Рабочая программа по физике (9 класс) для индивидуального обучения (РАС)
рабочая программа
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения (РАС)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Приложение к
образовательной программе
основного общего образования
приказ от 09.08.2017г № 179-о
Рабочая программа учебного предмета
Физика (индивидуальное обучение)
_9 класс_
_70_ часов_
Составитель:
Кулаева И.Н.
учитель физики
Согласовано Протокол заседания методического объединения от 28.05.2017г № 4 | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________/Е.Е.Аксенова/ |
Югорск
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы и в соответствии с учебным планом (по 1 учебному часу в неделю в 7, 8, 9 классах соответственно). За основу данной программы взята Программа «Физика 7-9 классы.» Автор программы А. В. Перышкин. Содержание Рабочей программы адаптировано к уровню классов.
Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Изучение физики основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Важными коррекционными задачами курса являются:
- развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
- формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
- развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
- развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ОВЗ в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися учебного материала по физике программа нацелена на формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.
Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.
Рабочая программа для учащихся 9 классов с ОВЗ рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю) и соответствует учебному плану школы. В процессе прохождения материала курса осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, лабораторных работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа.
Формы организации: индивидуальная.
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ:
Основное содержание
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «Энергия», «излучение», «квант». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
В работе с подростками с ОВЗ особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с книгой, простейшими приборами (весы, мензурки, калькулятор и т.п.)
9 класс
Механические явления ( 16 часов)
Неравномерное движение. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Явление инерции. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Механические волны. Длина волны. Звук.
Лабораторные работы и опыты
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Электрические и магнитные явления (10 часов)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна.
Лабораторные работы и опыты
Исследование магнитного поля катушки с током.
Квантовые явления (9 часов)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Календарно-тематическое планирование по физике
Календарно-тематическое планирование по физике
9 класс
№ | Наименование разделов и тем | Содержание | Дата | Скор. сроки |
1 | Механические явления | 16 | ||
1.1 | Неравномерное движение. Ускорение. | Неравномерное движение. Ускорение. Равноускоренное движение. | 6.09 | |
1.2 | Равноускоренное движение. | Ускорение. Равноускоренное движение. | 13.09 | |
1.3 | Свободное падение тел. | Свободное падение тел. | 20.09 | |
1.4 | Лабораторная работа: Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения. | Неравномерное движение. Ускорение. Равноускоренное движение. | 27.09 | |
1.5 | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | Явление инерции. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. | 4.10 | |
1.6 | Третий закон Ньютона. | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 11.10 | |
1.7 | Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. | Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. | 18.10 | |
1.8 | Импульс. Закон сохранения импульса. | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 25.10 | |
1.9 | Энергия. Ее виды | Энергия. Ее виды. Энергия в жизни человека | 8.11 | |
1.10 | Закон сохранения энергии | Закон сохранения механической энергии. | 15.11 | |
1.11 | КР «Механические явления» | 22.11 | ||
1.12 | Механические колебания. | Механические колебания. Энергия колеб. Движения. Виды колебаний | 29.11 | |
1.13 | Период, частота и амплитуда колебаний. | Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. | 6.12 | |
1.14 | ЛР: Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити. | Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. | 13.12 | |
1.15 | Механические волны. Длина волны. Звук. | Механические волны. Длина волны. Звук. | 20.12 | |
1.16 | КР «Механические явления» | 27.12 | ||
2 | Электрические и магнитные явления | 10 | ||
2.1 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.. | 10.01 | |
2.2 | Сила Ампера. | Сила Ампера. | 17.01 | |
2.3 | Электромагнитная индукция. | Электромагнитная индукция. | 24.01 | |
2.4 | Электродвигатель. Опыты Фарадея. | Электродвигатель. Опыты Фарадея. | 31.01 | |
2.5 | Правило Ленца. | Правило Ленца. Переменный ток. Трансформатор. | 7.02 | |
2.6 | Трансформатор. | 14.02 | ||
2.7 | Лабораторные работы: Исследование магнитного поля катушки с током. | Магнитное поле катушки с током. | 21.02 | |
2.8 | Передача электрической энергии на расстояние. | Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. | 28.02 | |
2.9 | Принципы радиосвязи и телевидения. | Принципы радиосвязи и телевидения. Свет - электромагнитная волна | 7.03 | |
2.10 | КР «Электрические и магнитные явления». | 14.03 | ||
3 | Квантовые явления | 9 | ||
3.1 | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. | 21.03 | |
3.2 | Состав атомного ядра. | Состав атомного ядра. Электроны , протоны, нейтроны | 4.04 | |
3.3 | Зарядовое и массовое числа. | Зарядовое и массовое числа. Энергия связи атомных ядер. | 11.04 | |
3.4 | Ядерные силы. | Ядерные силы. | 18.04 | |
3.5 | Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. | Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. | 25.04 | |
3.6 | Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. | 4.05 | |
3.7 | Экологические проблемы работы атомных электростанций. | Экологические проблемы работы атомных электростанций. | 11.05 | |
3.8 | Итоговая КР | 16.05 | ||
3.9 | Обобщение по курсу 9 класса | 23.05 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
Система аттестации обучающихся с ОВЗ
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
- стартового (предварительного) контроля, имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года;
- текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными актами;
Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное оценивание результатов обучения. Успешность освоения учебных программ обучающихся оценивается в форме 5 балльной отметки по итогам четвертей и учебному году.
Письменные и устные работы включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка за итоговую проверочную работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за аттестуемый период.
Итоговый (годовой) контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебного года. Оценка за итоговую работу фиксируется учителем в журнале и учитывается при выставлении оценки за год. При этом используются разные формы контроля:
- Контрольные работы;
- Практические работы;
- Тестовые задания;
- Устные ответы на уроках и т.д.
В школе принята 5-бальная система отметок всех работ детей с ОВЗ. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с требованиями образовательных программ и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя.
Перечень учебно-методических средств обучения:
Основной:
1. Перышкин А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных
учреждений. М.: Дрофа, 2008 г.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.
3. Марон А.Е. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2005
4. Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7, 8, 9 кл. М.: Просвещение,
2005.
Дополнительный:
5. CD-диск Физика 7 – 11 класс. Кирилл и Мефодий, 2007
Пособия для учителя:
7. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 9 класс. М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие на тему: «Профессиональная направленность обучения физики»
Наш медицинский колледж принимает студентов на базе неполной средней школы. У этих студентов бытует мнение, что физика — это чисто «техническая» наука и что к медицине она никакого отношен...

Лекционно – практическая система обучения в курсе физики Саратовского областного педагогического колледжа
Статья, обобщающая личный опыт автора по использованию лекционно-практической системы обучения на уроках физики....

Реализация научно-методических подходов в обучении физике на уровнях среднего и профессионального образования.
На основе научно-методических разработок автора по модернизации содержания обучения физике на уровнях общего и среднего профессионального образования проведе...

Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.
По данным диагностических исследований, проводимых в течение последних лет, уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не...

Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
программа профессионального развития...
Рабочаяпрограмма ОП. 03 "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Техническое оснащение 2016-2017...

Педагогический опыт: Методические материалы для преподавателя По теме: «Дистанционные технологии в системе образования» Дисциплина: «Cовpеменные технологии обучения физике. Инновации в школьном физичеcком обpазовании» Специальность: преподаватель физики
Дистанционные технологии в системе образования...