Методическая разработка «лечебная физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка
Методическая разработка
«лечебная физическая культура для лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Разработчик: Лиханов А.С.
Благовещенск
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
Введение | 3 |
Лечебная физическая культура | 4 |
| 4 |
| 5 |
| 6 |
| 7 |
1.5. Комплекс упражнений при плоскостопии | 7 |
1.6. Корригирующая гимнастика при нарушении осанки | 8 |
1.7. Комплекс упражнений при заболеваниях (травмах) верхних конечностей | 9 |
| 10 |
| 11 |
Заключение | 13 |
Список использованных источников | 14 |
Введение
В целом лечебная физическая культура (или сокращенно ЛФК) - это система применения самых разнообразных средств физкультуры в целях профилактики, лечения и реабилитации. Так как ЛФК имеет очень широкий спектр: профилактика, лечение, реабилитация. Это значит, что занятия лечебной физкультурой могут, например, помочь в укреплении опорно-двигательного аппарата, то есть мышц, костей, суставов и связок с целью профилактики травм и заболеваний, могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения, если что-то все-таки случилось, и могут способствовать восстановлению всех его функций после того, как лечение закончено. Причем и в профилактике, и в лечении, и в реабилитации ЛФК действует и прямо, и опосредованно, одновременно оказывая положительное воздействие на многие другие системы и функции организма.
От других видов физкультуры ЛФК отличается так же, как они отличаются от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения. Разница в том, зачем и как это делается. Ведь все есть лекарство и все есть яд. А физические упражнения, к тому же, средство вообще не специфическое. То есть один и тот же вид физических упражнений может использоваться для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Но физические упражнения могут не только лечить, но и калечить.
Целью данного реферата является рассмотрение лечебной физической культуры, а также ее видов, средств, форм и методов.
При написании данного реферата были использованы учебные пособия таких авторов, как, Ашмарин Б.А., ЕпифановВ.А., Железняк Ю.Д., Колиненко Е.А., Остроушко С.В., Попов С.Н., Иванова Н.Л., а также ресурсы интернета.
- Лечебная физическая культура
- Понятие лечебной физической культуры и ее виды
Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.
Термином лечебная физическая культура (ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Но прежде всего термин «лечебная физкультура» обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры, в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.
Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.
Лечебная физкультура, как правило, не применяется отдельно. Обычно она сочетается с лечебным массажем - древнейшим лечебным и восстанавливающим средством.
Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах. Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность.
Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.
Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Как известно цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природ. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии, ортопедии и неврологии. Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять свое место в современном здравоохранении.
Наука ЛФК как раздел медицины состоялось только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии, физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.
Существует два вида лечебной физкультуры:
1. общая тренировка;
2. специальные тренировки.
Общая тренировка - это занятия, направленные на укрепление и оздоровление организма в целом.
Специальные тренировки - это занятия в ходе курса лечебной физкультуры, направленные на устранения нарушений в функционировании определенных органов или систем в организме.
Физические упражнения, входящие в гимнастику ЛФК, различают по степени активности и анатомическому принципу.
По степени активности упражнений в ЛФК выделяют:
· активные упражнения (выполняемые полностью самим больным)
· пассивные упражнения (выполняемые больным с нарушением двигательных функций организма с помощью здоровой конечности, либо с помощью методиста).
Анатомический принцип подразумевает гимнастику для конкретных мышечных групп. Здесь упражнения делятся на физкультуру для мышц ног, рук, органов дыхания и другие. В результате прохождения курса ЛФК организм укрепляется, адаптируясь к постепенно возрастающим нагрузкам. Таким образом, корректируются вызванные заболеванием нарушения.
Не рекомендуется самостоятельно начинать занятия по ЛФК, так как это может привести к ухудшению состояния. Курс лечебной гимнастики должен назначаться только врачом, а методика занятий должна определяться врачом-специалистом по лечебной физической культуре.
При назначении курса лечебной физкультуры учитываются особенности заболевания, характер, степень и стадия болезненного процесса.
В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат строго дозированные физические нагрузки.
- Средства, формы и методики лечебной физической культуры
Средства лечебной физической культуры - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.
Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Средства ЛФК:
- физические упражнения;
- физические упражнения в воде;
- ходьба;
- восхождения;
- занятия на тренажерах;
- плавание.
Форма ЛФК - это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.
Формы лечебной физкультуры:
- утренняя гимнастика;
- лечебная гимнастика;
- дозированная ходьба;
- производственная гимнастика;
- лечебное плавание;
- гидрокинезотерапия;
- механотерапия;
- трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе;
- игры, спортивные игры;
- туризм;
- терренкур;
Основной терапевтический метод лечебной физической культуры - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения.
Методы (методики) лечебной физической культуры, по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется.
Методики лечебной физической культуры:
- при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе);
- при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
- при заболеваниях дыхательной системы;
- при заболеваниях пищеварительной системы;
- при нарушении осанки;
- при травмах;
- при операциях на грудной клетке;
- при беременности;
- обучение ходьбе с опорой на трость.
- Способы проведения занятий лечебной физической культуры
- Занятия с инструктором ЛФК:
-индивидуальные занятия;
-малогрупповые (2-3 человека);
-групповые (8-12человек).
- Самостоятельные занятия - физические тренировки.
Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю.
При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе.
Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например, в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например, ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.
Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича.
Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.
1.4.Особенности ЛФК при сколиозе у ребенка
Неправильная осанка – проблема многих современных детей. Это обусловлено тем, что они много времени проводят перед компьютерами, а не на свежем воздухе, бегая и играя. Если патология еще не запущена, можно вернуть ребенку хорошую осанку. Для этого следует выполнять специальные упражнения.
При кифозе грудного отдела, например, в комплекс включают занятия для укрепления мышц плечевого пояса и груди. При «плоской спине» также подбираются специальные упражнения. Они направлены преимущественно на укрепление мышц спины и плечевого пояса.
При сколиозе очень важно:
- Увеличивать подвижность позвоночника
- Развивать координацию движений
- Растягивать позвоночный столб
Эффективность занятий определяется не их интенсивностью, а регулярностью! Если выполнять упражнения только 1-2 раза в месяц, эффекта не будет. Обычно лечебная физкультура для детей проводится несколько раз в неделю (как минимум 4).
Примерный комплекс для дошкольников
Занятия дошкольников обычно проводятся по следующей схеме:
- Разминка. Как правило, она заключается в ходьбе с высоким подниманием коленей, передвижениях на пятках и носках
- Махи руками в стороны с одновременным подъемом на носки
- Упражнения с гимнастической палкой: подъем ее с пола на вытянутых руках и возвращение в исходное положение
- Махи ногами, лежа на животе
- Упражнение «ласточка»
- Стойка на одной ноге с разведенными в сторону руками
- Гимнастический комплекс нередко выполняется с использованием таких спортивных снарядов, как мяч, скакалка, обруч.
- Примерный комплекс для школьников
- Занятия школьников проводятся по следующей примерной схеме:
- Разминка
- Опускание и подъем разведенных рук с мячом
- Подъем мяча за голову и опускание
- Сцепление рук «в замок» за спиной
- Прогиб спины в положении, лежа на полу
- Округление спины, стоя на коленях с упором на руки
- Подъем ног и плеч, лежа на животе
- Упражнение «велосипед»
По окончании основного комплекса школьники выполняют дыхательные упражнения.
1.5. Комплекс упражнений при плоскостопии
- Ходьба на носках.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба на внешней стороне стопы.
- Ходьба на внутренней стороне стопы.
- Ходьба по наклонной плоскости.
- Ходьба по палке пальцами, пятками, серединой стопы.
- Приседания на палке.
- Катание мяча поочерёдно каждой ногой, двумя ногами, подбрасывание мяча двумя ногами.
- Приседание на мяче.
- Круговые движения стопами на мяче.
- Сгибание и разгибание пальцев ног.
- Носки врозь, пятки вместе и наоборот.
- Скользящие движения стопами назад-вперёд.
- Одна нога – на носок, другая – на пятку.
- Захватывание пальцами ног мелких предметов.
- Круговые движения стопами то в одну, то в другую сторону.
- Перекатывание с пятки на носок вместе и попеременно.
- Встать из позы сидя «по-турецки».
- Скольжение стопой одной ноги по голени другой ноги.
- Полуприседание и приседание на носках.
1.6.Корригирующая гимнастика при нарушении осанки
- Исходное положение (далее – И.П.) – основная стойка, палка внизу. 1 – руки вверх, подтянуться; 12 – руки за голову, палка на лопатки; 3 – руки вверх; 4 2 И.П.
- И.П. – палка на лопатки. 1-2 – поворот вправо; 3-4 – поворот влево; 5-6-7 – наклон вперёд; 8 – И.П.
- И.П. – палка вертикально за спиной. 1-2-3 – присесть, достать нижним концом палки пола; 4 – И.П.
- И.П. – лёжа на спине, палка внизу. 1-2 – палка вверх, подтянуться, носки оттянуть; 3-4 – И.П.
- И.П. – руки вперёд (эспандеры, гантели). 1-2-3 – руки в стороны; 4 – И.П.
- И.П. – опора на локти «Дуга». 1-2-3 – прогнуться в грудном отделе позвоночника; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову, ноги согнуть в «Полумост». 1-2-3 – поднять таз, напрячь ягодичные мышцы; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову. 1 – согнуть ногу под прямым углом; 2 – другую ногу согнуть под углом 90°; 3 – выпрямить одну ногу; 4 – другую ногу; 5 – согнуть одну ногу; 6 – другую ногу; 7 – опустить одну ногу; 8 – опустить другую ногу.
- И.П. – руку за голову. 1 – мах согнутой ногой; 2 – И.П.; 3 – мах прямой ногой; 4 – И.П.; То же – другой ногой.
- И.П. – руки за голову. «Кроль» ногами (локти от пола не отрывать) – движение ногами в вертикальной плоскости. Повторить два раза с отдыхом.
- Диафрагмальное дыхание. 1 – вдох (надуть живот); 2 – выдох (опустить живот).
- И.П. – палка вверху. 1-2-3-4 – пронести палку под ногами; 5-6-7-8 – И.П.
- И.П. – лёжа, палка вверху. 1-2 – сесть, палка на колени; 3-4 – И.П.
- И.П. – руки за голову (без палки). 1-2 – ноги поднять; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – вернуться в И.П.
- Круговые движения прямыми руками (с гантелями). 1-2-3-4 – руки вперёд; 5-6-7-8 – руки назад.
- И.П. – руки в стороны вдоль туловища (ладони вниз). 1-2-3 – поднять таз; 4 – И.П.
- И.П. – руки за голову. «Велосипед». Повторить два раза с отдыхом.
- И.П. – руки вперёд (с гантелями, эспандером). 1-2-3 – развести руки в стороны, поднять прямые ноги над полом (45°).
- И.П. – лёжа на боку, рука вверх (не прогибаться). 1 – вдох, рука вверх; 2 – И.П. – выдох.
- И.П. – одна рука вверху, другая – упор перед собой. 1-2-3 – поднять ноги над полом; 4 – И.П.; 5 – мах прямой ногой; 6 – И.П.; 7 – мах; 8 – И.П.
- Махи прямой ногой. На каждый счёт (1-2-3-4-5-6-7) махи ногой; 8 – И.П.
- То же на другом боку (упражнения 19, 20, 21).
- И.П. – лёжа на животе. 1-2-3 – согнуть ноги под прямым углом, поднять локти вверх параллельно полу; 4 – И.П.
- «Кроль». Вертикальные движения руками и ногами. Повторить два раза с отдыхом.
- «Кроль» ногами, «брасс» руками. Повторить два раза с отдыхом.
- «Рыбка». Поднять прямые руки и ноги над полом (1-2-3); 4 – И.П.
- И.П. – руки перед грудью, подбородок – в руки. 1-2 – поднять ноги над полом; 3-4 – развести в стороны; 5-6-7-8 – И.П.
- И.П. – лёжа на животе. 1-2 – руки вперёд; 3-4 – руки в стороны; 5-6 – руки назад; 7-8 – И.П.
- И.П. – стоя на коленях, руки на поясе. 1-2 – отклониться назад, подбородок прижать к груди; 3-4 – И.П.
- И.П. – стоя, руки в стороны. 1-2-3 – «ласточка»; 4 – И.П. (ногу высоко не поднимать, корпус вперёдне наклонять, спину держать прямо).
1.7.Комплекс упражнений при заболеваниях (травмах) верхних конечностей
Исходное положение (И.П.) – стоя с гимнастической палкой в руках
- Закручивать палку в кистях от себя и к себе.
- Сжимать палку пальцами.
- Поднимать палку кистями, локти прижать к туловищу (или руки прямые, если в плечевом суставе полный объём движений).
- Палку прижать к груди, вытянуть вперёд, снова к груди, поднять вверх.
- «Колодец» – круговое вращение палки двумя руками от себя и к себе.
- Палку держать за концы, руки внизу, туловище в наклоне. Свободные махи палкой в стороны.
- Палку держать за концы, поочередно на уровне груди отвести руку в сторону, другую согнуть в локте.
- Палку держать за концы. Вертикально «большая вертушка».
- Махи палкой вверх на три счёта.
- Палку за голову, опустить вниз (когда есть полный объём).
- Имитация гребли на байдарке.
- Палку держать за концы, руки опустить, одним движением положить палку на плечи.
- Палку держать сзади хвата сверху, отвести палку назад, туловище неподвижно.
- Палку держать сзади хватом сверху, наклон вперёд, палку на три счёта поднять вверх.
- Палку держать сзади за концы, делать свободные махи в стороны.
- Палку держать в упоре впереди, обе руки на палке, пружинящие наклоны вперед на три счёта.
- Палку держать в упоре впереди, наклон вниз, рука скользит по палке вниз поочерёдно.
- Палку держать за середину одной рукой, «Вертушка» больной рукой с поддержкой.
И.П. – стоя с мячом средних размеров
- Катать мяч в ладонях во всех направлениях.
- Сжимать мяч пальцами, ладонями.
- Вращать мяч в кистях, не отрывая ладони.
- Руки вытянуть вперёд с мячом, сгибая руки в локтях тянуть мяч к плечу попеременно.
- Руки с мячом вытянуть вперёд, поворачивать туловище в стороны вправо-влево.
- Мяч держать в обеих руках, делать махи руками вверх на три счёта.
- Передавать мяч из одной руки в другую вокруг туловища в одну и в другую сторону.
- Передавать мяч из одной руки в другую вокруг шеи в одну и в другую сторону.
- Руки с мячом вверху, пронести мяч за голову и выпрямить руки.
- Руку с мячом свободно отвести назад, вынося руку вперед, подбросить мяч и поймать его одной или двумя руками.
- Передавать мяч над головой из одной руки в другую.
И.П. – стоя без предметов
- Сжимать и разжимать пальцы в быстром темпе из трёх положений:
- руки в стороны;
- руки вверху;
- руки внизу (по 10 раз).
- Сгибать руки в локтях попеременно с напряжением, не останавливаясь – «бокс», а затем попеременно вытягивать руки вверх (все упражнения делать по 8-10 раз с напряжением).
- В наклоне махи прямыми руками в стороны с обхватом плеч.
- Положить руки на пояс – опустить, поднять к плечам – опустить.
- Делать наклоны туловища в стороны, кисти тянуть к плечам – локти вверх.
- Кисти поднять к плечам, вращать рук вперед и назад.
- В наклоне вращать руки в плечевых суставах в одну и в другую стороны.
- Одним движением завести руки за голову (8-10 раз).
- Кисти рук положить на затылок, на три счёта развести локти в стороны.
- Руки вытянуть вперёд, развести прямые руки в стороны ладонями вверх.
- В наклоне делать махи прямыми руками («лыжник»).
- Достать лопатку, одна рука сверху, другая – снизу.
- Притянуть кисть больной руки к груди с помощью здоровой.
- Прижать ладонь к ладони, делать повороты ладоней к себе и от себя.
- Имитация умывания.
- Руки в «замок», «волна» кистями.
Через 3-4 упражнения выполнять дыхательные упражнения на расслабление. Использовать укладки, блоки, тренажёры, эспандеры, гантели.
1.8.Комплекс упражнений при заболеваниях (травмах) нижних конечностей
Исходное положение (И.П.) – сидя на стуле
- Ноги выпрямлены с опорой на пятки. Поочередно тянуть носки стоп на себя.
- Ноги выпрямлены с опорой на пятки. Тянуть носки обеих стоп на себя на три счёта.
- Стопы на полу. Стучать пятками на пять счетов.
- Стопы на полу. Стучать носками стоп на пять счетов.
- Стопы на полу, колени вместе. Разводить носки в стороны, колени держать вместе.
- Стопы на полу, колени вместе. Разводить пятки в стороны, колени держать вместе.
- Стопы на полу, колени вместе. Вращать стопы в одну и в другую сторону, удерживая прямые ноги на весу по 8-10 раз.
- Растирать стопой голень. То же другой ногой.
- Поддерживая ногу под колено рукой «футболить» ногой от колена по 10 раз для каждой ноги.
- Поочерёдно поднимать каждую ногу вверх.
- Одну ногу вытянуть вперёд, другую – держать под стулом. Скользя стопами по полу, сменить положение ног.
- Делать наклоны туловища в стороны вправо-влево.
- «Ходьба» с высоким подниманием колена.
- Ноги вместе. Тянуть стопы под стул на три счёта.
- «Ходьба» с продвижением стоп вперёд и возвращением назад.
- Круговые вращения прямой ногой в одну и в другую сторону на пять счетов. То же другой ногой.
- Тянуть стопы под стул на пять счетов.
- Мах прямой ногой вверх на 10 счетов одной и другой ногой.
- Вертикальные «ножницы».
- Поочерёдные махи прямыми ногами в стороны по 10 раз.
- Горизонтальные «ножницы».
- Тянем стопы под стол на 10 счетов.
- Делать «Велосипед» каждой ногой отдельно по 8 раз вперёд и 8 раз назад.
- Делать «Велосипед» двумя ногами по 8 раз вперёд и 8 раз назад.
Упражнения с мячом (с «медицинболом»)
И.П. – сидя на стуле
- Катать мяч вперёд и назад каждой ногой отдельно.
- Вращать мяч в одну и в другую сторону каждой ногой отдельно.
- Катать мяч двумя ногами вперёд и назад.
- Схватывать мяч стопами.
- Держа мяч между стопами, поднять ноги вверх.
Упражнения с палкой
И.П. – сидя на стуле
- Катать палку стопами: наружной стороной стопы; внутренней стороной стопы; всей стопой.
- Захватить пальцами ног палку и отпустить её.
- Держать ноги на ширине плеч, упор на пятки, палку на тыловую сторону стоп. Катать палку по полу.
Упражнения у лестницы
И.П. – лицом к лестнице, держаться за перекладину
- Ходьба. Носки стоп от пола не отрывать.
- Перекатываться с пяток на носки.
- Ходьба с высоким подниманием колена.
- Приседания на три счёта.
- Ногу поставить назад на носок, пружинить пяткой к полу на 10 счетов.
- То же другой ногой.
- Ноги на ширине плеч. Вращать тазом в одну и в другую сторону.
- Ноги на ширине плеч. Перенос веса тела с одной ноги на другую.
- Поставить больную ногу на 2-ю или 3-ю рейку. Сгибать ноги в колене на 10 счетов.
- Поставить больную ногу на 2-ю или 3-ю рейку. Разгибать ноги в колене на 10 счетов.
- Ходьба на пятках.
- Ходьба на носках.
- Стоя боком к лестнице, мах прямой ногой в сторону 10 раз.
- Стоя спиной к лестнице, мах ногой вперёд 10 раз.
- Стоя лицом к лестнице, мах ногой назад 10 раз.
- Руки на коленях, вращение коленями в одну и в другую сторону.
Ходьба но залу
- Ходьба по одной линии.
- Ходьба «скрестным шагом».
- Ходьба по одной линии, приставляя пятку к носку.
- Ходьба, высоко поднимая колено, с хлопком ладонями под коленом.
- Шаг ногой вперёд, на два счёта сгибая её в колене.
- Ходьба на пятках, семеня ногами.
- Ходьба на носках, семеня ногами.
- Ходьба на наружной стороне стопы.
- Ходьба на внутренней стороне стопы.
- Ходьба, семеня, и сильно развернув носки наружу.
1.9.Комплекс упражнений при бронхиальной астме
- Сделать вдох. На выдохе – звук «ПФ» – 2 раза.
- Сделать вдох, на выходе– стон «ММ».
- Откинуться на спинку стула. Дышать спокойно диафрагмальным дыханием.
- Делать «Велосипед». Поочерёдно одной и другой ногой.
- И.П. – кисти рук у плеч. Развести локти в стороны – выдох. И.П. – пауза. Темп средний, звуки на выдохе – «З» и «С».
- Упражнение «Полотёр».
- Упражнение «Бокс».
- Сделать вдох. Согнуть правую ногу в колене и достать левый локоть – выдох. Пауза. То же самое другой ногой. Темп медленный.
- Упражнение «Насос».
- Махи прямыми руками.
- Поднять прямую руку вверх – вдох, опустить её вниз – выдох. Пауза. Темп медленный. То же самое другой рукой.
- Вдох – 1 раз. На выдохе круговые вращения прямой ногой на три счёта. Пауза.
- Кисти поднять к плечам. Вращать кисти в суставах.
- Ходьба на месте (1-2 – вдох. 3-4-5 – выдох. 6-7 – пауза).
- Полное дыхание.
- Руки разведены в стороны. Поочередно развести руки в локтевых суставах. Темп средний, дыхание произвольное.
- Вдох. Подтянуть колено к груди – выдох.
- Развести прямые руки в стороны – вдох. Опустить их вниз, расслабиться – выдох. Пауза.
- Поднять и опустить плечи. Дыхание произвольное.
- Нижнегрудное дыхание.
- Полное дыхание.
- Руки вытянуты вперед. Вдох. Махом правой ноги достать кисть левой руки, произнеся на выдохе «БРАХ». Пауза. Темп средний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая работу можно сделать вывод, что ЛФК является хорошим инструментом, как для борьбы с заболеваниями, так и в целях профилактики, для поддержания организма в здоровом состоянии.
Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким. Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке.
Правильное применение лечебной физической культуры ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности.
Лечебная физическая культура способствует не только улучшению работы пораженного органа, но и оказывает многогранное физиологическое действие.
Под влиянием ЛФК активизируются:
1. дыхание;
2. кровообращение;
- обмен веществ;
- улучшается функциональное состояние нервной эндокринной системы;
- повышается функция мышечной системы.
Для достижения результатов в лечебной физкультуре применяются определенные упражнения, нацеленные на восстановление функций той или иной части организма (например, для укрепления мышц живота лечебная гимнастика включает в себя комплекс физических упражнений, в положении стоя, сидя и лежа). В результате прохождения курса ЛФК организм адаптируется к постепенно возрастающим нагрузкам и корректирует вызванные заболеванием нарушения.
Применение лечебной гимнастики, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.
Любому человеку можно подобрать курс ЛФК, подходящий именно ему, будь то в пассивной, или в активной форме.
Используя возможности ЛФК и восстановив с ее помощью до нормального уровня и здоровье, и физические кондиции, можно затем заниматься другими видами физкультуры и даже спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - М.: Просвещение, 2006. - 87 с.
2. Евсеев Ю. Физическая культура. Учебник для ВУЗов. Феникс. 2008. - 167 с.
3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2007. - 304 с.
4. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте - Москва: Академия, 2005. - 272с.
5. Колиненко Е.А., Остроушко С.В. Учебное пособие по физ-ре ,2008. - 98 с.
6. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний - М.; Просвещение, 2007. - 224с.
7. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009. -180 с.
8. Попов С.Н., Иванова Н.Л. Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации, 2005, 5-7 с.
9. Прохорова М.В. Педагогика физической культуры - Москва: Путь, 2006. - 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая культура для учащихся с ограниченными возможностями в Сысертском социально-экономическом техникуме "Родник"
Физическая культура с учащимися с поражениес опорно-двигательного аппарата...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (АДАПТИРОВАННАЯ) адаптированная «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Рабочая программа предмета «Физическая культура» (для студентов с ограниченными возможностями здоровья).Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой, разработа...

Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.4 класс.
Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья предназначена для индивидуального обучения на дому. В программе заложены способы , направле...
Организация работы учителя физической культуры с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В данной статье рассмотрим некоторые методы и подходы, которые могут помочь учителю эффективно работать с детьми с овз...

Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью 2025г.
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью является обязательной общеобразовательной д...

