Занятие по развитию речи у будущих первоклассников Сказка «Маша и медведь». Звук [ш]
план-конспект занятия

Буздыган Ирина Александровна

Цели и задачи занятия:
1. Знакомство с детьми.
2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
Оборудование: презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_u_budushchih_pervoklassnikov.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи у будущих первоклассников

Сказка «Маша и медведь». Звук [ш]

Цели и задачи занятия:
1. Знакомство с детьми.
2. Развивать артикулярную моторику, речевое дыхание.
3. Формировать правильное звукопроизношение.
Оборудование: презентация 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Александровна. Попробуем создать хорошее настроение «Улыбнитесь».

Давайте поприветствуем всех: друг друга и золотого солнца!

Здравствуй солнце золотое!,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую.

Давайте улыбнемся друг другу.

На слайде размещены картинки: медведь и пирожки.

-Вот готовы пирожки, Есть их, Миша, ты не должен. Их в деревню отнесёшь, И обратно ты придёшь. За тобой следить я буду И найду тебя повсюду. Выше дерево в лесу, видеть буду за версту!

- Догадались, какая сказка у нас сегодня в гостях? («Машенька и медведь»). Скажите, чем похожи слова: Маша и  Миша?

-Есть ли в этих словах общий звук ? (ш).

-Звук ш какой? (согласный, глухой).

 - Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка».

 Выходящая воздушная струя – теплая. Садитесь поудобнее, расскажем эту сказку вместе.

-«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька… » (Слайд: избушка и Машенька).

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («Улыбочка»).

Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы.

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. («Улыбочка» - «Трубочка»).

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. Пошла завтракать.

Взяла ложечку. («Лопаточка»).

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу.

Взяла чашечку. («Чашечка»).

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам, но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам.

И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье»).

Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы.

Потом она пошла качаться на качелях. («Качели»).

Рот открыт. Кончик языка поочередно ставить за верхние, затем за нижние зубы.

А потом играла в мяч. («Катание шарика»).

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта, сначала в одну, затем в другую сторону.

«Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами…»

(Слайд: Машенька и елочка).

- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш).

- Произнесите звук ш четко  и длительно: столько, сколько буду вести  карандашом по дорожке. (Картинка ветра).

- Что это?

 (Показать шишку).

Развитие фонематического слуха: слуховая разминка.

Это фыфка?  Это шишка?

Это сыска?    Это хыхка?

Это шишка?   Это шихка?

- Правильно, это шишка. В лесу ягод невидимо- невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)Снова буду собирать.

- Поможем Машеньке собрать ягоды.

Автоматизация звука ш в слогах.

Игра «Хлопни в ладоши».

- Я буду произносить слоги , если в слоге звук ш слышится в начале слога, вы должны хлопать в ладоши.

-Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живет? Отгадайте.

Упражнение «Доскажи словечко».

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка уронила шишку, годила прямо в … (мишку).

-Правильно, в избушке живет медведь (Слайд: избушка медведя и Машенька)Видит Маша, а в доме у Миши беспорядок. Поможем Маше навести порядок в доме.

Автоматизация звука ш в словах. Дидактическая игра «Игрушки».

- Назови правильно все предметы, которые здесь нарисованы.

(Кошка, мишка, мышка, чебурашка, клюшка, матрешка, хлопушка, неваляшка, машина).

- А в это время Мишка возвращается домой.

Физкультминутка

Движения по тексту.

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай в шапку с елки шишка!

Шишка хлоп по голове,

Сразу шишек стало две!

(Слайд: Маша, медведь и избушка).

Автоматизация звука ш во фразах.

Дидактическая игра «Что больше?»

- Пришел Мишка домой, а там – чистота и порядок. Все игрушки по местам стоят. Только вот не поймет никак мишка: какая – меньше. Поможем мишке разобраться в этом. Научи его сравнивать по величине.

Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа.

(Шкатулка, шкаф, кошка, мышка, журавль, петушок, пушка, ружье, кувшин, кружка, башня, шалаш, дедушка, малыш).

- Машенька сварила вкусную кашу и накормила мишку. Слушайте чистоговорки и повторяйте.

Чистоговорки.

Ошка-ошка-ошка – где моя большая ложка.

Ошку-ошку-ошку – дайте мне большую ложку.

Ошку-ошку-ошку – я держать умею ложку.

Ошкой-ошкой- ошкой – буду кашу кушать ложкой.

Ошки-ошки-ошки – не капает каша с ложки.

  1. Заключительная часть.

- Нашей Маше пора возвращаться домой. За то что она такая трудолюбивая и заботливая девочка, мишка проводит ее до дома. (Слайд: Маша, Миша, дом Маши). Помогая рассказывать сказку, какой звук вы старались правильно произносить в слогах, словах и чистоговорках? Мишка и Машка хотят подарить вам подарок. (раскраска с заданием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на тему "Сочинение сказки по готовому началу"

Предложенный мною конспект урока будет интересен для учителей начальных классов и воспитателей.В нем предлагается методика урока развития речи по теме: обучение составления сказки во 2 классе по ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС" для детей 6-7 лет...

Конспект занятия по развитию речи «Признаки весны»

Конспект занятия по развитию речи«Признаки весны»Цели: закрепление знаний о четырех временах года, их последовательности, утонить признаки весны, развитие кругозора, обогащение словарного запаса, разв...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: "Путешествие в сказку".

Очень много сказано о роли сказок в развитии маленьких детей. Самые главные жизненные истины, основы заложены в русских народных сказках. Простым, доступным для детей языком народная мудрость пом...

Занятие по развитию речи. Тема: Дифференциация звуков "З–С".

Занятие по развитию речи. Тема: Дифференциация звуков "З - С" . Цель: Учить чёткому произнесению звуков “с - з”; выделять звуки “с - з” из ряда согласных, слогов, слов....