Методическая разработка "Эмоции. Познаём себя и других"
методическая разработка

Дмитриева Марина Владимировна

Данный материал разработан с целью  способствовать развитию эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции у старшекласников посредством осознания и выражения своих эмоций. Познакомить воспитанников с понятием эмоции, их видами и функциями, обогатить словарь эмоциональных состояний, научить распознавать эмоции в себе и других. Развивать способность к самоанализу и вербальному выражению эмоций. Формировать навыки невербального общения (мимика, жесты). Укрепить эмоциональную грамотность через практические задания. Воспитывать доброжелательное отношение к себе и окружающим. Способствовать развитию толерантности, уважения и эмпатии. Создать пространство безопасного самовыражения и доверия в группе.

Интерактивная беседа с элементами тренинга, арт-терапевтическими и ролевыми упражнениями.

(подростки 14–18 лет).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Эмоции: познаём себя и других»

Цель занятия:

Способствовать развитию эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции у старшеклассников посредством осознания и выражения своих эмоций.

Задачи занятия:

  1. Образовательные:
  • Познакомить воспитанников с понятием «эмоции», их видами и функциями.
  • Обогатить словарь эмоциональных состояний.
  • Научить распознавать эмоции в себе и других.
  1. Развивающие:
  • Развивать способность к самоанализу и вербальному выражению эмоций.
  • Формировать навыки невербального общения (мимика, жесты).
  • Укрепить эмоциональную грамотность через практические задания.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать доброжелательное отношение к себе и окружающим.
  • Способствовать развитию толерантности, уважения и эмпатии.
  • Создать пространство безопасного самовыражения и доверия в группе.

Форма проведения:

Интерактивная беседа с элементами тренинга, арт-терапевтическими и ролевыми упражнениями.

Возрастная группа:

Воспитанники училища (подростки 14–18 лет)

Продолжительность: 60 минут

Необходимые материалы:

  • Презентация с изображением эмоций
  • Листы А4, фломастеры
  • Магнитная доска или стенд
  • Таблица эмоциональных состояний (Приложение 1)
  • Музыкальное оборудование
  • Смайлики для рефлексии
  • Карточки с заданиями

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап (5 мин)

Приветствие, настрой на работу.

Упражнение: «И я!»

  • Участники по очереди называют своё имя и рассказывают что-нибудь о себе (например, «Меня зовут Игорь, и я люблю рисовать»).
  • Если кто-то может отнести это к себе, он говорит: «И я тоже!» — и хлопает в ладоши.
  • Цель: установление контакта, выявление общего, снижение напряжённости.

II. Основная часть (45 мин)

1. Введение в тему (5 мин)

  • Демонстрация слайдов с различными эмоциями на лицах.
  • Вопросы:
  • Что объединяет эти изображения?
  • Какие эмоции вы узнали? Назовите как можно больше.

2. Теоретический блок (10 мин)

  • Кратко рассматриваются определения эмоций (можно использовать цитаты из текста).
  • Беседа: «Что такое эмоции?», «Зачем они нужны человеку?», «Все ли эмоции полезны?»
  • Подчеркивается важность осознания и регуляции эмоций.
  • что же такое эмоции? Кто попытается сформулировать ответ?
  • (ответы присутствующих)
  • В: Все ваши ответы достаточно верные. Но, как обычно бывает, у самых простых, казалось бы, понятий, существует тонна непонятных замудренных определений. Вот, например, некоторые из них.
  • •        эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • •        эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • •        эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).
  • Все эти определения объединяет одно слово – переживания. Эмоции выражаются в переживаниях. Поначалу это кажется всё сложным, но далее мы с вами разберемся. А сейчас я предлагаю всем желающим ответить на вопрос – какое место занимают эмоции в нашей жизни?
  • (ответы присутствующих)
  • В: Спасибо за ваши ответы! Так или иначе, в нашей жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные моменты запоминаются быстрее и прочнее. Эмоции могут ускорить или замедлить наше мышление. Они развивают нашу фантазию, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
  • Но скажите, все ли эмоции одинаково приносят пользу? Есть ли среди них те, которые реально портят жизнь?
  • (ответы присутствующих)
  • В: Любопытно, но многие, если вообще не большинство, психологи советуют не бороться с эмоциями. Помните слово, которое было во всех определениях?
  • (ответы присутствующих)
  • В: Верно, эмоции проявляются в переживаниях. Значит, их нужно ПЕРЕЖИТЬ. И вот что есть на просторах интернета по этому поводу.
  • Во-первых, существует 4 основных спектра эмоций: страх, гнев, печаль, радость. Самые основные и первые из них – страх и гнев. Они связаны с выживанием. Практически у любого живого организма они есть. (1)
  • Далее идут радость и печаль. Это, собственно, то, что делает нас более развитыми существами, чем животные, к примеру. Но здесь тоже все не так просто. Бывает, что и радость, эмоция по сути положительная, может отрицательно сказаться на ситуации. Так, представим, человек едет за рулем. Вдруг ему звонят и сообщают новость, которая его очень радует, приводит в состояние эйфории. Как вы думаете, безопасно ли ему будет вести машину в таком состоянии? Почему?
  • (ответы присутствующих)
  • В: Верно! Так, мы видим, что проявление любых эмоций может быть со знаком и +, и -, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Так, возьмем печаль. Предположим, вы испытываете чувство грусти. Что обычно делают люди в этом состоянии? Что бы вы посоветовали?

3. Практическая работа (30 мин)

Упражнение 1: «Эмоциональная карта» (10 мин)

  • Каждому участнику выдается список из 40+ эмоциональных состояний.
  • Задание: подчеркнуть цветом эмоции, которые чаще всего испытывает:
  • Красным – в учебной деятельности,
  • Синим – в семье,
  • Зеленым – с друзьями
  • Обсуждение
  • Какие эмоции самые распространенные?
  • Есть ли эмоции, которые никто не отметил? Почему?

Упражнение 2: «Ассоциации эмоций» (7 мин)

  • Ведущий называет ситуации/явления (закат, контрольная, лучший друг и др.).
  • Участники по цепочке называют ассоциируемые эмоции.
  • Цель: формирование умения связывать события с эмоциями.

Упражнение 3: «Передай эмоцию» (8 мин)

  • Участники делятся на группы.
  • Последний участник группы получает карточку с эмоцией и передает её мимикой.
  • Эмоция передается по цепочке без слов.
  • Первый участник называет эмоцию вслух.
  • Обсуждение: было ли сложно передать/угадать?

Упражнение 4: «Рисунок эмоции» (5 мин)

  • Участники слушают музыку, которая вызывает определённое эмоциональное состояние
  • Задание: нарисовать эту эмоцию на бумаге.
  • После этого рисунки вывешиваются, обсуждаются.

**III. Рефлексия и подведение итогов (10 мин)

Вопросы для обсуждения:

  • Что нового вы сегодня узнали о себе и своих эмоциях?
  • Какие способы выражения и регуляции эмоций вам понравились?
  • Чему вы научились? Что возьмете с собой?

Упражнение: «Смайлик» (рефлексия)

  • Участники рисуют смайлик, соответствующий их эмоциональному состоянию после занятия.
  • Прикрепляют его на стенде/доске.

Литература:

  1. Лебедева Л. Три арт-терапевтические техники. Рисунки эмоций и чувств // Школьный психолог. – 2010. - № 2.
  2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников. – М.: Владос, 2001.
  3. Степанов С. Непростой механизм // Школьный психолог. – 2002. - № 47.

Приложения:

Приложение 1: Таблица эмоциональных состояний

(примеры):

  • Радость
  • Грусть
  • Злость
  • Страх
  • Вина
  • Гордость
  • Удовлетворение
  • Разочарование
  • Надежда
  • Стыд
  • Восхищение
  • Отчаяние
  • Тревога
  • Безразличие
  • Зависть
  • Любовь
  • Ненависть
  • Уверенность
  • Сомнение
  • Восторг

(всего более 40 эмоций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Вредная привычка или подари себе жизнь"

Наиболее распространенными являются заболевания дыхательной и пищеварительной системы. Что же негативно влияет на здоровье человека?Совет общежития попытался выяснить негативное влияние табака н...

методическая разработка практико-ориентированного социального проекта "SOS - Сами Обучаем Себя!"

1.     методическая разработка практико-ориентированного социального проекта «SOS – Сами Обучаем Себя!» Учащиеся с задержкой психического развития отличаются склонностью к пас...

Методическая разработка классного часа "Узнаем друг друга лучше"

Подборка различных конкурсных заданий направленных на сплочение коллектива....

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Давайте говорить друг другу комплименты»

Давайте говорить друг другу комплиментыЦель классного часа: развитие умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Усвоение стандартных приемов эстетических ф...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер»

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волонтер» (автор-разработчик А. А....

Авторская программа по развитию эмоционального интеллекта школьников «Ключ к пониманию себя и других»

Предлагаемая психолого-педагогическая программа «Эмоциональный интеллект – ключ к пониманию себя и других» имеет выраженную практическую направленность и может быть эффек...