Конспект организационно-образовательной деятельности для детей 4-5 лет с ЗПР Тема: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия

Федюрко Элина Игоревна

Занятие построено на основе числовой системы Н.В. Пятибратовой в форме сюжетной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx526.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  детский сад комбинированного  вида  №125 муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края

Конспект организационно-образовательной

деятельности для детей 4-5 лет с ЗПР


Тема: «Космическое путешествие»

Автор: Федюрко Э.И.
учитель-дефектолог

МДОБУ детского сада №125 города Сочи

г. Сочи 2025г.

Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей посредством использования сюжетной игры, на основе числовой системы Н.В. Пятибратовой

Коррекционно-образовательные.

  1. Закрепить умение считать в пределах пяти, соотносить количество с цифрой, узнавать графический образ числа.
  2. Закреплять навыки пересчета предметов, восприятия количества с помощью слухового, тактильного и двигательного анализаторов.
  3. Обобщать и закреплять знания детей об основных цветах (красный, синий, жѐлтый, зелѐный) и формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Умение выделять предметы по двум признакам.
  4. Закреплять умение выстраивать сериационные ряды в прямом (от меньшего к большему) и обратном (от большего к меньшему) порядке. 5.Стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе сюжетной игры.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развивать логическое мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
  2. Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (сенсомоторная интеграция).
  3. Развивать понимание обращенной речи.
  4. Продолжать развивать умение анализировать схемы и воспроизводить их на основе проведѐнного анализа.
  5. Развивать тактильные ощущения детей.
  6. Развивать        слуховое        внимание,        память,        зрительное        и        слуховое восприятие, мышление (мыслительные операции: анализ, сравнение).
  7. Продолжать        формировать        умение        двигаться        в        соответствии        со словами текста и музыки.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Формировать        устойчивый        эмоциональный        контакт детей со взрослыми в процессе игровой деятельности.
  2. Формировать положительно - эмоциональное отношения детей        к занятиям.
  3. Развивать        произвольность        поведения,        умение        действовать        по правилам
  4. Формировать        навыки        сотрудничества,        доброжелательности, самостоятельности. Формировать умения работать в группе.

Целевые ориентиры:
Дети активно взаимодействуют со сверстниками. Умеют работать в команде. Считают в прямом и обратном порядке в пределах 5-ти. Умеют различать и называть цвета, формы. Дифференцировать предметы в соответствии с двумя признаками (цветом и формой). Соотносить цифру с количеством предметов.

Материалы и оборудование:


Д
емонстрационный:
Ноутбук.Записи музыкального сопровождения - веселые гномы, космическое путешествие, музыкальная презентация  по  фигурам  Н.  В.  Пятибратовой.

«Числа в движении», релаксационные дорожки, ортопедические коврики, обруч, дидактическое дерево, большой фитнес-мяч с колючками, развивающая игра «Сенсино» («Космическое колесо»), игровой тунель, макет сказочного созвездия.

Раздаточный: числовые фигуры Н.В. Пятибратовой, цифры, наборные полотна, закладки-призы, логические таблицы: «Какая фигура».

Ход подгрупповой организованной образовательной деятельности.

Этапы

Содержание

Мотивационный. Вступительная часть (ритуал приветствия).

Психогимнастика

(Звучит спокойная музыка)

- Здравствуйте, девочки и мальчики! Какой сегодня чудесный день! У меня отличное настроение и я хочу поделиться им с вами! Идите ко мне, давайте возьмѐмся за руки и улыбнѐмся друг другу! Ой, какие вы у меня красивые, весѐлые, как вас украшает улыбка! И почувствуйте, как у вас от улыбки сразу же поднялось настроение!

Исполнительский.

Основная

часть (постановка проблемы, выполнение

заданий).

1 этап. Игровая ситуация (постановка проблемы).

-Ребята, нам из космоса пришло сообщение, что Злой космический вихрь разрушил одно из прекрасных созвездий и разбросал звѐздочки по сказочной планете. И чтобы все звѐздочки опять собрать вместе, надо выполнить его задания. За каждое из них задание, он будет возвращать звѐзды, и мы сможем обратно собрать наше созвездие.

  • Поможем звѐздочкам собраться вместе? (да)
  • Что нам для этого надо сделать? (Для этого нам надо полететь в космос.) Вы готовы? (да).
  • Приглашаю вас в наш звездолѐт. Прошу занять свои места, закрыть глаза. Слышите космический звук? (включается космическая музыка) – наш корабль завѐлся. Надо произвести обратный отсчѐт.

Хором: 5-4-3-2-1.

Взлетели. Дети стоят с закрытыми глазами и слушают музык). Музыка затихает.

  • Ну вот, ребята, мы и прилетели. Осторожно выходим на сказочную планету.
  • А вот и наше созвездие!

Дети вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

-Посмотрите, все звѐздочки растерялись. Мы будем выполнять задания Злого вихря, получают звѐздочки и возвращать их на место.

  • -Давайте, посчитаем, сколько звѐздочек нам надо найти? (Дети считают, определяют, что их семь). Вот и наше первое задание. Посмотрите, какой интересный тоннель? Когда вы проползѐте через волшебный тоннель, я дам вам по одному мешочку. И мы посчитаем, сколько мешочков нам удастся собрать? Идем в тоннель.

Дети проходят по сенсорной дорожке, проползают через тоннель, получают по 1 мешочку, в конце их все пересчитывают и получают 1звезду.

-Вы молодцы! Заработали свою первую звезду. Давайте, вернѐм еѐ на место.

Дети вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

-Сколько всего звѐзд нам надо было получить? (7).

-Сколько мы получили? (1).

  • Сколько ещѐ останется? Посчитайте (6).

-Молодцы!

Работа с числовыми фигурами Н.В. Пятибратовой. Выстраивание числового ряда. Соотнесение фигуры с цифрой. Выстраивание сериационных рядов в прямом и обратном порядке.

— А вот и наше следующее задание. Посмотрите, вихрь  разбросал наши любимые числовые фигуры. Давайте их все соберем и построим из них цветные дорожки, расположив фигуры в прямом порядке: от самой маленькой, к самой большой.

-Положите под каждой фигурой цифру.

-Какое число обозначает жѐлтая числовая фигура? (четыре).

  • А красная (один).
  • А голубая? (пять).

-Назовите числа в прямом порядке, в обратном порядке (ответы детей)

Дети выкладывают в ряд числовые фигуры, расположив их в прямом порядке (от самой маленькой к самой большой). Под каждую цифру кладут соответствующую цифру. Называют фигуры по цвету в порядке увеличения и в порядке уменьшения. Называют числа в прямом и обратом порядке.

-Молодцы! Задание было очень трудным, но вы отлично с ним справились!

-Ребята, вы молодцы нашли еще одну звезду.

Дети вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

-Сколько у нас уже было? (1)

-Сколько мы с вами ещѐ заработали? (1).Сколько их стало. (2)

  • Сколько осталось? (5).

Музыкальная игра.

Презентация по фигурам Н. В. Пятибратовой «Числа в движении»

-А сейчас давайте немного подвигаемся.

Ставится презентация «Числа в движении». Дети совместно с педагогом выполняют движения под музыку.

  • Вы так замечательно двигались, мы с вами получаем еще 1 звезду.

Подходят к макету «Сказочное созвездие».

Вешаем на макет. Считаем, сколько было, сколько осталось.

2 этап. «Волшебный сундучок»Развитие тактильного восприятия.

-А давайте поиграем с нашими фигурами в «Волшебный сундучок»?

-Для того, чтобы получить еще одну звезду надо на ощупь определить, какие числовые фигуры лежат в сундучке?. Вы по очереди будете нащупывать по 1 фигуре, называть еѐ, доставать и ставить на мольберт, находя ей своѐ место. Под каждой фигурой поставьте нужную цифру.

Дети выполняют задание.

-Замечательно! Вы и с этим заданием справились! Получают 1 звезду. Дети вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

Вешают звезду на макет. Считают, сколько было, сколько стало, сколько осталось?

3 этап. Игра «Волшебная карта» (логическая таблица «Какая фигура?)»

Закреплять у детей знания об основных цветах (красный, синий, жѐлтый, зелѐный); и формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Умение выделять предметы сразу по двум признакам. Развивать логическое мышление.

  • А вот ещѐ одно задание. Посмотрите, здесь лежит волшебная космическая карта. Нам надо разложить наши фигуры. Каждую в свой домик. Смотрите, не перепутайте! Надо смотреть на цвет фигуры и еѐ форму.

Дети собирают карту и получают ещѐ 1 звезду.

Вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

Прикрепляют        на макет звезду.        Считают, сколько было, сколько стало, сколько осталось?

  • Будем дальше выполнять задания.

4 этап. «Космическое колесо» Сенсино. Развивать восприятие количество с помощью двигательного анализатора.

Перед детьми «Космическое колесо».

— Вот еще одно задание с инструкцией.

Педагог читает инструкцию:

«Это «Космическое колесо», крутишь колесо, на какую цифру падает шарик, столько раз нужно топнуть ногой, хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть»

Дети выполняют задание.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Получают ещѐ 1 звезду.

Дети вместе с педагогом подходят к макету «Сказочное созвездие».

Педагог прикрепляет звѐзды на свои места. Вместе считают сколько было, сколько стало, сколько осталось?

-Дети, мы нашли 6 звезд, нам осталось найти ещѐ одну.

Этап 5. Игра        «Дидактическое дерево»        Развитие зрительного восприятия, внимания, глазодвигательного праксиса.

  • Где же нам еѐ искать? (озираясь по сторонам).
  • Ой, дети, посмотрите, какое необычное, красивое, инопланетное дерево (указывая жестом на дерево).
  • Чтобы получить ещѐ одну звезду, надо собрать пять сказочных птиц с этого дерева.

Дети берут по одной птице и, считая,  кладут еѐ в коробку.

  • Отлично справились с заданием. Получаем ещѐ одну звезду. (прикрепляем на место).
  • Все вместе подходят к макету «Сказочное созвездие». Пересчитывают, сколько было, сколько нашли?
    Сколько теперь стало звезд в нашем созвездии? Мы нашли все потерявшиеся звездочки, и наше созвездие опять засияло золотым светом!, А нам пора возвращаться домой, на нашу планету Земля.
  • Проходим в наш космический корабль (через сенсорную дорожку возвращаемся в корабль). Все встали на свои места. Приготовились. Обратный отсчѐт. Хором: 5-4-3-2-1 Старт.

Дети закрывают глаза, звучит музыка.

Ну, вот мы и вернулись домой.

Рефлексивный.

Заключительная

часть (ритуал прощания).

-Мальчики! Девочки! Вам понравилось сегодня наше небольшое сказочное путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Какое задание оказалось самым сложным? А какое самым лѐгким? Какое у вас сейчас настроение?

Мне очень понравилось с вами путешествовать! Вы такие смелые, ловкие! Огромные молодцы! Возьмите на память вот эти красивые космические закладки для ваших любимых книг. Пусть они радуют вас и напоминают о нашем прекрасном путешествии на волшебную планету!

Перспективный этап

По результатам занятия дети получают игровые домашние задания, на закрепление темы.

Литература:

1.Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. «Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»
2. М. Питерси, Р. Трилор, С.Керне, Д.Ютер, Э.Бра «Маленькие ступеньки»
3. Морозова И. А, Пушкарева М. А. «Развитие элементарных математических представлений.Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5 лет»

Приложение

Материалы и оборудование:

«Сообщение из космоса»

C:\Desktop\Фото к конспекту\Сообщение из космоса.jpgC:\Desktop\Фото к конспекту\Сообщение из космоса 1.jpg

«Звездолет»

C:\Desktop\Фото к конспекту\мяч.jpg

Волшебный тоннель, сенсорная дорожка и кинезиологические мешочки

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\IMG_20210419_093921.jpgC:\Desktop\Фото к конспекту\Сенсорные мешочки.jpg

Макет сказочного созвездия

C:\Desktop\Фото к конспекту\Макет сказхочного созвездия.jpg

Числовые фигуры Н.В.Пятибратовой

C:\Desktop\Фото к конспекту\Числовые фигуры Пятибратовой Н. В..jpgC:\Desktop\Фото к конспекту\Числовые фигуры Пятибратовой Н.В.1.jpg

«Волшебный сундучок»

C:\Desktop\Фото к конспекту\Волшебный сундучок.jpg

Логическая таблица «Какая фигура?» («Космическая карта»)

C:\Desktop\Фото к конспекту\Логическая таблица Какая фигура (игра Волшебная карта).jpgC:\Desktop\Фото к конспекту\фигуры.jpg

Дидактическая игра Сенсино («Космическое колесо»)



C:\Desktop\Фото к конспекту\Оборудование Сенсино (космическое колесо).jpgC:\Desktop\Фото к конспекту\Инструкция к космическому колесу.jpg

Дидактическое дерево («Инопланетное)C:\Desktop\Фото к конспекту\Дидактическое дерево( инопланетное).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми с речевой патологией по развитию речи «Путешествие в страну занимательных задач в рамках лексической темы – Транспорт»

Конспект организованной образовательной  деятельности с детьми с речевой патологией по развитию речи«Путешествие в страну занимательных задач в рамках лексической темы – Транспорт&raq...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Дикие животные»

Тема: «Животные средней  полосы»Цель: Закрепить представление о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки, чем питаются, приспособление к условиям жизни....