Средства обучения
рабочие листы
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Средства обучения……………………………………..….........................5
1.1. Сущность понятия «средства обучения» ………………..………………5
1.2. Классификации средств обучения ……………………………………….6
Вывод по первой главе………………………..…………………………...….……..8
Глава 2. Учебно-производственные средства обучения …………………………10
2.1. Сущность понятия «Учебно-производственные средства обучения»...11
2.2. Характеристика учебно-производственных средств обучения……….12
2.2.1. Учебно-производственные мастерские…………………………….12
2.2.2.Учебно-производственное оборудование……………………………15
2.2.3. Учебно-вспомогательные службы…………………………………..19
2.3. Условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских….……………….……………………………………………20
Вывод по второй главе ………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………...…….23
Список информационных источников ………………………………………..…….25
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….... 3
Глава 1. Средства обучения……………………………………..….........................5
Сущность понятия «средства обучения» ………………..………………5
Классификации средств обучения ……………………………………….6
Вывод по первой главе………………………..…………………………...….……..8
Глава 2. Учебно-производственные средства обучения …………………………10
Сущность понятия «Учебно-производственные средства обучения»...11
Характеристика учебно-производственных средств обучения……….12
Учебно-производственные мастерские…………………………….12
#1059;чебно-производственное оборудование……………………………15
Учебно-вспомогательные службы…………………………………..19
Условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских….……………….……………………………………………20
Вывод по второй главе ………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………...…….23
Список информационных источников ………………………………………..…….25
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена возрастающим интересом к теме «Учебно-производственные средства обучения» студентов в профессиональной образовательной организации. В современных образовательных учреждениях использование учебно-производственных средств является эффективным показателем профессиональной компетенции мастера производственного обучения и является неизменным компонентом целостного образовательного процесса.
Объектом курсового исследования выступают средства обучения в профессиональной образовательной организации.
Предметом курсовой работы являются учебно-производственные средства обучения.
Цель курсовой работы: дать характеристику учебно-производственных средств обучения студентов профессиональной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- выявить сущность понятия «средства обучения»;
-рассмотреть классификации средств обучения;
-определить сущность понятия учебно-производственных средств обучения;
-представить характеристику учебно-производственных средств обучения;
-охарактеризовать условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских.
Гипотеза: мы предполагаем, что в современных информационных источниках тема «Учебно-производственные средства обучения» освещена достаточно подробно.
Методы исследования: метод теоретического исследования (теоретический синтез; методы работы с литературой (конспектирование, цитирование, составление библиографии)).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения, списка информационных источников (20 библиографических описаний).
Глава 1 Средства обучения.
- Сущность понятия «Средства обучения»
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые мастером производственного обучения и студентами в процессе обучения.
Средства обучения:
1)"Обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней" (В.В. Давыдов);
2)"Материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося" (А.В. Хуторской) [20,с 315].
3) Это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагогов и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [16,с 220].
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется:
- задачами урока или занятия;
-содержанием учебного материала;
- применяемыми методами обучения;
-предпочтениям мастера производственного обучения.
Средства обучения в системе профессионального образования имеют очень важную функцию:
-служат непосредственному познанию действительности;
-обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении;
- позволяют наблюдать объекты и явления;
- не доступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств. Рассмотрим подходы к классификации средств обучения [18,с 238].
Классификация средств обучения
Классификация средств обучения:
1) по составу объектов – материальные (помещения, оборудование мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
2) по отношению к источникам появления - искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
3) по сложности - простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
4) по способу использования-динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
5) п особенностям строения-плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
6) по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
7) по носителю информации - бумажные (учебники, картотеки), магнито-оптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);
8) по уровням содержания образования - средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.);
- на уровне предмета (учебники);
- на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
9) по отношению к технологическому прогрессу:
-традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки);
- современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры);
- перспективные (вебсайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования);
10) по внутреннему содержанию .
Натуральные объекты (оригиналы) включают:
- образцы и коллекции минералов;
- горных пород;
- чучела животных;
- гербарии;
- консервированные влажные препараты;
- микропрепараты;
- реактивы;
- материалы.
К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также являются объектами изучения).
Изображения и отображения составляют группу, в которую входят:
-модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты);
- экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео и звукозаписи, радио и телепередачи, компьютерные программы).
Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.).
Технические средства обучения (ТСО):
- диапроекторы;
- кинопроекторы,
-кодоскопы,
-школьные радиоузлы;
-телевизоры;
- видеомагнитофоны;
-калькуляторы;
-компьютеры;
-мультимедийные проекторы и др.
К этой группе относятся также средства новых информационных технологий -компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники [16, с 227].
Вывод по первой главе
В первой главе мы выявили сущность понятия «средства обучения».
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают студентам материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые мастером производственного обучения и студентами в процессе обучения. Рассмотрели классификацию средств обучения: по составу объектов, по отношению к источникам появления, по сложности, по способу использования, по особенностям строения, по характеру воздействия, по носителю информации, по уровням содержания образования, по отношению к технологическому прогрессу, по внутреннему содержанию.
Глава #1059;чебно-производственные средства обучения.
Сущность понятия «учебно-производственные средства обучения»
Формирование общих и профессиональных компетенций студентов происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения-учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса:
-учебники; учебные и наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- учебно-методическая документация и пособия;
- справочные;
- нормативные;
-дидактические материалы.
Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения. В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
Рабочее место студента - это определенная часть площади учебной мастерской (лаборатории) с наиболее оптимально расположенными на нем оборудованием, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой, необходимыми для выполнения учебно-производственных работ, соответствующих требованиям программы производственного обучения. Рабочее место студента оснащается оборудованием индивидуального пользования, которое должно отвечать следующим основным учебно-техническим требованиям: типичность для профессии; современность конструкции; относительная простота в управлении; сравнительно небольшие габариты; оптимальная стоимость; удобство в эксплуатации и обслуживании; безопасность в работе.
Под рабочим местом мастера понимается определенная часть площади учебной мастерской, оснащенная с учетом обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательных и организационных функций по руководству процессом производственного обучения. профессиональный педагогический психология методика
Полигон - учебное подразделение профессионального образовательного учреждения, организуемое с целью создания необходимых условий для производственного обучения студентов я по профессиям, требующим достаточно хорошо отработанных профессиональных навыков к моменту прохождения производственной практики. Учебные полигоны оснащаются необходимым производственным действующим оборудованием, системами его обслуживания, испытательными стендами, тренажерами и другим учебно-производственным оборудованием, позволяющим организовать производственное обучение, максимально приближенное к реальным условиям.
Важную роль в нормальном функционировании процесса производственного обучения имеет его учебно-методическое обеспечение. Оно включает две составные части: учебно-методическую документацию и учебно-методические средства обучения. Основное назначение учебно-методической документации - определение содержания и основ планирования производственного обучения. Учебно-методические средства обучения-это материальные объекты, обеспечивающие оптимальное функционирование производственного обучения.
Под комплексным учебно-методическим обеспечением учебного процесса следует понимать планирование, разработку и создание оптимальной системы, учебно-методической документации и дидактических средств обучения, необходимых для полного и качественного обучения учащихся [19,с 218].
Далее мы представим характеристику учебно-производственных средств обучения.
Характеристика учебно-производственных средств обучения
Учебно-производственные средства являются основой учебно-материальной базы производственного обучения, включающей:
- учебно-производственные мастерские;
- оборудование;
- вспомогательные службы.
Учебно-производственные мастерские.
Учебные (учебно-производственные) мастерские являются структурными подразделениями образовательных организаций профессионального образования, предназначенными для производственного обучения студентов по соответствующим профессиям и осуществляющим производственную деятельность на началах хозрасчета.[9,с 86].
В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных навыков и умений студентов в процессе изготовления продукции, выполнения производственных заказав, заданий по обслуживанию населения при непременном соответствии этих работ, заказов и заданий требованиям программ производственного обучения. Здесь обучающиеся приобретают:
- навыки рациональной организации рабочего места;
- знакомятся с механизмами, инструментами;
-приспособлениями, необходимыми для выполнения работ;
- овладевают начальными навыками и умениями выполнения трудовых приемов, операций, способами выполнения работ комплексного характера;
- приучаются к производственной культуре, рациональному использованию учебного времени, соблюдению требовании безопасности труда, производственной и технологической дисциплины.
Учебные мастерские обычно встраиваются в торец учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей - переходом на уровне 1-2-го этажей. Сооружают мастерские и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный цикл не отвлекает учащихся в классах и лабораториях: пыль, копоть, газы не нарушают метеорологический климат учебного корпуса; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.
Организация и устройство учебных мастерских в первую очередь подчинены учебно-воспитательным целям. При этом работа мастерских рассчитана на 72 часа максимальной недельной нагрузки двухсменных занятий.
Корпус современных учебных мастерских имеет внешнюю, учебно-производственную и хозяйственную зоны. При наличии достаточных земельных площадей создается резервная зона для организации полигонов, автодромов и т.д.
Внешняя зона - это фасад корпуса мастерских и прилегающий к нему участок улицы или площади. Фасад, входы и подъезды оформляются с учетом эстетических требований. Периодически (один раз в 5 - 7 лет) производится капитальный ремонт или реконструкция фасада - своеобразной визитной карточки учебных мастерских. Его окраска должна быть радующей, праздничной. Прилегающая к фасаду территория должна иметь удобные подходы и подъезды, асфальтированные либо сделанные из железобетонных плит, пешеходные дорожки, проходную и стоянку для личного транспорта. Железобетонные заборы устанавливать не рекомендуется. Земельные участки училищ могут ограждаться зелеными насаждениями. Необходимо, чтобы внешняя зона находилась в органичной связи с учебно-производственной зоной, ее оформлением и интерьером. Благоустроенная внешняя зона не только украшает окружающую среду, но и формирует соответствующее мнение об образовательном учреждении.
В учебно-производственную зону входят специализированные учебные мастерские для обучения учащихся различным профессиям, цеха, производственно-вспомогательные, административные, бытовые и технические помещения. Под учебные мастерские отводится исключительно надземная часть помещений. В подвальных помещениях размещают подсобные, складские и им подобные службы. В здании учебных мастерских предусматриваются необходимые виды инженерного оборудования: горячее и холодное водоснабжение, центральное отопление, канализация, приточно-вытяжная вентиляция, электросиловые, слаботочные и другие устройства. В данной зоне устанавливаются также средства визуальной информации. Хозяйственная зона (хозяйственный корпус или блок) обычно размещается в глубине территории училища, имеет вход со стороны корпуса мастерских и обеспечивается отдельным выездом на улицу. На этой зоне возводятся хозяйственные постройки, склады, гаражи, навесы для инвентаря и другие подсобные службы. В ней размещаются площадки и контейнеры с грузоподъемными устройствами для сбора, сортировки и кратковременного хранения металлических, деревянных и прочих отходов. Ряд контейнеров оборудуется плотно закрывающимися крышками. Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-вспомогательным целям. Площади, подбор и расстановка оборудования определяются главным образом необходимостью обеспечить каждому студенту самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков по всем основным видам работ, предусмотренным учебными программами. Принимаются в расчет решения, позволяющие по мере необходимости без значительных материальных затрат проводить перепланировку и переоборудование помещений.
Планировка учебных мастерских предусматривает наиболее рациональное размещение и компоновку по функциональным признакам оборудования, технологической и организационно-технической оснастки, микропроцессорной техники, инвентаря, инженерных сетей и средств производственного обучения. Планировочные решения производятся с таким расчетом, чтобы они обеспечивали фронтальность обучения и осуществление на практике принципов операционно-комплексной системы.[#1089; 195].
Учебно-производственное оборудование.
Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности. Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные располагаются на первом этаже;
- слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные мастерские - на втором-третьем этажах.
Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором студенты отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профессионального образования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако, в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность студентам приобрести общие и профессиональные компетенции, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения [18,с 87].
В дидактике учебного оборудования приняты определенные классификации этой группы средств обучения:
1) по назначению – демонстрационное оборудование и лабораторное оборудование (раздаточный материал для учащихся);
2) по способу размещения приборов, установок, инструментов на рабочих местах преподавателя и студента - оборудование стационарное и оборудование переносное.
Тренажеры составляют особую группу технических средств. Это технические средства обучения, позволяющие имитировать трудовые (производственные) условия в учебно-производственном процессе. Тренажеры повышают эффективность формирования у учащихся производственных навыков
управления технологически ми процессами, определения причин неисправностей в технических объектах, выполнения и отработки сложных движений
и т.д. В настоящее время самые разнообразные тренажеры используются при
подготовке водителей автомобилей, операторов энергетических и химико-технологических установок, сварщиков и рабочих многих других профессий.
Тренажеры как средство, позволяющее моделировать технические объекты, производственную среду и соответственно деятельность студентов, должны отвечать педагогико-эргономическим требованиям, предусматривающим оптимальное сочетание технических, психолого-физиологических, дидактических параметров, В классификационной системе они могут быть отнесены к моделям управляемых технических объектов, воспроизводящих или имитирующих с различной степенью точности их характеристики. По конструкции и назначению применяемые тренажеры можно подразделить на три группы:
1) тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов, предназначенные для отработки приемов обслуживания и управления реальными объектами. К ним относятся, например, авто мобильные тренажеры,
тренажеры, моделирующие технологические установки химического производства, и т.д.;
2) тренажеры, предназначенные для формирования умений студентов, связанных с определенной интеллектуальной деятельностью. Например, тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования, аппаратуры и предназначенные для обучения поиску неисправностей; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиску причин брака;
3) особая разновидность тренажеров-тренировочные устройства, которые
предназначены для облегчения формирования какого-либо одного двигательного навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений. На-
пример, тренировочные установки для отработки координации движений рук
при отпиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой, координации движений рук при фигурном обтачивании деталей.
Организуя упражнения на тренажере, важно ознакомить студента со специальным визуальным языком, способами кодирования ин формации: формой, размером, пространственной ориентацией, буквами, цифрами, цветом, яркостью, частотой мельканий, логограмма ми, знаками изображения, используемыми в дисплеях, различного рода индикаторах, экранах, табло.
Как показали исследования и передовой педагогический опыт, рациональным является следующее построение обучения на тренажерах:
- задание мастером (преподавателем) на тренажере определенной ситуации, режима тренировки;
- анализ учащимися содержания задания;
- определение состояния моделируемой на тренажере системы выявление отклонений от нормы, их величины и характера;
- принятие студентом решения и определения алгоритма приведения системы в норму;
- работа учащихся с органами управления тренажером по приведению системы в норму, отработка способов деятельности, текущий контроль состояния системы на основе данных информационной части тренажера;
- анализ мастером (преподавателем) и студентом успешности упражнений но
показателям контрольного пульта управления тренажером;
- обоснование учащимися действий, выполненных на тренажере, и полученных результатов.
В области развития учебно-материальной базы образовательных организаций профессионального образования можно наметить несколько направлений,
наиболее эффективно учитывающих потребности современного учебного процесса, направленного на развитие личности и ее индивидуальности:
- возможность свободного доступа учащихся к различным источникам информации, в том числе удаленным базам данных, всем ин формационным ре-
сурсам Интернет, CD-ROM, DVD-ROM и др.;
- возможность различных видов деятельности с этой информацией, в том
числе ее переструктурирование, монтаж, использование различных видов наглядности (вербальной, графической, звуковой);
- наличие интерактивных характеристик в соответствующих обучающих системах.
Указанные направления могут иметь различные решения в зависимости,
например, от форм обучения (очное обучение-дистанционное обучение, базирующееся на компьютерных телекоммуникациях или на интерактивном теле-
видении) [16,с 227].
Учебно-вспомогательные службы
Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают:
- производственный участок - по отраслевым нормативам, в зависимости от специфики образовательной организации.
- инструментально-раздаточную кладовую-должна занимать площадь из расчета 0,05 м2 на одного учащегося, но не менее 15 м2.
- отдел технического контроля - занимает площадь не мение 0,04 м2 на одного учащегося.
- ремонтную мастерскую – по отраслевым нормативам, в зависимости от специфики образовательной организации.
- складское помещение - в зависимости от специфики образовательной организации (площадью 0,2 - 0,3 м2 на одно станочное место)[#1089; 113].
Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции. В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства. В практической деятельности мастера производственною обучения достаточно часто возникают проблемы организации и оборудования учебных и производственных помещений. К сожалению многие учебные заведения недостаточно осведомлены о правовых и нормативных актах, регламентирующих эти стороны организации производственного обучения. Поэтому необходимо очертить круг» установленных документами положений, которые могут быть основанием при профессиональной деятельности мастера.
Условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских
Эффективность производственного обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортной учебно-производственной среды, включающей компоненты-условия:
Материально- технические:
- достаточная площадь;
- наличие, размещение и исправное состояние оборудования, инструментов, оснастки;
- нормальное обеспечение сырьем и материалами;
- качественное и своевременное техническое обслуживание оборудования; соответствие требованиям безопасности труда и пожарной безопасности;
Санитарно-гигиенические:
- нормальное естественное и искусственное
освещение;
- соответствие помещения учебной мастерской, его состояния и
содержания санитарно-гигиеническим требованиям;
- оптимальный температурный режим, воздухообмен и вентиляция;
- минимально допустимый уровень запыленности, загазованности, шума оснащенность санитарно-гигиеническими устройствами и средствами для оказания первой медицин скорой помощи.
Эстетические:
- цветовая гамма окраски помещения и оборудования в соответствии с требованиями дизайна; озеленение; стиль и содержание оформления;
Технико-педагогические:
- взаимосвязь учебных мастерских при выполнении учебно-производственных работ (заказов);
- поддержание оптимального трудового режима студентов;
- обеспечение каждого студента нормально оснащенным индивидуальным рабочим местом;
- обеспечение условий для бригадной организации учебно-производственного труда студента;
- соответствие требованиям научной организации труда.
Производственное обучение в учебных мастерских обучающиеся проходят на специально организованных рабочих местах.
Рабочее место студента, независимо от профиля и профессии, должно соответствовать следующим общим требованиям:
- техническая исправность оборудования, наличие ограждений, заземлений, самовыключателей, защитных устройств, предохранителей и других средств безопасности работы учащихся;
- достаточная освещенность рабочей зоны;
- обеспечение условий для наименее утомительной рабочей позы учащегося и наиболее экономных движений;
- оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя;
- оснащение в случае необходимости аварийной сигнализацией или устройствами для дистанционной связи с мастером производственного обучения;
- удобство для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки.
В учебной мастерской оборудуется рабочее место мастера производственного обучения, рациональная организация и оснащение которого необходимыми средствами обучения во многом определяют качество его педагогической деятельности. Рабочее место мастера должно обеспечивать удобство, скорость и эффективность выполнения его функций по управлению учебно-производственным процессом, быть образцом научной организации, оснащения, оформления и содержания, обеспечивать нормальные условия для проведения коллективного инструктирования студентов [16,с 228].
Вывод по второй главе
Во второй главе мы определили сущность понятия « учебно-производственные средства обучения». Это формирование общих и профессиональных компетенций студентов происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения-учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники; учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы.
Представили характеристику учебно-производственных средств обучения.
Учебно-производственные средства обучения являются основой учебно-материальной базы производственного обучения, включающей: учебно-производственные мастерские, оборудование, вспомогательные службы. Охарактеризовали условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских. Эффективность производственного обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортной учебно-производственной среды, включающей компоненты-условия: материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические, технико-педагогические. Так же рассмотрели рабочее место студента, рабочее место мастера производственного обучения.
Заключение
В ходе рассмотрения темы мы убедились что учебно-производственные средства обучения обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В первой главе мы выявили сущность понятия «средства обучения».
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают студентам материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые мастером производственного обучения и студентами в процессе обучения. Рассмотрели классификацию средств обучения: по составу объектов, по отношению к источникам появления, по сложности, по способу использования, по особенностям строения, по характеру воздействия, по носителю информации, по уровням содержания образования, по отношению к технологическому прогрессу, по внутреннему содержанию.
Во второй главе мы определили сущность понятия «учебно-производственные средства обучения». Это формирование общих и профессиональных компетенций студентов происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения-учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники; учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы.
Представили характеристику учебно-производственных средств обучения.
Учебно-производственные средства обучения являются основой учебно-материальной базы производственного обучения, включающей: учебно-производственные мастерские, оборудование, вспомогательные службы. Охарактеризовали условия эффективного производственного обучения студентов в учебных мастерских. Эффективность производственного обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортной учебно-производственной среды, включающей компоненты-условия: материально-технические, санитарно-гигиенические, эстетические, технико-педагогические. Так же рассмотрели рабочее место студента, рабочее место мастера производственного обучения. В завершении курсовой работы мы можем сделать вывод. Гипотеза: в современных информационных источниках тема «Учебно-производственные средства обучения» освещена достаточно подробно.
Список информационных источников
1. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. - М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учебник / С.Я. Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.
3. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб.пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Академия, 2009. - 335 с.
4. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 448 с.
6. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения): учеб.пособие / В.С. Кукушин. - М.: МарТ, 2003. - 368 с.
7. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения: учеб.пособие / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 474 с.
8. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб.пособие для пед. вузов / М.М. Левина. - М.: Академия, 2011. - 272 с.
9. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - 297 с.
10. Общая и профессиональная педагогика: учеб.пособие для пед. вузов / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 365 с.
11. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб.пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан; под общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
12. Педагогика: учебник для пед. вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 608 с.
13. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для пед. вузов / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
14. Крившенко,Л.П. Педагогика: учебник /Л.П.Крившенко,М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби: Проспект, 2014. - 432 с.
15. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2012. - 256 с.
16. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИД САФУ, 2014. - 553 с.
17. Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.;
18. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 608 с.
19. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для пед. вузов / В.А Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
20. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в кот...

Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности
"Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности" работа заочного тура конкурса "Учитель года"...

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.
Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Использование информационно-коммуникативных технологий, современных средств обучения, технологии дистанционного обучения
Тесты «Знаете ли вы Великобританию?»...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).
Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
УДК 373.31 ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. ЧООДУ (ЧАШ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УДАЛЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан» направлена на формирование основ компьютерной грамотности граждан и готовности их к работе с...