Главные вкладки
Адаптированная рабочая программа по дисциплине «ЛИТЕРАТУРА» для профессии: 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе профессиональной подготовки 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая программа по курсу «Литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования – воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства обучающегося. В родной литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи студентов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 162.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Шарьинский аграрный техникум Костромской области»
Адаптированная рабочая программа
Дисциплина «ЛИТЕРАТУРА»
Для рабочей профессии: 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»
(для лиц с ограниченными возможностями здоровья)
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе профессиональной подготовки 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая программа по курсу «Литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования – воспитание гражданина, патриота своего Отечества.
Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства обучающегося. В родной литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи студентов
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «литература» является частью общеобразовательных дисциплин в составе адаптационного цикла цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование общего представления об историко-литературном процессе; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров; поиск, систематизация и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
- развитие эстетического сознания через освоение наследия русских мастеров слова;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое и духовное многообразие окружающего мира;
- формирование умения аргументировать собственное мнение.
Метапредметных:
- развитие логического мышления, самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений;
- развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,
- выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Предметных:
- овладение навыками и приёмами филологического анализа текста художественной литературы.
- формирование коммуникативной грамотности;
- формирование практических умений и навыков по самостоятельному созданию собственных текстов различных стилей и жанров.
В результате изучения учебной дисциплины «литература» обучающийся должен:
Уметь:
чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста, динамику авторских чувств; видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения;
выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, доклад, сообщение).
Знать/понимать:
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
необходимость систематического чтения как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
восприятие родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской культуры.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -80 часов;
практические работы – 52 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АД.08 Родная литература
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
практические работы | 52 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов, тем | № пары | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа слушателей | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Древнерусская литература | 1 | Введение. Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков. | 2 | 1 |
2 | Практическое занятие «Слово о полку Игореве» как художественный и исторический памятник культуры | 2 | 2 | |
Раздел 2. Литература русского Просвещения XVIII века | 3 | Практическое занятие Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. | 2 | 1 |
4 | Практическое занятие Н.М. Карамзин и А.Н. Радищев как основоположники сентиментализма в русской литературе. | 2 | 2 | |
5 | Практическое занятие Идейно-художественное своеобразие повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» | 2 | 1 | |
6 | Д.И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии. | 2 | 2 | |
7 | Лирические произведения (стихотворения) К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский | 2 | 1 | |
8 | Баллады В.А. Жуковского «Светлана», «Эолова арфа» | 2 | 2 | |
Практическое занятие Контрольная работа по теме «Литература начала XVIII века» | 2 | 1 | ||
Раздел 3. Литература XIX века | 10 | Практическое занятие Зарождение романтизма в русской литературе. А.С. Пушкин «Цыганы» | 2 | 1 |
11 | Практическое занятие Отражение эпохи в прозе М.Ю. Лермонтова. | 2 | 2 |
12 | Н.В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя. | 2 | 2 | |
13 | Практическое занятие И.С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей». Роман «Рудин». | 2 | 2 | |
14 | Практическое занятие «Лишние люди» в романах И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Накануне». | 2 | 2 | |
Раздел 4. Литература XX века | 15 | Любовь в творчестве С. Есенина и А. Блока | 2 | 1 |
16 | Практическое занятие Сравнительный анализ произведений С.Есенина и А.Блока. | 2 | 2 | |
17 | Практическое занятие Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков. | 2 | 1 | |
18 | Практическое занятие Анализ рассказа Л.А.Андреева «Ангелочек», «Бездна» | 2 | 2 | |
19 | Практическое занятие Анализ повести В.Набокова «Машенька» | 2 | 2 | |
20 | Практическое занятие Тема любви в прозе А.И.Куприна, И.А.Бунина, Л.А.Андреева | 2 | 1 | |
21 | Творчество поэтов Серебряного века | 2 | 2 | |
22 | Практическое занятие Судьба литературных деятелей Серебряного века | 2 | 1 | |
23 | Практическое занятие Романтизм в ранних рассказах М.Горького | 2 | 1 | |
24 | Практическое занятие Своеобразие героев и особенности конфликтов в произведениях М.Горького | 2 | 1 | |
25 | Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека». А.Платонов. | 2 | 1 |
26 | Практическое занятие Традиции романа утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве Е.Замятина. | 2 | 1 | |
Раздел 5. Литература о Великой Отечественной войне | 27 | Практическое занятие Великая Отечественная война в художественной литературе | 2 | 2 |
28 | Собирательный образ русского солдата (по произведениям советских писателей). | 2 | 1 | |
29 | Практическое занятие Тема патриотизма в произведениях Ю.Бондарева «Батальоны просят огня», «Горячий снег». | 2 | 2 | |
30 | Практическое занятие Тема патриотизма в произведении М.Шолохова «Они сражались за Родину | 2 | 2 | |
31 | Практическое занятие Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Кондратьева. | 2 | 1 | |
32 | Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях Б.Васильева. | 2 | 1 | |
33 | Стихотворения о Великой Отечественной войне (А.Т.Твардовский, К.С Симонов) | 2 | 1 | |
34 | Образ солдата-героя в поэмах А.Т.Твардовского | 2 | 1 | |
35 | Практическое занятие Анализ поэмы А,Т.Твардовского «Василий Теркин» | 2 | 1 | |
Раздел 6. Поэзия и проза 70- 90-х годов XX века | 36 | 71,72 Практическое занятие Тема Родины в творчестве поэтов-«шестидесятников». | 2 | 1 |
37 | Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко, А.Вознесенского. | 2 | 2 | |
38 | Возрождение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. | 2 | 1 | |
Раздел 7. Родная литература на современном этапе | 39 | Практическое занятие Особенности литературного процесса конца XX-начала XXI века. | 2 | 2 |
40 | Практическое занятие Дифференцированный зачёт по учебной дисциплине | 2 | ||
Итого | 80(52) |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете «Русский язык, литература»
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся (26)
- рабочее место преподавателя (1)
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Рекомендуемая литература:
Учебники и учебные пособия
- Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2021,. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2021
- Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2021.
- Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева., 2021 Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2021. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2021.
- Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2021.
- Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2021.
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2021.
- Литература. 10 кл. Курдюмова Т.Ф. , М, 2021. Литература. 11 кл. Курдюмова Т.Ф., ч. 1., М, 2021.
- Литература. 11 кл. Курдюмова Т.Ф., ч. 2., М, 2021.
Для преподавателей
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.№413"
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования», Рекомендации Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Дополнительная литература
- История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
- История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
- Литература Древней Руси и XVIII века. /Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников./Учебное пособие.-М.1996.
- История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.2001.
Интернет-ресурсы
- www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
- www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения дифференцированного зачета для которого разработан комплект контрольно- измерительных материалов на бумажных носителях.
Текущий контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умеет осуществлять речевой самоконтроль | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
самостоятельно создавать логически связные и завершённые по смыслу устные и письменные тексты | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности; | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
использовать ознакомительно – изучающий вид чтения; | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
извлекать необходимую информацию из учебников; | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка; | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
соблюдать нормы речевого поведения в ситуациях общения; | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
Знает смысл понятий: литературный процесс, литературная норма, литературоведческий анализ | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
Основные этапы литературного процесса | Выполнение заданий практических и самостоятельных работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин...

ОП.07. Компьютерная грамотность Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»...

Программа учебной дисциплины "Психология общения" для профессий 18511 "Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования"
Программа «Психология общения» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18511 «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяй...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ. Для специальности: 34.02.02. Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Рабочая программа по истории разработана для специальности медицинский массаж, но можно использовать и для других специальностей второго курса СПО с обязательной аудиторной учебной нагрузкой обуч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности профессия 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельностипрофессия 35...
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОД.04 "Эффективное поведение на рынке труда" для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОД.04 "Эффективное поведение на рынке труда" для лиц с ограниченными возможностями здоровьяпо профессии 19601 Ш...

