Конфликт и пути его преодоления
методическая разработка

Наталья Викторовна Зоткина

Методическая разработка занятия
 

Тип занятия: изучение нового материала.

Цели и задачи:

  • знакомство с понятиями конфликта, спора, конфликтной ситуации, инцидента;
  • формулирование правил поведения в конфликтной ситуации;
  • формирование представлений о барьерах, возникающие в ходе общения;
  • рассмотреть основные причины возникновения конфликтов;
  • показать пути выхода из конфликтов;
  • рассмотреть основные каналы восприятия;
  • развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах;
  • развивать умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Ожидаемые результаты:

  • осмысление правил поведения в конфликтных ситуациях;
  • овладение навыками необходимыми в конфликтных ситуациях;
  • умение находить компромиссное решение в конфликтных ситуациях.

Оборудование: рабочий лист, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt_i_puti_ego_preodoleniya.doc408 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Конфликт и пути его преодоления»

Разработал: Зоткина Наталья Викторовна, преподаватель ГБПОУ «ВТК»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

Старинная народная мудрость

Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи:

  • знакомство с понятиями конфликта, спора, конфликтной ситуации, инцидента;
  • формулирование правил поведения в конфликтной ситуации;
  • формирование представлений о барьерах, возникающие в ходе общения;
  • рассмотреть основные причины возникновения конфликтов;
  • показать пути выхода из конфликтов;
  • рассмотреть основные каналы восприятия;
  • развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах;
  • развивать умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Ожидаемые результаты:

  • осмысление правил поведения в конфликтных ситуациях;
  • овладение навыками необходимыми в конфликтных ситуациях;
  • умение находить компромиссное решение в конфликтных ситуациях.

Оборудование: рабочий лист, раздаточный материал, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1 этап. Мотивация. Актуализация опорных знаний и постановка целей и  задач.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть, надеюсь на активную совместную работу.

Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, подъезда, колледжа, аудитории.

Но бывают такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно.

Таким порогом может стать конфликт, возникший и неразрешённый.

Сегодняшняя наша задача – не уходить от конфликта, а рассмотреть его как проблему, которую надо решать.

Мы все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, высказать своё мнение.

Хорошие отношения между людьми зависят от того, насколько точно они воспринимают информацию, передаваемую друг другу.

Иногда нам кажется, что мы понимаем друг друга, в то время как каждый домысливает слова собеседника, как ему вздумается.

Игра-активатор «Помни меня»

Давайте выполним упражнение: «Сообщите вашему собеседнику утверждение, которое вы считаете истинным. Он должен повторить сказанное вами, стараясь подражать вашему голосу, интонации, выражению лица, позе. Если ваш собеседник не ошибся и все точно повторено, сообщите ему об этом. Будьте искренними. Затем поменяйтесь ролями и выполните то же самое».

  • Сразу ли Вашему собеседнику удалось повторить сказанное вами, смог ли он подражать вашему голосу, интонации, выражению лица, позе? (высказывания студентов)

Для человека очень важно уметь слушать и видеть другого человека. В противном случае мы начинаем делать неверные выводы, и это может привести к непониманию, конфликту.

Хочу предложить вам еще одно упражнение «Да – Нет», исходя из которой, вы сможете определить тему сегодняшнего занятия.

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это слово.

Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

  • Какие вы испытывали эмоции?
  • Было ли ощущение напряжения и раздражения?
  • Конфликт ли это? Почему?
  • Что помогло избежать конфликта?

Какой, по вашему мнению, будет тема занятия? (мнения студентов). 

Тема нашего занятия  «Конфликт и пути его преодоления». 

Цель урока: сегодня мы рассмотрим понятия конфликт, спор, конфликтная ситуация, инцидент; «конфликтная ситуация», «конфликт», рассмотрим барьеры, возникающие в ходе общения, причины возникновения и виды конфликта. Определим правила поведения в конфликтной ситуации, будем развивать умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

2 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

1. «Мозговой штурм» (работа над понятием конфликт)

Работа с рабочим листом (Приложение № 1)

1. Как вы понимаете, что такое конфликт?

2. Какие бывают виды конфликта?

3. Каким образом могут быть распределены роли в конфликте?

4. По каким причинам возникают конфликты?

1. Конфликт  это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Наблюдения показывают, что до 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

2. Виды конфликта:

  1. Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон).
  2. Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений).
  3. Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.
  4. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
  5. Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т.д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта – рассогласование личных потребностей и требований производства.
  6. Межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта – это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т.п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.
  7. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.
  8. Межгрупповой конфликт – конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

3. Участник спора, переговоров, конфликтной ситуации – это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликтной ситуации.

  • оппонент (противник) это субъект, который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной или непосредственно вашей.
  • свидетели  это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
  • подстрекатели  это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
  • пособники  это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
  • посредники  это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

4. Конфликты возникают, когда люди друг с другом в чём-то не согласны, когда человек не оправдывает наших ожиданий.

Причины конфликтов:

  • разность характеров;
  •  нетерпимое отношение друг к другу;
  •  неуважение к чувствам другого человека;
  • неумение слушать человека;
  • разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
  • неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни – управляют, другие – подчиняются);
  • разлад между ожиданиями и поступками людей;
  • недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
  • недостаток и некачественность информации;
  • несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

2. Классификация барьеров в общении.

Конфликт – это предельный случай обострения противоречий. Это явление закономерное – им можно и нужно управлять. Причина возникновения конфликта – не преодоленные смысловые барьеры в общении.

Рассмотрим наиболее распространенные барьеры, препятствующие взаимодействию, и причины их  возникновения.

Эмоциональные барьеры

Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведения. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим некоторые барьеры, возникающие при включении сильных эмоций.

Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.

Всякое страдание обычно вызвано:

  • трагическими событиями;
  • неудовлетворенностью своим социальным статусом;
  • сильно заниженной самооценкой;
  • физическими болями и т. п.

Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие гигиенического неприятия другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.

Презрение обычно вызывают:

  • аморальные поступки;
  • неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
  • предрассудки и т. д.

Барьер страха –  один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности.

Страх – явление динамичное. Модусы[1] страха можно классифицировать по степени выраженности.

1. Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии – оценочная. Модели общения дезинтегрируются[2] в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.

2. Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.

3. Собственно страх как состояние полной дезорганизации[3] психологической структуры личности.

4. Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей[4] функции. На этом этапе возможны:

  • деструкция отражательного механизма;
  • деградация личности;
  • разрушение организма.

Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнера по общению. Этот барьер возникает как реакция:

  • на критику;
  • на неумеренную похвалу, лесть;
  • из боязни показаться неловким;
  • из боязни быть уличенным в чем-то содеянном.

Барьер плохого настроения. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.

Барьеры процесса общения

Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.

Барьер неправильной установки сознания. Установка – это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая неправильная установка возникает в итоге деформации ее: а) стереотипами мышления; б) предвзятыми представлениями; в) неадекватными отношениями; г) отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо; д) пренебрежением к фактам.

Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (не всегда обоснованного).

Человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает все, что им противоречит.

Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также – и это весьма важно! – неумением управлять своим вниманием.

Пренебрежение фактами – это следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.

Барьер речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь – основное средство общения. Этот барьер искажает (иногда и полностью заглушает) слова говорящего.

Возникает такой барьер в результате:

  • эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
  • слабой аргументации;
  • невладения социально-психологическими механизмами общения.

Брьеры общения – это препятствия на пути к психологическому контакту и успешному влиянию партнеров друг на друга. Мы рассмотрели группу барьеров, которые можно назвать личностными.

Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению.

Правила, следование которым поможет избежать возникновения психологических барьеров и защитных реакций другой стороны (Приложение № 2)

4. Анализ отрывков из фильма «Афоня»

Посмотрите отрывок из фильма и определите:

  • Какие нарушения правил поведения при общении Вы заметили?

Хамство, грубость, нетактичность, вымогательство.

  • Какие эмоции Вы заметили?

Возмущение, растерянность.

  • Конфликт ли это? Почему?

Разное восприятие людьми целей, интересов и поведения;

разлад между ожиданиями и поступками людей;

  • Какие барьеры препятствуют взаимодействию.

Барьер страха: тревога, испуг

Барьер неправильной установки сознания: неадекватные отношения – смещение ролевых и личностных позиций. Препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

Посмотрите еще отрывок из фильма и определите, чем он отличается от первого.

  • Какие нарушения правил поведения при общении Вы заметили?

Хамство, грубость 

  • Какие проявления чувств Вы заметили?

Улыбка, доброжелательность, открытость, обходительность

5. Групповая дискуссия.

  • Как вести себя в конфликте?
  • Как нужно поступать, чтобы конфликт быстрее решился?  (мнения студентов)

Хочу обратить ваше внимание на алгоритм разрешения конфликтной ситуации, предложенный Шэрон и Гордон Бауэром. Схема включает 4 ступени:

1 ступень – максимально конкретно и объективно опиши человеку, вовлечённому в конфликт, ситуацию, которая тебя не устраивает.

2 ступень – расскажи о своих мыслях и чувствах по поводу ситуации.

3 ступень – предложи свой вариант поведения в данной ситуации.

4 ступень – сообщи (но не в виде ультиматума), как ты видишь последствия развития данной ситуации:

  • положительные  –  в случае успешного разрешения конфликта
  • отрицательные, если ничего не изменится.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия.

Неразрешимых ситуаций не бывает, поэтому мы сегодня научимся находить конструктивные выходы из конфликта, выбирать конструктивное поведение.

Конструктивное разрешение конфликта предполагает:

  • понимание обеими сторонами различий, недоразумений;
  • устранение агрессивных позиций;
  • поиск компромисса, умение идти на уступки друг другу;
  • поиск возможности взаимодействия, сосредоточение на общем.

5. Введение теоретических понятий: спор, противоречия, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент.

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения.

Противоречия – это рассогласования мотивов, ценностных ориентаций людей, взглядов, убеждений, оценок, целей, средств, методов и т.д.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющий личную значимость для каждого из участников.

Для наличия конфликта  необходимо наличие конфликтной ситуации и инцидента.

Формула конфликта

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Каждый из нас сталкивается с конфликтной ситуацией.

  • Только ли отрицательный опыт мы выносим из неё? Какой положительный опыт можно вынести из конфликта? (мнения студентов)

Конфликт позволяет приоткрыть для себя внутренний мир другого человека. Если мы научимся принимать позицию другого человека в ситуации конфликта, то принять её в повседневной жизни нам будет легче.

 Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

  • В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?
  • Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?
  • Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
  • С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  • Что чаще всего для вас является причиной конфликта?
  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  • Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?
  • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

III. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

1. Самотестирование «Уровень конфликтности личности» (Приложение № 3)

Инструкция: При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

Мы выяснили с Вами, что такое спор, противоречие, конфликт, конфликтная ситуация и инцидент.

2. Анализ ситуаций (Приложение № 4).

Давайте рассмотрим ситуацию.

Ситуация № 1.

А теперь разберем еще одну ситуацию:

Ситуация № 2.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

5. Способы разрешения конфликта.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.

Существует несколько способов разрешения конфликта:

Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо (к кому-либо). В нём не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.

«Психологическое поглаживание» – проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника» (например, ты умный, знающий и т.п.).

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Анализ ситуации (необходимо подумать и ответить на ряд вопросов):

  1. Кто участвует в конфликте (субъекты конфликта)?
  2. Что является главным противоречием, в чем рассогласование? Какова цель вашего оппонента?
  3. Какие положительные черты характерны для вашего оппонента, каковы, на ваш взгляд, его негативные черты? Какова ваша цель в конфликте?
  4. Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями (стоит ли настаивать на своем, может, это и незначимо для вас?) Определите для себя ценностную альтернативу (что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем-либо другом?)
  5. Если вы решили бороться до конца, то определите методы, какими вы будете решать конфликт. Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и оппонента. Определите такие пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента, но в определенной степени заинтересуют его, будут ему выгодны без ущемления ваших интересов,
  6. Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
  • Третейский суд как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».

Ультиматум – т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если ты не .. то я вынужден буду..).

Если затронуты принципы, убеждения, то используются крайние способы разрешения конфликта – подавление партнёра (моральное или физическое) и разрыв связи.

Разрешение конфликта (Приложение № 5)

Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Предлагаю Вам оценить собственное поведения в конфликтной ситуации.

Если тебя переполняют гнев, злость, раздражение… (Приложение № 6).

  • 10 секунд растирай то место на теле, где чувствуешь напряжение;
  • сделай 10 медленных и глубоких вздохов;
  • смени позу и потянись;
  • говори более медленно;
  • выпей чего-нибудь холодного (без алкоголя!!!)
  • сядь и откинься назад.

6. Самоанализ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» (Приложение № 7).

7. Правила предупреждения конфликтов (Приложение № 8)

8. Тест «Конфликтный ли ты человек?» (Приложение № 9).

9. Межличностные стили разрешения конфликтов.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта. Для наиболее удачного исхода в проблемной ситуации необходимо не только знать стили разрешения конфликтов, но и владеть ими: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса.

Рассмотрим существующие стили разрешения конфликтов.

Уклонение. Этот стиль характеризуется, подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта – это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. Совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: «Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня». В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.

Принуждения. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что  он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры,  даже если при этом происходит отказ от благоразумных  действий. Такой компромисс – это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

Решение проблемы. Данный стиль – признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения проблемы конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд.

Арбитраж. В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

Мы уже знаем, что вступая в конфликт люди, занимают определенную стратегию.

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон, как сам процесс, так и его результат.

Медиация. При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш». Медиатор берет на себя ответственность за процесс, а оппоненты контролируют предмет дискуссии и ее исход.

10. Задание группам.

Сравните представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выберите правильное соответствие девиза и стратегии.

Девизы

Стиль  конфликта

«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

избегание

«Чтобы я победил, ты должен проиграть»

конкуренция

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

приспособление

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

компромисс

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

сотрудничество

11. Анализ отрывка из фильма «Афоня».

Посмотрите отрывок из фильма и определите:

  • Какие нарушения правил поведения при общении Вы заметили?

Хамство, безразличие, ирония.

  • Какие эмоции Вы заметили?

Тревога, озабоченность, волнение, возмущение, растерянность.

  • Конфликт ли это? Почему?

Разное восприятие людьми целей, интересов и поведения;

разлад между ожиданиями и поступками людей;

  • Какие барьеры препятствуют взаимодействию.

Барьер страха: тревога, испуг

Барьер неправильной установки сознания: неадекватные отношения – смещение ролевых и личностных позиций. Препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

  • Какие пути разрешения конфликта Вы видите в данной ситуации?

Переговоры. Компромисс. Ультиматум

12. Тест Томаса Килменна «Стили разрешения конфликтов» (Приложение № 10).

13. Каналы восприятия.

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать.

Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». При общении визуал обычно смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Его принцип: «он меня не слушает, потому что не смотрит на меня». Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Ему необходимо видеть собеседника, поэтому он обычно стремится к такой дистанции между собой и другим человеком, которая позволяет ему видеть того хорошо. Он часто употребляет выражения: «я вижу», «видите ли», «посмотрите, что он натворил», «это выглядит ужасно» и т.п. От визуала можно требовать быстрого решения задач. С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх. Визуалу шум практически не мешает. Для того чтобы запомнить номер телефона визуалу достаточно запомнить, как он выглядит.

Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Аудиалы, в отличие от визуалов, чаще используют выражения типа: «послушайте, что скажу», «меня раздражает этот звук», «ваша идея звучит замечательно» и др. Во время беседы аудиал обычно находится от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё, ничего не пропустить. От аудиала – немедленного повторения услышанного им материала. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т.д.). С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. У аудиалов при общении взгляд направлен по средней линии. Аудиал легко отвлекается на звуки. Для того чтобы запомнить номер телефона аудиал должен произнести его.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Кинестетики двигаются плавно, без резких движений. Это люди чувственные, им необходимо физическое ощущение окружающего их мира. При общении кинестетик порой не смотрит на собеседника, но постоянно касается его, руководствуясь принципом: «он меня не слушает, если не чувствует». Их речь насыщена соответственными выражениями: «я чувствую, что-то происходит», «мы совсем близко подошли к решению проблемы» и т.п. Это часто ласковые и чуткие люди. Кинестетику нужно больше времени и терпения со стороны преподавателей и домашних. С кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). У кинестетиков при общении взгляд направлен вниз. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно.

Дискреты (дигиталы) – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория самая немногочисленная среди людей. Дискреты в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.

  •  Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации?

14. Самоанализ «Определите свой тип восприятия» (Приложение № 11).

Определить свой тип восприятия довольно просто: вспомните какое-нибудь место, где вы чувствовали себя наиболее комфортно, и куда бы вам хотелось возвращаться снова и снова. Постарайтесь представить его себе наиболее полно. Это, например, может быть берег моря или опушка леса. Затем постарайтесь определить, какие именно детали, составляющие вашу картину, вспомнились вам быстрее и легче всего. Если это шорох волн или щебетание птиц или шелест ветвей (то есть то, что вам «слышится»), то вы – аудиал. Если на первом месте в вашей картине были некие зрительные, цветовые образы, то вы – визуал. Если же вы с удовольствием и в первую очередь вспоминаете прохладу воды, мягкость травы, касающейся ваших ног и лёгкий ветерок, доносящий до вас запах цветов или моря, то вы – кинестетик.

Благодаря разному восприятию мира визуалы, кинестетики и аудиалы не всегда могут хорошо понять друг друга. Так, например, даже один номер гостиницы трое живших в ней ваших друзей опишут вам по-разному.

Один скажет: «Это ужас, там плохо пахнет, и кровать продавлена, и душно невозможно!». Другой: «Номер отличный, ты бы видел, какой из него вид, сколько солнца! И мебель такая симпатичная, беленькая!». А третий: «Номер как номер, только вот звукоизоляции никакой и дверь всё время скрипела».

Вы догадались, кто из них кто?

15. Инсценировка (Приложение № 12).

Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт, используя полученные знания на уроке.

IV. ИТОГ УРОКА

Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

  • Вспомните правила поведения для конфликтных людей и правила предупреждения конфликта.
  • Как будут чувствовать себя участники конфликта в разных случаях? (при конструктивном выходе, деструктивном и игнорировании)

«Притча о гвоздях»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания.

Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проанализировать любую конфликтную ситуацию. Старайтесь в ситуациях использовать известные вам приемы. Подумайте, можно ли было её избежать при помощи компромисса.

2. Записать на отдельных листочках конфликты, которые произошли с ними. Подписывать листочки не следует. На следующем занятии коллективно рассмотрим эти ситуации, чтобы найти совместно оптимальное решение каждого конфликта.

3. Составить памятку: «Как я должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, преподавателями и т.д.»

VI. РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, мне хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями о занятии и высказали свои выводы.

«Мишень» (Приложение № 13)

В каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1 до 5 баллов. Оценивается работа группы.

Спасибо за активную работу.


Приложение № 1

Рабочий лист

Ответьте на вопросы. Обоснуйте свое мнение.

1. Как вы понимаете, что такое конфликт?

2. Какие бывают виды конфликта?

3. Каким образом могут быть распределены роли в конфликте?

4. По каким причинам возникают конфликты?


Приложение № 2

Как избежать возникновения психологических барьеров 

  1. Стремитесь создавать атмосферу открытости и объективности. Не вводите партнера в заблуждение.
  2. Не извиняйтесь за то, что вы обращаетесь к партнеру с просьбой, чтобы избежать уступчиво принизительную форму общения. Когда вы начинаете фразу с извинения, то тем самым вы сообщаете партнеру, что в вашей просьбе есть что-то неудобное или невыгодное для него. Извинение с самого начала несет в себе ожидание негативной реакции со стороны оппонента. И есть большая вероятность получить ее в ответ на свое предложение.
  3. Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, иначе, собеседник начнет сомневаться в вашей способности реально оценивать события.
  4. Осуществляйте самоконтроль, когда начинаете чувствовать раздражение или нетерпеливость. Как только вы начинаете проявлять признаки раздражения, партнер начинает ожидать от вас отрицательной защитной реакции.
  5. Избегайте грубости, нетактичности, высокомерия, менторского тона.
  6. Не забывайте о чувстве собственного достоинства вашего партнера.
  7. Не нужно недооценивать интеллект партнера. Никогда не считайте себя умнее собеседника. Вы никогда до конца не сможете скрыть покровительственную снисходительность к партнеру, если она «сидит» у вас в голове. Она будет передаваться невербальными признаками вашего поведения.
  8. Не загоняете собеседника в угол.
  9. Уходите от открытой конфронтации. Воздерживайтесь от преждевременного оказания психологического воздействия, вступления с партнером в ситуацию спора.
  10.  Не предпринимайте попытки уйти от неприятной темы, прерывая диалог, удаляясь из комнаты, игнорируя обращенные к вам слова, сбивая с толку собеседника или давая показательный обет молчания. Обычно это оскорбляет людей и вызывает раздражение, появляется неприязнь.
  11.  Непрерывное ворчание вызывает досаду и протест.
  12.  Негативные ярлыки (ничтожный, ленивый и т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование. Постоянные упоминания о недостатках человека лишают его веры в себя. Регулярное упоминание действительной или мнимой черты характера может привести к ее появлению или усилению. 
  13.  Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же.
  14.  Позиция «Я прав, а вы – нет» препятствует стремлению достигнуть компромисса. Ваше понимание ситуации – не единственно возможное.
  15.  Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывает протест. Никогда не стоит угрожать или намекать на возможные страшные меры, пытаясь вынудить человека к сотрудничеству.
  16.  Правильно воспринимайте критику. Особенное внимание уделите тем замечаниям, которые часто повторяются в критических отзывах людей. Получая очередную порцию критики, удостоверьтесь, что вы правильно поняли смысл замечания. Будьте открыты, внимательно слушайте и не бойтесь задавать вопросы. Если оппонент высказывает голые утверждения, просите привести примеры ваших действий, которые вызвали эти замечания. Критика может быть резкой и обидной по форме. Но надо обращать больше внимания на содержание. Критикуемый имеет право на защиту своих положений и позиций. Нельзя искажать объективно существующие факты для защиты своей позиции. Постарайтесь непредвзято проанализировать мотивы тех, кто вас критикует.
  17.  Критикуйте, но не критиканствуйте.
  18.  Будьте справедливы и терпимы к людям.


Приложение № 3

3. Самотестирование «Уровень конфликтности личности»

Инструкция: При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1) Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) нет

б) когда как

в) да

2) Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?

а) да

б) ответить затрудняюсь

в) нет

3) Кто вы в большей степени?

а) пацифист

б) принципиальный

в) предприимчивый

4) Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) часто

б) периодически

в) редко

5) Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив? 

а) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами

в) чаще советовался бы с людьми.

6) В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) пессимизм

б) плохое настроение

в) обида на самого себя

7) Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

8) Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

а) да

б) скорее всего да

в) нет

10) Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

а) раздражительность

б) обидчивость

в) нетерпимость критики других

11) Кто вы в большей степени? 

а) независимый

б) лидер

в) генератор идей

12) Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) экстравагантным

б) оптимистом

в) настойчивым

13) С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) с несправедливостью

б) с бюрократизмом

в) с эгоизмом

14) Что для вас наиболее характерно?

а) недооцениваю свои способности

б) оцениваю свои способности объективно

в) переоцениваю свои способности

15) что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми.

а) излишняя инициатива

б) излишняя критичность

в)  излишняя прямолинейность

Обработка результатов тестирования.

Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 – 17 баллов

Очень низкий

30 – 32 баллов

Ближе к среднему

18 – 20 баллов

Низкий

33 – 35 баллов

Выше среднего

21 –23  балла

Ниже среднего

36 – 38 баллов

Высокий

24 – 26 баллов

Ближе к среднему

39 – 42 балла

Очень высокий

27 – 29 баллов

Средний


Приложение № 4

Ситуация № 1.

Между двумя служащими одной фирмы не сложились отношения.

В разговоре между ними один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и пожаловался директору.  

Директор вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», сказал руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен.

  • Так ли это?

Обсуждение ситуации

1. Примените формулу конфликта и определите что:

  • является конфликтом
  • конфликтной ситуацией
  • инцидентом

2. Каковы последствия конфликта?

Ситуация № 2.

У нас во дворе планируется ремонт дороги: новый асфальт и тротуары. В данный момент машины ставим на газон, т.к. мест категорически не хватает. Я хотел взять в ЖЭУ план нашего двора и оценить, как можно перепланировать двор, чтобы создать дополнительные места для парковки. Пошел ЖЭУ, подхожу к сотруднику и спрашиваю: «Могу ли я взять план двора своего жилого дома

Ответ: «Сейчас Нина Вячеславовна освободится и подскажет Вам».

Стою жду Нину Вячеславовну (она стоит рядом и разговаривает).

Подождал пару минут, и говорю ей свой вопрос. Она отвечает, что сейчас занята по работе.

Стою еще 10 минут – параллельно слушаю ее разговор: разговаривают о внуках другой женщины.

Я ждал-ждал и говорю: «Давайте вы будете обсуждать своих внуков во вне рабочее время». Моментальный ответ этой Нина Вячеславовны: «Я что поговорить не могу!!!». 

Я отвечаю: «Я вам плачу зарплату и в данный момент трачу свое время - ответьте на мой вопрос».  Она начинает орать: «У меня ТЕПЕРЬ (типа, я ее оторвал от разговора и она мне ничего не даст) нет плана, идите в другое учреждение!!!» (указала адрес). Орала-орала, потом я ей говорю: «вы же сначала сказали, что у вас план есть». Она: «нет у меня плана!!!» Опять орет. Я говорю: «Если я узнаю, что у вас есть план, я вернусь».

 Собственно, два вопроса:

1. Как можно воздействовать на этого директора ЖЭУ? Кому ЖЭУ подчиняется и какие меры можно принять в связи с таким отношением?

2. Как максимально быстро и, желательно, бесплатно перепланировать территорию вокруг своего многоквартирного дома?

Обсуждение ситуации

1. Примените формулу конфликта и определите что:

  • является конфликтом
  • конфликтной ситуацией
  • инцидентом

2. Каковы последствия конфликта?


Приложение № 5

Разрешение конфликта

  1. Используйте «Я – сообщение» (констатация вашего огорчения по поводу возникших противоречий) и «активное слушание» (констатация замеченного вами огорчения оппонента в связи со случившимся спором). Эти способы общения помогают начать доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  2. Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте вашу заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  3. В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  4. He высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  5. Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  6. Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.


Приложение № 6

Если тебя переполняют гнев, злость, раздражение…

  • 10 секунд растирай то место на теле, где чувствуешь напряжение;
  • сделай 10 медленных и глубоких вздохов;
  • смени позу и потянись;
  • говори более медленно;
  • выпей чего-нибудь холодного (без алкоголя!!!)
  • сядь и откинься назад.


Приложение № 7

Инструкция: Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы   обычно  ведете себя в конфликтной ситуации или споре?».

Если  вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера  ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

ЧАСТО – поставьте  3 балла

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла

РЕДКО – 1 балл

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему…
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

№ вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

 Обработка результатов теста. 

Подсчитайте количество баллов по строчкам А, Б, В, Г, Д – соответственно.

Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Ключ к вопросам «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

 «Б» – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» – это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» – «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.


Приложение № 8

Правила предупреждения конфликтов

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
  2. Дайте своему противнику «выпустить пар».
  3. Если он раздражён и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение.
  4. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
  5. Сбивайте агрессию неожиданными приёмами:
  • попросите доверительно у противника совета,
  • задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для него,
  • напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным,
  • сделайте комплимент, выразите сочувствие;
  • скажите что-то доброе, неожиданное, веселое
  1. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключили сознание вашего противника с отрицательных эмоций на положительные.
  2. Выслушайте спокойно все претензии партнера.
  3. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  4. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
  5. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
  6.  Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Четко осознавайте и контролируйте свои эмоциональные состояния в ходе взаимодействия и стремитесь направлять их для осуществления положительных действий. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
  7.  Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили своё обещание», но нельзя говорить: «Вы – необязательный человек».
  8.  Попытайтесь заставить партнера говорить конкретно (называть только факты) и без отрицательных эмоций.
  9.  Держите уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
  10.  Извинитесь, если в чем-то действительно не правы.
  11.  Выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений или принижений как себя, так и оппонента.
  12.  При обсуждении конкретных действий, позиций, при оказании воздействия делайте больший акцент на преимущества или отрицательные последствия для достижения целей партнера по общению.
  13.  Используйте позитивные слова и выражения; избегайте эмоционально-нагруженных фраз и оценочных суждений или безразличия к личности партнера и его интересам.
  14.  Избегайте нетерпеливости, пустого разглагольствования и уступчиво-унизительной манеры обращения.


Приложение № 9

Тест «Конфликтный ли ты человек

1. В переполненном троллейбусе тебе наступили на ногу. Твоя реакция?

а) тоже наступлю – 2

б) промолчу, в переполненном транспорте возможно и не такое – 1

в) не удержусь от того, чтобы не высказать своего недовольства – 3

2. У тебя завязался спор с однокурсниками. Они, с твоей точки зрения, явно не правы и к тому же не слушают твоих доводов. Твои дальнейшие действия?

а) приведу более убедительные аргументы – 1

б) скажу им, что они совершенно не разбираются в данном вопросе – 2

в) просто уйду – 3

3. В магазинной очереди какая-то тетенька умудрилась протиснуться впереди тебя. Твоя реакция на ее поведение?

а) обязательно скажу ей все, что о ней думаю – 3

б) промолчу, может быть, она сильно спешит – 1

в) попрошу ее, чтобы она хотя бы извинилась передо мной – 2

4. Посторонний человек на улице сделал тебе замечание, что ты громко смеешься. Твоя реакция?

а)  обязательно извинюсь – 1

б) скажу ему, что это не его дело – 3

в) не обращу на него никакого внимания – 2

5. В вашей группе разгорелся спор. Что сделаешь ты?

а) выслушаю обе стороны, но сама в спор не ввяжусь – 1

б) не утерплю, чтобы не поспорить – 3

в) приму сторону того, кто, с моей точки зрения, прав – 2

6. В студенческой столовой тебе явно недодали сдачу. Твои действия?

а) попрошу продавца пересчитать все еще раз – 2

б) устрою скандал – 3

в) еще раз проверю данную мне сумму – 1

7. Один из твоих друзей предлагает тебе и остальным свою идею, как можно интересно провести каникулы. Как ты поступишь?

а) скажу ему, что его план никуда не годится – 3

б) промолчу, хотя его план оставляет желать лучшего – 1

в) предложу свой план – 2

8. Ты любишь спорить с родителями по поводу того, сколько времени тебе отпущено на вечернюю прогулку?

а) делаю это очень часто, но без особого интереса – 2

б) мне нравится заводить этот спор – 3

в) не любитель споров с родителями – 1

9. Твои друзья постоянно критикует тебя за то, что ты списываешь. Ты же сама неоднократно замечала, что они это делают, не менее успешно, чем ты. Твои действия?

а) обязательно укажу им на это – 3

б) не понимаю, почему они так делают, но ссориться с ними из-за этого не буду – 1

в) скажу, что это мое личное дело – 2

10. Ты споришь с мамой и чувствуешь, что не права. Что ты сделаешь?

а) ни за что этого не признаю и не прекращу спор первая – 3

б) тут же перестану спорить – 1

в) прекращу спор, но останусь при своем мнении – 2

11. Ты встретила малышей, которые дерутся друг с другом. Твоя реакция?

а) просто разниму их – 2

б) их пристыжу – 3

в) пройду мимо – 1

12. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:

а) да – 1 балл

б) необходимости нет – 0

в) выяснение отношений бесполезно – 2

Ключ к тесту «Конфликтный ли ты человек

Если ты набрал(а):

от 8 до 15 очков. Тебя можно поздравить с тем, что ты абсолютно неконфликтный человек и не приветствуешь ссоры, как между знакомыми людьми, так и между чужими. Твоя реакция на назревающую стычку – это выжидание и наблюдение со стороны. Позиция наблюдателя не везде и не всегда хороша. В конечном итоге такое отношение к конфликтным ситуациям приведет к тому, что однажды ты не сможешь дать достойный отпор своим обидчикам. Принимая в очередной раз излюбленную позицию созерцателя, подумай, а не пора ли ее менять? Ведь не всем окружающим ясны мотивы созерцателя, и многие просто-напросто подумают, что ты очень неуверенный и робкий человек, которого можно безнаказанно обижать и унижать.

от 16 до 23 очков. Ты не настолько конфликтный человек, чтобы тебя можно было назвать вздорной. Скорее, ты привыкл(а) отстаивать свою точку зрения, даже если это может перерасти в конфликт. Твоим достоинством является то, что ты вовремя можешь остановиться и не потерять самообладания. Ты не очень любишь спорить, поскольку считаешь это бесполезным занятием, но иногда это приходится делать. Можно сказать, что ты делаешь это для вида. Переспорить тебя невозможно, поскольку при внешней согласности ты в глубине души остаешься при собственном мнении.

от 24 до 34 очков. Перепалка – это твоя стихия. Ты не замечал(а), что твои знакомые неохотно ввязываются с тобой в споры? Причем ты-то как раз очень любишь спорить и отстаивать правду, в твоем понимании это называется именно так. Тебе не свойственно разграничивать тех, с кем можно и зачастую нужно спорить, и тех, с которыми этого делать не стоит. Ты никогда первая не прекратишь спор, если даже будешь не права. Просто это не в твоих правилах. Ты считаешь, что, уступив хоть на йоту, покажешь слабость характера. Наш тебе совет: от этой опасной привычки – спорить по любому поводу – надо избавляться как можно скорее, иначе ты рискуешь растерять тех немногих друзей, которые у тебя еще остались.


Приложение № 10

Тест Томаса Килменна «Стили разрешения конфликтов»

Инструкция: В каждом из тридцати вопросов выберите один вариант (А или Б), который больше подходит к тому, как вы обычно поступаете или действуете (обведите в кружок).

1

А

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б

Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4

А

Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5

А

Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б

Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6

А

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б

Я стараюсь добиться своего.

7

А

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б

Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9

А

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б

Я предпринимаю шаги, чтобы добиться своего.

10

А

Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят затронутые интересы и вопросы.

Б

Я стараюсь успокоить другого и главным образом  сохранить наши отношения.

12

А

Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он так же идет мне навстречу.

13

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14

А

Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б

Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15

А

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я пытаюсь убедить другого в преимуществе моих позиций.

17

А

Обычно я стараюсь добиться своего.

Б

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18

А

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19

А

Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20

А

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б

Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21

А

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б

Я склоняюсь всегда к прямому обсуждению проблемы.

22

А

Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б

Я отстаиваю свои желания.

23

А

Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б

Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24

А

Если позиция другого кажется  ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25

А

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27

А

Я зачастую избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28

А

Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29

А

Я предлагаю среднюю позицию.

Б

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30

А

Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

По каждому из стилей (колонке) подсчитывается количество совпадений вариантов ответа с прилагаемым ключом, при совпадении начисляется 1 балл.

Суммы баллов, соответствующие каждому из пяти стилей, следует проранжировать. Доминирующий стиль –  тот, по которому набрано  наибольшее количество баллов.

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

16

Б

А

2

Б

А

17

А

Б

3

А

Б

18

Б

А

4

А

Б

19

А

Б

5

А

Б

20

А

Б

6

Б

А

21

Б

А

7

Б

А

22

Б

А

8

А

Б

23

А

Б

9

Б

А

24

Б

А

10

А

Б

25

А

Б

11

А

Б

26

Б

А

12

Б

А

27

А

Б

13

Б

А

28

А

Б

14

Б

А

29

А

Б

15

Б

А

30

Б

А


Приложение № 11

Тип восприятия

Вспомните какое-нибудь место, где вы чувствовали себя наиболее комфортно, и куда бы вам хотелось возвращаться снова и снова.

Постарайтесь представить его себе наиболее полно.

Это, например, может быть берег моря или опушка леса. 

Затем постарайтесь определить, какие именно детали, составляющие вашу картину, вспомнились вам быстрее и легче всего.

Если это шорох волн или щебетание птиц или шелест ветвей (то есть то, что вам «слышится»), то вы – аудиал.

Если на первом месте в вашей картине были некие зрительные, цветовые образы, то вы – визуал.

Если же вы с удовольствием и в первую очередь вспоминаете прохладу воды, мягкость травы, касающейся ваших ног и лёгкий ветерок, доносящий до вас запах цветов или моря, то вы – кинестетик.


Приложение № 12

Инсценировка

Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку.

Определите ошибку мудрецов.

Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт, используя полученные знания на уроке.

«Мудрец и слон»

Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов.

Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?

«Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его»

«Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы узнаем, какой он – слон»

Шесть человек пошли смотреть слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» – закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» – воскликнул он.

«Вы оба не правы,  сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.

«Слон похож на копье», – воскликнул четвертый.

«Нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею».

«Нет на веревку!» – «Змею!» – «Стену!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!», – шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.


Приложение № 13

«Мишень»

В каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1 до 5 баллов. Оценивается работа группы.

Уровень успешности занятия

Интересность                                                            Атмосфера

Работа группы                                                        Полезность информации


[1] Мо́дус (от лат. modus) – мера, образ, способ, вид существования или действия чего-либо.

[2] Дезинтегрироваться – разъединяться, разъединиться

[3] расстройство порядка, нарушение правильных отношений между частями одного целого, беспорядок.

[4] приводящий в замешательство, сбивающий с толку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Статья на тему: "Проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления в условиях реализации экономических стратегий импортозамещения"

В данной статье рассмотрены проблемы реализации института социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций. Выявлена и обоснована необходимость реализации положений...

Статья на тему: "Некоторые проблемы правового регулирования социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организаций и пути их преодоления"

       В данной статье рассмотрены некоторые проблемы, существующие в правовом регулировании социального партнерства работодателей и профессиональных образовательных организ...

Проблемы института гражданства и пути их преодоления в целях повышения научного потенциала России

Социальную основу гражданства составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, прина...

"Конфликт и пути его преодоления"

Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации: фронтальная, групповая. Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный. Основные понятия: конфликт, противоречие, участники кон...

Конфликты и стратегии его преодоления

Материал для самостоятельного изучения предмета "Психология общения" по теме "Конфликты и стратегии его преодоления"...