Технологическая карта урока в группе автомехаников по учебной дисциплине ОУП. Обществознание "Деятельность и общение"
план-конспект урока
Технологическая карта по теме «Деятельность и общение» предназначена для изучения ключевых аспектов человеческой деятельности и общения как важнейших форм взаимодействия людей в обществе. В ходе урока учащиеся познакомятся с понятиями деятельности и общения, их видами и структурой. Технологическая карта включает в себя различные методы и формы работы, направленные на развитие критического мышления, коммуникативных навыков и умения анализировать информацию. Данная технологическая карта поможет учителю эффективно организовать учебный процесс, а учащимся — глубже понять тему «Деятельность и общение» и научиться применять полученные знания в практической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
по учебному предмету ОУП.10 «Обществознание».
Автор урока: Бушуева Е.В.
Тема урока: Межличностное общение в профессиональной деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков межличностного общения в профессиональной деятельности водителя, автослесаря, автомеханика.
Задачи:
- Изучить понятия общение и коммуникация;
- Проанализировать формы общения, структуру общения и коммуникации, средства общения через профессиональною направленность практической области;
- Способствовать развитию аналитического мышления;
- Совершенствовать навык аргументированной беседы;
- Способствовать формированию навыка работы с текстом, рабочим инструментом;
- Сформировать у студентов мотивацию к получению выбранной профессии.
Оборудование: экран, дидактический материал, бензонасос, отвертки.
Планируемые результаты:
Личностные:
ОК 01. Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях.
ОК 03. Осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Метапредметные:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях
Предметные:
ОК 04. Ориентации в актуальных общественных событиях.
ОК 06. Владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на Интернет-ресурсах; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения.
ОК 09. Владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на Интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации.
Ход занятия:
Содержание учебного материала Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Примечание |
Организационный этап | ||
Добрый день, ребята рассаживайтесь для комфортной работы в группах, там, где на столе лежат бейджи, надевайте их. Вы будете получать некоторые инструкции на уроке в соответствии с номером на бейдже. На столах у вас стоят копилки активной работы, и каждый раз, когда вы отвечаете, не забывайте пополнять жетоном с маркировкой свою групповую копилку, выберете самостоятельно в группе ответственного человека, который возьмет на себя эту миссию. Сегодня мы поговорим об общении. Рабочая тема урока «Деятельность и общение». На столах у вас лежат рабочие листы, заполняйте их на протяжении всего урока. | Студенты готовятся к уроку, знакомятся с дидактическим материалом, заполняют рабочие листы. | 1 мин Слайд 1 Приложение 1 |
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности | ||
Общение – это одновременно самое простое и самое сложное, что мы делаем каждый день. Мы общаемся, даже когда молчим, мы передаем сообщения, даже когда не произносим ни слова. В мире, где технологии позволяют нам мгновенно связаться с человеком на другом конце планеты, мы все чаще сталкиваемся с проблемой истинного понимания и связи. Как так получается, что чем больше у нас средств для общения, тем труднее нам порой бывает действительно услышать друг друга. Давайте выясним: для чего нам знать, что такое «общение»? Как вы думаете, что нам сегодня предстоит изучить? Для чего мы это будем изучать? | Студенты участвуют в интерактивной лекции, формулируют ответы: - Общение – это взаимодействие людей - Какие виды общения существуют, структура общения, каким способом можно общаться. - Для чего: уметь выстраивать общение, быть конкурентноспособным на рынке труда, уметь конструктивно выстраивать взаимодействие. | 3 мин |
Актуализация | ||
Для того, чтобы разобрать понятие общения, давайте вспомним, что такое деятельность. Виды деятельности. Для чего мы общаемся? Напомните мне структуру деятельности. | Студенты участвуют в интерактивной лекции, формулируют ответы: - Деятельность – некая активность человека. - Мотивом для общения выступают потребности. - Общаемся для реализации своих социальных потребностей. В деятельности участвует субъект и объект, субъект ставить перед собой цель, для реализации цели необходимы средства. | 3 мин |
Первичное усвоение новых знаний | ||
Возьмите рабочие листы, работаем сейчас с ними. Итак, давайте сформулируем определение понятию «общение». Зафиксируйте в рабочих листах. Общение – очень сложный и многогранный процесс с точки зрения медицины, социологии и психологии. Этот процесс имеет несколько граней, сторон. Посмотрите на экран, в рабочих листах у вас эта схема заполнена не до конца, сейчас мы ее заполним вместе. | Общение — это процесс взаимодействия между людьми, возникающий между различными субъектами. Оценивают себя. | 25 мин Слайд 1 |
Что же такое «коммуникативная сторона общения»? Интерактивная сторона? (interaction - взаимодействие) Перцептивная сторона? (лат. perceptio — психологическое восприятие) (Педагог приводит примеры из профессиональной деятельности автомеханика) | Студенты участвуют в интерактивной лекции, формулируют ответы: - Обмен информацией, ее уточнение, развитие. - Взаимодействие людей, совместная деятельность - Восприятие и понимание собеседника. Оценивают себя. Приводят примеры из проф.деятельности. | Слайд 2 |
А сейчас я хочу попросить вас подойти к раздаточным столам. Участники №1 возьмите инструменты, а участники №2 будут давать вам инструкции, исходя из своего задания, которые написаны на обратной стороне бланка с номером. Приступайте. А теперь инструкции дают участники №3, время на выполнение задания – 2 минуты. Стоп, время вышло, прошу занять вас свои места. Все ли у вас получилось? Почему? Итак, для чего нам необходимо уметь общаться разными способами? (заполняем схему на экране) | Студенты выполняют задания в соответствии с заданными инструкциями. Студенты участвуют в интерактивной лекции, формулируют ответы: - для обмена информацией - для организации деятельности - для обмена эмоциями - удовлетворения потребностей - для социализации. Оценивают себя | Слайд 3 Приложение 2 Слайд 4 |
Каким бывает общение, предлагаю вам выяснить самостоятельно. В конверте участников №1 есть задание, на которое я вам даю 5 минут. Ответственным на соблюдение времени назначаются участники №2. Задание выполняете вместе, а результат представят нам участники №3. Не забывайте заполнять рабочие листы. Время вышло, предлагаю заслушать ваши ответы. | Студенты выполняют практическую работу в группе, готовят устный ответ. Оценивают себя Студенты дают устный ответ на основе проделанной групповой работы. Заполняют рабочий лист. Оценивают себя. | Слайд 5 Приложение 3 |
Первичная проверка понимания | ||
Давайте подытожим, Общение — это процесс взаимодействия между людьми, возникающий между различными субъектами. Какие это могут быть субъекты? Что заставляет нас общаться? Для чего мы общаемся? Каким может быть общение? А теперь я хочу вам предложить переформулировать нашу рабочую тему, исходя из приобретенных сегодня знаний. | Студенты участвуют в интерактивной лекции, формулируют ответы. Студенты формулируют тему урока: - общение в профессиональной деятельности. | 3 мин |
Первичное закрепление | ||
Посмотрите на экран. Определите: - в представленном фрагменте мы увидели общение или коммуникацию? - форму общения. - средства общения. | Студенты просматривают видеоролик, отвечают на вопросы: - общение - диалог - вербальная внешняя устная речь - невербальное общение через мимику, тембр голоса, позу тела, жесты, тон, стиль общения. | 3 мин Видеофрагмент |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | ||
Пришло время проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме сегодняшнего урока. Раздаю вам задания для проверочной работы. На работу отводится 2 минуты. Время вышло, обменяйтесь по кругу работами, разверните конверты, проверьте и оцените. Самостоятельные работы сдайте мне. Копилки активности оставьте на столе, я подведу итоги, как вы себя оценивали на уроке, и поставлю две оценки за урок, за работу на уроке и за проверочную работу. | Студенты выполняют проверочную работу. Студенты проверяют работы одногруппников, оценивают работы согласно критериям. | 4 минуты Слайд 6 Приложение 4 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | ||
Составить чек лист для будущего выпускника колледжа по теме: «Этика делового общения». Сформулируйте тезисы и запишите в рабочем листе на второй странице. Подумайте над дизайном чек листа. Мы объединим ваши тезисы, и выпустим чек лист для публикации на каналах колледжа. | Студенты получают инструкции по выполнению домашнего задания, записывают задание в рабочий лист. | 1 минута Слайд 7 |
Рефлексия | ||
В конце нашего урока, хочу привести вам интересный факт: Во время своего инкогнито путешествия по Европе Пётр I работал простым плотником на верфи в Голландии. Однажды он вступил в спор с местным мастером о лучшем способе конструкции корабля. Спор перерос в жаркую дискуссию, где Пётр, забыв о своем инкогнито, начал командовать. Мастер, не зная, что перед ним русский царь, ответил: «Слушай, парень, может, у себя в России ты и привык командовать, но здесь главный – я». Этот случай показывает, как важно в общении уметь адаптироваться к ситуации и уважать собеседника, независимо от статуса. Сейчас я попрошу вас взять свои телефоны, и в наш чат в сферуме отправьте невербально свои впечатления об уроке, выскажите свою удовлетворенность или свои переживания на уроке, а так же пожелания друг другу. | Студенты слушают интересный факт. Студенты отправляют в чат сферума сообщения. | 2 мин Слайд 8 Слайд 9 На экране открыт чат сферума. |
Приложение 1
Рабочий лист по теме «Деятельность и общение»
ФИО
Общение – это ________________________ между людьми, возникающий между ______________________
Стороны общения | ||||||
Коммуникативная | Интерактивная | Перцептивная | ||||
________________________ | __________________________ | ____________________________ | ||||
_________________________ | ___________________________ | _____________________________ | ||||
Функции общения | ||||||
Формы общения | монолог | ___________________________________________________________ | |||||||
диалог | ___________________________________________________________ | ||||||||
полилог | ___________________________________________________________ | ||||||||
Обмен репликами | ___________________________________________________________ | ||||||||
общение | коммуникация | ||||||||
______ | _______ | _________ | _________ | ||||||
_____________________________________ | ______________________________________ | ||||||||
Средства общения | |||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные): | ||
Внутренняя речь | Внешняя речь | Знаковые системы | |
Письменная | Устная | Сигналы | |
Внешний облик человека | |||
Язык тела | |||
Обмен предметами | |||
Произведения искусства | |||
Домашнее задание____________________________________________________________________________
Приложение 2
Инструкция для студента №2:
Объясните студенту №1, что он должен за 2 минуты открутить все болты с крышки бензонасоса.
Инструкция для студента №3:
Объясните любыми способами, не используя речь, студенту №1, что он должен за 2 минуты закрутить только 2 болта в крышку бензонасоса.
Приложение 3
Практическая работа №1
Заполните схему примерами из своей профессиональной деятельности.
Формы общения | монолог | ___________________________________________________________ | |
диалог | ___________________________________________________________ | ||
полилог | ___________________________________________________________ | ||
Обмен репликами | ___________________________________________________________ |
Монолог – это развёрнутое высказывание одного человека, обращённое к слушателям или к самому себе.
Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми.
Полилог — разговор многих участников.
Обмен репликами — это часть формы речи, которая называется диалогом.
Практическая работа №2
Заполните структуру общения и коммуникации и приведите примеры из своей профессиональной деятельности.
общение | коммуникация | |||||
______ | _______ | _________ | _________ | |||
_____________________________________ | ______________________________________ | |||||
Общение происходит при двух и более равноправных партнерах, передача информации двухсторонняя.
Коммуникация происходит при двух и более партнерах, передача информации односторонняя.
Практическая работа №3
Заполните схему примерами из своей профессиональной деятельности.
Средства общения | |||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные): | ||
Внутренняя речь | Внешняя речь | Знаковые системы | |
Письменная | Устная | Сигналы | |
Внешний облик человека | |||
Язык тела | |||
Обмен предметами | |||
Произведения искусства | |||
Приложение 4
Проверочная работа по теме «Деятельность и общение»
ФИ
- Диалог, обмен репликами, монолог, полилог - это…
А) виды общения; Б) формы общения;
В) средства общения; Г) функции общения.
Ответ:
- Из перечисленного далее списка понятий, выберете 3 понятия, относящихся к средствам общения.
А) социализация; Б) вербальное общение;
В) организация деятельности. Г) эмоциональное взаимодействие;
Д) письменная речь; Е) коммуникация;
Ж) общение с помощью знаковых систем; З) обмен информацией.
Ответ:
- К какому виду потребностей относится общение?
Ответ:
Эталоны ответов к самостоятельной работе по теме «Деятельность и общение»
- Б
- Б, Д, Ж.
- Общение относится к социальным потребностям.
Инструкция по оцениванию самостоятельной работы:
За каждый правильный ответ поставьте 1 балл, максимальное количество баллов 4.
Поставьте «отлично» - за 4 набранных балла;
Поставьте «хорошо» - за 3 набранных балла;
Поставьте «удовлетворительно» - за 2 набранных балла;
Поставьте «неудовлетворительно» - за 1 балл и меньше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»
Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах». Тема "Теоретические основы сенсорного воспитания" ...

Технологическая карта урока на тему «Конференция по итогам учебной слесарной практики»
Советую коллегам завершать учебные практики уроком-конференцией, это помогает систематизировать знания и навыки, приобретённые в период практики, повышает ответственность студентов и значимость в учеб...

Технологические карты уроков. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
1. Технологическая карта. Комбинированный урок. "Введение. Основные понятия и аксиомы статики" ОП.02 "Техническая механика"2. Технологическая карта. Урок изучения нового материала ...

Технологическая карта урока. Тема:Классификация групп, подгрупп и видов растительных масел
Технологическая карта урока по профессии " Продавец продовольственных товаров"...

Технологическая карта урока по учебной дисциплине ОУДБ.05 История «Великая Отечественная война… Отгремело. Отболело?»
создать условия для формирования у обучающихся знаний об основных периодах Великой Отечественной войны, дать представление о масштабности и глобальности войны, раскрыть человеческий фактор в войне; фо...
Технологическая карта урока "Деловое общение.Виды делового общения"
Технологическая карта урока на тему "Деловое общение. Виды делового общения" по ОП.01 Психология делового общения разработана для студентов специальности 43.02.10 Туризм с ...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...
