Модульное обучение как средство воспитательного потенциала современного урока.
статья на тему

Ермакова Валентина Николаевна

Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей учащихся и в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, в нём делается акцент на деятельность в формировании системы профессиональных умений в конкретной производственной среде. Разработанная Международной организацией труда МЕS - концепция модульного подхода подтвердила свою эффективность и широко распространена в мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Валентина Николаевна

Санкт-Петербург, Государственное  бюджетное  профессиональное образовательное  учреждение «Колледж Петербургской моды»

Модульное обучение как средство воспитательного потенциала современного урока.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни современного мирового сообщества диктует необходимость новых подходов к образованию и духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения в нашей стране.  

Одной из приоритетных задач современной системы образования является воспитание и развитие личности каждого учащегося: раскрытие потенциала энергичного и целеустремленного человека, который умеет самостоятельно справляться с трудностями, преодолевая жизненные проблемы, уверенно идет вперед к своей цели, реализуя свои лучшие качества и способности.

 По определению Ю.А. Конаржевского «современный урок» - это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности учащегося, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность учащегося.

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом учащемся индивидуальность, оказывается перед сложной задачей: как одновременно обучать всех по-разному? Происходит изменение требований к работе учителя: от умений транслировать и формировать программный объём знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать сознание, развивать способности к самореализации. Помимо образовательной,  воспитательной и развивающей функций, все большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция урока связана с методами изучения основ науки, наблюдать, ставить простейшие опыты овладевать приемами работы с учебниками, справочной  литературой и другими источниками знаний.

Стимулирующая функция способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает учащихся к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания.

Первое условие организации деятельности - созидательность: в труде создавать материальные ценности, открывать новые знания, выдвигать идеи и отстаивать их. Вторым условием является ее мотивация. Ради чего организуется деятельность, побуждение учащихся к получению  новой информации. Третьим условием воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия - завершающий этап всякого рода деятельности.

Наиболее успешно решает эти проблемы тот педагог, который знает и владеет  инновационными технологиями в образовании.

Метод модульного обучения основывается на учете способностей и возможностей учащихся и в качестве одной из основных целей преследует формирование у учащихся навыков самообразования, в нём делается акцент на деятельность в формировании системы профессиональных умений в конкретной производственной среде. Разработанная Международной организацией труда МЕS - концепция модульного подхода подтвердила свою эффективность и широко распространена в мире.

Вся учебная программа разбивается на отдельные составные части, каждая из которых представляет собой законченный или завершенный отрезок процесса обучения, который получил название модуля. Составной частью модуля является набор учебных элементов предназначенных для самостоятельного освоения умений профессиональной деятельности. Основные материалы для модульного обучения имеют ориентационную часть (ориентация в целях обучения), цели должны быть ориентированы на учащихся ,формулироваться в категориях деятельности, быть реальными, конкретными, достижимыми, содержательную часть(основное содержание обучения) диагностическую часть(систему модулей, тестовых и практических заданий).

Помимо основных материалов в модульном обучении широкое применение находят различные вспомогательные материалы:

 словари помогают учащимся осваивать профессиональную терминологию,

справочники могут содержать различные технические сведения, дополнительную информацию о машинах и механизмах, иллюстрированный материал;

 опорные конспекты позволяют избежать траты времени на записи учебного материала,

сборники упражнений помогают так организовать работу, чтобы на занятиях активно были заняты и сильные, и слабые учащиеся.

У каждого учащегося есть возможность выбора своего темпа освоения модульной единицы, с учетом индивидуальных и психологических особенностей (скорость и качество усвоения информации), уровня подготовки и квалификации. Проверка знаний с помощью тестов избавляет учащегося от страха перед опросом. Обратная связь реализуется благодаря разветвленной системе тестов и практических заданий, которые позволяют отслеживать продвижение каждого учащегося по пути усвоения программного материала. Программа модульного обучения быстрее и легче обновляется, появляется возможность изъятия и замены устаревших элементов содержания. Использование моделей и справочных таблиц воспитывает внимание ученика, повышает интерес к учебе, экономит время урока.

В результате организации процесса обучения с применением модульных учебных программ  в лицее была создана особая образовательная среда- атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям

Т. В. Машарова  считает, что важнейшими признаками сотрудничества являются: Осознание общей цели, которая мобилизует учителя и учащихся; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельности. Высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности. Активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при затруднениях и учебных неудачах. Очень важно, чтобы уроки проходили в атмосфере, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.

Методика модульного обучения, стимулирует  интересы учащихся, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество; их деловое общение друг с другом и коллективную ответственность за результат общего труда. Она исключает принуждение,  пассивное восприятие учащимися информации.

 Сравнительный анализ качества знаний  по традиционным и модульным методикам  показал, что при использовании модульных материалов были отмечены следующие преимущества:

-каждый учащийся имеет возможность работать в своем ритме, используя, способности и творческий потенциал это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до конца;

-учащиеся могут, оценивать свою деятельность за урок это повышает интерес к учебе, воспитывает, умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач;

-повышается качество подготовки конкурентоспособных специалистов, увеличивается процент их трудоустройства, увеличивается количество выпускников, занявших после окончания обучения руководящие должности

 Модульное обучение, ориентированное на индивидуальный подход, не всегда может формировать умение работать в команде, выполнять творческие работы, отличные по сути своей от тех заданий, которые выполняются в учебных элементах. -

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо сочетание модульной и других педагогических технологий, хорошим дополнением могут быть задания, направленные на работу в команде, элементы метода проектов, дидактические игры и другие формы работы. Не нужно забывать, что методы обучения и формы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, но и важна их роль как средство общего развития и воспитания учащихся.

Существенное влияние на реализацию модульной технологии оказывает развитие информационных технологий, что в свою очередь позволяет:

- создание модулей и учебных элементов на компьютерной основе (легко использовать большой объем рисунков, схем, иллюстраций, а также видеофрагментов);

-разработка тестовых заданий проверки достижений(быстрое подведение итогов);

- разработка рейтинговых систем оценки знаний (сравнение результатов деятельности)

-применение дистанционной формы обучения с использованием модульных материалов;

-создание мультимедийных электронных учебников (позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс).

Перспективность и значимость модульного подхода в будущем определяет дистанционное  и очно- дистанционное обучение, создает благоприятные условия для повышения квалификации преподавателей специалистов в области профессионального образования, способствует адаптации их в конкретной производственной, информационной среде, делает процесс обучения более гибким.

Внедрение модульных технологий в воспитательно-образовательный  процесс изменяет содержание, формы и методы  педагогической деятельности. Для их решения педагогам необходимо обеспечить серьезную основательную методическую подготовку, техническую помощь и моральную поддержку.

 Список литературы

  1. С.В. Кривых, А.А. Макареня Педагогическая антропоэкология, Педагогика жизнедеятельности- СПб: ГНУ «ИОВРАО» 2003г.
  2. Ю.А.Конаржевский. Анализ урока-М: Центр Педагогический поиск, 2000г.
  3. Т.П.Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М.Оганезова        .Современный урок. Часть 4:Научно-практическое пособие для преподавателей,  методистов, руководителей        учебных заведений, слушателей ИПК, Ростов-на-Дону,» Учитель», 2010г.
  4. С.Ф.Артемьева, М.Б. Лебедева. Создание и использование модульных программ в системе НПО- Учебно-методический центр Комитета по образованию СПб, 2013.
  5. М.Г. Ермолаева. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. Учебно-методическое пособие-СПб: КАРО, 2008-12г.
  6. В. П. Топоровский, Т.Н.Балобанова,Г.М.Голубенко Педагогический поиск: проблемы и пути решения: материалы IV научно-практической конференции «Школы молодого ученого»- СПб ЛОИРО, 2008г.
  7. Редакторы В.А.Маркушев, М.Б. Лебедева. Модульное обучение в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Результаты  и перспективы развития. Сборник тезисов докладов I-4 региональной научно- практической конференции СПб,1999- 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО

В статье  рассматривается процесс формирования профессиональных компетенций у будущих техников- механиков при условии применения технологии модульного обучения. Гипотеза проекта состоит в предлож...

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...

Использование на уроках воспитательного потенциала творчества С.В. Рахманинова.

В данной статье рассматриваются методологические аспекты исследования креативности. С.В. Рахманинова на уроках музыки в общеобразовательной школе в рамках работы по формированию нравственных ценностей...