Технологическая карта "Конкретные смыслы арифметического действия умножения", математика 2 класс
план-конспект занятия

Техкарта урока математики во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО студента:

Предмет: Математика

Класс: 2

Тема: «Конкретные смыслы действия умножения»

Цель урока: сформировать понимание умножения как сложения одинаковых слагаемых и умение записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения.

Задачи урока:

Дидактические: раскрыть смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; научить заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; познакомить со знаком умножения и компонентами действия умножения (множитель, множитель, произведение); формировать умение читать и записывать выражения, содержащие действие умножения.

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать математическую речь (правильное употребление терминов, построение логически верных высказываний); развивать внимание и память; формировать умение преобразовывать информацию.

Воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление к познанию нового; формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи, умение работать в паре и группе; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.

Оборудование: учебник «Математика» для 2 класса (УМК «Школа России»); предметные картинки (изображения групп одинаковых предметов: яблоки, груши, конфеты, машинки и т.п.); счётный материал (палочки, кружочки, квадратики); карточки с числовыми выражениями (суммы и произведения); карточки с названиями компонентов действия умножения (множитель, множитель, произведение); презентация (слайды с иллюстрациями, заданиями, правилами); мультимедийный проектор; сигнальные карточки.


Характеристика этапов урока

Цел

ь эта па, вре мя

Мето ды

обуче ния

Деятельн ость учителя

Деятельн ость

обучающ

ихся

Форма организаци и учебной

деятельнос

ти

(Ф - фронтальн

ая,

И - индивидуа льная,

П- парная,

Г -

групповая)

Дидактич еские материал ы, оборудова ние

Мето ды и форм ы контр оля

Формируемые УУД

Предметные

Метапредм етные

(П- познавател ьные, Р -

регулятив ные,

К - коммуника- тивные)

Личностные

1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2 мин

Создание положительного эмоционального настроя и подготовка к активной работе на уроке.

Словесный (приветствие, создание эмоционального настроя), игровой (математическая разминка).

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой: предлагает небольшую математическую разминку в игровой форме (например, “Кто быстрее посчитает?”).

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, участвуют в математической разминке.

Ф – фронтальная

Карточки с простыми примерами на сложение и вычитание (для математической разминки).

Визуальный контроль, устный опрос.

Проявляют интерес к изучению новой темы.

Р: управление своей деятельностью;

воспитание чувства дисциплины и самоорганизации.

Проявление доброжелательности к учителю, товарищам.

Мотивация к деятельности

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

5 мин Повторение необходимых знаний и выявление затруднений в выполнении заданий.

Словесный (беседа, ответы на вопросы), практический (выполнение заданий на сложение).

Предлагает вспомнить компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма). Задаёт вопросы: “Что значит сложить два числа? Что значит сложить три числа?”. Предлагает решить пример: 2 + 2 + 2 + 2 = . Создаёт проблемную ситуацию: “А если бы слагаемых было 20? Удобно ли так считать?”. Наблюдает за работой учащихся, выявляет затруднения.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают компоненты действия сложения. Решают пример, испытывают затруднения из-за большого количества слагаемых.

Ф – фронтальная, И – индивидуальная

Карточки с примерами на сложение (в том числе с одинаковыми слагаемыми).

Устный опрос, наблюдение за работой учащихся.

Повторение предыдущей темы

Р: умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

П: учатся анализировать, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Проявляют познавательную инициативу на основе жизненного опыта.

3. Этап выявления места и причины затруднения

3 мин Осознание причины возникших трудностей.

Побуждающий диалог

Организует обсуждение возникшего затруднения: “Почему было сложно решить пример с большим количеством слагаемых? Что мы не знаем, чтобы решать такие примеры быстрее?”. Подводит учащихся к осознанию причины: незнание действия, которым можно заменить сложение одинаковых слагаемых.

Участвуют в обсуждении, выявляют причину затруднения – незнание более удобного способа решения примеров на сложение с одинаковыми слагаемыми.

Ф – фронтальная, Г – групповая (в форме обсуждения).

Устный опрос

Осознать недостаток знания по предмету, нацелиться на его устранение

П: умение определять и сохранять цель;

формирование познавательного интереса.

Р: умение выявлять проблему;

умение высказывать свою точку зрения.

К: умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности;

стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, стремятся развивать память и внимание

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5 мин Определение цели урока и планирование действий для её достижения.

Проблемный диалог, целеполагание

Подводит учащихся к формулировке темы урока (“Конкретный смысл действия умножения”). Помогает сформулировать цель урока: “Чему мы должны научиться сегодня на уроке?”. (Например: узнать, что такое умножение, как оно связано со сложением, как записывать и читать выражения на умножение). Направляет на составление плана действий: узнать, что такое умножение, как оно связано со сложением, изучить правила записи выражений на умножение, научиться читать выражения на умножение.

Предлагают способы выхода из затруднения. Участвуют в формулировке темы и цели урока. Составляют план действий.

Ф – фронтальная, Г – групповая (в форме обсуждения).

Учебник.

Устный опрос, наблюдение

Умение ориентироваться в своей системе знаний

К: умение вступать в диалог с учителем

П:

структурирование знаний, анализ.

Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи

5. Этап реализации построенного проекта

10 мин Открытие нового знания и формирование первичных умений.

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Объясняет, что сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Показывает, как это делается на примере с предметными картинками (например, 3 тарелки с 4 яблоками на каждой: 4+4+4 = 4×3 = 12). Объясняет, как читаются выражения на умножение (4 умножить на 3 равно 12). Знакомит с компонентами действия умножения (множитель, множитель, произведение). Предлагает поработать со счётным материалом и заменить сложение умножением.

Слушают объяснение учителя, рассматривают примеры с предметными картинками, работают со счётным материалом, заменяют сложение умножением, учатся читать выражения на умножение.

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная (работа со счётным материалом)

Презентация, предметные картинки, счётный материал, карточки с названиями компонентов действия умножения.

Наблюдение, устный опрос, проверка правильности выполнения заданий.

Понимание смысла действия умножения, умение заменять сложение умножением, знание компонентов действия умножения

Р: прогнозирование, контроль.

П: умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи

Формирование интереса к учебному материалу, к способам решения учебных задач, исследовательской деятельности

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

5 мин Закрепление полученных знаний путём проговаривания вслух

Практический (решение примеров), словесный (проговаривание правил)

Предлагает решить несколько примеров на сложение с одинаковыми слагаемыми, заменяя их умножением. Требует проговаривать вслух каждый шаг: “Слагаемое повторяется 3 раза, значит, я 5 умножаю на 3…”.

Решают примеры, проговаривая вслух каждый шаг решения.

Ф – фронтальная

Карточки с примерами на сложение с одинаковыми слагаемыми.

Устный опрос, проверка правильности решения примеров.

Умение применять полученные знания на практике.

Р: умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

коммуникативные умения.

Умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7 мин Самостоятельная работа с самопроверкой для закрепления изученного материала.

Практический (решение примеров), самоконтроль.

Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам (дифференцированные задания). Предоставляет эталон для самопроверки. Организует проверку и оценивание результатов.

Выполняют самостоятельную работу. Проверяют свою работу по эталону. Оценивают свои результаты.

И – индивидуальная.

Карточки с заданиями (дифференцированные), эталон для самопроверки.

Самоконтроль, самооценка.

Закрепление умения заменять сложение умножением.

Р:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Формируют умение работать самостоятельно, оценивают результаты выполнения работы

8. Этап включения в систему знаний и повторения

3 мин Применение новых знаний в сочетании с ранее изученными

Словесный (беседа), практический (решение задачи).

Предлагает решить задачу: “У Маши 3 коробки карандашей. В каждой коробке по 6 карандашей. Сколько всего карандашей у Маши?”. Подчеркивает, что задачу можно решить как сложением, так и умножением.

Решают задачу разными способами.

Ф – фронтальная

Карточка с задачей

Устный опрос

Применение полученных знаний при решении задач.

П: анализируют условие задачи.

Р: анализируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2 мин Осознание и оценка учащимися собственной деятельности на уроке

Самоанализ, самооценка.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: “Что нового узнали? Чему научились? Что было сложным? Что получилось хорошо?”.

Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.

Ф – фронтальная.

Сигнальные карточки

Самооценка, устный опрос

Умение анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения.

К. Использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата

Р. Самоанализ.

Самооценка, проявление своего отношения к уроку.

Способность анализировать свои действия и решения, выявлять ошибки и извлекать уроки из них


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс

Презентация к уроку математике по теме "Конкретный смысл умножения". 2 классЦель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение», прод...

Презентация к уроку математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс

Презентация к уроку математике по теме "Конкретный смысл умножения". 2 классЦель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение», прод...

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона").

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона")....

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Методические рекомендации для студентов 2 курса по выполнению практической работы по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков "

Методическая разработка по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков" предназначена для преподават...

Практическое занятие 1. Выполнение арифметических действий над числами.

Практическое занятие 1. Выполнение арифметических действий над числами....

Арифметические действия над числами. Проценты.

Практическое занятие по математике в профессиональной деятельности "Арифметические действия над числами. Проценты."...