Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия и воспитательного потенциала семьи
консультация
Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия и воспитательного потенциала семьи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия и воспитательного потенциала семьи
- Показатели, критерии и индикаторы семейного благополучия
Критерии | Показатели | Индикаторы | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Социально- бытовое благополучие семьи | - Жилое помещение соответствует санитарным нормам; - Жилье содержится в чистоте и порядке; - Семья владеет навыками ведения хозяйства. | - Состояние жилого помещения удовлетворительное; - Имеется определенная степень загрязненности и захламленности, помещение может быть приведено в порядок за несколько часов работы; - Члены семьи пренебрегают правилами, установленными в семье. | - Отсутствие жилья \ ветхое, аварийное жилье; - Анти- санитарное состояние жилого помещения; - В семье отсутствуют правила, режим. | - Наличие жилья; - Состояние жилого помещения; - Наличие и соблюдение правил в семье. |
Социально- медицинское благополучие семьи | - Получение медицинской помощи и физический уход обеспечены в достаточном объеме; - Родители своевременно и правильно реагируют на появление признаков заболевания; - Члены семьи в целом регулярно проходят профилактические осмотры, не пропускают назначенных визитов к врачу; - Обеспечено нормальное питание и соблюдение правил гигиены; - Члены семьи не имеют вредных привычек. | - Недостаточные усилия по сохранению здоровья и предотвращению заболеваний. - Частые болезни детей. - Не выдерживаются сроки иммунизаций. - Дети не получают профилактической стоматологической помощи. - Члены семьи имеют вредные привычки, но без ущерба для нормальной жизнедеятельности. | - Минимальное внимание вопросам здоровья и физического ухода. - Медицинский и физический уход организован ненадлежащим образом. - Долгое откладывание визита к врачу при болезни ребенка. Плохое выполнение рекомендаций врача. - Регулярное употребление членами семьи алкоголя, психоактивных веществ, хроническая зависимость. - Наличие социально значимых заболеваний. - Риски суицидального поведения членов семьи. | - Реагирование на признаки заболевания ребенка; - Наличие вредных привычек. |
Психологическое благополучие семьи | - Псих. климат в семье благоприятный; - Члены семьи поддерживают друг друга; - Имеют навыки решения проблем и преодоления стресса; - Знают о собственных недостатках и ищут способы компенсировать их. | - Нарушение взаимоотношений в семье; - Пренебрежение нуждами ребенка; - Безрассудные действия во многих второстепенных и одном важном вопросе; - Ограниченные представления о решении проблем и способах преодоления трудностей, не может просчитать ситуацию даже с посторонней помощью, не имеет представления о собственном стиле решения проблем; - Семья признает наличие проблем, но не знает, как с ними справиться. | - Не благоприятный псих. климат в семье; - Нарушение межличностных отношений; - Девиантное поведение членов семьи, бродяжничество, нарушение детско-родительских отношений, личностная дезадаптация членов семьи, жестокое обращение в семье; - Члены семьи не способны определить возможные варианты действий при решении проблем, не в состоянии справиться со стрессом; - Не признают наличие у себя слабых сторон. | - Психологический климат в семье; - Наличие отклоняющегося поведения; - Наличие навыков решения проблем. |
Социально- педагогическое благополучие семьи | - Применение мер воспитания носит систематический и предсказуемый характер; - Соответствие принимаемых мер поступку ребенка, его возрасту и обстоятельства; - Случаи, когда меры воздействия применяются под влиянием эмоционального состояния родителя, достаточно редки; - Родители грамотно подходят к вопросу организации досуга детей. | - Меры воздействия на ребенка не носят достаточно систематического характера; - Применение мер воспитания иногда происходит под влиянием эмоционального состояния родителя, в некоторых случаях их выбор не соответствует возрасту ребенка и обстоятельствам совершения поступка; - Не- организованный досуг несовершеннолетних. | - Несформ. нравственных норм и ценностей у членов семьи, отсутствие ведущих интересов; - Бродяж- ничество, безнадзорность несовершеннолетних, неорганизованный досуг несовершеннолетних; - Родители не интересуются развитием, успеваемостью ребенка. | - Характер применения мер воспитания; - Организация досуга несовершеннолетних; - Заинтересованность в развитии и обучении детей. |
Социально- трудовое благополучие семьи | - Члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода; - Доход семьи адекватен и покрывает нужды семьи; - Семья обеспечена всем необходимым. | - Не все члены семьи имеют социально одобряемый источник дохода; - Доход нерегулярен; - Имеются посильные финансовые затруднения | - Отсутствие социально одобряемого источника дохода; - Отсутствие дохода, либо доход не покрывает потребностей семьи; - Семья не обеспечена предметами первой необходимости. | - Наличие социально одобряемого источника дохода; - Уровень дохода семьи; - Наличие\отсутствие финансовых проблем. |
Правовое благополучие семьи | - В семье отсутствует отрицательное влияние на ребенка; - Совершение правонарушения несовершеннолетним носит случайный характер. | - В семье есть негативный пример со стороны взрослых; - Совершение правонарушения носит случайный характер. | - Отрицательное влияние на несовершеннолетних, асоциальное окружение, вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия; - Совершение правонарушения несовершеннолетним носит целенаправленный характер. | - Влияние родителей на ребенка; - Характер совершения правонарушения ребенком. |
- Показатели, критерии и индикаторы воспитательного потенциала семьи
Воспитательный потенциал семьи характеризуется наличием ряда признаков: воспитательная составляющая;
- способность влиять на отдельных членов семьи и целые группы людей;
- способность формировать, развивать позитивные качества детей и взрослых;
- способность вызывать ответные позитивные чувства;
- способность изменить поведение, образ жизни детей и взрослых;
- способность скорректировать перспективы развития личности, семьи, группы;
- долговременность и стабильность воспитательного воздействия на детей и родителей;
- историческая обусловленность воспитывающей составляющей, наличие позитивных семейных традиций
Критерии | Показатели | Индикаторы | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Характер взаимоотношений в семье | Полная согласованность внутрисемейных отношений, основанных на уважении, взаимном доверии, внимании, чуткости, человечности, базирующиеся на субъект-субъектных связях, удовлетворении потребностей всех членов семьи | -Преобладание доброжелательности во внутрисемейных отношениях, основанных на любви и желании быть вместе. -Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи | -Зависимость характера внутрисемейных отношений от эмоционального состояния членов семьи. -Конфликтный характер внутрисемейного общения, -отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. -Наличие межличностной дистанции в отношениях | -согласованность внутрисемейных отношений -ориентация на доверие, взаимное уважение -удовлетворение потребностей всех членов семьи |
Информационная компетентность родителей | -Родители создают благоприятный морально-психологический климат в семье. -Родители читают книги, статьи по педагогике и психологии, знакомятся с новшествами в области воспитания и образования. Осознают цели воспитания ребенка на разных этапах его развития. Используют разнообразные методы и средства воспитания.-В воспитании ребенка учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; -стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи. | -Родители имеют знания по педагогике и психологии, имеют представления о новых достижениях в области образования и воспитания. -Родители осознают цели воспитания, но для их достижения не используют разнообразных средств и методов. -Не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Не стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его переживания. -Не сотрудничают со школой и другими воспитательными учреждениями. | У родителей нет достаточных знаний по педагогике и психологии -Нет знаний о возрастных особенностях развития ребенка. -Отсутствие достаточных знаний не позволяет осознать цели воспитания, применять различные приемы и методы | -Знания по педагогике и психологии. -Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. -Умение определять цели воспитания. -Умение решать конфликтные ситуации. -Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания. |
Стиль семейного воспитания | Ориентация на демократический стиль воспитания, изредка с преобладанием авторитарного | -Неустойчивость стиля семейного воспитания. -Разногласия родителей в выборе стиля воспитания. -Преимущественно ориентация на авторитарный или либеральный стиль | Ориентация на либеральный стиль воспитания. Низкий уровень контроля в форме игнорирования потребностей ребенка | -ориентация на демократический стиль -сотруднический стиль общения и поведения -оптимальный уровень контроля в семье с признанием развития автономии детей |
Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения | Осознанное стремление к выполнению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности | Преобладание осознанного отношения к выполнению общечеловеческих норм морали на основе признания гуманистических идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи и т. п.) | Отсутствие стремления к выполнению общечеловеческих норм морали. Гуманистические идеалы (добра, справедливости, взаимопомощи и т. п.) не признаются как ценность | - ориентация членов семьи на духовно-нравственные нормы и общепринятые принципы морали; – ориентация на ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности |
Уровень родительской культуры | Ярко выраженная мотивация: к эффективной самореализации в семье; высокий уровень владения психолого-педагогическими знаниями; творческий характер воспитательной деятельности в условиях семейного воспитания;готовность системы требований, правил с учетом растущей компетентности. детей. Ярко выраженное стремление к педагогической рефлексии, самоанализу, самоконтролю, саморегуляции родительского поведения. Осознанное стремление к самообразованию. | Понимание целей и задач семейного воспитания и готовность к эффективной самореализации в семье; достаточный уровень владения психолого-педагогическими знаниями. Недостаточная способность изменять систему требований и правил в зависимости от растущей компетентности детей. Достаточно устойчивая потребность в рефлексии, самоанализе родительского поведения. Интерес к самообразованию в области воспитания детей. | Ситуативное осознание понимания целей и задач семейного воспитания. Знания об организации взаимодейст- вия с детьми на уровне интуиции. Зависимость родительского поведения от настроения. Неумение целенаправленно использовать педагогические средства. Эпизодическая потребность в рефлексии, самоанализе. Ситуативный интерес к самообразованию в области воспитания детей. | - мотивация к эффективной самореализации в семье; - овладение психолого-педагогическими знаниями; - характер воспитательной деятельности; - система требований и правил внутри семьи; - наличие педагогической рефлексии. |
Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности и в общении | Планирование семейных дел осуществляется всегда, имеет осознанный характер. Целенаправленно создается воспитательная среда семьи. Преобладает семейная мотивация поведения. Ярко выраженный пози- тивный уклад семейной жизни и быта, с рациональной регуляцией управления, с устоявшимися тради- циями. Совместные увлечения, занятия, хобби. Разумный демократический контроль и взаимоконтроль. Корректирование происходит безболезненно. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах её жизнедеятельности | Планирование достаточно сформировано. Преобладает личностно-се- мейная мотивация поведения. Стабильный уклад жизни и быта. Семья как среда сама организована, является благоприятной средой воспитания. Дети осознанно включа- ются в самоорганизующуюся деятельность (игры, досуг, общение, труд и т.п.). Контроль и самоконтроль присутствуют, но недостаточно развиты. При корректировке поведения детей в самоорганизации родители иногда применяют авторитарные методы. Координация процесса самоорганизации достаточно развита | Планирование семейных дел отсутствует. Преобладает личная мотивация поведения. Дезорганизация уклада жизни и быта. Совместное времяпрепровождение отсутствует. Управление процессом самоорганизации развито слабо. Отсутствие контроля и самоконтроля корректировка поведения детей проявляется крайне редко и всегда с применением непедагогических методов воздействия. Координация между членами семьи практически отсутствует. Родители замыкаются в своих проблемах. | - планирование семейных дел; - наличие воспитательной среды; - семейная мотивация поведения; - наличие традиций; - процесс самоорганизации. |
Демографическая составляющая | Семья полная. В ней есть отец, мать, бабушки и дедушки. Возможно наличие братьев/сестёр. | Семья неполная. Отсутствует либо мать, либо отец. | Гипоопека. За ребёнком не ухаживают надлежащим образом. При этом семья может быть как полной, так и неполной. | - состав семьи. |
Детско-родительские отношения | Родители = авторитет. Ребенок полагается на родителей в некоторых вопросах. | Родители ~ авторитет. Ребенок прислушивается к мнению родителей, но не в каждом аспекте жизни ребенка родители являются его авторитетом. | Родители =/= авторитет. Не являются авторитетом в жизни ребенка, авторитетом в данном случае может быть, например, кумир, дети не прислушиваются к мнению родителей. | - авторитетность позиции родителя в жизни ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы
Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы....

Модульное обучение как средство воспитательного потенциала современного урока.
Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей учащихся и в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, в нём делается акц...

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...

Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия"
Тренинговое занятие "Секреты семейного благополучия" Встреча посвящена отношениям в семье....

«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновлённого ФГОС» выступление на секции учителей географии 2022 г
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества, но благодаря своему воспитательному потенциалу она спос...

Показатели критериев оценки результатов профессиональной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, претендующих на категорию
Показатели критериев оценки результатов профессиональной деятельности...

Факторы семейного благополучия
Стадии и кризисные периоды брака.Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды бракаСложность семьи как социальной системы и психологической общности людей разного пола, возраста, социаль...