Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.02 Техническая механика
методическая разработка

Для специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srs_tehnicheskaya_mehan_sed.docx516.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Министерство образования и науки

Республики Саха (Якутия)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Алданский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.02  ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

_____________________________

(индекс и наименование дисциплины)

Основной профессиональной образовательной программы

08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

_______________________________

(код и наименование ППКРС, ППСЗ)

среднего профессионального образования

Алдан

2018 г.


Согласовано

на заседании кафедры

Протокол №_______ от  _____________

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по ППКРС/ППССЗ     08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Согласовано

Научно-Методическим советом

техникума

Протокол №_______ от  _____________

Утверждены

Зам. директора по УПР      Бондаренко А.Н.

«____» __________ 20___г.

Разработчик:

Пахомова О.Г               преподаватель ГАПОУ РС (Я) АПТ           _____________________

        (ФИО)                                (должность)                                                     (подпись)


  1. Пояснительная записка

ОП.02  ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА является дисциплиной общепрофессионального цикла в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

Основными целями самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) являются:

        -  закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний и практических умений, полученных во время аудиторных занятий;

- самостоятельное овладение учебным материалом;

- формирование умений использовать дополнительную, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- развитие исследовательских умений.

На самостоятельную работу в курсе изучения дисциплины отводится ____69___ часов.

  1. Тематический план СРС

Тема

Вид работы

Количество часов

Методы контроля

1

Введение

Реферат

4

Заслушивание реферата на занятии

2

Основные понятия и аксиомы статики

Выучить аксиомы

2

самостоятельная работа

3

Плоская система сходящихся сил

Решение задач

7

проверка решения задач

4

Плоская система произвольно расположенных сил.

Внеаудиторное изучение литературы

7

Устный опрос

5

Статика сооружений

Решение задачи

6

проверка решения задачи

6

Центр тяжести

Решение задачи

4

проверка решения задачи

7

Кинематика

Решение задач

4

проверка решения задач

8

Динамика

Решение задач

4

проверка решения задач

9

Растяжение и сжатие

Внеаудиторное изучение литературы

6

Устный опрос

10

Кручение

Внеаудиторное изучение литературы

4

Устный опрос

11

Изгиб

Внеаудиторное изучение литературы

8

Устный опрос

12

Общие сведения о передачах

Реферат

6

Заслушивание реферата на занятии

13

Общие сведения о редукторах

Реферат

6

Заслушивание реферата на занятии

Всего

                                           69                                  часов

Рекомендуемая литература, источники информации:

  1. Олофинская В. П. Техническая механика. Уч.пос.,2015
  2. В.П.Олофинская. Техническая механика: Курс лекций. Уч.пос.
  3. Эрдеди А.А., Эрдэди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. -М.: Издательский центр «Академия», 2011.-320с.
  4. Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Детали машин.-М.: Издательский центр «Академия», 2014-528с
  5. Вереина Л.И. Техническая механика. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176с.
  6. Вереина Л.И., Краснов М. М. Техническая механика. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.-352с.

Дополнительные источники:

1.Вереина, Л. И., Краснов М. М.: Техническая механика, Академия, 2010 . – 288 с.

2.Сафонова Г.Г. Техническая механика. :М., ИНФРА-М , 2009 г., 320 с.

     Интернет- ресурсы.

1.Информационно-образовательный портал

http://bcoreanda.com/ShowObject.aspx

2. Техническая механика. Курс лекций.

http://building-structures.ru/index.php/tekhnicheskayamekhanika/ 104-kurs-lektsij

3. Техническая механика. Лекции по дисциплине.

http://umk-spo.biz/articles/profdis/obcproflek/texmexanlekcii

  1. Самостоятельная работа №1

Введение               

Цель: приобщить студентов к самостоятельной работе

Уровень: частично-поисковый (творческий)

Задание: выполнение реферата по заданной теме.

Форма контроля: публичная защита реферата

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 4 часов

Задание: Роль технической механики в жизни человека.

Критерии оценивания:

«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата  составляет 8-10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 6-8 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 6 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема  раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Порядок выполнения  задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо написать реферат, в котором показать  роль технической механики в жизни человека, описать один/несколько   изобретений в механике. Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам,  приведенным ниже.

Реферат должен быть оформлен на листах формата А4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 1; содержание, оформление которого представлено в приложении 2; список литературы. Объём реферата должен быть не менее 10 листов.

Реферат должен состоять из:

  • введения, в котором необходимо указать актуальность и значимость данного вопроса;
  • основной части, в которой раскрывается сущность данного доклада;
  • заключения, в котором нужно сделать выводы по представленному реферату.

С подготовленным рефератом определённому студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с рефератом должно быть продолжительностью не более 7 минут.

Рекомендации по разработке реферата

Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом:

  1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
  2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
  3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
  4. Обработка и систематизация информации.
  5. Разработка плана реферата.
  6. Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата:

- Титульный лист

- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

- Введение с актуальностью

- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы

- Заключение

-  Литература

- Приложения

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 7 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы:

Как называется реферат?

Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)?

О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?

Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).

Самостоятельная работа № 2

Основные понятия и аксиомы статики

Цель: изучить аксиомы статики

Уровень: репродуктивный (воспроизводящий)

Задание: выучить наизусть аксиомы статики

Форма контроля: самостоятельная работа

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения): 4 часов

Критерии оценивания:  Задание должно быть выполнено на отдельном листе.

 «Отлично» - воспроизведены 5 аксиом без ошибок, с графическим пояснением.

«Хорошо» - воспроизведены 5 аксиом, но допущены неточности.

«Удовлетворительно» -  аксиомы воспроизведены  не в полном объеме, с незначительными ошибками.

«Неудовлетворительно» - ответ не получен.

Эталон ответа:

Аксиома 1. Если на свободное абсолютно твёрдое тело действуют две силы, то тело может находиться в равновесии тогда и только тогда, когда эти силы равны по величине и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны (рис.1.2).

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/5.png

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/1.2.png
Рис.1.2

Аксиома 2. Действие данной системы сил на абсолютно твёрдое тело не изменится, если к ней прибавить или от неё отнять уравновешенную систему сил. Если  http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/6.png, то  http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/7.png.
Следствие: действие силы на абсолютно твёрдое тело не изменится, если перенести точку приложения силы вдоль её линии действия в любую другую точку тела.
Пусть на тело действует приложенная в точке А сила 
http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F.png. Выберем на линии действия этой силы произвольную точку В, и приложим к ней уравновешенные силы http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F1.png  и  http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F2.png, причём http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/11.png,  http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/12.png. Так как силы http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F2.png и http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F.png образуют уравновешенную систему сил, то согласно второй аксиоме статики их  можно отбросить. В результате на тело будет действовать только одна сила http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F1.png, равная http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F.png, но приложенная в точке В (рис.1.3).

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/1.3.png
Рис.1.3

Аксиома 3. Две силы, приложенные к твёрдому телу в одной точке, имеют равнодействующую, приложенную в той же точке и изображаемую диагональю параллелограмма, построенного на этих силах как на сторонах.
Вектор 
http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/R.png, равный диагонали параллелограмма, построенного на векторах http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F1.png и http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F2.png, называется геометрической суммой векторов http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F1.png и http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/F2.png (рис.1.4). 
 

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/13.png

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/1.4.png

Рис.1.4

Аксиома 4. Закон равенства действия и противодействия.
При всяком действии одного тела на другое имеет место такое же по величине, но противоположное по направлению противодействие (рис.1.5).

http://teormech.ru/usrimg/image/1.1/1.5.png 
Рис.1.5

Аксиома 5. Принцип отвердевания.
Равновесие изменяемого (деформируемого) тела, находящегося под действи-ем данной системы сил, не нарушится, если тело считать отвердевшим, т.е. абсолютно твёрдым.

Самостоятельная работа № 3

Плоская система сходящихся сил

Цель: Развить навыки применения теоретических знаний к решению практических задач, развить способности к самостоятельному.

Уровень: репродуктивный (воспроизводящий)

Задание: решение задачи

Форма контроля: проверка решения задачи

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения): 7  часов

Критерии оценивания:  Задание должно быть выполнено в тетради или на отдельном листе.

 «Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.

«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.

«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.

«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

Задача. «Определить усилия в стержнях кронштейна от приложенной внешней силы». Трением в блоке пренебречь. Данные для своего варианта взять из таблицы.

 

 

         

 

 

Вариант

FТ,

Углы, град.

кн

α

β

γ

1

50

30

70

35

2

60

10

80

70

3

70

20

50

50

4

80

40

70

20

5

90

30

60

70

6

55

15

85

40

7

65

45

65

30

8

75

20

40

10

9

85

30

80

70

10

95

10

60

40

11

55

28

68

30

12

54

30

67

28

13

56

32

65

32

14

58

31

66

33

15

60

32

70

35

16

62

30

68

34

17

64

31

72

36

18

58

28

68

32

19

60

30

70

30

20

55

26

64

28

21

65

32

68

30

22

64

30

70

32

23

68

26

66

34

24

70

30

68

32

25

74

28

72

30

26

78

32

70

32

27

80

30

75

34

28

75

25

70

32

29

70

28

68

28

30

80

30

75

34

 

 

 

Повторение теоретического материала.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие силы образуют плоскую систему сходящихся сил?

  1. Что такое силовой многоугольник?
  2. Как определяется равнодействующая системы?
  3. Геометрическое условие равновесия плоской системы сходящихся сил.

  1. Какие уравнения и сколько можно составить для уравновешенной плоской системы сходящихся сил?

Методические рекомендации к выполнению.

  1. Внимательно прочитать условие задачи, записать, что дано, и что требуется определить.

  1. Составить расчетную схему.
  2. Составить и решить относительно неизвестных два уравнения равновесия.

  1. Если в результате вычислений хотя бы одно неизвестное получилось со знаком «-» необходимо объяснить.

  1. Написать ответ.
  2. Если при выполнении практической работы появились затруднения – это значит, что материал темы не усвоен.

Пример решения задания.        

Определить усилия в стержнях кронштейна от приложенной внешней силы. Трением в блоке пренебречь. Данные из задачи своего варианта взять из таблицы.

А

С

Дано: F = 50 кн

α

α = 45°; β = 50°;

β

γ = 60°

Определить: R1

и R2

Решение:

γ

1.

Составим расчетную схему (рис. 1)

В2.

Составим уравнения проекций сил

системы на оси х и у:

(1)

Fix = 0 ;

R1 cos50

R2 cos 45

F cos15

= 0

(2)

Fiy = 0 ;

R1 cos 40

+ R2 cos 45

F cos 75

= 0

Решим их относительно неизвестных R1 и R2:

3.

из 1-го уравнения:

R

= R2 cos 45

+ F cos15

R2 0,7071+50 0,9659 =

=

1

cos50

0,6428

= R2 1,1+ 75,13, Н

Подставим найденное значение R1 во второе уравнение:

(R2 1,1+ 75,13)cos 40 + R2 cos 45 = F cos 75

R2 0,8426 +57,55 + R2 0,7071 = 50 0,2588 R2 (0,8426 + 0,7071)=12,94 −57,55

R2 = − 441,55,61 = −28,78Н

Следовательно R1 будет равно:

R1 = R2 1,1+ 75,13, Н

R1 = −28,78 1,1+ 75,13 = 43,47, Н

      R2        R1                              

 

                  45        50

             15

R3

Ответ: R1 = 43,47 Н; R2 = - 28,78 Н

Знак «-» в реакции R 2 получился из-за того, что первоначально направление реакции было выбрано ошибочно

Самостоятельная работа № 4

Плоская система произвольно расположенных сил.

Цель: внеаудиторное  изучение литературе по данной теме

Уровень: информационно –поисковый, аналитический

Задание: Самостоятельно изучить тему в литературе:

  1. Плоская произвольная система сил
  2. Первая (основная) форма условий равновесия
  3. Вторая форма условий равновесия
  4. Виды нагрузок.
  5. Разновидности опор балочных систем.

Форма контроля: устный опрос

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):7 часов

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Методические рекомендации по работе с текстом учебника

1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите схемы, таблицы и другие иллюстрации.

2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты.

3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к экономическим словарям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.

8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

9. Выполните задания, предложенные преподавателем.

Вопросы для устного опроса

  1. Дать определение плоской произвольной системы сил.
  2. Что представляет собой первая (основная) форма условий равновесия?
  3. Расскажите о второй форме условий равновесия.
  4. Какие вы знаете виды нагрузок?
  5. Рассказать о преобразовании  равномерно – распределенной нагрузки.
  6. Преобразовать наклонную нагрузку.
  7. Дать определение реакции.
  8. Перечислить виды опор.
  9. Рассказать о шарнирно – неподвижной опоре.
  10. Рассказать о шарнирно - подвижной опоре.

Самостоятельная работа № 5

Статика сооружений

Цель: углубление и расширение навыков решения задач

Уровень: тренировочный

Задание: решить задачу

Форма контроля: проверка решения

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):6 часов

Критерии оценивания:

«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.

«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.

«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.

«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

Условие задачи: Определить усилия в стержнях фермы, нагруженной, как показано на рисунке тремя силами: Р1=10 кН, Р2=20 кН,Р3=30 кН. Размеры фермы показаны на рисунке

Рис. С2а)

 

Рис. С2б)

Эталон решения задачи:

1. Освободим ферму от связей и заменим связи их реакциями. Действие подвижного шарнира А заменим реакцией RA, а действие неподвижного шарнира В- двумя составляющими XB ,YB, так как направление полной реакции этого шарнира неизвестно.

Составим три уравнения равновесия:

i =0; -P+XB =0;

A(Pi)=0; -P2 AC+P1 DC—P3AF +YB AB=0;

B (Pi)=0; -RABA + P1 DC—P2BC + P3 BF=0;

Подставив в эти уравнения числовые значения и решив их, находим :

XB=10 кН; YB=24кН; RA=26кН.

Для проверки можно использовать уравнение проекций сил на ось у или уравнение моментов сил относительно точки С.

2. Вырежем узел А, заменив действие отброшенной части фермы силами N1 и N2 , направленными вдоль стержней 1 и 2 от узла А ( рис. С2с) , предполагая , что стержни растянуты. Расположим оси проекции так, чтобы ось Х совпала с направлением

 

Рис. С2с)

cилы N2 . а ось у- с направлением реакции RA. Замечая, что угол DAC=α=450 (так как АС= DC), составим два уравнения равновесия:

i =0; N1 + N2 =0; (1)

i =0; RA+N1 =0 (2)

Из уравнения (2) 

(стержень 1 сжат).

Из уравнения (1)

(стержень 2 растянут).

3. Вырежем узел С, заменив действие на узел отброшенной части фермы силами N2=26кН, N3 , N6 , расположив оси проекций, как показано на рис. , составим уравнения равновесия:

i =0; - N2 + N6 =0; (3)

i =0; N- P2 =0 (4)

Отсюда N6 = N2=26 кН (стержень 6 растянут);

N3 = Р2=20кН ( стержень 3 растянут).

4. Вырежем узел D. В этом случае узел находится в равновесии под действием пяти сил, три из них известны: Р1=10кН, N1 =-36,8 кН,

N3=20 кН, а две силы N5 и N4 нужно определить. Выберем направление осей проекций , как показано на рис. С2д) . Угол АDС=α=450 , угол EDF=β неизвестен, но легко определить, что ( так как в DEF катет FE=3м, катет DE=4 м и, следовательно, гипотенуза DF=5 м), а .

 

Рис. С2д)

Составим уравнение равновесия:

i =0; (5)

i =0; (6)

Из уравнения (6)

( стержень растянут).

Из уравнения (5)

(стержень 4 сжат).

5. Вырежем узел Е, к которому приложены 4 силы: две из них известны (P3=30кН и N4 =-24 кН), а силы N7 и N8нужно определить.

Расположим оси проекций как показано на рис. С2е) , и замечая, что угол BEF=α=450, составим уравнения равновесия:

i =0; (7)

i =0; (8)

Из уравнения (7) ( стержень 8 сжат).

Из уравнения (8)

( стержень 7 сжат).

6. Вырежем узел В, к которому приложены четыре силы: реакции XB=10кН и YB=24кН, найденное в стержне 8 усилие N8=-34 кН и неизвестное усилие N9 , действующее вдоль стержня 9. Располагая оси проекций как показано на рис. и замечая ,во-первых , что , во-вторых, что в данном случае нужно определить лишь одну силу ( силу N9), составим одно уравнение равновесия:

i =0; (9)

из которого N9=34 кН ( стержень 9 растянут).

 

Рис. С2е)

Усилия, возникающие во всех стержнях под действием внешних нагрузок, определены. Теперь рассмотрим узел F. Вырезав этот узел и составив для сил N5 ,N6 ,N7 ,N9, действующих на него, два уравнения равновесия , проверим их. Если после подстановки в уравнения числовых значений левые части их приравняются к нулю, задача решена правильно.

№ стер-жней.

Усилия, кН

-36,8

-24

-6

-34

Самостоятельная работа № 6

Центр тяжести

Цель: углубление и расширение навыков решения задач

Уровень: тренировочный

Задание: решить задачу

Форма контроля: проверка решения

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):4 часа

Критерии оценивания:

«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.

«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.

«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.

«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

Методические рекомендации к выполнению.

1.        Внимательно прочитать условие задачи, нарисовать эскиз фигуры с заданными размерами и записать, что требуется определить.

2.        Проанализировать, каким способом необходимо решать заданную задачу – разбиения (достраивания) или симметрии.

3.        Если выбран способ разбиения (достраивания), то последовательность действий такова:

- Приложить систему координат; - Разбить (достроить) фигуру на наименьшее число простейших геометрических фигур;

- Определить положение центра тяжести каждой простейшей геометрической фигуры (графически); - Определить координаты центра тяжести каждой

простейшей геометрической фигуры, считая от начала

координат х1, у1; х2, у2…хn, yn;

-        Определить площади поперечных сечений каждой простейшей геометрической фигуры А1, А2…Аn;

-        Вычислить координаты всей фигуры по формулам:

Х                =        ∑Аi  Xi        , м        У                =        ∑Аi Уi        , м        

        С                ∑Ai                        С                ∑Ai                

                                                                                

- По найденным координатам показать центр тяжести на фигуре.

4. Если выбран способ симметрии, то последовательность действий такова:

-        Разбить симметричную фигуру на наименьшее число простейших геометрических фигур;

-        Определить (графически) центры тяжести каждой из них, координаты центров тяжести х1, х2….хn или у1, у2… уn;

-        Вычислить площади поперечных сечений каждой фигуры

А1, А2…Аn;

вычислить статический момент каждой фигуры Sx1, Sx2…Sxn

или Sy1, Sy2…Syn;

-        Найти общую площадь поперечного сечения и общий статический момент сечения А = А1+А2+…+Аn, мм2, Sу = Sy1+Sy2+Syn; или Sx= Sx1+Sx+Sxn, мм2;

-        Определить положение центра тяжести симметричного сечения по одной из формул

        S x        х с=        Sу        , м м        

у с=                , м м                                

        A                        A                

- Нанести на ось координат центр тяжести С с найденной координаты.

Пример решения задачи

Дано: Дана схема плоской фигуры. Размеры указаны в сантиметрах. Определить координаты центра тяжести изображенной на рисунке пластины.

https://lh5.googleusercontent.com/-biWPCGFMI830WXa2AZLjv-l-9KUGhJOel2bBxxJ1jmyjirFCsPX-0zQWh2BGdpYoHX7Zarw3FIBzUrahVgzrF7Np63cYZgLSyhrDqmzidjl7pEXoRk3FWgoXQ

Решение:

Чтобы найти площадь заштрихованной фигуры, нужно от суммы площадей полукруга, сектора (четверти круга) и треугольника отнять площадь выреза (прямоугольника). Обозначим эти элементы цифрами, как это показано на рисунке и укажем расположение их центров тяжести. Начало координат поместим в центре круга.

https://lh5.googleusercontent.com/3Y5H5kUqH2RVW5dJNEV8QYCkIl4SfD1_CsNuO-SxpT2iyWrENyXpOEIBm-5NLxrqGxHbPwJWGkZ1kNSynoSwq957gVTv3ZOTvdrdaHFQdtOZtZ_L7BWpvpz1Ew

Площадь полукруга и координаты его центра тяжести находим по формулам для кругового сектора из таблицы, учитывая, что α = π/2 рад:

S1=πR22=3.143022=1413cm2S1=πR22=3.143022=1413cm2

x1=0y1=4R3π=43033.14=12.74 cmx1=0y1=4R3π=43033.14=12.74 cm

Для нахождения площади и координат центра тяжести С2 сектора 2 также воспользуемся таблицей. Размеры этого сектора определяются углом  . рад. Поэтому

S1=πR24=3.143024=706.5cm2S1=πR24=3.143024=706.5cm2

 

OC2=2Rsinπ43π/4=2300.70733.14/4=18.9 cmOC2=2Rsin⁡π43π/4=2300.70733.14/4=18.9 cm

x2=OC2sin45=12.84 cmx2=OC2sin⁡45=12.84 cm

y2=−x2=−12.84 cmy2=−x2=−12.84 cm

Центр тяжести прямоугольного равнобедренного треугольника 3 находится на пересечении его медиан (в точке  ). Медиана ОМ является также и высотой, поэтому

 

OM=OLcos45=R2√2OM=OLcos⁡45=R22

OC3=23OM=23R2√2=14.14 cmOC3=23OM=23R22=14.14 cm

Тогда площадь и координаты центра тяжести треугольника 3:

 

S3=R22=3022=450cm2S3=R22=3022=450cm2

x3=−OC3sin45=−R2√32√3=−10 cmx3=−OC3sin⁡45=−R2323=−10 cm

y3=−OC3cos45=−R2√32√3=−10 cmy3=−OC3cos⁡45=−R2323=−10 cm

Найдем площадь и координаты центра тяжести прямоугольника. Так как он является вырезом, его площадь берем со знаком “–“. Центр тяжести прямоугольника находится в точке пересечения его диагоналей. Следовательно, 

S4=−1525=−375 cmS4=−1525=−375 cm

x4=−252=−12.5 cmy4=152=7.5 cmx4=−252=−12.5 cmy4=152=7.5 cm

Координаты центра тяжести рассматриваемой пластины определяем по формулам:

XC=∑xiSi∑Si=14130+706.512.84+450(−10)−375(−10)1413+706.5+450−375=4.219 cmXC=∑xiSi∑Si=14130+706.512.84+450(−10)−375(−10)1413+706.5+450−375=4.219 cm

YC=∑yiSi∑Si=141312.74+706.5(−12.84)+450(−10)−3757.51413+706.5+450−375=0.737 cmYC=∑yiSi∑Si=141312.74+706.5(−12.84)+450(−10)−3757.51413+706.5+450−375=0.737 cm

По результатам расчета на рисунке изображаем точку С, являющуюся центром тяжести пластины.

Самостоятельная работа № 7

Кинематика

Цель: углубление и расширение навыков решения задач

Уровень: тренировочный

Задание: решить задачу

Форма контроля: проверка решения

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):4 часа

Критерии оценивания:

«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.

«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.

«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.

«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

Задача. Вал вращается согласно заданному уравнению. Определить угловую скорость, угловое ускорение, линейную скорость и полное ускорение вала в момент времени t = 1с. Сколько оборотов сделает вал за 20 секунд? Данные своего варианта взять из таблицы.

Вариант

Уравнение

d, м

Вариант

Уравнение

d, м

вращения вала

вращения вала

1

φ= 1,2t2 + 2t - 3

0,1

16

φ= 1,1t2 + 2t - 3

0,2

2

φ= 1,2t2 + t + 2

0,2

17

φ= 1,2t2 + t - 5

0,1

3

φ= 1,1t2 + 2t + 1

0,3

18

φ= 1,2t2 + t - 7

0,3

4

φ= 1,2t2 + t - 4

0,1

19

φ= 1,1t2 + 2t

- 6

0,2

5

φ= 1,3t2 - t + 5

0,2

20

φ= 1,1t2 + 2t

- 8

0,4

6

φ= 1,3t2 - 2t - 4

0,3

21

φ= 1,1t2 + t + 5

0,1

7

φ= 1,3t2 - t + 8

0,2

22

φ= 1,1t2 + t - 6

0,2

8

φ= 1,2t2 + t + 2

0,3

23

φ= 1,3t2 + 2t

- 7

0,3

9

φ= 1,3t2 - 2t + 5

0,2

24

φ= 1,2t2 - t + 8

0,4

10

φ= 1,1t2

+ 2t - 3

0,4

25

φ= 1,1t2

+ t + 5

0,2

11

φ= 1,1t2

+ t - 4

0,1

26

φ= 1,1t2

+ 2t

- 4

0,1

12

φ= 1,2t2

+ t - 8

0,2

27

φ= 1,2t2

- t + 5

0,4

13

φ= 1,1t2

+ 2t - 4

0,3

28

φ= 1,2t2

- t + 8

0,2

14

φ= 1,2t2

+ t - 5

0,4

29

φ= 1,2t2

- 2t - 6

0,3

15

φ= 1,1t2

+ 2t - 3

0,1

30

φ= 1,2t2

+ t - 7

0,1

Повторение пройденного материала.

  1. Что называется вращательным движением твердого тела?
  2. Какими угловыми кинематическими характеристиками можно описать вращательное движение твердого тела?
  3. Что называется равномерным и равнопеременным вращательным движением?
  4. Какая связь существует между линейными и угловыми характеристиками?
  5. Какая связь существует между угловой скоростью ω, с-1 и частотой вращения n, мин-1.

Методические рекомендации к выполнению.

  1. Записать условие задачи, что дано и что требуется определить, исходя из данных для своего варианта.
  2. Определить уравнение угловой скорости вала и вычислить её значение при t = 1с, ω = φ1, с-1. 
  3. Определить уравнение углового ускорения вала и вычислить его значение при t = 1с; Σ = ω1 , с-2 . 
  4. Определить линейную скорость: υ = ω · r, м/с 
  5. Определить касательное и нормальное ускорения: аt = Σ · 

r, м/с2,

  • n = ω2 ·r м/с2. 
  1. Определить полное ускорение a =  at 2 + an 2 , м/с2 
  2. Определить угол поворота вала φ за 20с.

8.Найти число оборотов вала N

N = 2ϕπ , оборотов.

Пример выполнения задания

Вал диаметром 0,2м вращается согласно уравнению: φ = 1,2t2 – t + 9, рад.

Определить угловую скорость, угловое ускорение, линейную скорость, полное ускорение в момент времени t = 1с. Сколько оборотов сделает вал за 15 с?

Дано: φ = 1,2t2 – t + 9, рад d = 0,2м; t = 1с

Определить: ω, Σ, υ, an, at, a, N.

1 Определим угловую скорость вращения по формуле: ω = φ1 = (1,2t2 – t + 9)' = 2,4t – 1, с-1

Подставив t = 1с, получим ω = 2,4 · 1 – 1 = 1,4 с-1

  1. Определим угловое ускорение:
  • = ω' = (2,4t - 1)' = 2,4 с-2 

Угловое ускорение от времени не зависит и является постоянным.

  1. Линейная скорость определяется по формуле:
  • = ω · r = 2,4 · 0,1 = 0,24 м/с
  1. Касательное ускорение определяется по формуле:

5

at = Σ · r = 2,4 · 0,1 = 0,24 м/с2

Нормальное ускорение определяется по формуле:

6

an = ω2 · r = 1,42 · 0,1 = 0,154 м/с2

Полное ускорение вала

a = a

2

+ a

2

2

2

2

4

t

n

=

0,2 4 + 0,1

5

= 0,29 м/с

  1. Угол поворота вала за 15 секунд вращения будет:
  • = 1,2t2 – t + 9 = 1,2 · 152 – 15 + 9 = 264 рад

8        Число оборотов вала за 15 секунд будет:

N = 2ϕπ = 223,16 ≈444  оборота

Ответ: ω=1,14 с-1; Σ=2,4 с-2; υ=0,24 м/с; at=0,24 м/с2;

an=0,154 м/с2;        

a=0,29 м/с2; N=42 оборота.

Самостоятельная работа № 8

Динамика

Цель: углубление и расширение навыков решения задач

Уровень: тренировочный

Задание: решить задачу

Форма контроля: проверка решения

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):4 часа

Критерии оценивания:

«Отлично» - задача решена верно, все действия записаны точно, без помарок.

«Хорошо» - задача решена верно, в действиях допущены неточности.

«Удовлетворительно» - задача решена с ошибками и помарками.

«Неудовлетворительно» - задача решена с ошибками, ответ не получен.

Задача. С какой скоростью мотоциклист должен проехать по выпуклому мосту, радиус кривизны которого задан, чтобы в самой верхней точке моста сила давления мотоциклиста на мост была в n раз меньше (из таблицы) его общей с мотоциклистом силы тяжести. Данные своего варианта взять из таблицы.

Вариант

r, м

n

Вариант

r, м

n

1

25

2

16

20

3

2

22

3

17

21

2

3

24

2

18

23

3

4

23

3

19

24

2

5

20

2

20

25

3

6

21

3

21

20

2

7

24

2

22

21

3

8

23

3

23

22

2

9

22

2

24

24

3

10

20

3

25

23

2

11

21

2

26

22

3

12

22

3

27

25

2

13

21

2

28

23

3

14

23

3

29

21

2

15

25

2

30

20

3

Повторение пройденного материала.

1.Что называется силой инерции и в каком виде движения она возникает?

2.В чем заключается принцип Даламбера (кинетостатики)?

3.Что такое центробежная сила и куда она направлена?

4.По какой формуле необходимо определять центробежную силу?

5.Когда возникает касательная составляющая силы инерции и куда она направлена?

Методические указания к выполнению задачи

1.Составить расчетную схему согласно условию, записать, что дано и что требуется определить.

2.Расставить все активные, реактивные силы и силу инерции Fуб. 3.Приложить ось координат.

4.Составить уравнение равновесия, спроектировать все силы на ось.

5 .Вычислить неизвестную величину Fуб из уравнения и определить скорость движения.

6 .Написать ответ.

Пример решения задачи.

С какой скоростью мотоциклист должен проехать по выпуклому мосту, радиус кривизны которого равен 25 м, чтобы в самой верхней точке моста сила давления мотоцикла на мост была в три раза меньше его общей с мотоциклом силы тяжести?

Решение.

  1. Составим расчетную схему, на которой покажем активную силу (FТ ), реактивную силу R и силу инерции Fуб .

Y

F уб

Дано:

R

r = 25 м

R =

FТ

= mg3 , НА

n

n = 3

_______

Определить: υ - ?

  1. Спроектируем все силы на ось Y:

ΣFiy = 0;            Fуб + R – Fт = 0.

5.3        Поскольку необходимо определить скорость движения мотоциклиста, а она входит в формулу центральной силы следовательно выразим Fуб:

Fуб. = Fт - R

  1. Выразим все величины через исходные данные для расчета

mυ2

= m

g

m

r

3

  1. Сокращая на величину массы получаем:

  1. = g − g3 
  1. Определим скорость движения:

  • 2 = r(g  g3 )υ2 

g

1

υ = r(g 

9,8

,9  01 ,87м/ с12

) =

2 (9,8

5

1=

8

3

3

Ответ: υ = 12,8 м/с

Самостоятельная работа № 9

Растяжение и сжатие

Цель: внеаудиторное  изучение литературе по данной теме

Уровень: информационно –поисковый, аналитический

Задание: Самостоятельно изучить тему в литературе

Форма контроля: устный опрос

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):6 часов

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Методические рекомендации по работе с текстом учебника

1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите схемы, таблицы и другие иллюстрации.

2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты.

3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к экономическим словарям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.

8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

9. Выполните задания, предложенные преподавателем.

Вопросы для устного опроса:

1.Назовите, какие внутренние силовые факторы образуются при растяжении (сжатии).

2. Какой метод используется для расчета ВСФ?

3. В чем заключается этот метод?

4. Что является границей участка?

5.Что такое эпюра?

6. Какой вид напряжения образуется при растяжении (сжатии)?

7. Что представляет собой эпюра продольных сил?

8. Условие прочности при растяжении (сжатии)

9.Что значит относительная продольная деформация?

10.  Закон Гука при растяжении (сжатии)

11. Правило знаков для продольной силы

12. Что такое модуль Юнга?

Самостоятельная работа № 10

Кручение

Цель: внеаудиторное  изучение литературе по данной теме

Уровень: информационно –поисковый, аналитический

Задание: Самостоятельно изучить тему в литературе        

Форма контроля: устный опрос

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):4 часов

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Методические рекомендации по работе с текстом учебника

1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите схемы, таблицы и другие иллюстрации.

2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты.

3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к экономическим словарям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.

8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

9. Выполните задания, предложенные преподавателем.

Вопросы для устного опроса:

  1. Дать определение деформации кручения
  2. Назвать ВСФ при кручении
  3. Правило знаков для крутящих моментов
  4. Формулы для определения момента инерции
  5. Касательное напряжение при кручении
  6. Определение угла закручивания
  7. Построение эпюр

Самостоятельная работа № 11

Изгиб

Цель: внеаудиторное  изучение литературе по данной теме

Уровень: информационно –поисковый, аналитический

Задание: Самостоятельно изучить тему в литературе        

Форма контроля: устный опрос

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение задания (сроки выполнения):4 часов

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Методические рекомендации по работе с текстом учебника

1. Прочитайте весь текст, составьте целостное представление об изложенных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотрите схемы, таблицы и другие иллюстрации.

2. Обратите внимание на выделенные в тексте новые понятия. Формулировки законов, обобщения, выводы, основные факты.

3. Составьте развернутый план, это поможет в осмыслении научной информации.

4. Вспомните, что изучалось ранее по данной тематике. Иногда необходимо восстановить в памяти базовые положения, принципы, законы, понятия.

5. Постарайтесь связать учебную информацию с современностью, определить значение новых знаний для будущей профессиональной деятельности.

6. В случае необходимости обратитесь к экономическим словарям, энциклопедиям. Выпишите новые понятия, термины иностранного происхождения, произнесите их вслух.

7. Проверьте, как усвоен новый материал, перескажите его, пользуясь планом, затем без него.

8. Подготовьте ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце параграфа, главы.

9. Выполните задания, предложенные преподавателем.

Самостоятельная работа № 12

Общие сведения о передачах

Цель: приобщить студентов к самостоятельной работе

Уровень: частично-поисковый (творческий)

Задание: выполнение реферата по заданной теме.

Форма контроля: публичная защита реферата

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 6 часов

Задание: 

1. Механические передачи вращательного движения.

2. Классификация передач

3. Зубчатые передачи

4. Ременная передача

5. Фрикционная передача

6. Цепная передача

7. Червячная передача

Критерии оценивания:

«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата  составляет 8-10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 6-8 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 6 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема  раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Порядок выполнения  задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо написать реферат, в котором будут показаны устройство, принцип работы, достоинства и недостатки передач вращательного движения. Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам.

Реферат должен быть оформлен на листах формата А4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 1; содержание, оформление которого представлено в приложении 2; список литературы. Объём реферата должен быть не менее 10 листов.

Реферат должен состоять из:

  • введения, в котором необходимо указать актуальность и значимость данного вопроса;
  • основной части, в которой раскрывается сущность данного доклада;
  • заключения, в котором нужно сделать выводы по представленному реферату.

С подготовленным рефератом определённому студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с рефератом должно быть продолжительностью не более 7 минут.

Рекомендации по разработке реферата

Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом:

  1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
  2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
  3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
  4. Обработка и систематизация информации.
  5. Разработка плана реферата.
  6. Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата:

- Титульный лист

- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

- Введение с актуальностью

- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы

- Заключение

-  Литература

- Приложения

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 7 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы:

Как называется реферат?

Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)?

О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?

Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).

Самостоятельная работа № 13

Общие сведения о редукторах

Цель: приобщить студентов к самостоятельной работе

Уровень: частично-поисковый (творческий)

Задание: выполнение реферата по заданной теме.

Форма контроля: публичная защита реферата

Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Количество часов на выполнение (сроки выполнения): 6 часов

Задание: 

  1. Дать определение редуктора
  2. Классификация редукторов
  3. Устройство цилиндрического редуктора
  4. Смазочный материал
  5. Планетарные передачи
  6. Волновые передачи.

Критерии оценивания:

«Отлично» выставляется в случае, когда объем реферата  составляет 8-10 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно, без ошибок. При защите обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем реферата составляет 6-8 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема, информация взята из нескольких источников, реферат написан грамотно. При защите реферата студент продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем реферата составляет менее 6 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема  раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками. При защите доклада студент продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений. При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.

Порядок выполнения  задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо написать реферат, в котором будут показаны устройство, принцип работы цилиндрического редуктора, смазка и смазочные материалы, планетарные и волновые передачи. Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам.

Реферат должен быть оформлен на листах формата А4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 1; содержание, оформление которого представлено в приложении 2; список литературы. Объём реферата должен быть не менее 10 листов.

Реферат должен состоять из:

  • введения, в котором необходимо указать актуальность и значимость данного вопроса;
  • основной части, в которой раскрывается сущность данного доклада;
  • заключения, в котором нужно сделать выводы по представленному реферату.

С подготовленным рефератом определённому студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с рефератом должно быть продолжительностью не более 7 минут.

Рекомендации по разработке реферата

Реферат - это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом:

  1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
  2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).
  3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТом.
  4. Обработка и систематизация информации.
  5. Разработка плана реферата.
  6. Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы; - материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата:

- Титульный лист

- План (простой или развернутый с указанием страниц реферата).

- Введение с актуальностью

- Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы

- Заключение

-  Литература

- Приложения

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость.

На выступление дается примерно 7 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы:

Как называется реферат?

Из каких элементов состоит его структура (структура реферата - его план)?

О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?

Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).

Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РС (Я)

ГАПОУ РС(Я)  «Алданский политехнический техникум»

РЕФЕРАТ

по теме:

_________________________________________________

наименование темы

Разработал:

студент (ка) гр. ____________

__________  (Ф.И.О.)

 

 Проверил:

 преподаватель

 __________  (Ф.И.О.)

Алдан 20_

Приложение 2

Примерные нормы времени на выполнения студентами

различных форм внеаудиторной самостоятельной работы

Вид работы

Норма времени

Работа над конспектом лекций

1 ч на 1 лекцию

Подготовка к практическому занятию

1-1,5 ч

Подготовка к семинарскому занятию

2-4 ч

Доработка конспекта лекций с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы

2-4 ч

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы

3-4 ч на 1 лекцию

Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов

3-6 ч

Решение задач, расчетно-графических работ

1-4 ч

Подготовка к зачету

2 ч

Подготовка к экзамену

3 ч

Написание реферата

6 ч

Написание домашней контрольной работы

2 ч

Написание эссе

2 ч

Подготовка доклада к конференции

4 ч

Подготовка тезисов к публикации

3 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОУД.03. Математика Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине.

Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по специальности 35.02.07. Механизация сельског...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего профессионального образования 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Методические указания по выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения для специальности среднего  профессионального образования23.0...

Методические указания по выполнению самостоятельной работы к учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту автомобилей. Для специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомоб

Методические указанияпо выполнению самостоятельной работык учебной дисциплине ПМ.03 Выполнение работ по  профессиям рабочих: -Водитель автомобиля; -Слесарь по ремонту  автомобилей...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Лабораторно-практические работы по дисциплине «Техническая механика» являются очень важной формой обучения, так как способствуют лучшему усвоению изучаемого теоретического материала; позво...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА...

Методические указания для выполнения лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для студентов, обучающихся по специальности: 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) очной формы обучения разр

Методические указания для проведения практического занятия  «Определение параметров движения при поступательном и  вращательном движениях» по разделу "Кинематика&q...