Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ
методическая разработка

Малютина Марина Николаевна

Методические рекомендации для практических занятий для студентов колледжа по ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ составлены на основе рабочей программы, которая ориентирована на достижение следующих целей:

Обучающийся должен:

      иметь практический опыт:

  • анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досугов мероприятий в дошкольном ОО, уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий для детей разного возраста и детей с ОВЗ;
  • участие в подготовке и проведении праздников в дошкольной ОО с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • исполнения на занятиях, досуговых мероприятий, на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
  • наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий, уроков музыки и досуговых мероприятий;
  • ведения учебной документации;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii.doc558 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОГАПОУ СПК

Методические рекомендации по организации

и проведению практических занятий

ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Разработчик:

Малютина М.Н., преподаватель ОГАПОУ СПК

Рецензент:  

Степанова Т.И., к.п.н., доцент кафедры Педагогики и

физической культуры СОФ НИУ «БелГУ»                                

Старый Оскол, 2024

Методические рекомендации по организации и проведению практических работ по МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: Методика проведения музыкальных занятий 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) разработаны преподавателем ОГАПОУ СПК Малютиной М.Н. в соответствии с содержанием рабочей программы данной учебной дисциплины.

        Методические рекомендации по организации и проведению практических работ по МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: Методика проведения музыкальных занятий 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) адресованы преподавателям и студентам ПОО СПО и предназначены для качественной организации практической работы.

Разработчик:

М.Н. Малютина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ОГАПОУ СПК

Рецензент:

Т.И. Степанова, к.п.н., доцент кафедры Педагогики и физической культуры СОФ НИУ «БелГУ»

Рассмотрено на заседании ЦМК преподавателей специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Протокол № __1_ от «31» августа 2022 г.

Председатель  ЦМК _Святенко И.С./____________/


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Практическое занятие № 1 Тема: «Анализ музыкального занятия. Методы и приёмы обучения»

Практическое занятие № 2 Тема: «Разработка   конспектов   фрагментов   музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки») по возрастам».

Практическое занятие № 3 Тема: «Дыхательные, артикуляционные упражнения, скороговороки, распевки»

Практическое занятие № 4 Тема: «Составление план-конспекта разучивания детской песни»

Практическое занятие № 5 Тема: «Организация фрагмента музыкального занятия по разучиванию детской пляски»

Практическое занятие № 6 Тема: «Демонстрация студента организации процесса игры на детских инструментах»

Практическое занятие № 7 Тема: «Составление  план-конспекта музыкальных занятий»

Практическое занятие № 8 Тема: «Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ»

Практическое занятие № 9 Тема: «Составление плана урока студентами с указанием приёмов и методов работы»

Практическое занятие № 10 Тема: «Сравнение программы по музыке Д.Б. Кабалевского и вариативной  программы В.О. Усачёвой, Л. В. Школяр»

Практическое занятие № 11 Тема: «Составление фрагмента конспекта урока к  этапу слушания-восприятия»

Практическое занятие № 12 Тема: «Составление  фрагмента урока музыки на этапе вокально-хоровой работы и  его проведения с группой однокурсников (песня для 1 – 4 кл.)»

Практическое занятие № 13 Тема: «Разработка конспекта тематического урока музыки для детей младшего школьного возраста»

Практическое занятие № 14 Тема: «Психическое здоровье и факторы риска  в детском возрасте »

Практическое занятие № 15 Тема: «Занятие логоритмикой на музыкальном занятии»

Практическое занятие № 16 Тема: «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников»

Практическое занятие № 17 Тема: «Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ»

Практическое занятие № 18 Тема: «Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР»

Практическое занятие № 19 Тема: «Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР»

Практическое занятие № 20 Тема: «Игры и упражнения по коррекции и развитию  восприятия у детей с ЗПР»

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

ВВЕДЕНИЕ

        ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) изучается в объеме 220 часов, из которых аудиторных – 144 часов, самостоятельной работы студентов - 56 часа, практических занятий  – 54 часов, консультаций – 20 часов.

Методические рекомендации для практических занятий для студентов колледжа по ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ составлены на основе рабочей программы, которая ориентирована на достижение следующих целей:

Обучающийся должен:

      А. иметь практический опыт: 

  • анализа планов проведения музыкальных занятий и музыкальных досугов мероприятий в дошкольном ОО, уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • составления сценариев и проведения музыкальных занятий и музыкального досуга, планирования уроков музыки и составления сценариев внеурочных мероприятий для детей разного возраста и детей с ОВЗ;
  • участие в подготовке и проведении праздников в дошкольной ОО с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • организации и проведения уроков музыки и внеурочных музыкальных мероприятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ;
  • исполнения на занятиях, досуговых мероприятий, на уроках и внеурочных мероприятиях произведений педагогического репертуара хорового, инструментального и вокального жанров;
  • наблюдения, анализа и самоанализа музыкальных занятий, уроков музыки и досуговых мероприятий;
  • ведения учебной документации;

Б. уметь: 

  • находить и использовать методическую и  музыкальную литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки  к занятиям и разработки сценариев музыкальных  мероприятий для детей разного возраста и детей с ОВЗ;
  • отбирать содержание и организовывать  музыкально-слушательскую и музыкально -  исполнительскую деятельность детей дошкольного и школьного  возраста, детей с ОВЗ;
  • использовать различные методы, средства, формы организации деятельности детей  на занятиях, уроках и досуговых мероприятиях, строить их  с учетом возрастных особенностей воспитанников, детей с ОВЗ;
  • организовывать и проводить репетиции при подготовке к праздникам;
  • проводить педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях, уроках и досуговых    мероприятиях;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии и технические  средства обучения в образовательном процессе;
  • выявлять музыкально одаренных детей;  
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль  при проведении музыкальных занятий, уроков музыки и   музыкального досуга;
  • анализировать подготовку и проведение занятий, уроков, праздников и развлечений.

В. знать: 

  • психолого-педагогические основы музыкального образования дошкольников, школьников, детей с ОВЗ: педагогические условия формирования музыкальной культуры, характеристику музыкальных способностей и условия их развития;
  • содержание современных программ музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста, программ по работе с детьми с ОВЗ;
  • детский музыкальный репертуар, эстетические, психологические, педагогические основания отбора и систематизации музыкального репертуара;
  • требования к охране и гигиене исполнительского аппарата;
  • характеристику форм организации музыкальной деятельности детей ДОУ и ОО
  • методику организации и проведения музыкальных занятий, уроков музыки и музыкального досуга, методы и приемы организации музыкально-исполнительской деятельности дошкольников (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной).

        Освоение программы ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ невозможно без организации высокоэффективной практической работы студента.

В результате ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ студент должен овладеть следующими профессиональными и общими компетенциями:

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3., ПК 1.4., ПК 1.5., ПК 1.6, ПК 1.7, ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 10.

Каждое практическое занятие включает:

- тему;

- цель занятия;

- задание для подготовки к практическому занятию;

-методические указания по выполнению задания (алгоритм выполнения практической работы)

- критерии оценки;

- учебную и специальную литературу.

Комплект заданий для практических занятий

по ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ

Практическое занятие № 1

Тема: «Анализ музыкального занятия. Методы и приёмы обучения»

Задание: заполнить формы: оформление и анализ музыкального занятия

Цель задания: анализ музыкального занятия и определение методов и приёмов обучения.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Перейти по ссылке https://cloud.mail.ru/public/44oL/BPJkK6fSC 
  2. Прочитать лекцию
  3. Посмотреть видео музыкального занятия  в подготовительной группе
  4. Заполнить формы: оформление и анализ музыкального занятия
  5. Определить методы и приёмы обучения в данном видео, прописать в анализе музыкального занятия.

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил формы: оформление и анализ музыкального занятия и определил в видео шесть методы и приёмы обучения;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент грамотно заполнил формы: оформление и анализ музыкального занятия и определил в видео четыре-пять методов и приёмов обучения;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил формы: оформление и анализ музыкального занятия, но допустил серьёзные неточности и определил в видео два-три метода и приёма обучения;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание.

Практическое занятие № 2

Тема: «Разработка   конспектов   фрагментов   музыкальных занятий (раздел «Слушание музыки») по возрастам.»

 

Задание: составить план-конспект по восприятию музыки

Цель задания: закрепление новых знаний по теме, умения составления план-конспекта.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Перейти по ссылке https://cloud.mail.ru/public/36cQ/5hmsz5Mgf   
  2. Прочитать лекцию
  3. Посмотреть видеофрагмент этапа восприятия музыки в средней группе
  4. Ознакомиться с фото-примерами выстраивания этапов восприятия музыки на нескольких занятиях
  5. Найти и ознакомиться со своим музыкальным произведением, по аналогии составить свой план-конспект по восприятию музыки, предоставить в печатном виде.

Список 31-М

№ студента по списку

Возрастная группа  и название муз.произведения

2 младшая гр «Зайчики»

2 младшая гр «Прогулка»

средняя гр «Ёжик»

старшая гр «Мышки»

подготовительная гр «В пещере горного короля»

подготовительная гр «Танец дикарей»

старшая гр «На слонах в Индии»

2 младшая гр «Осень»

старшая гр «Сладкая грёза»

средняя гр «Марш»

старшая гр «Голодная кошка и сытый кот»

средняя гр «Грустное настроение»

2 младшая гр «Колыбельная»

средняя гр «Полька»

подготовительная гр «Вальс игрушек»

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно составил план-конспект по слушанию музыки, охватил три этапа по восприятию музыкального произведения, составил чёткие и логически выстроенные  вопросы для детей по музыкальному произведению;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент составил план-конспект по слушанию музыки, но допустил методические неточности,  охватил три этапа по восприятию музыкального произведения, составил чёткие, но невыстроенные логически  вопросы для детей по музыкальному произведению;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если составил план-конспект по слушанию музыки, но допустил грубые методические неточности,  охватил два этапа по восприятию музыкального произведения, составил не грамотные, невыстроенные логически  вопросы для детей по музыкальному произведению;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание.

Практическое занятие № 3

Тема: «Дыхательные, артикуляционные упражнения,

скороговороки, распевки»

 

Задание: заполнить таблицу.

Цель задания: изучение нового материала, умения конспектирования, самостоятельный поиск информации.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить и законспектировать теоретический материал по данной теме.

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Проанализировать названия колонок таблицы
  2. Найти дыхательные, артикуляционные упражнения, скороговороки, распевки по заданным программным задачам
  3. Заполнить таблицу

Вид деятельности, название

Программные задачи

Возрастная группа

Техника исполнения

Дыхательное упражнение «»

Обучение правильному дыханию.

Дыхательное упражнение «»

Обучение плавному выдоху.

Дыхательное упражнение «»

Укрепление мышц носоглотки, легких.

Артикуляционное упражнение «»

Выработка длительной непрерывной воздушной струи, укрепление мышц губ.

Артикуляционное упражнение «»

Формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков

Артикуляционное упражнение «»

Развитие подвижности нижней челюсти

Скороговорока «»

Работа над произношением парных согласных.

Скороговорока «»

Работа над произношением сонорных согласных

Скороговорока «»

Работа над произношением шипящих и свистящих согласных.

Распевка «»

Работа над сочетанием лёгкого и протяжного пения

Распевка «»

Работа над развитием чёткой дикции, активизации губ, языка

Распевка «»

Работа над развитием чистоты интонации, прозрачного светлого звука

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент заполнил 12 пунктов таблицы, правильно подобрал упражнения в соответствии с программными задачами;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент заполнил 8-11 пунктов таблицы, правильно подобрал упражнения в соответствии с программными задачами, но были неточности;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил 4-7 пунктов таблицы;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент заполнил менее 4 пунктов таблицы или не выполнил задание.

Практическое занятие № 4

Тема: «Составление план-конспекта разучивания детской песни»

Задание: составить план-конспекта разучивания детской песни.

Цель задания: изучение нового материала, умения конспектирования.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Перейти по ссылке  https://cloud.mail.ru/public/y4Wh/3jbxWRcRf 
  2. Прочитать лекцию
  3. Посмотреть музыкальное занятие – 5-10 минуты видео  вокально-хоровой работы в подготовительной группе
  4. Ознакомиться с фото-примером выстраивания этапов работы над песней на нескольких занятиях
  5. На примере своей детской песни по образцу в лекции составить  план-конспекта разучивания детской песни. Конспект составляем в форме диалога:

Музыкальный руководитель: …………..

Дети:……………

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент отразил  все три этапа разучивания песни, была грамотно выстроена беседа с детьми, сформулированы чёткие и ясные вопросы для детей, уделялось внимание дыханию, звукообразованию, дикции, интонационно и  ритмически сложным мотивам, логически выстроенное разучивание по фразам;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент отразил  все три этапа разучивания песни, была грамотно выстроена беседа с детьми, но вопросы для детей были сформулированы не чётко, уделялось внимание не по всем позициям -  дыханию, звукообразованию, дикции, интонационно и  ритмически сложным мотивам, логически выстроенное разучивание по фразам;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент отразил не все этапы разучивания песни, не грамотно выстроена беседа с детьми,  вопросы для детей были сформулированы не чётко, уделялось внимание не по всем позициям -  дыханию, звукообразованию, дикции, интонационно и  ритмически сложным мотивам, логически выстроенное разучивание по фразам;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил задание.

Практическое занятие № 5

Тема: «Организация фрагмента музыкального занятия по разучиванию детской пляски»

Задание: составить план-конспект организации разучивания  детской пляски.

Цель задания: закрепление пройденного материала.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Разделиться на три подгруппы.
  2. Перейти в папку с содержанием задания с помощью QR-кода.
  3. Ознакомиться с программным содержанием, задачами, содержанием пляски и методикой её разучивания.
  4. Прослушать музыку к пляске и проанализировать сочетание музыки с движениями.
  5. Разделить обязанности в подгруппе: 2 человека – показывают подготовительные упражнения к пляске; 2 человека – объясняют последовательность и сочетание движений с музыкой.
  6. Составить план-конспект организации разучивания детской пляски.
  7. Разучить данную пляску с одногруппниками.

№1                                                 №2                                     №3

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент в своём разучивании детской пляски с одногруппниками выстроил логическую последовательность движений, методически грамотно, чётко и ясно объяснял выполнение движений, сумел продемонстрировать движения под музыку, выявил смену движений в зависимости от смены музыкальных фраз, продемонстрировал счёт тактов в музыке как вспомогательный момент для перехода от одного движения к другому;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент в своём разучивании детской пляски с одногруппниками выстроил логическую последовательность движений, но допускал неточности в формулировках объяснения выполнения движений, сумел продемонстрировать движения под музыку, выявил смену движений в зависимости от смены музыкальных фраз, продемонстрировал счёт тактов в музыке как вспомогательный момент для перехода от одного движения к другому;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в своём разучивании детской пляски с одногруппниками выстроил логическую последовательность движений, но допускал грубые неточности в формулировках объяснения выполнения движений, сумел продемонстрировать движения под музыку, но не смог выявить смену движений в зависимости от смены музыкальных фраз, не продемонстрировал счёт тактов в музыке как вспомогательный момент для перехода от одного движения к другому;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не справился с заданием.

Практическое занятие № 6

Тема: «Демонстрация студента организации процесса игры на детских инструментах»

Задание: организовать процесс игры на детских инструментах.

Цель задания: закрепление нового материала, апробация его на практике.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Разделиться на три подгруппы - 3 ДОУ – детский сад «Солнышко», «Мишутка», «Машенька».
  2. Прослушать русскую народную мелодию «Барыня» и определить размер (2/4, 3/4, 4/4).
  3. Каждой подгруппе выбрать три музыкальных инструмента для организации игры на детских музыкальных инструментах под эту мелодию из предложенного списка: рояль, домра, балалайка, свирель,  рубель, колокольчик, ложки, бубен, трещотки, треугольник, барабан, арфа.
  4. Проанализировать принципы звукоизвлечения разных музыкальных инструментов.
  5. Выбрать и проанализировать ритмические рисунки, выбранных инструментов – определить на какие доли должен звучать инструмент (сильная, относительно сильная, слабые).

  1. Организовать игру студентов на детских музыкальных инструментах.

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных ранее, грамотно, чётко и ясно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать ритмический рисунок каждого инструмента, объясняя на какую долю данный инструмент должен играть и какими длительностями;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных ранее, грамотно, чётко и ясно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать ритмический рисунок каждого инструмента, на затрудняется объяснить на какую долю данный инструмент должен играть и какими длительностями;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует разрозненность, обрывистость знаний, не грамотно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать только простой ритмический рисунок, исполняемый четвертными длительностями;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует крайне фрагментарные знания, не может организовать процесс игры на детских инструментах.

Практическое занятие № 7

Тема: «Составление  план-конспекта музыкальных занятий»

Задание: заполнить опорную  схему структуру занятий.

Цель задания: составление  план-конспекта музыкальных занятий (фронтально-типового,  доминантного, тематического, комплексного).

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Разделиться на 4 подгруппы
  2. Проанализировать сценарий одного вида занятия (фронтально-типового,  доминантного, тематического, комплексного)
  3. Заполнить опорную  схему структуру занятия и выявить программные задачи по каждому виду музыкальной деятельности.
  4. В результате анализа сценария занятия определить вид музыкального занятия.

Шаблон заполнения документа

Конспект музыкального занятия № __________

Тема  занятия:

Возрастная группа:

Тип занятия:

Вид деятельности детей:

Цель занятия:

Задачи:

Образовательные –

Развивающие –

Воспитательные -

Методы:

Оборудование:

Структура музыкального занятия:

Номер и наименование этапа занятия

Программные задачи

Ход занятия (краткая структура)

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент правильно определил этапы музыкального занятия, грамотно сформулировал программные задачи по каждому виду музыкальной деятельности, исходя из структуры занятия и программных задач правильно определил вид музыкального занятия;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент правильно определил этапы музыкального занятия, допустил неточности в формулировании программных задач по видам музыкальной деятельности, исходя из структуры занятия и программных задач правильно определил вид музыкального занятия;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно определил этапы музыкального занятия, допустил грубые ошибки в формулировании программных задач по видам музыкальной деятельности, не смог определить вид музыкального занятия;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не смог правильно определить этапы музыкального занятия, допустил грубые ошибки в формулировании программных задач по видам музыкальной деятельности, не смог определить вид музыкального занятия.

Практическое занятие № 8

Тема: «Анализ программ по музыкальному воспитанию в ДОУ»

Задание: составление таблицы: программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

Цель задания: закрепление знаний по теме.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, заполнить таблицу.

Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников

Название программы, автор

Цель

Задачи

Освоение программы по этапам, периодам, возрастам

Особенности

  1. Основанная на использовании нескольких видов деятельности

«Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

2. Основанная на синтезе искусств

«Синтез» авторский коллектив под руководством К.В.Тарасовой

3.Основанная на музыкально-ритмической деятельности

«Ритмическая мозаика» А.И.Буренина

4.Основанная на элементарном инструментальном музицировании

«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнникова

5.Основанная на использовании музыкального фольклора

«Ладушки» И.Каплунова, И.Новосельцева

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил таблицу и охватил пять программ по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, правильно выявил главную особенность каждой программы;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент заполнил таблицу и охватил четыре программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, правильно выявил главную особенность каждой программы;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил таблицу и охватил три программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, правильно выявил главную особенность каждой программы;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не справился с осмыслением данного объёма информации, охватил две и программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников.

Практическое занятие № 9

Тема: «Составление плана урока студентами с указанием приёмов и методов работы»

Задание: составить план урока с указанием приёмов и методов работы по программе «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной:

Цель задания: закрепление умений составления плана урока музыки.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Выбрать тему по 1 классу (темы студентов не должны повторяться):
  1. И  муза вечная со мной
  2. Хоровод муз
  3. Повсюду музыка слышна.
  4. Душа музыки - мелодия
  5. Музыка осени
  6. Сочини  мелодию
  7. Азбука, азбука каждому нужна
  8. Музыкальная азбука
  9. Музыкальные инструменты; народные инструменты.
  10. Музыкальные инструменты
  11. «Садко». Из русского былинного сказа
  12. Музыкальные инструменты
  13. Звучащие картины
  14. Разыграй песню
  15. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины
  16. Добрый праздник среди зимы
  17. Край, в котором ты живешь
  18. Художник, поэт, композитор
  19. Музыка утра
  20. Музыка вечера
  21. Музы не молчали
  22. Музыкальные портреты
  23. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
  24. Мамин праздник
  25. Музыкальные инструменты.
  26. Музыкальные инструменты.
  27. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины
  28. Музыка в цирке
  29. Дом, который звучит
  30. Опера - сказка
  31. «Ничего на свете  лучше нету»

  1. Выбрать музыкальный материал по теме:

I КЛАСС (30 ч)

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

      Музыкальный материал

     «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

      «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

      «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

      Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

      «Гусляр Садко». В. Кикта.

      «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

      «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.

      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

      «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

      «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.

      «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

      «Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.

      «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

      «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

      «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.

      Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

      Музыкальный материал

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

      «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

      «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

      «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.

      «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

      «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.

      «Наигрыш». А. Шнитке.

      «Утро». Э. Денисов.

      «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

      «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.

      «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.

      «Вечер». В. Салманов.

      «Вечерняя сказка». А. Хачатурян.

      «Менуэт». Л. Моцарт.

      «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

      «Баба Яга». Детская народная игра.

      «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

      Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.

      «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

      «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.

      «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.      «Волынка». И. С. Бах.

      «Колыбельная». М. Кажлаев.

      «Колыбельная». Г. Гладков.

      «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

      Лютневая музыка. Франческо да Милано.

       «Кукушка». К. Дакен.

      «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.

      «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.

      Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

      «Клоуны». Д. Кабалевский.

      «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

      Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

      «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.

      «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.

      «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.

      «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

      «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

      «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

  1. Написать план урока:

определить цель урока, задачи,  указать приёмы и методы работы на уроке,  музыкальный материал (приведённым в программе «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной), оборудование.

Пример

Класс:

Тема урока:

Цель:

Задачи:

- образовательные-

-развивающие-

- воспитывающие –

Тип урока:

Приёмы и методы работы на уроке:

Оборудование:

 План урока

  1. Организационный момент….
  2. Актуализация опорных знаний…
  3. Изучение нового материала:
  1. Целеполагание….
  2. Рассказ о композиторе….
  3. Анализ картины…
  4. Слушание фрагмента «…» композитора ….
  5. Музыкальная разминка/игра/ физкульт.минутка/ пальчиковая гимнастика/ музыкально-ритмическая гимнастика
  6. Разучивание новой песни (повтор, закрепление) «……» сл….муз….. из к/ф…., м/ф…
  7. Повторение и закрепление ранее выученной песни  «…»   сл…..муз….   /  шумовой оркестр / музыкальная игра
  1. Обобщение, итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно написал план урока, обозначил цель, задачи, указал приёмы и методы работы на уроке, музыкальный материал, оборудование.

- оценка «хорошо» выставляется, если студент грамотно написал план урока, обозначил цель, могут быть допущены неточности формулировки при определении задач,  указании приёмов и методов работы на уроке, музыкальный материал, оборудование.

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент не грамотно написал план урока, обозначил цель, но не смог определить задачи, приёмы и методы работы на уроке, музыкальный материал, оборудование.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не справился с заданием или не выполнил его.

Практическое занятие № 10

Тема: «Сравнение программы по музыке Д.Б. Кабалевского и вариативной  программы В.О. Усачёвой, Л. В. Школяр»

Задание: изучить и сравнить программу по музыке Д.Б. Кабалевского и  вариативную  программу В.О. Усачёвой, Л. В. Школяр, заполнить таблицу

Цель задания: закрепление умения анализировать и сравнивать.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, заполнить таблицу.

Сравнительный анализ программ

Программа «Музыка» Д.Б.Кабалевского

Анализ по критериям

Программа «Музыка» В.О. Усачёвой, Л. В. Школяр

На сколько классов рассчитана программа?

Цель

Задачи

УУД

Часы в год

Разделы и темы (сравнить 1 класс)

Результат освоения программы 1 года обучения

Критерий оценки

- оценка «отлично» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных ранее, грамотно, чётко и ясно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать ритмический рисунок каждого инструмента, объясняя на какую долю данный инструмент должен играть и какими длительностями;

- оценка «хорошо» выставляется, если студент демонстрирует системность и глубину знаний, полученных ранее, грамотно, чётко и ясно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать ритмический рисунок каждого инструмента, на затрудняется объяснить на какую долю данный инструмент должен играть и какими длительностями;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует разрозненность, обрывистость знаний, не грамотно объясняет принцип звукоизвлечения конкретного инструмента, может продемонстрировать только простой ритмический рисунок, исполняемый четвертными длительностями;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент демонстрирует крайне фрагментарные знания, не может организовать процесс игры на детских инструментах.

Практическое занятие № 11

Тема: «Составление фрагмента конспекта урока

к  этапу слушания-восприятия»

Задание: составление  фрагмента конспекта урока к  этапу слушания-восприятия.

Цель задания: закрепление изученного материала, умения составлять конспект.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Выбрать музыкальное произведение по восприятию музыки за 1 класс (музыкальные произведения студентов не должны повторяться):

Музыкальный материал

     «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.

      Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

      «Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

      «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

      «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

      Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

      «Гусляр Садко». В. Кикта.

      «Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

      «Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.

      «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

      «Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

      «Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

      «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

      «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.

      «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

  1. Составить  фрагмент конспекта урока к  этапу слушания-восприятия по образцу:

Этапы организации процесса восприятия музыкального произведения:

  • Вступительное слово
  • Слушание произведения
  • Беседа о прослушанном произведении
  • Анализ произведения (характер и настроение, содержание, возникшие при слушании ассоциации, средства музыкальной выразительности, характер движения мелодии)
  • Повторное слушание (вокализация доступных мелодий, ритмопластика, сравнение – на выбор)

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он составил правильный, развернутый фрагмент конспекта урока к этапу слушания-восприятия; грамотно и логично выстроил все этапы  в  организации процесса восприятия музыкального произведения.

 Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но недостаточно подробно составил фрагмент конспекта урока к этапу слушания-восприятия.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет слабые и не системные знания по дисциплине, недостаточно подробно составил фрагмент конспекта урока к этапу слушания-восприятия, допустил неточности в составлении конспекта в этапах  организации процесса восприятия музыкального произведения.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не выполнил практическое задание.

Практическое занятие № 12

Тема: «Составление  фрагмента урока музыки на этапе вокально-хоровой работы и  его проведения с группой однокурсников (песня для 1 – 4 кл.)»

Задание: составление  фрагмента конспекта урока к  этапу слушания-восприятия.

Цель задания: закрепление изученного материала, умения составлять конспект.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Выбрать музыкальное произведение по вокально-хоровой работе за 1 класс (музыкальные произведения студентов не должны повторяться
  2. Составить  фрагмент конспекта урока к  этапу слушания-восприятия по образцу:

Этапы разучивания песни

  1. Ознакомление с песней:
  1.  эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др),
  2. выразительное и качественное исполнение песни целиком (слуховая наглядность),
  3.  беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.
  1. Разучивание песни. Обучение певческим умениям и навыкам:
  1. уделяется внимание дыханию,
  2. звукообразованию,
  3. дикции,
  4. интонационно сложные мотивы
  5.  ритмические группы - метод  двигательного моделирования (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты).
  6. Песня разучивается по фразам, текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.
  1. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, использование других атрибутов, исполнение знакомых песен в контексте сюжетно-ролевой игры – «Концерт», «Серебряный граммофон», игр по типу телевизионных – «Угадай мелодию», «Два рояля» и др.

  1. Проведение вокально-хоровой работы с группой однокурсников

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил задание – правильно организовал вокально-хоровую работу по всем этапам; демонстрирует знания основных понятий курса, определяет профессиональную направленность своей деятельности в процессе изучения дисциплины.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но недостаточно подробно раскрыл тему или допустил неточности в переходах между этапами вокально-хоровой работы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если его вокально-хоровая работа не имеет систематичного и логичного  построения этапов

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

                                        

Практическое занятие № 13

Тема: «Разработка конспекта тематического урока музыки для детей младшего школьного возраста»

 

Задание: разработать конспект урока музыки, сделать презентацию и подбор аудио и видео материала.

Цель задания: закрепления умения составления  план-конспекта музыкального занятия

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. В соответствии с таблицей, указывающей конкретную тему  каждому студенту, разработать конспект урока музыки для 1 класса по программе «Музыка» Е.Д Критской  (формат Word), соблюдая все этапы и виды деятельности.

№ студента по списку

Тема

Край, в котором ты живешь

Художник, поэт, композитор

Музыка утра

Музыка вечера

Музы не молчали

Музыкальные портреты

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Мамин праздник

Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент

Музыкальные инструменты.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины

Музыка в цирке

Дом, который звучит

Опера - сказка

  1. В помощь студенту прилагается КТП 1 класса программа «Музыка» .Д.Критской

В начале конспекта написать:

Класс:

Четверть:

Тема:

Цель:

Задачи:

Тип урока:

Оборудование:

УУД:

Ход урока

Учитель:…..

Ученик:…..

  1. Выполнить презентацию к конспекту урока с подборкой аудио и видео материалов.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил задание – демонстрирует знания основных понятий курса, определяет профессиональную направленность своей деятельности в процессе изучения дисциплины, методически грамотно составил конспект урока музыки, выполнил презентацию ярко и красочно, дозировал материал в соответствии с возрастом ученика, не перегружая его информацией, подобрал музыку и видео к своему уроку по времени с учётом психологических особенностей данного возраста, основываясь на чистом и качественном воспроизведении аудио и видео.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но допустил неточности в составлении конспекта или организации презентации.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если его работа не имеет систематичного и логичного  построения этапов

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 14

«Психическое здоровье и факторы риска  в детском возрасте»

Задание: заполнить таблицу

Цель задания: изучение нового материала

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. изучить информацию параграфа 1.3. (с 7) учебного пособия «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» Пилипенко А.В.
  2. Заполнить таблицу

Возраст

Факторы риска

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил таблицу и раскрыл факторы риска во всех возрастных группах детей;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но допустил неточности в составлении конспекта

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил таблицу, но раскрыл факторы риска не во всех возрастных группах детей;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 15

«Занятие логоритмикой на музыкальном занятии»

Задание: составить план-конспект по теме, составить 5 вопросов для самопроверки

Цель задания: закрепление пройденного материала

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Изучить информацию лекции
  2. Составить план-конспект по теме

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно составил план-конспект по теме «Занятие логоритмикой на музыкальном занятии», составил чёткие и логически выстроенные  вопросы для самопроверки по теме;

Оценка «хорошо»  выставляется, если студент составил план-конспект по теме «Занятие логоритмикой на музыкальном занятии», но допустил составил чёткие, но невыстроенные логически  вопросы для самопроверки по теме;

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если составил план-конспект по теме «Занятие логоритмикой на музыкальном занятии», составил не грамотные, невыстроенные логически  вопросы для для самопроверки по теме;

Оценка «неудовлетворительно»  выставляется, если студент не выполнил задание.

Практическое занятие № 16

«Логопедические музыкально-игровые упражнения

для дошкольников»

Задание:

Цель задания:

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Изучить методическое пособие А.Сусловой «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников»
  2. Проанализировать виды логопедических музыкально-игровых упражнений для дошкольников
  3. Заполнить таблицу

«Логопедические музыкально-игровые упражнения

для дошкольников»

Содержание и методические указания по проведению логопедических музыкально-игровых упражнений

Звуки

Автоматизация

Дифференциация

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил таблицу, правильно определил необходимые упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но допустил неточности;

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент заполнил таблицу, правильно определил только два упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 17

«Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ»

Задание: законспектировать тему «Использование ритмопластики на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ»

Цель задания: закрепление знаний по теме, умения конспектирования.

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил задание – предоставил конспект в тетради.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 18

«Игры и упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР»

Задание: заполнить таблицу

Цель задания: закрепление знаний по теме.

Методические указания по выполнению задания

Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, заполнить таблицу.

Вид игры или упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР

Содержание и методические указания по проведению игры или упражнения

Игры для развития наглядно-образной памяти

Игры для развития слуховой памяти

Игры для развития кинестетической (двигательной) памяти

Игры для развития словесно-логической памяти

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется, если студент грамотно заполнил таблицу и охватил  четыре вида или упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР, правильно сформулировал методические указания по проведению;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент грамотно заполнил таблицу и охватил  три вида или упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР, правильно сформулировал методические указания по проведению;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент грамотно заполнил таблицу и охватил  два вида или упражнения по коррекции и развитию памяти у детей с ЗПР, не точно сформулировал методические указания по проведению;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 19

«Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР»

Задание: законспектировать три игры и упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР; провести одну игру вместе с однокурсниками.

Цель задания: опробовать на практике проведение игры по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Изучить информацию по теме
  2. Законспектировать три игры или упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР
  3. Выделить основные моменты при подготовке и проведении игры: цель, дидактический материал, описание игры.
  4. Провести одну игру вместе с однокурсниками
  5. Провести анализ проведения и результатов игры:

- получилось ли логично и грамотно озвучить задание игры

- было ли понятно однокурсникам задание игры

- было ли интересно участникам в процессе игры

- что не получилось

- что можно было бы усовершенствовать в процессе игры

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил задание – законспектировал три игры и упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР; успешно провел организацию игры со своими однокурсниками, грамотно провёл анализ игры;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но допустил неточности в анализе проведенной игры;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он выполнил задание – законспектировал три игры и упражнения по коррекции и развитию внимания у детей с ЗПР; но не смог организовать проведение игры с однокурсниками;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Практическое занятие № 20

«Игры и упражнения по коррекции и развитию

восприятия у детей с ЗПР»

Задание: законспектировать три игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР; провести одну игру вместе с однокурсниками.

Цель задания: опробовать на практике проведение игры по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР

Методические указания по выполнению задания

Алгоритм выполнения практической работы:

  1. Изучить информацию по теме
  2. Законспектировать три игры или упражнения по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР
  3. Выделить основные моменты при подготовке и проведении игры: цель, дидактический материал, описание игры.
  4. Провести одну игру вместе с однокурсниками
  5. Провести анализ проведения и результатов игры:

- получилось ли логично и грамотно озвучить задание игры

- было ли понятно однокурсникам задание игры

- было ли интересно участникам в процессе игры

- что не получилось

- что можно было бы усовершенствовать в процессе игры

Критерий оценки

Оценка «отлично» выставляется студенту, если он выполнил задание – законспектировал три игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР; успешно провел организацию игры со своими однокурсниками, грамотно провёл анализ игры;

Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он выполнил все предъявленные требования к ответу на оценку «отлично», но допустил неточности в анализе проведенной игры;

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он выполнил задание – законспектировал три игры и упражнения по коррекции и развитию восприятия у детей с ЗПР; но не смог организовать проведение игры с однокурсниками;

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не предоставил работу.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов

Основные источники:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш.  пед. учеб.заведений.,2021.
  2.  Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. - М.: «Академия», 2021.
  3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей:  Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. - М.: «Академия», 2020.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: -  М.:  «Академия», 2022.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб.для   студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2021.
  6. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально - игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. М.: Айрис пресс, 2020.
  7. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. Учебник.  – М.: Академия, 2022.
  8. М.С. Теория и методика музыкального воспитания. Учебник.  – М.: Академия, 2022.
  9. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений. – М: Академия, 2022.
  10. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студ. Пед. Учеб.заведений. – 3-е изд. – М.: Изд. Центр Академия, 2022.
  11. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. Учебник.  – М.: Академия, 2020.
  12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2021.
  13. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. – М.: Изд. Центр Академия, 2022.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования  и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2022.
  15. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2022.
  16. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020.
  17. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приёмы: пальчиковый тренинг, сопряжённая гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: 2021.
  18. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2021.
  19. Рудик  О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособие: книга для родителей / О.С.Рудик. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2020.

Дополнительные источники:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2022.
  2. Ветлугиной Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. -  М.: Просвещение, 2021.
  3. Ветлугина, Н.А. Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2021.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь - М: Музыка, 2020.
  5. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду-М: Просвещение, 2022.
  6. Зимина А. Н. Учебное издание. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М.: ВЛАДОС. 2022.
  7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах  - М.: Просвещение, 2020.
  8. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2022.
  9. Манакова И., Салмина А. Дети. Мир звуков. Музыка. - Свердловск, 2021.
  10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.           Ярославль: Академия развития,  2020.
  11. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 2020.
  12. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, Владос,  2020.
  13. Радынова О.П.. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, Владос, 2022;
  14. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. - М.: ACADEMA, 2022.
  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 2020.
  2. Агапова, И.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АКВАРИУМ БУК, К.: ГИППВ, 2021.
  3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос, 2020. – 336 с.
  4. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2022. – 128 с.
  5. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2020.
  6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие для студ. Муз. фак. педвузов. – М: Издательский центр Академия, 2021.
  7. Беляева Л.С, Трудков A.M. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие. – Мурманск, 2022. – 83 с.
  8. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2014. – С. 78 – 80.
  9. Духовная музыка: Россия и запад. Программа для 1 – 4 класса .ООШ / И.В.2022.
  10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2022. – 304 с.
  11. Ильинская, И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская // Начальная школа. – 2021. - № 1.- С. 20 - 25.
  12. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Оренбург: ООИПКРО, 2022. – 240 с.
  13. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования / Под редакцией Кондакова А.М, Кузнецова А.А. – М.: Просвещение, 2021.
  14. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2020. – 416 с.
  15. Критская, Е.Д. Музыка 1-4 классы: Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2022. – 207 с.
  16. Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. Астрахань: Астраханский пед ун-т, 2022. – 166 с.
  17. Медушевский В.В. Духовно – нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант – педагог»). – М., 2022.
  18. Музыка. 1 – 7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2021.
  19. Музыка. 2 – 8 классы. Художественно-образное развитие школьников: разработки уроков / авт.-сост.Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина. – Волгоград: Учитель, 2022. – 157 с.
  20. Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Школяр Л.В., Школяр В.В., Критская Е.Д. и др.; Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2021. – 232 с.
  21. Музыкально-эстетическое воспитание школьников/ сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2022. – 111 с.
  22. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. – М., 2021
  23. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников Учебное пособие/ М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2022. – 368 с.
  24. Программа общеобразовательных учреждений Музыка 1-8 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2020.
  25. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1 – 7 классы. Искусство. 8 – 9 классы./ Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М., 2020.
  26. Ражников В.Г. Дневник творческого развития / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2020. – 203 с.
  27. Ретгородский Б.Д. Что может музыка / Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. – 2022. - № 4. – С. 61 – 64.
  28. Русский фольклор. Программа для 1 – 4 класса. / Л.Л.Куприянова // Прпограммно – методические материалы. Музыка. Начальная школа / Солст. Е.О.Яременко. – М.: Дрофа, 2022.
  29. Чуб О.Р.,Вавилова П.С. Музыка в семье. – СПб., 2021. – 111 с.

№п/п

Название ресурса

Видеозаписи с конкурсными уроками музыки в школе  

Видеоролики с фрагментами уроков музыки Международного конкурса «Учитель музыки XXI века» им. Д.Б. Кабалевского»

Компьютерные тесты по музыке  для школьников

Мультимедийные презентации к пробным урокам музыки

Разработки уроков музыки для младших и средних классов

Разработки внеклассных музыкальных занятий  для школьников

Видеоролики по музыкальному искусству

Электронные музыкальные энциклопедии

Фонотека к урокам музыки по программам Д.Б. Кабалевского, Т. Надолинской, Г. П. Сергеевой и Е.Д. Крицкой, В.Алеева (диски и аудиокассеты)

Диски с песнями караоке

Плюсовки и минусовки детских песен

Нотный песенный материал для 1-8 классов

Тестовые задания по предмету «Музыка» для учащихся 1 – 8 классов

Заготовки для создания электронных презентаций (шаблоны, портреты композиторов, рисунки, репродукции картин, смайлы, клипарты  

Отечественные журналы

  1. Дошкольное воспитание. – М.: ООО Издательский дом Воспитание дошкольника.
  2. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом Воспитание дошкольника.
  3. Музыкальная палитра. Санкт - Петербург.

Интернет-ресурсы:

  1. http:/www.you tube.com
  2. http://referats.allbest.ru
  3. http://www.studzona.com
  4. http://5ballov.qip.ru
  5. http://spedkoll.smlsk.rusobr.ru
  6. http://www.belcanto.ru
  7. http://josef-egipetsky.narod.ru
  8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
  9. muzruk @ dovosp/ ru
  10. www/ dovosp/ ru
  11. http://www.muz-urok.ru/
  12. http://www.openclass.ru/
  13. http://www.school.edu.ru/
  14. http://www.musicandi.ru/
  15. http://festival.1september.ru/
  16. http://forum.numi.ru/
  17. http://muzruk.info/
  18. http://www.forumklassika.ru/
  19. http://pedsovet.su/
  20. http://pedportfoliomuzika.blogspot.com/
  21. http://sozvezdieoriona.ru/
  22. http://muza-live.ucoz.ru/
  23. http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы БУ ПО "Мегионский политехнический колледж" по всем сп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

          Учебная дисциплина «Физика» является одной из важнейших дисциплин, необходимых в будущей профессиональной деятельности выпускников технического пр...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ....

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Методические рекомендации для обучающихся  по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...

Методические рекомендации по организации проведения практических занятий по дисциплине ОП.10 Аналитическая химия

Методические рекомендации по организации проведения практических занятий по дисциплине ОП.10 Аналитическая химия специальность 33.02.01....

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных занятий по ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ

Методические рекомендации для самостоятельных занятий для студентов колледжа по ОП.07 Методика проведения музыкальных занятий с детьми разного возраста и детьми с ОВЗ 44.02.03 Педагогика дополнительно...