок по биологии
Селекция растений и животных...

Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....

