Как помочь молодым специалистам
методическая разработка
Молодые специалисты не могу сразу оцеить свою рботу. Можно предложить следующие пункы оценивания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада:
Как помочь молодому специалисту оценить свои успехи
Карташова Татьяна Сергеевна,
учитель английского языка
МБОУ Гимназии 8
им.академика Н.Н. Боголюбова
Работать молодым специалистом в школе не все хотят, а иногда и не все могут. Есть много требований к современному образу педагога, и к молодым специалистам требования ни чуть не ниже, а иногда и выше. Многие выпускники ВУЗов, приходя работать в школу, сталкиваются с тем, что и не понимают, а что же от них хотят, к чему им стремиться, чтобы достичь результатов. Как оценить себя после месяца или года работы?
Не секрет, что даже после окончания ВУЗа молодым специалистам, пришедшим работать в школу требуются абсолютно новые навыки и умения. Сегодня педагогическое сообщество активно обсуждает особую ценность ключевых компетенций и новых видов грамотности учащихся, которые рассматриваются как важные результаты образования. В XXI в. акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческому подходу к делу. Учителя должны научить детей навыкам самообразования, самообучения, а для этого должны активизироваться и настроится на новые тенденции.
Системе образования нужны педагоги, которые не только знают свой предмет, а умеют его преподавать с учетом потребностей и возможностей подрастающего поколения. Вот тут-то со множеством проблем в профессиональной деятельности сталкиваются как молодые специалисты, так и опытные коллеги. К счастью, современным подходам к преподаванию можно научить.
Современный педагог — это специалист, который должен знать, чему учить, как учить, и с помощью каких ресурсов (как организовать образовательную деятельность учеников таким образом, чтобы каждый из них достиг образовательного результата). Он должен уметь управлять образовательным процессом, и, в первую очередь, мотивировать ребенка на обучение и научить учиться. Для этого ему необходимо:
- хорошо разбираться в нормативно-правовой базе, регламентирующей образовательную деятельность (ориентироваться в образовательных стандартах);
владеть современными методиками преподавания — «идти в ногу со временем»;
использовать технологии, учебное оборудование и средства обучения: от интерактивной панели до сетевого взаимодействия;
выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, администрацией- вести документацию (электронный журнал),
- непрерывно повышать уровень профессиональных компетенций.
Получается, что современному педагогу уже не достаточно традиционных навыков для качественной и эффективной профессиональной деятельности, базы, которую они получили в ВУЗах. Значит им нужно овладеть дополнительными компетенциями, чтобы стать профессионалами.
Что же должны оценить в своей работе молодые, а иногда и опытные педагоги?
Предлагаю рассмотреть 9 «современных навыков», которыми сегодня должен обладать каждый педагог.
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ — АДАПТИВНОСТЬ
Адаптивность — профессионально значимое качество современного педагога. В стремительно изменяющихся условиях цифрового века педагоги должны быть гибкими, способными адаптироваться к тем изменениям, которые появляются на их профессиональном пути. Сегодня от педагога требуют обеспечить высокие баллы ЕГЭ, использовать компьютерные технологии, владеть компетентностным подходом, воспитывать патриотизм, развивать креативность. Все эти задачи педагогам приходится решать в условиях непрерывных модернизационных изменений. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями.
2. УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ
Для того, чтобы преподавание было максимально успешным и продуктивным, педагог должен быть уверен в своих силах и знаниях, чтобы лучи этой уверенности проникали в учеников, заряжали и вдохновляли их на новые свершения и достижения. Первый шаг — честность, будьте готовы признать, что вы не гуру, знающий все на свете. Второй шаг — не бойтесь признаться перед учащимися, что вам нужно что-то сверить или посоветоваться с коллегами, или освежить некоторые знания. Главное, быть открытым и честным. К таким людям всегда относятся с доверием и пониманием, что не может не вселять уверенность в собственных силах. Следующий шаг – компетентность, которую нужно постоянно повышать. Без этого педагог не может развиваться и быть интересным ученикам. Сегодня постоянно разрабатываются новые методики преподавания, появляются интересные технологии, учебное оборудование, средства обучения. Уверенность приходит с компетентностью, а сама по себе уверенность ничего не значит. Это важно помнить молодым специалистам.
3. КОМАНДНЫЙ ИГРОК
Для эффективного решения задач, стоящих перед системой образования необходимо, чтобы педагоги не просто знали друг друга, но и могли общаться, создавая эффективные работающие сообщества. В идеале желательно добиться того, чтобы представители органов управления образованием, директора школ и центров дополнительного образования, представители различных профессиональных сообществ, вместе с преподавателями стали одной командой единомышленников, которые помогают и поддерживают друг друга. В условиях, когда количество учащихся в классах велико и ресурсов недостаточно, важно объединить всех заинтересованных в повышении качества образования и работать друг на друга. При этом командные игроки должны относятся к другим членам команды с уважением, вежливо и обходительно — не время от времени, а постоянно, и не по приказу начальства, а от души. Кроме того, они должны демонстрировать понимание, поддерживать коллег, помогать выполнять их часть общей работы. Демонстрация приверженности делу и преданности команде, совместное решение проблем обязательно приведет к успеху!
4. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Современный педагог должен не только учить – но и постоянно учиться, развивая в себе эту способность. Те, кто не учатся – не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами – получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации – так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Здесь одним из эффективных средств выступает взаимопосещение уроков коллег, не обязательно по своему предмету.
5. ТВОРЧЕСКИЙ ПЕДАГОГ — КРЕАТИВНЫЕ ВОСПИТАННИКИ
Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т.п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества. Творчество можно сделать традицией в организации учебного процесса, использовать наиболее эффективные стратегии обучения, рассматривать креативность как важный навык, который пригодится учащимся в течение всей жизни и создать программу для развития этого навыка у учащихся. Будет правильным использовать эмоциональные связи, т.к. лучшая инструкция по творчеству связана с эмоциями ученика. Пересмотрите свое отношение к ошибкам, если дети не готовы ошибаться, они никогда не придумают ничего оригинального. Дайте учащимся возможность задавать вопросы и проводите уроки на которых у них будет возможность удивляться и исследовать, найдите способы включить в учебных процесс искусство, музыку и культуру, т.к. они играют центральную роль в творческих начинаниях, учат принимать креативные решения и позволяют значительно повысить качество образования по любому предмету.
6. НЕФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
Эффективный педагог-наставник, который не только доносит до ученика знания, но и выясняет то, как ученик может осваивать знания эффективнее всего. Он знает в чем «слабые места» ученика и какими методами лучше всего восполнить пробелы, в какой форме материал будет им усвоен лучше. Опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут для изучения предмета. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном» для учащихся. Педагогу необходимо знать приоритеты и цели детей в классе или группе. Безошибочно определять, кто из ребят пользуется наибольшим авторитетом и почему. Именно такой педагог может стать хорошей моделью для подражания не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни.
7. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ И РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Современные молодые педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Организованность педагога, его способность осуществлять упорядоченные действия во многом определяет не только более высокий уровень достижений учеников, но и позволяет расширить их возможности при овладении навыками необходимыми в школе и жизни. Грамотное управление учебным процессом учит самоорганизации и саморефлексии, позволяет развивать критическое и креативное мышление, способность адаптироваться, желание быть страстными и гибкими при решении проблем.
8. ПОНИМАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ
Технологизация учебного процесса и внедрение инноваций идет быстрыми темпами. Внедрение технологий всегда будет определяться отношениями «учитель — ученик», потому что именно там происходит образование. Технологии могут быть очень эффективным инструментом, но это всего лишь инструмент. Технологии не предназначены для замены педагога, скорее, идея заключается в создании такой среды обучения, которая позволит переключить организацию учебного процесса с «театра одного актера» на сотрудничество и продуктивную учебную деятельность.
Современное учебное оборудование и средства обучения создают новые возможности для обучения. Появляются возможности для персонализированного обучения, возникают новые модели сотрудничества, становится шире спектр инновационных и привлекательных для учащихся стратегий обучения. Технологии позволяют больше экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь, помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс и являются ресурсом для организации продуктивной учебной деятельности учащихся. Технологии помогут педагогу автоматизировать или упросить выполнение ряда утомительных обязанностей, обеспечат мгновенный доступ к нужной информации и воспитывают важные навыки по работе с источниками. Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. Современный педагог должен быть в курсе тенденций развития технологий в образовании, уметь сравнивать и выбирать инновационные продукты и образовательные ресурсы, созданные для повышения качества образования, и быть готовым научится использовать новые технологии и учебное оборудование в учебном процессе.
9. УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИЕЙ
Это искусство XXI в., без которого уже немыслимо современное преподавание. Сегодня все педагоги находятся в режиме онлайн, а это значит, что у них есть «репутация в Интернете». Современные педагоги должны знать, как управлять своей онлайн-репутацией и какие социальные сети подходят для этого. Возможны две линии поведения. Первая, когда педагог ценит свое внутреннее пространство, а потому не выходит в социальные сети, или если он и имеет свой аккаунт, но не добавляет учеников в «друзья». Вторая линия — педагог включает в круг интернет-друзей своих воспитанников и контактирует с ними в социальных сетях. Это требует от педагога высокого уровня информационной культуры, которая стала неотъемлемой частью общей культуры человека. Если говорить об информационной культуре педагога, то она включает и способность влиять на информационную культуру ученика, формировать ее. Еще одно правило — помогайте. Надо участвовать в различных сетевых сообществах, в том числе профессиональных, организовывать группы по интересам. Участие педагога в интернет-жизни учеников требует большой ответственности, и фактически лишает его частной жизни в социальных сетях.
Мы рассмотрели только 9 из множества навыков, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Их развитие и тонкая шлифовка могут помочь молодым педагогам оценить себя, как профессионала, и как личность.
Первые шаги работы с молодыми специалистами
1)Встреча, беседа, анкетирование
- 1. Входная диагностика – оцени себя
- Анкета для молодых педагогов№ 1
- Уважаемый педагог! Просим Вас ответить на несколько вопросов в целях усовершенствования работы с молодыми специалистами.
- 1. Ваш возраст ____________
- 2. Образование (вуз, специальность, дата окончания)
- 3. Почему Вы решили пойти работать в школу:
- - не смог найти другую работу, а эта работа более-менее близка к моей специальности по диплому;
- - меня привлекает работа с детьми;
- - работа педагога представляется интересной, творческой;
- - свой вариант: _____________________________________________________
- 4. Совпали ли Ваши представления о работе с реальностью?
- 5. С какими трудностями Вы столкнулись в первое время, когда пришли на работу?
- 6. Каким было отношение к Вам коллег и администрации (подчеркните).
- Дружелюбное По-разному Скорее, негативным
- 7. Нравится ли Вам работа?
- - да, я полностью удовлетворен - средне - не удовлетворен
- 8. Больше всего мне нравится в работе то, что __________________________ _
- 9. Больше всего мне не нравится
- 10. Требуется ли Вам поддержка как молодому специалисту (методическая, психологическая и т. д.)? ____________________________________________ __________________________________________________________________
2) Повторная встреча через 3 месяца – круглый стол, анкетирование, мониторинг
Промежуточная диагностика
Анкета для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки?
Да (я всё знаю и умею) Нет (я многого не знаю, мне сложно) Частично (иногда испытываю затруднения)
2. Испытываете ли Вы трудности в общении (если да, подчеркните)
с учащимися с родителями учащихся с коллегами с администрацией с обслуживающим персоналом другое (допишите)
3. Укажите вид (или виды) деятельности, по которому Вы испытываете трудности, поставив знак «+» в соответствующем столбце.
Планирование работы перспективное и календарно-тематическое
Взаимодействие с семьями учеников
Создание благоприятного микроклимата в классе
Организация учебной деятельности
Организация самостоятельной деятельности детей
Другое (запишите)
4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
1.Cамообразованию
2.практико-ориентированному семинару
3.курсам повышения квалификации
4.мастер-классам
5.творческим лабораториям
6.индивидуальной помощи со стороны наставника
7.школе молодого специалиста
8.посещение уроков другое (допишите)
5. В какой методической помощи Вы нуждаетесь в первую очередь (пронумеруйте в порядке выбора)
1.в консультациях по нормативным документам гимназии,
2.в методических консультациях по отдельным разделам (указать по каким),
3.в просмотре открытых занятий у опытных коллег(уточнить виды занятий)
4.в знакомстве с передовым педагогическим опытом (указать тематику)
5. Какие цели и задачи в профессиональном росте Вы ставите перед собой на ближайшее время? На этот учебный год?
3)Итоговая анкета, подведение итогов года
- Запишите, что особенно удается вам на уроке
- Какие элементы урока недостаточно удаются вам
- Вы легко обеспечиваете творческую, сознательную, деятельностную дисциплину на уроке без применения репрессивных мер
4. Вы нуждаетесь в методической поддержке? Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь вам?
5. По каким разделам учебной работы вы могли бы помочь своим коллегам?
6. Вы всегда готовы дать открытый урок, в ходе которого вы можете показать:
* интересные находки
* новые для вас методики
* новые приемы, формы работы
7. Сколько времени уходит у вас на подготовку к каждому уроку:
8. Опишите свой самый успешный урок
Сколько у вас на каждые 10 уроков:
- отличных
- хороших
- средних
- уроков, которые вам самим не понравились
9. Поставьте оценку успешности следующим фазам и элементам вашего урока:
* организационно-психологический момент
* формы и успешность проведения опроса
* корректность в выставлении оценок
* объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся
* обеспечение высокого качества обучения детей на каждом уроке
* закрепление изученного материала
* умение выдавать домашнее задание
4) Работа по программе наставничества
1. Закрепление стажерских пар
2. Контроль работы пар каждый месяц
3.Мониторинг удовлетворенности молодых специалистов – использование кругов
4.Индивидуальные собеседования: путь к успеху молодого специалиста
5) Ожидаемые результаты, когда молодые специалисты способны себя оценить
- высокий уровень включенности молодых или новых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе;
- качественный рост успеваемости и улучшение поведения в классах;
- сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта молодого специалиста
Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего...
Размышления молодого специалиста
Хочется всем молодым специалистам сказать:«Возвращайтесь в свой родной город! Только в наших молодых и сильных руках он вновь сможет стать прекрасным и цветущим!»...

Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...

АНАЛИЗ ОБРАЗА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
В рамках дисциплины «Иностранный язык» мы решили провести работу со студентами старших курсов по анализу образа молодого специалиста в произведениях английской литературы 20 века. Свою работу мы ...

«РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных сп...

Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственн...
Проект: «Проектно-исследовательская деятельность как стимул повышения компетенций молодых специалистов СПО» Номинация "Больше, чем профессия"
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь не...
