Статья "Практика реализации профориентационных мероприятий в рамках ФП «Профессионалитет» в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» (из опыта работы)"
статья
В статье раскрывается практика реализации профориентационных мероприятий в рамках ФП «Профессионалитет» в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» (из личного опыта работы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика реализации профориентационных мероприятий в рамках ФП «Профессионалитет» в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» (из опыта работы)
Сегодня рынок труда сильно нуждается в качественных кадрах, которыми становятся студенты техникумов, колледжей.
Работа по профессиональному самоопределению в условиях реализации Федерального проекта «Профессионалитет» – один из основных и наиболее сложных психолого-педагогических аспектов деятельности педагогического коллектива в нашем техникуме.
Чтобы сделать этот процесс эффективным, необходимо выстроить четкую систему работы, которая обеспечит слаженную, целенаправленную и последовательную работу всех участников педагогического процесса. Только поэтапное введение студента в профессию, обеспечит осознанное формирование желания у студента ее получить и в дальнейшем стать высококвалифицированным специалистом. И начинать это нужно уже в школе с помощью профориентационой работы.
Одним из направлений реализации проекта «Профессионалитет» является совершенствование форм профориентационной работы в СПО. Это, прежде всего, необходимо, чтобы формировать у молодежи представления о специальностях, профессиях, правильно организовать отбор абитуриентов, потенциальных обуючащихся и выпускников, которые максимально готовы будут трудоустраиваться после окончания техникума по специальности.
Проблема профессионального самоопределения стояла перед молодёжью всегда, а сегодня она особенно актуальна, так как быстро меняются условия рынка труда и соответственно требования к специалисту, именно поэтому большинство выпускников школ не имеют ясной жизненной перспективы и четких планов для развития в профессиональной деятельности. О многих профессиях школьники практически не имеют информации или владеют искаженными данными.
Поэтому основной задачей педагогов нашего техникума является совершенствование профориентации среди потенциальных абитуриентов, т.е. старшеклассников школ нашего Советского района и ближайших районов.
Профориентационная работа в техникуме направлена на решение следующих задач:
- повышение уровня осведомленности школьников о педагогических специальностях, которые можно получить в нашем учебном заведении, а также возможностях трудоустройства по его окончании;
- подготовка квалифицированных специалистов, пользующихся спросом на современном рынке труда;
- создание условий для осознанного профессионального самоопределения и другие;
Для осуществления профориентационной работы в техникуме применяются давно известные традиционные формы информационного типа (это выставки, ярмарки вакансий, профориентационные статьи, буклеты и др.) и современные формы профориентации, которые включают в себя:
- партнёрские формы профориентации;
- популяризация педагогических специальностей в рамках Федерального проекта «Профессионалитет» (у нас в техникуме с 2024 года входят в состав педагогического кластера Педагогика две педагогические специальности: Дошкольное образование и Коррекционная педагогика начального образования и одна специальность Педагогика дополнительного образования будет обучаться по программам Профессионалитета с сентября 2025 года);
- практикоориентированные мероприятия;
- активизирующие формы профоринтации.
В соответствии с указанными современными формами профориентации в техникуме проводится целый ряд мероприятий. Приведем примеры некоторых из них.
Примеров партнёрских форм профориентации нашим техникумом являются предпрофессиональные классы психолого-педагогической направленности в четырех школах Советского района: МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №1», МКОУ «Советская СОШ №2 имени героя советского союза Ивана Дмитриевича Занина», МКОУ «Нижнеграйворонская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева». Их ведут педагоги нашего техникума, одним из которых являюсь я. Для совместной работы со школой в рамках предпрофессиональных классов в этом направлении нами была разработана программа психолого-педагогических классов, определены графики проведения занятий и совместных мероприятий. В предпрофессиональных классах школьники обучаются по программе «Педагогическое мастерство вожатого», которая включает модули: Основы вожатской деятельности. Практикум вожатской деятельности. Данная программа рассчитана на 36 часов обучения, т.е. 1 раз в неделю. Предполагает обучение в школе и посещение школьниками техникума. Обучающимися являются дети 8-9 классов.
Миссия предпрофессиональных классов по данной программе заключается в том, чтобы ориентировать школьников на педагогические профессии, тем самым, создавая благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации, самосовершенствования, приобщения детей к педагогической культуре, формированию у учащихся осознания себя в данной профессии.
На занятиях предпрофессиональных классов у школьников формируем навыки и прикладные умения в выбранной профессиональной области, способствующие осознанному выбору обучающимися профессии. Школьники учатся проводить игры на знакомство, на сплочение коллектива, организовывать коллективно-творческую деятельность. С учащимися проводим мастер-классы, лекции, беседы, дискуссии. Все занятия практико-ориентированной направленности. По завершению обучения в предпрофессиональных классах дети получают сертификат о прослушанном курсе, заверенный директором техникума и директором школы.
Предпрофессиональные классы психолого-педагогической направленности помогают школьнику на практике понять, близка ли ему эта сфера деятельности или нет, тем самым в дальнейшем сделать правильный выбор.
Одним из примеров популяризация педагогических специальностей является профориентационная работа амбассадоров ФП «Профессионалитет», которыми являются студенты техникума. В течение года у нас организуются выезды Амбассадоров совместно с педагогами техникума в школы близлежащих районов нашей области и районов Липецкой области. Они знакомят учащихся школ с педагогическими специальностями нашего техникума, которые входят в состав педагогического кластера Педагогика федерального проекта «Профессионалитет». Амбассадоры знакомят с целями и задачами федерального проекта, престижностью профессии «Педагог», объясняют школьникам ценность и преимущества среднего профессионального образования. Они рассказывают о своем опыте обучения, своих достижениях в учебе и участии в проектах, конкурсах, олимпиадах различного уровня, подтверждая тем самым высокий уровень образования и обучения в нашем техникуме. Организуют профориентационное тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей обучающихся, определение степени информированности о профессионалитете.
Еще одним примером популяризации профессионалитета являются родительские собрания в онлайн формате, которое проходят в течение года и в рамках Единого дня открытых дверей на площадке сообщества техникума ВК (в контакте).
Примером практикоориентированных форм профориентации является профессиональная проба «Проект «Билет в будущее», который реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование», расчитана на учащися 6−11 классов. В нашем техникуме проводится профессиональная проба по педагогической специальности «Дошкольное образование», тематическое направление «Социальная среда». В рамках пробы школьники знакомятся со спецификой профессии воспитателя, а также на практике пробуют себя в роли воспитателя, составляют фрагмент занятия по развитию речи или разрабатывают дидактическую игру, используя смарт-программу. Профессиональная проба не только влияет на выбор профессии, но и на становление личности подростка. Попробовав себя в реальном деле, он чувствует себя более взрослым и самостоятельным. Профессиональная проба помогает школьнику узнать о новых профессиях на практике и понять, чем действительно хочешь заниматься,
Примерами активизирующих форм профоринтации являются мастер-классы, игровой или творческой направленности, викторины и другое, которые проводятся в рамках Единого дня открытых дверей, в рамках Фестиваля научного и художественного творчества, посвященного дню славянской письменности и культуры и памяти народного художника России В.М. Клыкова.
В нашем техникуме обычно участники мероприятий, в данном случае это школьники, получают памятные сувениры с символикой техникума и проекта «Профессионалитет», что становится приятным бонусом за активное участие, и надолго сохраняет впечатление о техникуме и желание сюда вернуться.
Таким образом, перечисленные современные формы профориентация помогают привлечь выпускников общеобразовательных школ к правильному выбору профессии, специальности и повысить мотивацию к поступлению в образовательные организации, реализующие программы ФП «Профессионалитет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий в рамках реализации проекта «Семья – это не только Я»
Воспитательная работа по формированию нравственных семейных ценностей студентов для педагогов техникума не нова. В течение всего учебного года мы проводим множество разнообразных акций, встреч, конкур...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБПОУ «КТС»
В настоящей статье представлен практический опыт работы экономического клуба «Я – предприниматель» ОБПОУ «КТС» по формированию финансовой грамотности и предпринимательско...

Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения)
Моделирование индивидуальной и групповой деятельности обучающихся в рамках реализации проекта ( из опыта работы мастера производственного обучения) В последнее время в школьной практи...

Система организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБПОУ «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»
В стате представлен опыт работы применения электронного и дистанционного обучения на платформе Moodle в ГБПОУ СМТ....

Профориентационное мероприятие - экскурсия на предприятие общественного питания, в рамках празднования дня СПО, "Ночь на фабрике"
В рамках празднования Дня СПО, обучающиеся по специальности «Поварское и кондитерское дело», 2 курса, группа №47, вместе с преподавателем дисциплин специального цикла Барабицкой Р. В. Посе...

«VIII Всероссийского (с международным участием) мероприятия «Поколение будущего»: материалы VIII Всероссийского мероприятия «Поколение будущего» апрель 2024 г./ Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А. К. Лысенко.- Лиски, 2024 - 71 с.
Голышев Д.В. Моя профессия - моя заветная мечта! С. 10Максюткин П.А. Моя профессия - моя гордость! С. 12...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к статье "Практика реализации профориентационных мероприятий в рам-ках ФП «Профессионалитет» в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова» (из опыта работы)"
Презентация к статье "Практика реализации профориентационных мероприятий в рам-ках ФП «Профессионалитет» в ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова...
