Взаимодействие ДОУ и родителей посредством проекта «Мы вместе»
проект

Ягловская Клавдия Васильевна

         Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важной. Быть патриотом – это чувствовать личную  связь с семьей, а тем более с Родиной, зная, как любят и берегут её наши предки, наши отцы и деды. Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_yaglovskaya_kv.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад №8 «Родничок»  г. Якутск  Республика Саха (Якутия)

Ягловская  Клавдия Васильевна,  воспитатель  

Иванова Мария Валерьевна, воспитатель                                

Взаимодействие ДОУ и родителей посредством проекта «Мы вместе»

         Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важной. Быть патриотом – это чувствовать личную  связь с семьей, а тем более с Родиной, зная, как любят и берегут её наши предки, наши отцы и деды. Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.

           Семья – основа патриотизма. Содержанием понятия патриотизма является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё. Это любовь к культуре, народу, семье. Патриотизм – это когда ребёнок любит родителей, дом, деревья возле него, проявление уважения к труду предков. Чувство любви к Родине начинается с любви к семье и к формированию чувства ответственности за каждого её члена. Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первая школа воспитания растущего человека-это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Родители должны развивать чувство гордости за свою страну и её достижения, рассказывать о героях страны и защитниках Отечества.

     В настоящее время в молодых семьях вопросы воспитания нравственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение – это проблема.  Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

       Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, какими бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

      В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

    Актуальность:

   Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

         Этого можно достичь, если  сложить определенную систему в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создастся атмосфера взаимоуважения.

      Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой  проблемы,  является метод проектной  деятельности. Суть  в том, что семья, учитывая  интересы и приоритеты собственные и по «пожалуйста, это будет  интересно», готовит материал по заранее выбранной теме. Сейчас мы работаем над проектом «Мы вместе». 

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания.

Задачи проекта:

  • Создать положительную эмоциональную среду в укреплении  отношений между родителями и детьми- воспитание у детей привязанности к семье, к группе;
  •  Воспитывать уважение к труду взрослых;
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания    детей.

    Гипотеза проекта:

 общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

- участие родителей в планировании совместной деятельности;

- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

 Участники проекта: Педагоги, родители, дети  группы.

 Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой

 Формы работы над проектом.

  1. Информационно – аналитические:
  • Анкетирование.
  • Опросы.
  • Консультации.
  1. Наглядно-информационные формы:
  • Открытый показ образовательной деятельности для родителей. /по запросу/
  • Фотовыставки
  • Дни открытых дверей.
  1. Познавательные:
  • Родительские собрания.
  • Совместная работа по тематическому плану проекта.
  • Круглый стол «Семейное воспитание от А до Я»
  1. Досуговые:
  • Совместные праздники, досуги, развлечения.
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.

Новизна и оригинальность проекта

        Каждый человек, а особенно ребёнок, ожидает от своих родных и близких людей безоговорочной любви – его любят просто так  и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Реализуя проект, хочется помочь увидеть детям и их  родителям  отличие мира детей от мира взрослых, уйти от авторитарного, либерального или инфантильного отношения к ребёнку.

         Взаимодействуя с детьми как равными, не допуская сравнения одного с другим, открывая в них сильные стороны, проявлять заинтересованность в их действиях, поддерживать эмоционально –  это будет являться  предпосылкой для обеспечения  полноценного развития детей и индивидуализации образования. Воспитание патриотических чувств у ребёнка происходит последовательно: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, городу, а затем к стране и Родине. Родители должны развивать чувство гордости за свою страну и её достижения, рассказывать о героях страны и защитниках Отечества.

       Родители  - первооткрыватели для своих детей. Быть патриотом, чувствовать и знать  личную  связь с  семьей, а тем более с Родиной, знать, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить Суть  в том, что семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Проект «Мы вместе» - это участие всех участников: Педагог-Ребенок - Родитель в  учебно-воспитательном процессе  дает понятие о любви- безоговорочной любви – его любят просто так  и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Реализуя проект, помогли увидеть детям и их  родителям  отличие мира детей от мира взрослых. Взаимодействуя с детьми как равными, не допуская сравнения одного с другим, открывая в них сильные стороны, проявлять заинтересованность в их действиях, поддерживать эмоционально –  это будет являться  основами патриотического воспитания.

     

Материально – техническое обеспечение проекта:

Нотбук, экран, проектор ,фотоаппарат ,музыкальный центр

 Предполагаемый результат:

  • создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
  • появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий

Этапы реализации проекта

I этап — подготовительный

  • Анкетирование родителей
  • Разработка плана реализации проекта;
  • Подбор методической литературы для реализации проекта;
  • Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,  картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап : Основной

Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка,  консультации, родительские собрания.

-Анкетирование родителей  по теме  «Я и мой  ребенок – часть страны».

-Консультации; «Нравственно-патриотическое воспитание детей», «Мальчишки и девчонки – какие они?» «Семья - Родина».

-Родительские  собрания ; «Что должен знать ребенок  о своих правах и обязанностях?»,  «Ребенок и правила дорожного движения – Я участник », «Растим патриотов».

-Конкурсы :«Осенние дары» , «Мастерская Деда мороза», «Новая жизнь бросового материала», «Игры своими руками».

-Беседы с родителями; «Чем занять ребенка дома в выходные дни», «О необходимости проводить возрастные прививки – здоровье нации», «Как читать книгу ребенку» , «Играйте с детьми».

-Совместные досуги и праздники : День матери «Мама – счастье моё!». «Здравствуй, «Здравствуй Новый год!» ,«Папа может все что угодно», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Масленица», Развлечение “1 апреля – день смеха».

-Организация предметно-развивающей среды, вовлечение родителей в оформлении ПРС .

-Фотовыставка «Мы с мамой друзья», «Мой папа служил в армии», «Мой папа - воин» «Наша дружная семья», “Наш любимый вид спорта».

-Оформление родительского уголка :наглядный материал для родителей «Все о развитии детской речи», «Культура и этикет», «Моя Родина».

-Акция : «Снегирь и воробышек», «Подари книжку».

-Субботник «День добрых дел», Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

 -Семейные традиции оформление фотоальбома “Наша родословная».

-Встреча с интересными людьми «Рассказ родителей о своих профессиях».

-Деловая игра для родителей педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” .

-Фестиваль семейного счастья:

  • «Бабушкины руки не знают скуки»
  • «Мастерим вместе с папой»
  • «Разумные советы моей мамы»

III этап – Заключительный

Обобщение педагогического опыта

- Публикация работы  в СМИ, образовательных сайтах

- Выступление на педсовете  презентация проекта и клуба «Семейный очаг»;

- Оформление методических рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ.

  -Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” для родителей.

Ожидаемый результат:

  • семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
  • отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
  • появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
  • повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
  • разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
  • организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

Заключение:

        Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.                                                                                             Мы не останавливаемся на достигнутом и  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Таким образом, можно говорить о патриотическом  взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

Использованная литература: 

  1. Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями : учебное пособие – М. : Сфера 2009. – 124с
  2. Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты/Н. П. Битютская. – Волгоград : Учитель, 2012. – 222с.
  3. Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
  4. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с
  5. Петрущенко, Н.А., Зенченко, Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
  6. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] : «Мультфильмы своими руками». – СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 80с
  7. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....

Проект "Мы вместе"

Краткая аннотация проекта «МЫ ВМЕСТЕ»      Данный проект является одним из направлений совместной работы  МБОУ Вышегородской школы-интерната и ГБОУ НПО ПУ №40 МО по...

Социальный проект "Читаем вместе"

Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Молодое поколение все больше интересуют компьютерные игры и социальны...

Проект "Разделяй вместе с нами"

Проект, направленный экологическое воспитание и информирование....

Проект "Читаем вместе с детьми"

Проект по заучиванию стихов в условиях СРЦ...

социальный проект "Мы вместе"

проект "Мы вместе"   направлен на   социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в общество здоровых людей,  на популяриза...