открытый урок
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Лутугинский колледж»
Методическая разработка
открытого занятия учебной практики
Профессия: Мастер общестроительных работ
Тема программы ПМ.02 Выполнение каменных работ
МДК Технология каменных работ
Тема занятия:
Выполнение кирпичной кладки стен по однорядной системе перевязки швов
Разработала и провела мастер
производственного обучения
Васильченко Виктория Алексеевна
г. Лутугино
2023-2024 у. г
Группа: № 103 Дата: 2024-25г.
Количество студентов в группе: 14
Присутствует: 14
Тема программы: ПМ.02 Выполнение каменных работ.
МДК : Технология выполнения каменных работ.
Тема занятия : Кладка стен по однорядной системе перевязки швов
Цели занятия учебной практики:
Обучающая цель: Формирование, закрепление умений и навыков студентов при выполнении кирпичной кладки стен по ОСП швов.
Развивающая цель: развивать самостоятельность, творческое мышление, память, внимание, умение планировать и контролировать свою работу.
Воспитательная цель: Формирование трудовой дисциплины студента, аккуратность в работе, бережное отношение к инструментам и материалам, ответственность.
Формирующие компетенции:
ПК Кирпичная кладка стен по однорядной системе перевязки швов.
ОК 1. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, с клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 6. Проявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Предполагаемые результаты:
Студент должен уметь: выбирать инструменты, читать схемы, применять технологии выполнения каменных работ, экономно расходовать ресурсы, выполнять подсчет объемов работ, оценивать безопасность условий с санитарно – гигиеническими нормативами охраны труда.
Типы занятия: Урок формирования первичных навыков и умений.
Вид занятия: Выполнение кладки стены по однорядной системе перевязки швов.
Межпредметные связи:
МДК Технология каменных работ.
Тема 2. Технологический процесс выполнения кладки по однорядной системе перевязки швов.
ОПД 01 Основы материаловедения.
ОПД 04 Основы технологии общестроительных работ.
Дидактическое обеспечение: инструкционно- технологические карты, плакаты, схемы, мини-конспект.
Материально- техническое обеспечение: раствор глиняный, кирпич 250*120*65 мм, кельма, молоток- кирочка, шнур причалка, уровень.
Литература используемая при подготовке занятия:
И.П Филимонов «справочник молодого каменщика»; В.А. Неелов «Иллюстрированное пособие для подготовки каменщиков»; И.И. Тищенко «Технология каменных и монтажных работ».
Ход занятия
- Организационная часть: (5 мин)
проверка посещаемости занятия студентами;
проверка готовности студентов к занятию: внешний вид, наличие спецодежды.
2. Вводный инструктаж: (40 мин)
сообщить студентам тему и цель занятия;
проверка опорных знаний, умений и навыков, необходимых для проведения последующих структурных элементов занятия- опрос, карточки- задания.
Мини- конспект по новой теме и практический показ новых приемов трудовой деятельности.
Пробное выполнение обучающимися новых приёмов с помощью мастера.
Организация рабочего места и ознакомление с инструкцией по охране труда.
Ответы мастера на вопросы обучающихся.
сообщить студентам тему и цель занятия
Сообщение темы занятия «Однорядная система перевязки», «Кладка глухих стен в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов».
На практической части урока отработать приемы кладки стены в 1,5 кирпича и оценить результаты выполненных действий.
Проверка опорных знаний
Как и чем должно быть обеспечено рабочее место каменщика?
Ответ: Рабочее место- это участок кладки и часть примыкающей к ней площадки
в пределах которой размещают материалы, приспособления и перемещается
сам каменщик. От правильной организации рабочего места зависит качество
каменной кладки.
Ширина рабочего места 2,5:2,6м. Оно состоит из трех зон: рабочей 60:65см,
зоны складирования материалов 60:100см и транспортной 115:120см.
. По каким признакам классифицируются каменные материалы?
Ответ: Виды изделий ( кирпич и камни керамические, силикатные пустотелые полнотелые), по назначению рядовые (черновые), лицевые для кладки облицовки.
Дайте определение понятию здание?
Ответ: Здание- это надземное строения, имеющие помещения предназначенное для проживания, производственной и другой деятельности.
Дайте определение понятию сооружение?
Ответ: строение специального назначения (производственные склады, цеха).
Размер кирпича….
Наружная верста –это….
Внутренняя верста- это….
Штраба- это….
Забутка- это….
Виды ручного инструмента….
Виды контрольно- измерительных инструментов….
Карточки- задания: выполнить на сухую: - отрезок стены в кирпича;
- отрезок стены в 2 кирпича;
- перегородку в 0,5кирпича.
Пояснение и последовательность выполнения упражнения на занятии и ознакомление с критериями оценивания.
Перед началом выполнения упражнения я вас ознакомлю с последовательностью нашей работы: объясню новый материал (конспект- лекция); выбираем инструменты и приспособления; становимся на рабочие места и вместе со мной выполняем упражнение.
Критерии оценивания уровня умений и навыков обучающихся
Уровни учебных достижений | Балл | Критерии оценивания |
Критичный уровень | 1 балл (критично) | Обучающийся проявляет пассивность в овладении навыками. Выполняет отдельные элементы учебно-производственных работ только при помощи мастера производственного обучения. Допускает существенные ошибки в организации рабочего места, в приемах и технологических операциях, не придерживается правил безопасности труда. Результат выполненных работ полностью не соответствует запланированному уровню квалификации. Квалификация не присваивается. |
Начальный уровень | 2 балла (неудовлетворительно) | Обучающийся с большими трудностями самостоятельно выполняет отдельные элементы учебно-производственных работ. Допускает существенные ошибки в организации рабочего места, в приемах и технологических операциях, не придерживается правил безопасности труда. Результат выполненных работ не соответствует запланированному уровню квалификации. Квалификация не присваивается. |
Средний уровень | 3 балла (удовлетворительно) | Обучающийся выполняет большую часть приемов и технологических операций, допуская ошибки, которые может исправить с помощью мастера производственного обучения. Пытается составлять технологические карты с использованием нормативно-технологической документации. С помощью мастера производственного обучения может решать несложные проблемные производственные ситуации. Квалификация присваивается, но требует усовершенствования навыков в дальнейшей работе. |
Достаточный уровень | 4 балла (хорошо) | Обучающийся применяет теоретические знания при выполнении учебно-производственных работ. Умело организует рабочее место, выбирает инструмент, эксплуатирует оборудование, выполняет правила охраны труда. Производит необходимые расчеты, пользуется справочной литературой, составляет технологические карты. При выполнении работ допускает несущественные ошибки, которые может самостоятельно исправить. Результат выполненных работ соответствует запланированному уровню квалификации. |
Высокий уровень | 5 баллов (отлично) | Обучающийся самостоятельно и в полном объеме выполняет учебно-производственные работы. Применяет межпредметные связи при выполнении заданий. Рационально организует рабочее место, выбирает инструмент, эксплуатирует оборудование, выполняет правила охраны труда. Производит необходимые расчеты, пользуется справочной литературой, составляет технологические карты. Выполняет исследовательскую работу, применяет элементы новых производственных технологий. Проявляет навыки работы как по заданному алгоритму, так и в измененных условиях. Результат выполненных работ полностью соответствует заданному уровню квалификации. |
Конспект- лекция
Инструменты каменщика
Схема укладки кирпича по ОСП швов
Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковых и тычковых рядов.
При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.
Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.
Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.
Кладка конструкций по однорядной системе перевязки выполняется по правилам. При однорядной системе перевязки первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком. Тычковые и ложковые ряды чередуются.
Сдвиг между рядами на лицевой поверхности стены четверть кирпича.
Перевязка поперек кладки в пол кирпича. Забутка всегда выкладывается тычком.
Обучающиеся должны запомнить основные правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки:
1. Первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком.
2. Тычковые и ложковые ряды чередуются.
3. Сдвиг между рядами на лицевой поверхности стены четверть кирпича.
#1055;еревязка поперек кладки в пол кирпича.
#1047;абудка всегда выкладывается тычком.
#1052;еста опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.
Вопрос | Эталон ответа |
Что такое каменная кладка? | Конструкция из камней, кирпичей уложенных на строительном растворе |
Перечислите системы перевязки каменной кладки | Однорядная, многорядная, трехрядная |
Перечислите основные инструменты каменщика | Кельма, молоток- кирочка, растворная лопата, расшивка. |
Назовите третье правила разрезки кладки | Под каждым вертикальным швом кладки нужно располагать не швы, а камни. |
Назовите грани кирпича. | Ложок, тычок, постель |
Перечислите контрольно-измерительные инструменты каменщика | Отвес, уровень, рулетка, правило, угольник, шнур-причалка |
Подготовка рабочего места, кирпича, раствора к выполнению упражнения.
Кладка стены в 1,5 кирпич с контролем горизонтальности рядов КИП.
Показ мастера производственного обучения приемов расстилания раствора на кладке, кладки глухих стен по однорядной системе перевязки швов с одновременным комментированием действий.
Выполнение обучающимися практической работы кладки глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.
Целевые обходы мастера производственного обучения.
Организация рабочего места и ознакомление с инструкцией по охране труда.
Памятка каменщику по технике безопасности во время выполнения каменных работ
Перед выполнением работ необходимо:
- Получить инструктаж о безопасных методах и приёмах выполнения производственного задания.
- Осмотреть рабочее место и проверить правильность расположения материала.
- Проверить исправность инструмента, инвентаря, приспособлений.
- Одеть спецодежду.
Во время работы каменщик должен:
- Следить за исправностью ручного инструмента, деревянные ручки должны быть тщательно насажены и розклинены.
- Работать в рабочих рукавицах.
- В случае необходимости расшивать кладку, делать это надо после каждого ряда, чтобы не выходить на стену.
- Рубка и тёска кирпича выполняется в защитных очках.
- После окончания работы каменщик убирает со стены инструменты, кирпич, остатки раствора, привести в порядок рабочее место.
#1058;екущий инструктаж: (210мин)
Выдача индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов и пояснение алгоритма их выполнения.
Распределение студентов по рабочим местам.
Обход рабочих мест с целью:
- проверить организацию рабочих мест;
- проверить правильность выполнения операций определённого вида работ;
- дать консультацию отдельным студентам по выполнению более сложных работ;
- проверить соблюдение правил техники безопасности;
- проверить качество выполняемых работ.
4. Заключительный инструктаж: (15мин)
Анализ деятельности студентов в процессе всего занятия.
Анализ причин ошибок и способы их устранения.
Сообщить студентам оценки.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)
Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)
4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)
5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....