Взаимодействие ДОУ и родителей посредством проекта «Мы вместе»
проект
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важной. Быть патриотом – это чувствовать личную связь с семьей, а тем более с Родиной, зная, как любят и берегут её наши предки, наши отцы и деды. Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Родничок» г. Якутск Республика Саха (Якутия)
Ягловская Клавдия Васильевна, воспитатель
Иванова Мария Валерьевна, воспитатель
Взаимодействие ДОУ и родителей посредством проекта «Мы вместе»
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важной. Быть патриотом – это чувствовать личную связь с семьей, а тем более с Родиной, зная, как любят и берегут её наши предки, наши отцы и деды. Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Семья – основа патриотизма. Содержанием понятия патриотизма является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё. Это любовь к культуре, народу, семье. Патриотизм – это когда ребёнок любит родителей, дом, деревья возле него, проявление уважения к труду предков. Чувство любви к Родине начинается с любви к семье и к формированию чувства ответственности за каждого её члена. Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первая школа воспитания растущего человека-это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Родители должны развивать чувство гордости за свою страну и её достижения, рассказывать о героях страны и защитниках Отечества.
В настоящее время в молодых семьях вопросы воспитания нравственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение – это проблема. Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, какими бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Актуальность:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Этого можно достичь, если сложить определенную систему в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создастся атмосфера взаимоуважения.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Суть в том, что семья, учитывая интересы и приоритеты собственные и по «пожалуйста, это будет интересно», готовит материал по заранее выбранной теме. Сейчас мы работаем над проектом «Мы вместе».
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания.
Задачи проекта:
- Создать положительную эмоциональную среду в укреплении отношений между родителями и детьми- воспитание у детей привязанности к семье, к группе;
- Воспитывать уважение к труду взрослых;
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Гипотеза проекта:
общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Участники проекта: Педагоги, родители, дети группы.
Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой
Формы работы над проектом.
- Информационно – аналитические:
- Анкетирование.
- Опросы.
- Консультации.
- Наглядно-информационные формы:
- Открытый показ образовательной деятельности для родителей. /по запросу/
- Фотовыставки
- Дни открытых дверей.
- Познавательные:
- Родительские собрания.
- Совместная работа по тематическому плану проекта.
- Круглый стол «Семейное воспитание от А до Я»
- Досуговые:
- Совместные праздники, досуги, развлечения.
- Участие родителей в конкурсах, выставках.
Новизна и оригинальность проекта
Каждый человек, а особенно ребёнок, ожидает от своих родных и близких людей безоговорочной любви – его любят просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Реализуя проект, хочется помочь увидеть детям и их родителям отличие мира детей от мира взрослых, уйти от авторитарного, либерального или инфантильного отношения к ребёнку.
Взаимодействуя с детьми как равными, не допуская сравнения одного с другим, открывая в них сильные стороны, проявлять заинтересованность в их действиях, поддерживать эмоционально – это будет являться предпосылкой для обеспечения полноценного развития детей и индивидуализации образования. Воспитание патриотических чувств у ребёнка происходит последовательно: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, городу, а затем к стране и Родине. Родители должны развивать чувство гордости за свою страну и её достижения, рассказывать о героях страны и защитниках Отечества.
Родители - первооткрыватели для своих детей. Быть патриотом, чувствовать и знать личную связь с семьей, а тем более с Родиной, знать, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Семья – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить Суть в том, что семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Проект «Мы вместе» - это участие всех участников: Педагог-Ребенок - Родитель в учебно-воспитательном процессе дает понятие о любви- безоговорочной любви – его любят просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Реализуя проект, помогли увидеть детям и их родителям отличие мира детей от мира взрослых. Взаимодействуя с детьми как равными, не допуская сравнения одного с другим, открывая в них сильные стороны, проявлять заинтересованность в их действиях, поддерживать эмоционально – это будет являться основами патриотического воспитания.
Материально – техническое обеспечение проекта:
Нотбук, экран, проектор ,фотоаппарат ,музыкальный центр
Предполагаемый результат:
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей; увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий
Этапы реализации проекта
I этап — подготовительный
- Анкетирование родителей
- Разработка плана реализации проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта;
- Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.
II этап : Основной
Беседы, досуги, разучивание игр, фотовыставка, консультации, родительские собрания.
-Анкетирование родителей по теме «Я и мой ребенок – часть страны».
-Консультации; «Нравственно-патриотическое воспитание детей», «Мальчишки и девчонки – какие они?» «Семья - Родина».
-Родительские собрания ; «Что должен знать ребенок о своих правах и обязанностях?», «Ребенок и правила дорожного движения – Я участник », «Растим патриотов».
-Конкурсы :«Осенние дары» , «Мастерская Деда мороза», «Новая жизнь бросового материала», «Игры своими руками».
-Беседы с родителями; «Чем занять ребенка дома в выходные дни», «О необходимости проводить возрастные прививки – здоровье нации», «Как читать книгу ребенку» , «Играйте с детьми».
-Совместные досуги и праздники : День матери «Мама – счастье моё!». «Здравствуй, «Здравствуй Новый год!» ,«Папа может все что угодно», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Масленица», Развлечение “1 апреля – день смеха».
-Организация предметно-развивающей среды, вовлечение родителей в оформлении ПРС .
-Фотовыставка «Мы с мамой друзья», «Мой папа служил в армии», «Мой папа - воин» «Наша дружная семья», “Наш любимый вид спорта».
-Оформление родительского уголка :наглядный материал для родителей «Все о развитии детской речи», «Культура и этикет», «Моя Родина».
-Акция : «Снегирь и воробышек», «Подари книжку».
-Субботник «День добрых дел», Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Семейные традиции оформление фотоальбома “Наша родословная».
-Встреча с интересными людьми «Рассказ родителей о своих профессиях».
-Деловая игра для родителей педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально” .
-Фестиваль семейного счастья:
- «Бабушкины руки не знают скуки»
- «Мастерим вместе с папой»
- «Разумные советы моей мамы»
III этап – Заключительный
Обобщение педагогического опыта
- Публикация работы в СМИ, образовательных сайтах
- Выступление на педсовете презентация проекта и клуба «Семейный очаг»;
- Оформление методических рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ.
-Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” для родителей.
Ожидаемый результат:
- семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
- отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
- повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
- разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
- организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
Заключение:
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Таким образом, можно говорить о патриотическом взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Использованная литература:
- Агавелян, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями : учебное пособие – М. : Сфера 2009. – 124с
- Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты/Н. П. Битютская. – Волгоград : Учитель, 2012. – 222с.
- Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
- Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с
- Петрущенко, Н.А., Зенченко, Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
- Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] : «Мультфильмы своими руками». – СПб. : ООО Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 80с
- Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.
Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....

Проект "Мы вместе"
Краткая аннотация проекта «МЫ ВМЕСТЕ» Данный проект является одним из направлений совместной работы МБОУ Вышегородской школы-интерната и ГБОУ НПО ПУ №40 МО по...

приложения к диплому "организация взаимодействия доо и семьи посредством проектной деятельности"
приложения...

Социальный проект "Читаем вместе"
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и молодежи. Молодое поколение все больше интересуют компьютерные игры и социальны...

социальный проект "Мы вместе"
проект "Мы вместе" направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграцию в общество здоровых людей, на популяриза...


