Технологическая карта "Конкретные смыслы арифметического действия умножения", математика 2 класс
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО студента:
Предмет: Математика
Класс: 2
Тема: «Конкретные смыслы действия умножения»
Цель урока: сформировать понимание умножения как сложения одинаковых слагаемых и умение записывать сумму одинаковых слагаемых в виде произведения.
Задачи урока:
Дидактические: раскрыть смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; научить заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; познакомить со знаком умножения и компонентами действия умножения (множитель, множитель, произведение); формировать умение читать и записывать выражения, содержащие действие умножения.
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать математическую речь (правильное употребление терминов, построение логически верных высказываний); развивать внимание и память; формировать умение преобразовывать информацию.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление к познанию нового; формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи, умение работать в паре и группе; воспитывать аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
Оборудование: учебник «Математика» для 2 класса (УМК «Школа России»); предметные картинки (изображения групп одинаковых предметов: яблоки, груши, конфеты, машинки и т.п.); счётный материал (палочки, кружочки, квадратики); карточки с числовыми выражениями (суммы и произведения); карточки с названиями компонентов действия умножения (множитель, множитель, произведение); презентация (слайды с иллюстрациями, заданиями, правилами); мультимедийный проектор; сигнальные карточки.
Характеристика этапов урока
Цел ь эта па, вре мя | Мето ды обуче ния | Деятельн ость учителя | Деятельн ость обучающ ихся | Форма организаци и учебной деятельнос ти (Ф - фронтальн ая, И - индивидуа льная, П- парная, Г - групповая) | Дидактич еские материал ы, оборудова ние | Мето ды и форм ы контр оля | Формируемые УУД | ||
Предметные | Метапредм етные (П- познавател ьные, Р - регулятив ные, К - коммуника- тивные) | Личностные | |||||||
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||||||||
2 мин Создание положительного эмоционального настроя и подготовка к активной работе на уроке. | Словесный (приветствие, создание эмоционального настроя), игровой (математическая разминка). | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой: предлагает небольшую математическую разминку в игровой форме (например, “Кто быстрее посчитает?”). | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, участвуют в математической разминке. | Ф – фронтальная | Карточки с простыми примерами на сложение и вычитание (для математической разминки). | Визуальный контроль, устный опрос. | Проявляют интерес к изучению новой темы. | Р: управление своей деятельностью; воспитание чувства дисциплины и самоорганизации. | Проявление доброжелательности к учителю, товарищам. Мотивация к деятельности |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | |||||||||
5 мин Повторение необходимых знаний и выявление затруднений в выполнении заданий. | Словесный (беседа, ответы на вопросы), практический (выполнение заданий на сложение). | Предлагает вспомнить компоненты действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма). Задаёт вопросы: “Что значит сложить два числа? Что значит сложить три числа?”. Предлагает решить пример: 2 + 2 + 2 + 2 = . Создаёт проблемную ситуацию: “А если бы слагаемых было 20? Удобно ли так считать?”. Наблюдает за работой учащихся, выявляет затруднения. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают компоненты действия сложения. Решают пример, испытывают затруднения из-за большого количества слагаемых. | Ф – фронтальная, И – индивидуальная | Карточки с примерами на сложение (в том числе с одинаковыми слагаемыми). | Устный опрос, наблюдение за работой учащихся. | Повторение предыдущей темы | Р: умение ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; П: учатся анализировать, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Проявляют познавательную инициативу на основе жизненного опыта. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | |||||||||
3 мин Осознание причины возникших трудностей. | Побуждающий диалог | Организует обсуждение возникшего затруднения: “Почему было сложно решить пример с большим количеством слагаемых? Что мы не знаем, чтобы решать такие примеры быстрее?”. Подводит учащихся к осознанию причины: незнание действия, которым можно заменить сложение одинаковых слагаемых. | Участвуют в обсуждении, выявляют причину затруднения – незнание более удобного способа решения примеров на сложение с одинаковыми слагаемыми. | Ф – фронтальная, Г – групповая (в форме обсуждения). | – | Устный опрос | Осознать недостаток знания по предмету, нацелиться на его устранение | П: умение определять и сохранять цель; формирование познавательного интереса. Р: умение выявлять проблему; умение высказывать свою точку зрения. К: умение договариваться и приходить к общему решению к совместной деятельности; стремление к координации различных позиций в сотрудничестве | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, стремятся развивать память и внимание |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | |||||||||
5 мин Определение цели урока и планирование действий для её достижения. | Проблемный диалог, целеполагание | Подводит учащихся к формулировке темы урока (“Конкретный смысл действия умножения”). Помогает сформулировать цель урока: “Чему мы должны научиться сегодня на уроке?”. (Например: узнать, что такое умножение, как оно связано со сложением, как записывать и читать выражения на умножение). Направляет на составление плана действий: узнать, что такое умножение, как оно связано со сложением, изучить правила записи выражений на умножение, научиться читать выражения на умножение. | Предлагают способы выхода из затруднения. Участвуют в формулировке темы и цели урока. Составляют план действий. | Ф – фронтальная, Г – групповая (в форме обсуждения). | Учебник. | Устный опрос, наблюдение | Умение ориентироваться в своей системе знаний | К: умение вступать в диалог с учителем П: структурирование знаний, анализ. | Формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи |
5. Этап реализации построенного проекта | |||||||||
10 мин Открытие нового знания и формирование первичных умений. | Объяснительно-иллюстративный, практический. | Объясняет, что сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Показывает, как это делается на примере с предметными картинками (например, 3 тарелки с 4 яблоками на каждой: 4+4+4 = 4×3 = 12). Объясняет, как читаются выражения на умножение (4 умножить на 3 равно 12). Знакомит с компонентами действия умножения (множитель, множитель, произведение). Предлагает поработать со счётным материалом и заменить сложение умножением. | Слушают объяснение учителя, рассматривают примеры с предметными картинками, работают со счётным материалом, заменяют сложение умножением, учатся читать выражения на умножение. | Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная (работа со счётным материалом) | Презентация, предметные картинки, счётный материал, карточки с названиями компонентов действия умножения. | Наблюдение, устный опрос, проверка правильности выполнения заданий. | Понимание смысла действия умножения, умение заменять сложение умножением, знание компонентов действия умножения | Р: прогнозирование, контроль. П: умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи | Формирование интереса к учебному материалу, к способам решения учебных задач, исследовательской деятельности |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |||||||||
5 мин Закрепление полученных знаний путём проговаривания вслух | Практический (решение примеров), словесный (проговаривание правил) | Предлагает решить несколько примеров на сложение с одинаковыми слагаемыми, заменяя их умножением. Требует проговаривать вслух каждый шаг: “Слагаемое повторяется 3 раза, значит, я 5 умножаю на 3…”. | Решают примеры, проговаривая вслух каждый шаг решения. | Ф – фронтальная | Карточки с примерами на сложение с одинаковыми слагаемыми. | Устный опрос, проверка правильности решения примеров. | Умение применять полученные знания на практике. | Р: умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепи рассуждений, доказательств; коммуникативные умения. | Умение использовать имеющиеся знания для решения поставленной задачи |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | |||||||||
7 мин Самостоятельная работа с самопроверкой для закрепления изученного материала. | Практический (решение примеров), самоконтроль. | Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам (дифференцированные задания). Предоставляет эталон для самопроверки. Организует проверку и оценивание результатов. | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют свою работу по эталону. Оценивают свои результаты. | И – индивидуальная. | Карточки с заданиями (дифференцированные), эталон для самопроверки. | Самоконтроль, самооценка. | Закрепление умения заменять сложение умножением. | Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | Формируют умение работать самостоятельно, оценивают результаты выполнения работы |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | |||||||||
3 мин Применение новых знаний в сочетании с ранее изученными | Словесный (беседа), практический (решение задачи). | Предлагает решить задачу: “У Маши 3 коробки карандашей. В каждой коробке по 6 карандашей. Сколько всего карандашей у Маши?”. Подчеркивает, что задачу можно решить как сложением, так и умножением. | Решают задачу разными способами. | Ф – фронтальная | Карточка с задачей | Устный опрос | Применение полученных знаний при решении задач. | П: анализируют условие задачи. Р: анализируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |||||||||
2 мин Осознание и оценка учащимися собственной деятельности на уроке | Самоанализ, самооценка. | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке: “Что нового узнали? Чему научились? Что было сложным? Что получилось хорошо?”. | Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя. | Ф – фронтальная. | Сигнальные карточки | Самооценка, устный опрос | Умение анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения. | К. Использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата Р. Самоанализ. Самооценка, проявление своего отношения к уроку. | Способность анализировать свои действия и решения, выявлять ошибки и извлекать уроки из них |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс
Презентация к уроку математике по теме "Конкретный смысл умножения". 2 классЦель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение», прод...
Презентация к уроку математике "Конкретный смысл умножения" 2 класс
Презентация к уроку математике по теме "Конкретный смысл умножения". 2 классЦель: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых; ввести понятие «умножение», прод...

Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона").
Технологическая карта урока английского языка для 5 класса (по теме "Достопримечательности Лондона")....

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...
Методические рекомендации для студентов 2 курса по выполнению практической работы по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков "
Методическая разработка по дисциплине "Математика" по теме "Арифметические действия с матрицами и вычисление определителей второго и третьего порядков" предназначена для преподават...
Практическое занятие 1. Выполнение арифметических действий над числами.
Практическое занятие 1. Выполнение арифметических действий над числами....

Арифметические действия над числами. Проценты.
Практическое занятие по математике в профессиональной деятельности "Арифметические действия над числами. Проценты."...