3.5. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
материал
Открытое занятие №5 по теме: "Минимизация логических функций средствами карт Карно", 26 февраля 2025 года. Урок проведен на высоком уровне.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Дисциплмна: «Дискретная математика»
Группа: 1 курс, специальность «Информационные системы и программирование»
Дата: 26 февраля 2025 года.
Тема: «Минимизация логических функций средствами карт Карно»
Тип урока: приобретение новых знаний, умений
Вид урока: комбинированный
Цель урока – формирование общих компетенций через развитие познавательной активности, творческого и логического мышления студентов посредством анализа и обобщения полученной информации, приобретения знаний и умений в ходе изучаемой темы дисциплины.
Образовательная:
-решать типовые задачи по минимизации логических функций с помощью карт Карно;
-применять теоретические знания для решения поставленных учебных задач;
знать понятия:
«карта Карно»;
«элементарная конъюнкция», «элементарная дизъюнкция»;
«терм»;
«алгоритм склеивания» с помощью карты Карно;
Воспитательная:
- создание условий для проявления у студентов ответственности, инициативности при подготовке к занятию и в ходе его проведения;
-содействие развитию у студентов позитивного опыта общения, ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм в ходе самостоятельной деятельности.
Развивающая:
-создание условий для развития познавательной активности студентов, творческого и логического мышления, анализа и обобщения полученной информации, умений, знаний, общих и профессиональных компетенций;
- осуществление самоконтроля в учебной деятельности.
Валеологическая:
-соблюдение требований САНПиН;
-использование оздоровительных моментов на уроках: гимнастика для глаз, для улучшения кровообращения;
оборудование:
раздаточные материалы – карточки с заданиями
Этап урока | Цель | Время, мин | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Форма работы | Основной метод обучения |
1.Организационный | Мотивация учащихся к принятию новых знаний | 3 | фронтальная | |||
| 3 | Формулирование темы урока, мотивация учащихся | знакомство с темой урока | |||
| Приведение алгоритма урока: — повторение изученного;
| знакомство с алгоритмом урока | ||||
| активизация, закрепление опорных знаний | 7 | Вопросы: | фронтальная | устный опрос в форме беседы, демонстра-ция основных положений ТСО | |
| ответы на вопросы, поставленные преподавателем | |||||
| 40 | |||||
| Приобретение учащимися новых знаний через активизацию мыслительной деятельности, развитие умения формулировать свои мысли, обеспечение восприятия нового материала | 10 | Посыл: 1.Легко ли вам даётся упрощение логических функций? 2. Хотите научиться упрощать логические функции более интересным способом? Для этого проведем подготовительную работу | Прогнозируемы ответы:
| фронтальная | проблемное изложение, обсуждение, демонстративный |
| Прогнозируемы ответы:
| |||||
Задание: постройте таблицу истинности логической функции | Строят ТИ логической функции | фронтальная | ||||
20 | Изложение нового материала: Знакомство с алгоритмом «склеивания» через решение поставленной задачи | Фиксирование в тетради шагов алгоритма | фронтальная | |||
5 | Вопрос группе: всем понятен алгоритм? |
| фронтальная | |||
5 | Изложение материала | Запись алгоритма «склеивания» в тетрадь | фронтальная | |||
| выявление качества и уровня усвоения материала, закрепление приобретенных знаний | 40 | ||||
| 18 | 1. формулирование задач с использованием ТСО |
| фронтальная | обсуждение | |
| 20 |
|
| индивиду-альная | проверка применения новых знаний | |
| рефлексия обучающихся | 2 |
|
| фронтальная | рефлексия |
Ход урока.
- Повторение изученного материала:
Вопросы и задания группе:
1.Перечислите законы алгебры логики
2.Аналогов каких законов нет в математике?
3.Допишите тождества.
=
=
=
=
=
=
=
=
=
4.Упростите логическую функцию:
Решение:
=
=
1=1
- Изучение нового материала
Ка́рта Ка́рно — графический способ представления булевых функций с целью их удобной и наглядной ручной минимизации. Является одним из эквивалентных способов описания или задания логических функций наряду с таблицей истинности или выражений булевой алгебры.
Морис Карно — американский физик, усовершенствовавший в 1953 г. Метод диаграмм для усовершенствования логических функций другого американского физика Эдварда Вейча. Поэтому часто моно встретить другое название минимизации логических функций — карты Вейча -Карно.
В основе упрощения логической функции этим способом лежит алгоритм «склеивания» термов.
Терм – это выражение, связывающее переменные и/или их инверсии одной операцией. В качестве связывающей операции обычно выступает конъюнкция или дизъюнкция: X1 X2 X3 ; X1
X2
X
Работа с группой: Прежде чем, мы запишем алгоритм «склеивания», разберем эту процедуру на примере. Для этого построим таблицу истинности функции, которую в дальнейшем нам надо будет упростить с помощью карты Карно:
B ∙
A | B | C | D |
| C∙D |
| B ∙ |
|
|
|
| F |
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Карта Карно представляет собой таблицу истинности, отформатированную особым образом, пригодным для наглядной ручной минимизации.
CD | ||||
AB | 00 | 01 | 11 | 10 |
00 | 1 | 1 | 1 | 1 |
01 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | 1 | 1 | 0 | 1 |
10 | 1 | 0 | 0 | 1 |
F =

Алгоритм построения карты Карно:
- Исходные данные ТИ разделяются по строкам и столбцам, причем:
А) если исходных переменных – четное количество, то по строкам и столбцам расписывается одинаковое их число, равное половине;
Б) если исходных переменных – нечетно, то число переменных, расписываемых по строкам и столбцам, отличается на единицу.
- Переменные расписываются таким образом, чтобы при переходе от предыдущей ячейки к последующей менялась только одна переменная.
- Если 2I соседних ячеек, ограниченных прямоугольным или квадратным контуром, содержат 1, то для них может быть записана конъюнкция этих переменных.
- Термы (конъюнкции) включают только те переменные, которые не изменяются в пределах данного контура.
- Карту можно сворачивать в трубочку, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях
- Коллегиальное решение задачи: Пусть имеется таблица истинности. Минимизировать логическую функцию.
Решение:
X1 | X2 | X3 | X4 | F | X3 X4 X1 X2 | 00 | 01 | 11 | 10 | ||
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 00 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
0 | 0 | 0 | 1 | 1 | |||||||
0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 01 | 1 | |||||
0 | 0 | 1 | 1 | 1 | |||||||
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 11 | 1 | 1 | ||||
0 | 1 | 0 | 1 | 0 | |||||||
0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 10 | 1 | 1 | 1 | |||
0 | 1 | 1 | 1 | 0 | |||||||
1 | 0 | 0 | 0 | 1 | |||||||
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | |||||||
1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
| ||||||
1 | 0 | 1 | 1 | 1 | |||||||
1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| ||||||
1 | 1 | 0 | 1 | 0 | |||||||
1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
| ||||||
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
| |||||||||||
Функция имеет вид: F=
˅

Можно сделать проверку, составив таблицу истинности полученной функции. (если верно, то совпадают последние строки двух таблиц)
Работа с группой:
- Какие затруднения вызвала задача?
- Разбор моментов, вызвавших затруднения
- Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа: минимизировать логические функции с помощью карт Карно
Работа с группой: помощь в выполнении заданий
- Рефлексия: сегодня мы познакомились еще с одним способом упрощения логических функций – алгоритмом склеивания с помощью карт Карно. Какой вариант вам больше нравится — аналитический или изученный на уроке?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования. 3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
Открытый урок №1 по теме "Действия над матрицами" , 27 сентября 2024 года,проведен на высоком уровне...

3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
Открытый урок по теме "Вычисление объемов тел вращения с помощью определенного интеграла", 20 ноября 2024 года, проведен на высоком уровне....

3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
Открытый урок №3 по теме "Решение логических задач на тувинском языке", 02 ноября 2023 года, урок проведен на высоком уровне...

3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
Открытый урок №4 по теме "Симплексный метод решения задачи линейного программирования", 23 ноября 2023 года, проведен на высоком уровне....

3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня
Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатели 3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых у...






















