ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья

Линченко Лариса Николаевна

Тестом (от английского слова test – проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и обучающимися результативность познавательной деятельности обучающихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым обучающимся целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений как инструмент оцени­вания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – более ка­чественный и достоверный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципи­ально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усво­ения ключевых понятий, тем и разделов учеб­ной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию формально усвоенных знаний.В методической литературе выделяются следующие виды тестовых заданий: закрытой формы, открытой формы, тесты на определение соответствия.

Хотелось бы отметить целесообразность тестовых заданий в процессе обработки теоретического материала, поскольку простой фронтальный опрос правил, свойств и теорем, считаю недостаточно эффективным способом проверки теоретических знаний учеников. Тесты оживляют процесс обучения, а простота, краткость условий заданий и однозначность ответа на них не отталкивают обучающихся, к тому же тестовые задания позволяют проверить большой объём изучаемого материала, экономя время, затрачиваемое на опрос. 

Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью результатов. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально - ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения. Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого часто снижается представление об учебной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_linchenko_l.n.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общее понятие тестирования.

Тестом (от английского слова test – проба, испытание, опыт) называют небольшие стандартизированные задания (вопросы и задачи), с помощью которых проводится психологическое исследование.

Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов в психолого-педагогической области:

1) Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

2) Тест – это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.

3) Тесты – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и обучающимися результативность познавательной деятельности обучающихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым обучающимся целей обучения (целей изучения).

Тесты достижений как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – более качественный и достоверный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципиально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию формально усвоенных знаний.

Применение тестов.

Тестирование может быть вводным, перед началом изучения темы. Главная цель вводного тестирования – выявить имеющиеся знания обучающихся и использовать их для лучшего усвоения новой темы. Тесты используются и для первичного закрепления знаний, при изучении нового материала.  Немаловажную роль играют тесты, для самоконтроля и самопроверки обучающихся.

Виды тестов.

В методической литературе выделяются следующие виды тестовых заданий: закрытой формы, открытой формы, тесты на определение соответствия.

Хотелось бы отметить целесообразность тестовых заданий в процессе обработки теоретического материала, поскольку простой фронтальный опрос правил, свойств и теорем, считаю недостаточно эффективным способом проверки теоретических знаний учеников. Тесты оживляют процесс обучения, а простота, краткость условий заданий и однозначность ответа на них не отталкивают обучающихся, к тому же тестовые задания позволяют проверить большой объём изучаемого материала, экономя время, затрачиваемое на опрос.

Функции тестового контроля.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений обучающихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки, обучающиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

3. Диагностическая функция заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях обучающихся и, порождающих их причинах затруднений обучающихся, в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

4. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности обучающихся, в развитии их творческих способностей.

5. Ориентирующая функция заключается в получении информации: насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал отдельным учеником и классом в целом. Контроль помогает обучающимся лучше узнать себя, оценить свои знания и возможности.

6. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании обучающихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Тест как форма контроля знаний.

Различают два метода контроля – субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью результатов. Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально - ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения. Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого часто снижается представление об учебной деятельности обучающихся.

Основные принципы разработки тестов.

При разработке тестов необходимо придерживаться определенных принципов:

- Значимость. Включение в тест только тех элементов значения, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым в общей системе проверяемых знаний.

- Взаимосвязь содержания и формы. Настоящий педагогический тест можно охарактеризовать как результат взаимодействия содержания задания с наиболее подходящей формой. Поэтому и бывают различные типы тестов.

- Научная достоверность. Каждое задание теста опирается, как правило, на факт, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод.

- Полнота и достаточность числа заданий. Число заданий традиционного теста обычно бывает не меньше тридцати.

- Соответствие содержания теста уровню современного состояния науки. Комплексность и сбалансированность содержания теста (итоговый тест не строится на содержании одной темы).

- Системность содержания (формулирование содержания тестовых заданий, отвечающего требованиям системности).

- Вариативность содержания (множество вариантов заданий одного и того же теста, которые примерно равны по трудности, имеют сходные показатели вариации тестовых баллов испытуемых).

- Возрастающая трудность. Этот принцип означает, что каждый элемент содержания образования в процессе обучения и контроля обладает некоторой усредненной для учащихся мерой трудности, на которую опираются учителя.

Одно из основных требований, предъявляемых к тестовым заданиям: оно должно иметь однозначно правильный ответ.

Точной классификации тестов нет, но встречаются следующие типы тестовых заданий:

- Задания закрытой формы (с множеством выборов), оптимальное количество выборов – 4.

- Задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответа.

- Задания на установления соответствия (с множеством выборов, но количество вариантов ответа в одном столбике должно быть больше, чем в другом).

- Задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действия или процессов, перечисленных в тесте.

Наиболее удобные для учителей – задания закрытой формы. Здесь очень важно подобрать варианты ответов. Количество ответов должно быть таким, чтобы испытуемый с одного обзора смог определить верный ответ. Неправдоподобные ответы не должны использоваться в тесте.

Любое тестовое задание состоит из: инструкции, теста заданий (вопроса), вариантов ответов, правильного ответа.

Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи.
В тестах допускается делать одну инструкцию для группы однотипных заданий, которая помещается в начале группы заданий. Для проверки того, как испытуемые поняли инструкцию, желательно снабдить ее несколькими примерами, которые разбираются вместе с проводящим тестированием.

Тест задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение задания.

Варианты ответов не используются для заданий открытого типа, где испытуемый самостоятельно формулирует и отражает ответ.

Правильный ответ – обязательный атрибут любого задания, без него задание, теряет смысл, поскольку не может быть точно проанализировано и оценено с учетом авторского замысла.

Критерии ориентированности теста.

В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.

1. Первый уровень – базовый, на этом уровне обучающийся овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.

2. Второй уровень обеспечивает овладение обучающимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.

3. Третий уровень поднимает обучающихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.

Согласно методике составления теста, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям обучающихся.

С целью повышения активности и самостоятельности обучающихся на уроках рекомендуется применять методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный.

Данные типы развивают у обучающихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.

Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых обучающихся. Выполняя общеклассное задание, слабые обучающиеся отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Алгоритм тестирования:

–  Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.

– Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.

– Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.

– Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.

– Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.

– Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

При осуществлении тестового контроля знаний на каждый тест отводится определенное время. Например, базовый тест – 8-15 мин, диагностический тест – 15-25 мин, тематический тест – 45 мин, итоговый тест – 45-90 мин.

Ограничение по времени связано с тем, что обучающийся должен четко знать изучаемые зависимости, уметь быстро и чётко анализировать прочитанное, уметь «переключаться» с одного задания на другое, т.е. резко менять и анализировать новую информацию.

При первом применении такого контроля обязательно подготовить психологически обучающихся к выполнению тестовой работы, т. е. ознакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями их оценки.

Важно предупредить обучающихся, что их минутная невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

В последнее время в методике преподавания математики все чаще затрагивается вопрос использования тестовой методики как средства контроля. И это понятно: контроль при обучении математике является одним из инструментов управления учением. Проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения актуальны всегда.

Тестовая методика не должна использоваться как единственное средство контроля на уроках математики и вытеснять остальные, хорошо зарекомендовавшие себя традиционные средства контроля.

Библиографический список:

Дакацьян, У. В. Проверка знаний учащихся по математике / Акад. пед. наук РСФСР. Пед. б-ка учителя. Ин-т теории и истории педагогики. - М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1993. - 88 с.

Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др. Зачеты в системе дифференцированного обучения математики - М: Просвещение, 1993. -191 с.

Петровский, Е. И. Проверка знаний учащихся в средней школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1990. - 511 с.

Скобелев, Г. Н. Контроль на уроках математики: Пособие для учителя / Г. Н. Скобелев. - Минск: Нар. асвета, 1996. – 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Методическое пособие для преподавателей...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»

Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...

Тесты, как форма контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Тестирование: виды, применение, требования к составлению....

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП.07.Фармакология Специальности 34.02.01 Сестринское дело 31.02.01 Акушерское дело

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВАдля текущего контроля знаний, умений обучающихсяОП.07.Фармакология Специальности 34.02.01 Сестринское дело...

«Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения"

Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенст...