Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия и воспитательного потенциала семьи
консультация

Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия и воспитательного потенциала семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия                           и воспитательного потенциала семьи

  1. Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия

Критерии

Показатели

Индикаторы

Высокий

Средний

Низкий

Социально-

бытовое благополучие семьи

- Жилое помещение соответствует санитарным нормам;

- Жилье содержится в чистоте и порядке;

- Семья владеет навыками ведения хозяйства.

- Состояние жилого помещения удовлетворительное;

- Имеется определенная степень загрязненности и захламленности, помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы;

- Члены семьи пренебрегают правилами, установленными в семье.

- Отсутствие жилья \ ветхое, аварийное жилье;

- Анти- санитарное состояние жилого помещения;

- В семье отсутствуют правила, режим.

- Наличие жилья;

- Состояние жилого помещения;

- Наличие и соблюдение правил в семье.

Социально-

медицинское благополучие семьи

- Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме;

- Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания;

- Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу;

- Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены;

- Члены семьи не имеют вредных привычек.

- Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний.

- Частые болезни детей.

- Не выдерживаются сроки иммунизаций.

 - Дети не получают профилактической стоматологической помощи.

- Члены семьи имеют вредные привычки, но без ущерба для нормальной жизнедеятельности.

- Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода.

- Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом.

- Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Плохое выполнение рекомендаций врача.

- Регулярное употребление членами семьи алкоголя, психоактивных веществ, хроническая зависимость.

- Наличие социально значимых заболеваний.

- Риски суицидального поведения членов семьи.

- Реагирование на признаки заболевания ребенка;

- Наличие вредных привычек.

Психологическое благополучие семьи

- Псих. климат в семье благоприятный;

- Члены семьи поддерживают друг друга;

- Имеют навыки решения проблем и преодоления стресса;

- Знают о собственных недостатках и ищут способы компенсировать их.

- Нарушение взаимоотношений в семье;

- Пренебрежение нуждами ребенка;

- Безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе;

- Ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем;

- Семья признает наличие проблем, но не знает, как с ними справиться.

- Не благоприятный псих. климат в семье;

- Нарушение межличностных отношений;

- Девиантное поведение членов семьи, бродяжничество, нарушение детско-родительских отношений, личностная дезадаптация членов семьи, жестокое обращение в семье;

- Члены семьи не способны определить возможные варианты действий при решении проблем, не в состоянии справиться со стрессом;

- Не признают наличие у себя слабых сторон.

- Психологический климат в семье;

- Наличие отклоняющегося поведения;

- Наличие навыков решения проблем.

Социально-

педагогическое благополучие семьи

- Применение мер воспитания носит систематический и предсказуемый характер;

- Соответствие принимаемых мер поступку ребенка, его возрасту и обстоятельства;

- Случаи, когда меры воздействия применяются под влиянием эмоционального состояния родителя, достаточно редки;

- Родители грамотно подходят к вопросу организации досуга детей.

- Меры воздействия на ребенка не носят достаточно систематического характера;

- Применение мер воспитания иногда происходит под влиянием эмоционального состояния родителя, в некоторых случаях их выбор не соответствует возрасту ребенка и обстоятельствам совершения поступка;

- Не- организованный досуг несовершеннолетних.

- Несформ. нравственных норм и ценностей у членов семьи, отсутствие ведущих интересов;

- Бродяж- ничество, безнадзорность несовершеннолетних, неорганизованный досуг несовершеннолетних;

- Родители не интересуются развитием, успеваемостью ребенка.

- Характер применения мер воспитания;

- Организация досуга несовершеннолетних;

- Заинтересованность в развитии и обучении детей.

Социально-

трудовое благополучие семьи

- Члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода;

- Доход семьи адекватен и покрывает нужды семьи;

- Семья обеспечена всем необходимым.

- Не все члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода;

- Доход нерегулярен;

- Имеются посильные финансовые затруднения

- Отсутствие социально одобряемого источника дохода;

- Отсутствие дохода, либо доход не покрывает потребностей семьи;

- Семья не обеспечена предметами первой необходимости.

- Наличие социально одобряемого источника дохода;

- Уровень дохода семьи;

- Наличие\отсутствие финансовых проблем.

Правовое благополучие семьи

- В семье отсутствует отрицательное влияние на ребенка;

- Совершение правонарушения несовершеннолетним носит случайный характер.

- В семье есть негативный пример со стороны взрослых;

- Совершение правонарушения носит случайный характер.

- Отрицательное влияние на несовершеннолетних, асоциальное окружение, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия;

- Совершение правонарушения несовершеннолетним носит целенаправленный характер.

- Влияние родителей на ребенка;

- Характер совершения правонарушения ребенком.

  1. Показатели, критерии и индикаторы воспитательного потенциала семьи

Воспитательный потенциал семьи характеризуется наличием ряда признаков:  воспитательная составляющая;

  • способность влиять на отдельных членов семьи и целые группы людей;
  • способность формировать, развивать позитивные качества детей и взрослых;
  • способность вызывать ответные позитивные чувства;  
  • способность изменить поведение, образ жизни детей и взрослых;
  • способность скорректировать перспективы развития личности, семьи, группы;
  • долговременность и стабильность воспитательного воздействия на детей и родителей;
  • историческая обусловленность воспитывающей составляющей, наличие позитивных семейных традиций

Критерии

Показатели

Индикаторы

Высокий

Средний

Низкий

Характер взаимоотношений в семье

Полная согласованность внутрисемейных отношений, основанных на уважении, взаимном доверии, внимании, чуткости, человечности, базирующиеся на субъект-субъектных связях, удовлетворении потребностей всех членов семьи

-Преобладание доброжелательности во внутрисемейных отношениях, основанных на любви и желании быть вместе. -Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи

-Зависимость характера внутрисемейных отношений от эмоционального состояния членов семьи. -Конфликтный характер внутрисемейного общения, -отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. -Наличие межличностной дистанции в отношениях

-согласованность внутрисемейных отношений

-ориентация на доверие, взаимное уважение

-удовлетворение потребностей всех членов семьи

Информационная компетентность родителей

-Родители создают благоприятный морально-психологический климат в семье.

-Родители читают книги, статьи по педагогике и психологии, знакомятся с новшествами в области воспитания и образования.

Осознают цели воспитания ребенка на разных этапах его развития. Используют разнообразные методы и средства воспитания.-В воспитании ребенка учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; -стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи.

-Родители имеют знания по педагогике и психологии, имеют представления о новых достижениях в области образования и воспитания.

-Родители осознают цели воспитания, но для их достижения не используют разнообразных средств и методов.

-Не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Не стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его переживания.

-Не сотрудничают со школой и другими воспитательными учреждениями.

У родителей нет достаточных знаний по педагогике и психологии

 -Нет знаний о возрастных особенностях развития ребенка.

-Отсутствие достаточных знаний не позволяет осознать цели воспитания, применять различные приемы и методы

-Знания по педагогике и психологии.

-Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

-Умение определять цели воспитания.

-Умение решать конфликтные ситуации.

-Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.

Стиль семейного воспитания

Ориентация на демократический стиль воспитания, изредка с преобладанием авторитарного

-Неустойчивость стиля семейного воспитания. -Разногласия родителей в выборе стиля воспитания. -Преимущественно ориентация на авторитарный или либеральный стиль

Ориентация на либеральный стиль воспитания. Низкий уровень контроля в форме игнорирования потребностей ребенка

-ориентация на демократический стиль

-сотруднический стиль общения и поведения

-оптимальный уровень контроля в семье с признанием развития автономии детей

Соблюдение и выполнение  членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения

Осознанное стремление

к выполнению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности

интеллектуального,

духовно-нравственного, личностного

развития и социальной активности

Преобладание осознанного

отношения к выполнению

общечеловеческих норм морали на

основе признания гуманистических идеалов (добра, справедливости,

взаимопомощи и т. п.)

Отсутствие стремления

к выполнению общечеловеческих

норм морали. Гуманистические

идеалы (добра, справедливости,

взаимопомощи и т. п.)

не признаются как ценность

 - ориентация членов семьи на духовно-нравственные нормы и общепринятые принципы морали;

– ориентация на ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности

Уровень родительской культуры

Ярко выраженная мотивация:

к эффективной самореализации в семье; высокий уровень владения

психолого-педагогическими знаниями;

творческий характер воспитательной

деятельности в условиях семейного

воспитания;готовность системы требований, правил

с учетом растущей компетентности.

детей. Ярко выраженное стремление

к педагогической рефлексии, самоанализу, самоконтролю, саморегуляции родительского поведения.

Осознанное стремление

к самообразованию.

Понимание целей и задач семейного воспитания и готовность

к эффективной самореализации

в семье; достаточный уровень

владения психолого-педагогическими

знаниями. Недостаточная

способность изменять систему

требований и правил в зависимости

от растущей компетентности детей.

Достаточно устойчивая потребность

в рефлексии, самоанализе

родительского поведения.

Интерес к самообразованию

в области воспитания детей.

Ситуативное осознание понимания

целей и задач семейного воспитания.

Знания об организации взаимодейст-

вия с детьми на уровне интуиции.

Зависимость родительского

поведения от настроения. Неумение

целенаправленно использовать

педагогические средства.

Эпизодическая потребность

в рефлексии, самоанализе.

Ситуативный интерес

к самообразованию в области воспитания детей.

- мотивация к эффективной самореализации в семье;

- овладение психолого-педагогическими знаниями;

- характер воспитательной деятельности;

- система требований и правил внутри семьи;

- наличие педагогической рефлексии.

Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой игровой, учебно-познавательной,

культурно-досуговой деятельности и в общении

Планирование семейных дел осуществляется всегда, имеет осознанный

характер. Целенаправленно создается

воспитательная среда семьи.

Преобладает семейная мотивация

поведения. Ярко выраженный пози-

тивный уклад семейной жизни и быта, с рациональной регуляцией

управления, с устоявшимися тради-

циями. Совместные увлечения, занятия, хобби. Разумный

демократический контроль

и взаимоконтроль. Корректирование

происходит безболезненно. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах её жизнедеятельности

Планирование достаточно сформировано. Преобладает личностно-се-

мейная мотивация поведения.

Стабильный уклад жизни и быта.

Семья как среда сама организована,

является благоприятной средой

воспитания. Дети осознанно включа-

ются в самоорганизующуюся деятельность (игры, досуг, общение,

труд и т.п.). Контроль и самоконтроль присутствуют, но недостаточно

развиты. При корректировке поведения детей в самоорганизации родители иногда применяют авторитарные методы. Координация процесса

самоорганизации достаточно развита

Планирование семейных дел отсутствует. Преобладает личная мотивация поведения. Дезорганизация

уклада жизни и быта. Совместное

времяпрепровождение отсутствует.

Управление процессом самоорганизации развито слабо. Отсутствие

контроля и самоконтроля корректировка поведения детей

проявляется крайне редко и всегда

с применением непедагогических

методов воздействия. Координация

между членами семьи практически

отсутствует. Родители замыкаются

в своих проблемах.

- планирование семейных дел;

- наличие воспитательной среды;

- семейная мотивация поведения;

- наличие традиций;

- процесс самоорганизации.

Демографическая составляющая

Семья полная. В ней есть отец, мать, бабушки и дедушки. Возможно наличие братьев/сестёр.

Семья неполная. Отсутствует либо мать, либо отец.

Гипоопека. За ребёнком не ухаживают надлежащим образом. При этом семья может быть как полной, так и неполной.

- состав семьи.

Детско-родительские отношения

Родители = авторитет. Ребенок полагается на родителей в некоторых вопросах.

Родители ~ авторитет. Ребенок прислушивается к мнению родителей, но не в каждом аспекте жизни ребенка родители являются его авторитетом.

Родители =/= авторитет. Не являются авторитетом в жизни ребенка, авторитетом в данном случае может быть, например, кумир,  дети не прислушиваются к мнению родителей.

- авторитетность позиции родителя в жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы....

Модульное обучение как средство воспитательного потенциала современного урока.

Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей учащихся и в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, в нём делается акц...

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...

Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия"

Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия" Встреча посвящена отношениям в семье....

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г

Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...

Факторы семейного благополучия

Стадии и кризисные периоды брака.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды бракаСложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социаль...