Литературное чтение, 4 класс. Тема урока: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.
план-конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5», с. Соломенское,
Степновского муниципального округа Ставропольского края
Тема: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.
Литературное чтение
4 класс
УМК «Гармония»
Подготовила
Чупрына Алла Васильевна
учитель начальных классов
Тема урока: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.
Цель урока: Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова "Утёс", научить видеть в поэзии не только описание природы, но и глубокий человеческий смысл, развивать навыки анализа поэтического текста, творческое мышление и эмпатию.
Планируемые результаты:
- Предметные: Учащиеся смогут назвать главные образы стихотворения, объяснить прием олицетворения, находить средства художественной выразительности, понимать двойной смысл произведения (пейзаж и человеческие отношения).
- Метапредметные: Развитие коммуникативных навыков (высказывать свою точку зрения, слушать других), регулятивных навыков (планировать действия, контролировать результат), познавательных навыков (анализировать, обобщать, делать выводы).
- Личностные: Развитие способности к эмпатии, пониманию чувств других людей, осознание ценности человеческих взаимоотношений и взаимопомощи.
Оборудование:
- Портрет М.Ю. Лермонтова
- Иллюстрации/фотографии утёсов, скал, облаков (можно проектор/интерактивная доска)
- Музыкальный фон (спокойная, немного грустная мелодия, например, классическая или звуки природы)
- Листы А3 для групповой работы, маркеры разных цветов
- Карточки с прилагательными для группировки
- Листы для рефлексии ("Дневник открытий")
- Магниты/скотч для крепления работ на доске
Ход урока:
I. Организационный момент и введение в тему (5 мин)
1. Приветствие и создание эмоционального настроя.
Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычное путешествие в мир поэзии, где слова могут оживать, а природа рассказывать нам истории. Давайте закроем глаза на несколько секунд, послушаем музыку (включить фоновую музыку) и представим себе что-то очень большое, неподвижное, и что-то очень маленькое, легкое, стремительное..."
(Через 30 секунд музыка стихает).
Учитель: "Что представили? Какие чувства возникли? Сегодня мы поговорим о таких разных, но иногда встречающихся 'героях'."
2. Загадка-погружение.
Учитель: "Послушайте загадку:
Он могуч и неприступен,
Одиноко возвышается.
В небесах порой купается,
Грусть в себе хранит, не споря. (Утёс)
Она легка, пушиста, бела,
По небу странствует смело.
Меняет форму, путь свой знает,
Но никогда не задерживается. (Тучка)
Учитель: "Как вы думаете, могут ли утёс и тучка 'встретиться' в одном произведении? Что может произойти между ними? Сегодня мы прочитаем стихотворение великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которое называется 'Утёс'."
II. Знакомство со стихотворением и Первичное восприятие (10 мин)
1. Чтение стихотворения учителем.
Учитель: "Давайте послушаем это произведение. Постарайтесь не просто слушать слова, а представить то, что нарисует ваше воображение. Какие картины возникнут? Какие чувства появятся?"
(Учитель выразительно читает стихотворение "Утёс" М.Ю. Лермонтова).
2. Эмоциональный отклик и "Картинная галерея".
Учитель:"Что вы почувствовали, слушая стихотворение? Какие образы возникли в вашей голове? Если бы вы были художником, какую картину вы бы нарисовали, прослушав это стихотворение?" (Можно предложить коротко описать, или сделать быстрый набросок в тетради, если позволяет время).
Учитель: "В этом стихотворении, как и в любом произведении искусства, есть своя магия. Оно – не просто описание природы. Оно помогает нам *почувствовать* и *представить* этот старый изрезанный расщелинами утёс, лучи восходящего солнца, маленькую игривую тучку, сверкающее голубое небо, порывы утреннего ветра. И, конечно, оно помогает нам представить главных героев – тучку и утёс."
III. Глубокий анализ образов: "Оживляем" героев (15 мин)
1. Работа в группах: "Характеры героев".
Учитель: "Как вы заметили, в стихотворении два главных 'героя'. Разделимся на две группы. Первая группа будет работать над образом Тучки, вторая – над образом Утёса."
(Выдать каждой группе лист А3 с названием героя в центре и маркеры. Также выдать набор карточек с прилагательными и глаголами, которые были в исходном плане, но *перемешанные*).
Учитель: "Ваша задача – найти в стихотворении слова, которыми автор описывает вашего героя, а также слова, которые показывают, что он делает или как себя чувствует. Выберите из предложенных карточек те, что подходят, и допишите свои! Приклейте их к листу."
Пример карточек:
Для Тучки: ночевала, умчалась, весело играя, маленькая, золотая, юная, стремительная, игривая, легкая...
Для Утёса: стоит, задумался, плачет, одиноко, старый, изрезанный, великан, огромный, неподвижный, мудрый...
Учитель: "Подумайте, как автор 'оживляет' своих героев? Какой литературный приём он использует? Докажите словами из стихотворения." (Подсказка: *Олицетворение* – учитель, при необходимости, напоминает определение).
2. Презентация результатов и обсуждение.
(Каждая группа представляет свою "характеристику" героя, зачитывая найденные слова и объясняя олицетворение).
Учитель:"Молодцы! Вы увидели, как Лермонтов с помощью олицетворения превращает природные объекты в живых существ со своими чувствами и поступками."
IV. От природы к человеку: Разгадываем тайну стихотворения (10 мин)
1. "Мост Эмоций": Метафорический смысл.
Учитель: "Но поэзия – это не только красивые образы. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Как вы думаете, о чём еще это стихотворение, только ли о тучке и утёсе?" (Ждем варианты: о дружбе, встрече, одиночестве, жизни, старости и молодости).
Учитель: "Верно! Мы видим и пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях. Как вы думаете, кто из героев стихотворения может символизировать молодость, а кто – старость? Почему?"
Тучка: Молодость – легкая, беззаботная, стремительная, весёлая, ищущая новых впечатлений, легко меняющаяся, не привязывающаяся.
Утёс: Старость – мудрая, неподвижная, сильная, но часто одинокая, задумчивая, многое повидавшая.
Учитель: "Найдите слова, которые показывают, как чувствует себя утёс после того, как тучка умчалась. (Стоит, задумался и плачет, одиноко). Что означают эти 'слёзы'? (Ему грустно, одиноко, он тоскует). А почему тучка не могла понять утёса? (Она юная, ей неизвестны глубокие чувства, которые переживает утёс. Ей нужно двигаться дальше)."
V. Урок эмпатии: Не забывайте о близких (7 мин)
1. "Истории, которые рядом".
Учитель: "Ребята, а в наше время, где мы можем увидеть грани старости и беззаботной молодости? В каких ситуациях мы можем увидеть 'слёзы' на глазах у пожилых людей – слезы от одиночества, непонимания?" (Обсуждение).
Учитель: "Очень важно помнить, что пожилые люди, как и утёс, могут быть одиноки, несмотря на всю свою мудрость и опыт. Они нуждаются в нашем внимании, тепле и понимании".
Учитель: "Не забывайте, ребята, о пожилых людях. Общайтесь с ними, проявляйте заботу и внимание. Не заставляйте их плакать".
VI. Итог урока и Рефлексия (5 мин)
1. "Дневник открытий".
Учитель: "Наш урок подходит к концу. Сегодня мы совершили небольшое путешествие в мир поэзии и человеческих чувств. Давайте заполним наш 'Дневник открытий'." (Выдать заранее подготовленные листочки или предложить учащимся записать в тетрадь).
Лист "Мой Дневник открытий"
- Что я узнал(а) сегодня о стихотворении и литературных приёмах?
(Например: "Я узнал(а) об олицетворении и метафоре", "Как Лермонтов оживляет природу", "Что такое метафорический смысл").
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Какое новое понимание о взаимоотношениях или человеческих чувствах я получил(а) благодаря этому стихотворению?
(Например: "Понял(а), что одиночество может быть у любого", "Как важно ценить встречи и понимать других", "О разнице между молодостью и старостью и их восприятием жизни").
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- О чём я задумался(лась) после сегодняшнего урока в контексте своей жизни?
(Например: "О своих близких, особенно о старших родственниках", "О том, как важно не спешить и быть внимательным", "О быстротечности жизни и встреч").
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Что я унесу с собой с этого урока как самый важный вывод для себя?
(Например: "Нужно быть внимательнее и добрее к пожилым людям", "Поэзия может быть очень глубокой и учить нас жизни", "Мои поступки могут влиять на чувства других").
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Домашнее задание:
- Обязательное задание:
Напишите небольшое эссе (5-7 предложений) на тему "О чём на самом деле стихотворение М.Ю. Лермонтова 'Утёс'?" Постарайтесь объяснить, почему для вас это стихотворение не только о природе, но и о человеческих чувствах и отношениях.
- Задание по выбору (выберите одно, выполните на отдельном листе или в тетради):
1. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению "Утёс", которая бы передавала не только природную картину, но и настроение, эмоции героев (например, одиночество Утёса или беззаботность Тучки). Постарайтесь использовать цвета, линии, детали, чтобы выразить эти чувства.
2. Напишите короткое стихотворение или рассказ (3-5 предложений), в котором природа или неодушевленные предметы будут "оживать" и выражать человеческие чувства (попробуйте использовать олицетворение).
3. Поговорите со своим(ей) бабушкой/дедушкой или другим пожилым родственником/соседом. Узнайте у них одну историю из их молодости или важный совет, который они хотели бы дать молодому поколению. Запишите коротко, о чём они вам рассказали, и напишите, какие чувства у вас вызвала эта беседа. (Например: "Я узнал(а), что... Эта история/совет заставила меня почувствовать...")
4. (По учебнику): Откройте учебник литературы на стр. 51 наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс.Тема: «Обобщение по разделу «Русские писатели»
УМК Школа РоссииЦель урока: обобщить знания учащихся по теме "Русские писатели"; развивать навыки выразительного чтения,речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в г...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект
Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро
Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии отражены знан...

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс
На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими русскими народными сказками...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева....

