Разработка занятия по теме:. «Человек и культура в годы ВОВ»
план-конспект урока
Урок посвящён осмыслению роли культуры как духовного фронта в годы Великой Отечественной войны. В центре внимания — судьбы творческих личностей, трансформация художественных форм и жанров, а также функционирование культурных институтов в экстремальных условиях. Учащиеся исследуют, как литература, музыка, изобразительное искусство, театр и кино отражали настроения времени, мобилизовали общество и сохраняли человеческое достоинство в условиях войны. Особое внимание уделяется междисциплинарным связям: через анализ исторических документов, фронтовых писем, репродукций картин, отрывков из фильмов и литературных произведений учащиеся формируют целостное представление о духовном сопротивлении как неотъемлемой части общей Победы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»
(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)
План открытого урока
Дата проведения: 30 апреля 2025г.
Преподаватель: Макарова Юлия Владимировна
Курс 2 Группа ИХОР-223
Учебная дисциплина: «История»
Специальность: «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
Технологическая карта урока
Тип урока: Творческий урок.
Вид урока: Практическое занятие с элементами деловой игры.
Время: 60 минут
1 | 2 |
Тема | ««Человек и культура в годы Великой Отечественной войны»» |
Цель | Образовательная: раскрыть роль культуры и искусства в укреплении духа народа в годы ВОВ; познакомить с ведущими деятелями культуры, произведениями искусства (плакаты, живопись, литература, музыка), архитектурой и оформлением фронта/тыла. Развивающая: развивать умения анализа визуальных и текстовых источников, критическое мышление, навыки проектной и исследовательской работы, применение историко-культурного контекста в профессиональных задачах. Воспитательная: формировать гражданскую позицию, патриотизм, уважение к подвигу предков и понимание значения культуры как оружия духа. |
Планируемые результаты (ФГОС СПО): | Знают ключевые направления культурной жизни в 1941–1945 гг., особенности художественного оформления в военные годы. Умеют интерпретировать художественные образы (плакат, картина, постер), соотносить форму и содержание произведения с историческим контекстом. Применяют знания при выполнении профессионально ориентированных заданий (дизайн, оформление, композиция). Осуществляют рефлексию через творческое самовыражение. |
Основные понятия | культурная мобилизация, агитационное искусство, фронтовая самодеятельность, плакат периода ВОВ, «фронтовой альбом», театр на фронте и в тылу, оформительская деятельность в годы войны, памятная символика (обелиски, мемориальные композиции) |
Методы обучения: | проблемное изложение, кейс-метод, проектный метод (мини-проект) работа в малых группах, анализ визуальных источников, «мозговой штурм», рефлексия по методу «Синквейн» |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство / Дизайн — анализ композиции плакатов, художественных приёмов Литература — поэзия военных лет (О. Берггольц, А. Твардовский, К. Симонов) Психология — влияние культуры на моральный дух Основы композиции и оформления — создание собственного плаката/открытки Информационные технологии — поиск архивных материалов, создание цифровой презентации |
Ресурсы |
|
Форма урока | Интегрированный практико-ориентированный урок в формате мастерской |
Технология | Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), кейс-технология, технология «перевёрнутый класс» (часть материала выдана заранее с подборкой архивных ресурсов) |
Планируемый результат обучения, т.ч. формирование УУД: | Личностные УУД: формирование гражданской идентичности, патриотических чувств осознание роли культуры в сохранении национальной памяти развитие эмпатии и уважения к поколению победителей Метапредметные УУД: Познавательные: анализ исторических и художественных источников, выявление причинно-следственных связей (как культура влияла на фронт/тыл), сравнение жанров военного искусства (плакат, стих, песня, оформление) Коммуникативные: взаимодействие в группе, распределение ролей, презентация собственного проекта Регулятивные: постановка цели, планирование работы, рефлексия выполненного задания Предметные результаты: знание ключевых направлений культурной деятельности в годы ВОВ умение интерпретировать визуальные источники (плакаты, оформление, фотографии), понимание связи профессии «оформитель» с исторической миссией в военный период |
Место проведения занятия | Аудитория 34 |
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Формы и методы | Время |
1. Организационный момент** | Приветствие. Проверка готовности. Актуализация темы через мини-викторину «Угадай по фрагменту» (фрагменты плакатов/песен/стихов) | Участвуют в викторине, высказывают предположения | Фронтальный опрос, интерактив | 5 мин |
2. Целеполагание | Через проблемный вопрос: «Может ли оформитель повлиять на исход войны?» — формулируется тема и задачи урока | Формулируют цели: изучить роль культуры, найти примеры, создать свой проект | Диалог, совместное целеполагание | 5 мин |
**3. Актуализация знаний** | Предлагает вспомнить: какие произведения/плакаты/песни 1941–1945 гг. знают? Выводит на понятие «мобилизованное искусство» | Отвечают, приводят примеры, работают с карточкой «Ассоциативное поле: ВОВ + Культура» | Индивидуальная + фронтальная | 10 мин |
4. Работа с источниками | Раздаёт наборы: плакаты («Родина-мать зовёт!», «За Родину! За Сталина!»), фото оформления госпиталей, открытки с фронта, плакаты ТОИЗа и Осоавиахима | В группах анализируют: 1) цель, 2) художественные приёмы, 3) адресат, 4) связь с профессией оформителя | Работа в мини-группах (3–4 чел), карточки-задания | 15 мин |
5. Кейс-метод | Кейс: «Фронтовая бригада художников-оформителей» (на основе реальных архивов: работа в госпиталях, оформление праздников, создание агит окон, экспресс-выставок в землянках): Какие профессиональные компетенции были востребованы? Какие материалы использовали? Какие ограничения? | Обсуждают кейс, отвечают на вопросы, делают выводы о роли оформителя в военное время | Групповая дискуссия, защита выводов | 15 мин |
6. Практическая творческая задача | Выдаёт задание: «Создай плакат/открытку для бойца 1943 года. Требования: - обращение к бойцу (мотивация, поддержка, память использование символов эпохи (георгиевская лента, серп и молот, журавли, гвоздика и др.) учёт ограниченных материалов (имитация: только карандаш, кисть, гуашь, газета/ватман) | Работают в парах/тройках. Создают эскиз (или цифровой макет на планшете, если есть доступ). Используют элементы композиции: контраст, лаконизм, условность. | Проектная деятельность, творческая мастерская | 25 мин |
7. Презентация и рефлексия | Организует «выставку работ». Просит прокомментировать: идея, символика, связь с темой. Проводит рефлексию по методу «3-2-1»: 3 вывода — 2 примера — 1 вопрос | Представляют свои работы. Проводят само- и взаимооценку. Заполняют «пост-ит»: «Сегодня я понял, что оформитель в войну — это…» | Выставка, устная презентация, письменная рефлексия | 10 мин |
8. Домашнее задание (по выбору) | 1) Собрать цифровую подборку «Культура-фронтовик» (3 объекта: плакат, открытка, оформление — с комментарием) 2) Написать мини-эссе: «Как моя профессия могла бы пригодиться в экстремальных условиях?» | Выбирают задание | Самостоятельная работа | — |
Выставка: «Наследники Победы» | ||||
Приложения (для преподавателя)
1. Карточка-задание для анализа плаката
Название и автор (если известен)
Год создания
Основная идея
Целевая аудитория
Художественные приёмы (цвет, композиция, шрифт, символы)
Какие навыки оформителя здесь востребованы?
2. Кейс «Фронтовая бригада оформителей» — краткое содержание
В 1942–1944 гг. при фронтовых клубах и госпиталях работали бригады художников-оформителей. Среди них — студенты ВХУТЕИНа, выпускники техникумов прикладного искусства.
Примеры деятельности:
- оформление палат (фрески на стенах, роспись ширм);
- создание «экспресс-выставок» из фронтовых рисунков;
- выпуск агитационных листовок в типографиях дивизий;
- оформление праздничных мероприятий (День Победы в госпитале — май 1945).
Ограничения: нехватка бумаги, красок, времени. Часто использовали уголь, грифель, обёрточную бумагу, газетную макулатуру.
Карточки с архивными изображениями
№ | Название | Автор | Краткое описание | Профессиональный акцент |
1 | «Родина-мать зовёт!» | И. М. Тоидзе, 1941 | Самый известный советский плакат ВОВ. Динамичная композиция, жёсткий взгляд, красно-чёрная гамма. | Работа с символом, цветовым контрастом, эмоциональным воздействием. |
2 | «За Родину! За Сталина!» | В. Б. Корецкий, 1941 | Солдат с винтовкой, на заднем плане — руины и солнечный свет (надежда). | Использование светотени, линейной перспективы, идеологического посыла. |
3 | «Бей немцев!» (с гренадёром) | В. В. Борисов-Мусатов (по мотивам), 1941 | Солдат в атаке — лаконичная форма, минимум деталей, максимум энергии. | Роль силуэта, динамичного ракурса, упрощения формы в условиях дефицита времени/материалов. |
4 | «Труженица тыла» | Н. А. Жуков, 1942 | Рабочая у станка, ребёнок рядом. Символ «Тыл — фронту». | Жанровый портрет, работа с «тёплой» палитрой в военной теме. |
5 | Оформление госпиталя (Ленинград, 1943) | Фото из архива РГАКФД | Стены палат украшены росписью: журавли, ветка сирени, надписи «Победа близко!» | Адаптация декоративно-прикладного искусства под экстремальные условия. |
6 | Фронтовая открытка «Ждём тебя, герой!» | Неизвестный автор, 1944 | Рукописная надпись, акварельная гвоздика, марка «60 к | Роль графики, почерка, малой формы в поддержке морального духа. |
QR-коды на цифровые архивы
Архив | Описание | Ссылка | QK |
«Плакаты Победы»(сайт Победа1945.рф) | Коллекция >500 плакатов, фильтр по годам и темам | https://pobeda1945.rf/posters | |
РГАКФД (Рос. гос. архив кинофотодок.) | Фото оформления госпиталей, выставок, фронтовых бригад | https://rgakfd.ru/ru/fondy/vojna/ | |
«Подвиг народа» | База наград, приказов, документов — можно найти приказы о награждении творческих работников | https://podvignaroda.ru/ | |
Электронный каталог ВХУТЕМАС / Строгановки | Архивные работы студентов-художников 1941–1945 гг. | https://strroganovka.ru/archive/voennoe-iskusstvo |
Карточка №1: «Анализ плаката»
Ваш плакат: ___________________
1. Кто изображён? Опишите фигуру/сцены.
2. Какие цвета доминируют? Почему?
3. Какой шрифт использован? Прочитайте лозунг вслух — какой эмоциональный эффект?
4. Какие приёмы композиции вы узнаёте? (диагональ, контраст, центр тяжести)
5. Что бы вы изменили, будучи оформителем в 1942 г. при нехватке красок?
Карточка №2: Кейс «Фронтовая бригада оформителей»
Ситуация:
Лето 1943 г. Вы — трое студентов-художников (график, живописец, композитор). Вас направляют в эвакуационный госпиталь №112 под Куйбышевом. Задача — подготовить оформление к празднованию Дня Военно-воздушных сил (18 августа).
Условия:
— Время: 3 дня
— Материалы: 2 листа ватмана, чёрная тушь, гуашь (красная, чёрная, белая), обёрточная бумага, клейстер из муки
— Требования командования: «Поднять боевой дух раненых лётчиков»
Вопросы:
Какие элементы оформления вы предложите? (занавес, стенгазета, выставка, инсталляция?)
Какие символы используете? (самолёт, звезда, журавль, солнце и др.)
Как распределите роли в бригаде?
Какое послевоенное значение может иметь ваша работа?
Карточка №3: Творческое задание «Плакат для бойца»
Задание: Создайте эскиз плаката или открытки для солдата, участвующего в Курской битве (июль 1943).
Требования:
Обращение к бойцу (личное, тёплое или боевое — по выбору);
Использование 1–2 символов эпохи (георгиевская лента, серп и молот, журавли, гвоздика, звезда, кремлёвская стена);
Минимум текста (до 7 слов), максимум — образ;
Учёт дефицита: представьте, что у вас нет синей и зелёной краски;
Подпись автора: ______________________
Год: 1943
Слоган: ______________________
4. Рефлексия
Заполните после урока:
1. Сегодня я понял(а), что профессия оформителя в войну — это…
2. Я бы смог(ла) применить в своей работе: …
3. Мой вопрос на будущее:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)
План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, к...

Методическая разработка занятия по теме "Подготовка к концертному выступлению".
Учебно-практическое занятие....

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»
Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...
Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"
Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"...
Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека
Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....
Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”
Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....

Пособие для самостоятельной работы студентов на теоретическом занятии по теме Человек в учебной и трудовой деятельности
Методическое пособие для студента по обществознанию...



