ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ
статья

Вахитова Сюмбель Равилевна

Наша страна, как и все человечество в целом, живет в эпоху глобализации. Возникает все больше межнациональных браков, переезд в другой регион внутри России или даже переезд в другую страну становится обычным явлением, также, как и проживание в субъекте, который входит в многонациональное государство, когда дома говорят на родном языке, а в обществе — на официальном государственном языке. По данным причинам появляется все больше детей билингвов которых на планете, по данным статистики, около половины. Чем же двуязычные дети отличаются от своих одноязычных сверстников, какие подводные камни подстерегают семью, в которой воспитывается ребенок-билингв? Каковы особенности развития детей билингвов? В чем их преимущества и с какими они могут столкнутся трудностями в обучении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития детей - билингвов.

( Слайд1) Наша страна, как и все человечество в целом, живет в эпоху глобализации. Возникает все больше межнациональных браков, переезд в другой регион внутри России или даже переезд в другую страну становится обычным явлением, также, как и проживание в субъекте, который входит в многонациональное государство, когда дома говорят на родном языке, а в обществе — на официальном государственном языке. По данным причинам появляется все больше детей билингвов которых на планете, по данным статистики, около половины. Чем же двуязычные дети отличаются от своих одноязычных сверстников, какие подводные камни подстерегают семью, в которой воспитывается ребенок-билингв? Каковы особенности развития детей билингвов? В чем их преимущества и с какими они могут столкнутся трудностями в обучении.

(Слайд2)

Билингвизм – это способность владеть двумя языками. Соответственно,

билингвы –это люди, владеющие двумя языками сразу.

(Слайд 3) По источнику возникновения билингвизм делится на

Национальный (этнический)

Носитель языка живет например, в республике, которая входит в многонациональное государство. Дома общается на родном языке, а в обществе — на официальном государственном языке.

Индивидуальный

Наблюдается не у группы лиц, а у отдельного ребенка из семьи. Например, если он выучил язык сам, в школе, на курсах, а в семье разговаривает на общепринятом языке.

Естественный

Второй язык усваивается, а не заучивается специально. Речь переключается автоматически.

Искусственный

Второй язык усваивается неестественным путем (через контакты с носителями языка), а является выученным (через учителя), билингв практически не использует выученный язык для постоянного общения.

(слайд4)

Виды билингвизма о возрастному по периоду овладению двуязычием

Ранний - Языки осваиваются детьми с рождения.

Поздний - Второй язык появляется в речи в позднем возрасте, связан с необходимостью его выучить.

(слайд 5)

Дети-билингвы обладают следующими характеристиками

интеллектуального и социального развития:

Преимущества билингвизма:

  • гибкое мышление;
  • восприимчивость к другим культурам;
  • легкая социальная адаптация в новом коллективе;
  • умение выполнять несколько задач одновременно;
  • повышенный уровень фокусировки внимания;
  • развитое абстрактное мышление

(слайд 6) Преимущества билингвизма очевидны. А какие трудности ждут семью где растут двуязычные дети?

Основные проблемы билингвизма:

Возможное замедление речевого развития на ранних этапах - следует учесть, что ребенок-билингв станет развиваться не так, как его сверстники-монолингвы. Возможно он начнет говорить позже: иногда к 2-2,5 годам. До 3-3,5 лет может наблюдаться смешение языков, но к четырем двуязычный ребенок должен уметь четко их дифференцировать. В том, что ребенок будет смешивать языки, и есть основная опасность, и она особенно велика, если дома говорят на двух или нескольких языках. Ребенок просто может не знать, к кому как обращаться, какой язык выбрать в данный момент для общения.

Нарушения звукопроизношения - происходит из-за смешения фонем в разных языках. В результате появляется акцент, сложности с орфографией

Объем словарного запаса- бывают случаи, когда запас слов ребенка на одном из языков несколько меньше, при сравнении со сверстниками. Но если учитывать сумму слов обоих языков, то словарный запас такого ребенка будет значительно больше, чем у любого монолингва данного возраста

(слайд 6) Принципы воспитания детей-билингвов

Психологи и лингвисты разработали несколько правил, которые следует учесть родителям детей-билингвов.

1) Один человек - один язык. Это значит, что ребенок должен четко знать, на каком языке он говорит с каким членом семьи. Этот принцип является основным, и нарушать его, подчеркивают специалисты, нельзя ни в коем случае. Если, скажем, решено, что отец говорит с ребенком на английском, ему не следует вставлять в речь русские слова.

2) Одна ситуация - один язык. Данный принцип применим, если дома говорят на одном языке, а на улице, в школе, детском саду - на другом (например в такую ситуацию может попасть ребенок из семьи эмигрантов). Можно договориться, какие проблемы обсуждаются на каком языке. Конечно, выдержать этот принцип гораздо сложнее, чем предыдущий.

3) Одно время - один язык. Выработать навык в определенные дни недели или в выделенное время общаться на другом языке.

Если обстоятельства жизни складываются так, что вы вынуждены изменить речевую среду, но хотите, чтобы ребенок сохранил родной язык, необходимо следовать этим правилам. Иначе он будет говорить на гремучей смеси двух языков или один из них просто забудет.

Если ваш ребенок билингв - не важно, сложилась ли так жизнь, или это вы решили воспитывать его в двуязычной среде, - он, безусловно, уже на старте получает дополнительные навыки, которые помогут ему большего добиться в жизни, позволят выгодно отличаться от сверстников в школе и высшем учебном заведении, а позднее стать более конкурентоспособным на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исторические факторы, повлиявшие на особенности развития фахверковой архитектуры в России.

Статья по истории архитектуры. Может быть полезна для студентов СПО....

Особенности развития современного ребёнка

Снижение интеллектуального потенциала, задержка развития, инфантилизация, отсутствие доброты, заботы, танатизация  - особенности развития современного ребёнка....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Особенности развития банковской системы в России

созданию современной банковской системе предшествовал огромный период. В течении длительного времени происходило становление банковской системы, оно не завершено и до настоящего времени....

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

"Система работы логопедического сопровождения детей-билингвов".

Для успешной интеграции билингва в речевую среду, а также повышения уровня речевого развития такого ребенка, необходимо своевременное выявление нарушений речи и грамотное осуществление логопедического...

"Рекомендации родителям и педагогам в оказание разного вида помощи детям-билингвам".

Раннее выявление и своевременное предупреждение нарушений в развитии и правильно организованная система взаимодействия педагогического процесса и родителей, позволит намного быстрее компенсировать нар...