Литературное чтение, 4 класс. Тема урока: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.
план-конспект урока

Чупрына Алла Васильевна
Основная цель урока – научить школьников не просто читать стихи, но и понимать их глубокий смысл: как природа в поэзии "оживает" (через приём олицетворения) и как она может отражать человеческие чувства и взаимоотношения (старость и молодость, одиночество, важность внимания к близким).
 
В ходе урока ученики работают в группах, анализируя образы героев (тучки и утёса), обсуждают метафорический смысл стихотворения, а затем применяют полученные знания к реальной жизни, размышляя об эмпатии и заботе о пожилых людях. Завершается урок рефлексией и домашним заданием, предлагающим творческие или исследовательские задания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5», с. Соломенское,

Степновского муниципального округа Ставропольского края

 

 

 

 

 

Тема: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.

Литературное чтение

4 класс

УМК «Гармония»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Подготовила

                                                                                                        Чупрына Алла Васильевна

  учитель начальных классов

 

Тема урока: "Утёс" М.Ю. Лермонтова: Природа, ожившая в стихах, и зеркало человеческих чувств.

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова "Утёс", научить видеть в поэзии не только описание природы, но и глубокий человеческий смысл, развивать навыки анализа поэтического текста, творческое мышление и эмпатию.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Учащиеся смогут назвать главные образы стихотворения, объяснить прием олицетворения, находить средства художественной выразительности, понимать двойной смысл произведения (пейзаж и человеческие отношения).
  • Метапредметные: Развитие коммуникативных навыков (высказывать свою точку зрения, слушать других), регулятивных навыков (планировать действия, контролировать результат), познавательных навыков (анализировать, обобщать, делать выводы).
  • Личностные: Развитие способности к эмпатии, пониманию чувств других людей, осознание ценности человеческих взаимоотношений и взаимопомощи.

Оборудование:

  • Портрет М.Ю. Лермонтова
  • Иллюстрации/фотографии утёсов, скал, облаков (можно проектор/интерактивная доска)
  • Музыкальный фон (спокойная, немного грустная мелодия, например, классическая или звуки природы)
  • Листы А3 для групповой работы, маркеры разных цветов
  • Карточки с прилагательными для группировки
  • Листы для рефлексии ("Дневник открытий")
  • Магниты/скотч для крепления работ на доске

Ход урока:

I. Организационный момент и введение в тему (5 мин)

1.  Приветствие и создание эмоционального настроя.

Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычное путешествие в мир поэзии, где слова могут оживать, а природа рассказывать нам истории. Давайте закроем глаза на несколько секунд, послушаем музыку (включить фоновую музыку) и представим себе что-то очень большое, неподвижное, и что-то очень маленькое, легкое, стремительное..."

(Через 30 секунд музыка стихает).

Учитель: "Что представили? Какие чувства возникли? Сегодня мы поговорим о таких разных, но иногда встречающихся 'героях'."

2.  Загадка-погружение.

 Учитель: "Послушайте загадку:

        Он могуч и неприступен,

        Одиноко возвышается.

        В небесах порой купается,

        Грусть в себе хранит, не споря. (Утёс)

        Она легка, пушиста, бела,

        По небу странствует смело.

        Меняет форму, путь свой знает,

        Но никогда не задерживается. (Тучка)

 Учитель: "Как вы думаете, могут ли утёс и тучка 'встретиться' в одном произведении? Что может произойти между ними? Сегодня мы прочитаем стихотворение великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, которое называется 'Утёс'."

II. Знакомство со стихотворением и Первичное восприятие (10 мин)

1.  Чтение стихотворения учителем.

Учитель: "Давайте послушаем это произведение. Постарайтесь не просто слушать слова, а представить то, что нарисует ваше воображение. Какие картины возникнут? Какие чувства появятся?"

(Учитель выразительно читает стихотворение "Утёс" М.Ю. Лермонтова).

2.  Эмоциональный отклик и "Картинная галерея".

Учитель:"Что вы почувствовали, слушая стихотворение? Какие образы возникли в вашей голове? Если бы вы были художником, какую картину вы бы нарисовали, прослушав это стихотворение?" (Можно предложить коротко описать, или сделать быстрый набросок в тетради, если позволяет время).

Учитель: "В этом стихотворении, как и в любом произведении искусства, есть своя магия. Оно – не просто описание природы. Оно помогает нам *почувствовать* и *представить* этот старый изрезанный расщелинами утёс, лучи восходящего солнца, маленькую игривую тучку, сверкающее голубое небо, порывы утреннего ветра. И, конечно, оно помогает нам представить главных героев – тучку и утёс."

III. Глубокий анализ образов: "Оживляем" героев (15 мин)

1.  Работа в группах: "Характеры героев".

Учитель: "Как вы заметили, в стихотворении два главных 'героя'. Разделимся на две группы. Первая группа будет работать над образом Тучки, вторая – над образом Утёса."

(Выдать каждой группе лист А3 с названием героя в центре и маркеры. Также выдать набор карточек с прилагательными и глаголами, которые были в исходном плане, но *перемешанные*).

Учитель: "Ваша задача – найти в стихотворении слова, которыми автор описывает вашего героя, а также слова, которые показывают, что он делает или как себя чувствует. Выберите из предложенных карточек те, что подходят, и допишите свои! Приклейте их к листу."

Пример карточек:

Для Тучки: ночевала, умчалась, весело играя, маленькая, золотая, юная, стремительная, игривая, легкая...

Для Утёса: стоит, задумался, плачет, одиноко, старый, изрезанный, великан, огромный, неподвижный, мудрый...

Учитель: "Подумайте, как автор 'оживляет' своих героев? Какой литературный приём он использует? Докажите словами из стихотворения." (Подсказка: *Олицетворение* – учитель, при необходимости, напоминает определение).

2.  Презентация результатов и обсуждение.

   (Каждая группа представляет свою "характеристику" героя, зачитывая найденные слова и объясняя олицетворение).

Учитель:"Молодцы! Вы увидели, как Лермонтов с помощью олицетворения превращает природные объекты в живых существ со своими чувствами и поступками."

IV. От природы к человеку: Разгадываем тайну стихотворения (10 мин)

1.  "Мост Эмоций": Метафорический смысл.

Учитель: "Но поэзия – это не только красивые образы. У поэзии есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Как вы думаете, о чём еще это стихотворение, только ли о тучке и утёсе?" (Ждем варианты: о дружбе, встрече, одиночестве, жизни, старости и молодости).

Учитель: "Верно! Мы видим и пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях. Как вы думаете, кто из героев стихотворения может символизировать молодость, а кто – старость? Почему?"

Тучка: Молодость – легкая, беззаботная, стремительная, весёлая, ищущая новых впечатлений, легко меняющаяся, не привязывающаяся.

Утёс: Старость – мудрая, неподвижная, сильная, но часто одинокая, задумчивая, многое повидавшая.

Учитель: "Найдите слова, которые показывают, как чувствует себя утёс после того, как тучка умчалась. (Стоит, задумался и плачет, одиноко). Что означают эти 'слёзы'? (Ему грустно, одиноко, он тоскует). А почему тучка не могла понять утёса? (Она юная, ей неизвестны глубокие чувства, которые переживает утёс. Ей нужно двигаться дальше)."

V. Урок эмпатии: Не забывайте о близких (7 мин)

1.  "Истории, которые рядом".

Учитель: "Ребята, а в наше время, где мы можем увидеть грани старости и беззаботной молодости? В каких ситуациях мы можем увидеть 'слёзы' на глазах у пожилых людей – слезы от одиночества, непонимания?" (Обсуждение).

Учитель: "Очень важно помнить, что пожилые люди, как и утёс, могут быть одиноки, несмотря на всю свою мудрость и опыт. Они нуждаются в нашем внимании, тепле и понимании".

Учитель: "Не забывайте, ребята, о пожилых людях. Общайтесь с ними, проявляйте заботу и внимание. Не заставляйте их плакать".

VI. Итог урока и Рефлексия (5 мин)

1.  "Дневник открытий".

Учитель: "Наш урок подходит к концу. Сегодня мы совершили небольшое путешествие в мир поэзии и человеческих чувств. Давайте заполним наш 'Дневник открытий'." (Выдать заранее подготовленные листочки или предложить учащимся записать в тетрадь).

    Лист "Мой Дневник открытий"

  • Что я узнал(а) сегодня о стихотворении и литературных приёмах?

        (Например: "Я узнал(а) об олицетворении и метафоре", "Как Лермонтов оживляет природу", "Что такое метафорический смысл").

        __________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

  • Какое новое понимание о взаимоотношениях или человеческих чувствах я получил(а) благодаря этому стихотворению?

        (Например: "Понял(а), что одиночество может быть у любого", "Как важно ценить встречи и понимать других", "О разнице между молодостью и старостью и их восприятием жизни").

        __________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

  • О чём я задумался(лась) после сегодняшнего урока в контексте своей жизни?

        (Например: "О своих близких, особенно о старших родственниках", "О том, как важно не спешить и быть внимательным", "О быстротечности жизни и встреч").

        __________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

  • Что я унесу с собой с этого урока как самый важный вывод для себя?

        (Например: "Нужно быть внимательнее и добрее к пожилым людям", "Поэзия может быть очень глубокой и учить нас жизни", "Мои поступки могут влиять на чувства других").

        __________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

2.  Домашнее задание:

  • Обязательное задание:

        Напишите небольшое эссе (5-7 предложений) на тему "О чём на самом деле стихотворение М.Ю. Лермонтова 'Утёс'?" Постарайтесь объяснить, почему для вас это стихотворение не только о природе, но и о человеческих чувствах и отношениях.

  • Задание по выбору (выберите одно, выполните на отдельном листе или в тетради):

        1.  Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению "Утёс", которая бы передавала не только природную картину, но и настроение, эмоции героев (например, одиночество Утёса или беззаботность Тучки). Постарайтесь использовать цвета, линии, детали, чтобы выразить эти чувства.

        2.  Напишите короткое стихотворение или рассказ (3-5 предложений), в котором природа или неодушевленные предметы будут "оживать" и выражать человеческие чувства (попробуйте использовать олицетворение).

        3.  Поговорите со своим(ей) бабушкой/дедушкой или другим пожилым родственником/соседом. Узнайте у них одну историю из их молодости или важный совет, который они хотели бы дать молодому поколению. Запишите коротко, о чём они вам рассказали, и напишите, какие чувства у вас вызвала эта беседа. (Например: "Я узнал(а), что... Эта история/совет заставила меня почувствовать...")

        4.  (По учебнику): Откройте учебник литературы на стр. 51 наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс. Тема: «Обобщение по разделу «Русские писатели»

УМК Школа РоссииЦель урока: обобщить знания учащихся по теме "Русские писатели";  развивать навыки выразительного чтения,речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в г...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро

Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.  В мероприятии отражены знан...

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...