Разработка занятия по теме:. «Человек и культура в годы ВОВ»
план-конспект урока

Урок посвящён осмыслению роли культуры как духовного фронта в годы Великой Отечественной войны. В центре внимания — судьбы творческих личностей, трансформация художественных форм и жанров, а также функционирование культурных институтов в экстремальных условиях. Учащиеся исследуют, как литература, музыка, изобразительное искусство, театр и кино отражали настроения времени, мобилизовали общество и сохраняли человеческое достоинство в условиях войны. Особое внимание уделяется междисциплинарным связям: через анализ исторических документов, фронтовых писем, репродукций картин, отрывков из фильмов и литературных произведений учащиеся формируют целостное представление о духовном сопротивлении как неотъемлемой части общей Победы.

Урок включает элементы проектной и исследовательской деятельности, предполагает работу в группах и рефлексию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_chelovek_v_vov.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Камчатский политехнический техникум»

(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)

План открытого урока

Дата проведения: 30 апреля 2025г.    

Преподаватель: Макарова Юлия Владимировна

Курс 2 Группа ИХОР-223

Учебная дисциплина: «История»

Специальность: «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»

Технологическая карта урока

Тип урока: Творческий урок.

Вид урока: Практическое занятие с элементами деловой игры.

Время: 60 минут

1

2

Тема

««Человек и культура в годы Великой Отечественной войны»»

Цель

Образовательная: раскрыть роль культуры и искусства в укреплении духа народа в годы ВОВ; познакомить с ведущими деятелями культуры, произведениями искусства (плакаты, живопись, литература, музыка), архитектурой и оформлением фронта/тыла.

Развивающая: развивать умения анализа визуальных и текстовых источников, критическое мышление, навыки проектной и исследовательской работы, применение историко-культурного контекста в профессиональных задачах.

Воспитательная: формировать гражданскую позицию, патриотизм, уважение к подвигу предков и понимание значения культуры как оружия духа.

Планируемые результаты (ФГОС СПО):

Знают ключевые направления культурной жизни в 1941–1945 гг., особенности художественного оформления в военные годы.

Умеют интерпретировать художественные образы (плакат, картина, постер), соотносить форму и содержание произведения с историческим контекстом.

Применяют знания при выполнении профессионально ориентированных заданий (дизайн, оформление, композиция).

Осуществляют рефлексию через творческое самовыражение.

Основные понятия

 культурная мобилизация, агитационное искусство, фронтовая самодеятельность, плакат периода ВОВ, «фронтовой альбом», театр на фронте и в тылу, оформительская деятельность в годы войны, памятная символика (обелиски, мемориальные композиции)

Методы обучения:

проблемное изложение, кейс-метод, проектный метод (мини-проект)

работа в малых группах, анализ визуальных источников, «мозговой штурм», рефлексия по методу «Синквейн»

Межпредметные связи

Изобразительное искусство / Дизайн — анализ композиции плакатов, художественных приёмов

Литература — поэзия военных лет (О. Берггольц, А. Твардовский, К. Симонов)

Психология — влияние культуры на моральный дух

Основы композиции и оформления — создание собственного плаката/открытки

Информационные технологии — поиск архивных материалов, создание цифровой презентации

Ресурсы

  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование: экран, проектор;
  • раздаточный материал (вопросы для обсуждения в группах, закон о коррупции оценочные листы,).

Форма урока

Интегрированный практико-ориентированный урок в формате мастерской

Технология

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), кейс-технология, технология «перевёрнутый класс» (часть материала выдана заранее с подборкой архивных ресурсов)

Планируемый результат обучения,  т.ч. формирование УУД:

Личностные УУД:

формирование гражданской идентичности, патриотических чувств

осознание роли культуры в сохранении национальной памяти

развитие эмпатии и уважения к поколению победителей

Метапредметные УУД:

Познавательные:

анализ исторических и художественных источников, выявление причинно-следственных связей (как культура влияла на фронт/тыл), сравнение жанров военного искусства (плакат, стих, песня, оформление)

Коммуникативные:

взаимодействие в группе, распределение ролей, презентация собственного проекта

Регулятивные:

постановка цели, планирование работы, рефлексия выполненного задания

Предметные результаты:

знание ключевых направлений культурной деятельности в годы ВОВ

умение интерпретировать визуальные источники (плакаты, оформление, фотографии), понимание связи профессии «оформитель» с исторической миссией в военный период

Место проведения занятия

Аудитория 34

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы и методы

Время

1. Организационный момент**

Приветствие. Проверка готовности. Актуализация темы через мини-викторину «Угадай по фрагменту» (фрагменты плакатов/песен/стихов)

Участвуют в викторине, высказывают предположения

Фронтальный опрос, интерактив

5 мин

2. Целеполагание

Через проблемный вопрос: «Может ли оформитель повлиять на исход войны?» — формулируется тема и задачи урока

Формулируют цели: изучить роль культуры, найти примеры, создать свой проект

Диалог, совместное целеполагание

5 мин

**3. Актуализация знаний**

Предлагает вспомнить: какие произведения/плакаты/песни 1941–1945 гг. знают? Выводит на понятие «мобилизованное искусство»

Отвечают, приводят примеры, работают с карточкой «Ассоциативное поле: ВОВ + Культура»

Индивидуальная + фронтальная

10 мин

4. Работа с источниками

Раздаёт наборы: плакаты («Родина-мать зовёт!», «За Родину! За Сталина!»), фото оформления госпиталей, открытки с фронта, плакаты ТОИЗа и Осоавиахима

В группах анализируют: 1) цель, 2) художественные приёмы, 3) адресат, 4) связь с профессией оформителя

Работа в мини-группах (3–4 чел), карточки-задания

15 мин

5. Кейс-метод

Кейс: «Фронтовая бригада художников-оформителей» (на основе реальных архивов: работа в госпиталях, оформление праздников, создание агит окон, экспресс-выставок в землянках): Какие профессиональные компетенции были востребованы? Какие материалы использовали? Какие ограничения?

Обсуждают кейс, отвечают на вопросы, делают выводы о роли оформителя в военное время

Групповая дискуссия, защита выводов

15 мин

6. Практическая творческая задача

Выдаёт задание: «Создай плакат/открытку для бойца 1943 года. Требования: - обращение к бойцу (мотивация, поддержка, память использование символов эпохи (георгиевская лента, серп и молот, журавли, гвоздика и др.) учёт ограниченных материалов (имитация: только карандаш, кисть, гуашь, газета/ватман)

Работают в парах/тройках. Создают эскиз (или цифровой макет на планшете, если есть доступ). Используют элементы композиции: контраст, лаконизм, условность.

Проектная деятельность, творческая мастерская

25 мин

7. Презентация и рефлексия

Организует «выставку работ». Просит прокомментировать: идея, символика, связь с темой. Проводит рефлексию по методу «3-2-1»: 3 вывода — 2 примера — 1 вопрос

Представляют свои работы. Проводят само- и взаимооценку. Заполняют «пост-ит»: «Сегодня я понял, что оформитель в войну — это…»

Выставка, устная презентация, письменная рефлексия

10 мин

8. Домашнее задание (по выбору)

1) Собрать цифровую подборку «Культура-фронтовик» (3 объекта: плакат, открытка, оформление — с комментарием)

 2) Написать мини-эссе: «Как моя профессия могла бы пригодиться в экстремальных условиях?»

Выбирают задание

Самостоятельная работа

Выставка:  «Наследники Победы»

Приложения (для преподавателя)

1. Карточка-задание для анализа плаката

Название и автор (если известен)

Год создания

Основная идея

Целевая аудитория

Художественные приёмы (цвет, композиция, шрифт, символы)

Какие навыки оформителя здесь востребованы?

2. Кейс «Фронтовая бригада оформителей» — краткое содержание

В 1942–1944 гг. при фронтовых клубах и госпиталях работали бригады художников-оформителей. Среди них — студенты ВХУТЕИНа, выпускники техникумов прикладного искусства.

Примеры деятельности:

- оформление палат (фрески на стенах, роспись ширм);

- создание «экспресс-выставок» из фронтовых рисунков;

- выпуск агитационных листовок в типографиях дивизий;

- оформление праздничных мероприятий (День Победы в госпитале — май 1945).

Ограничения: нехватка бумаги, красок, времени. Часто использовали уголь, грифель, обёрточную бумагу, газетную макулатуру.

Карточки с архивными изображениями

Название

Автор

Краткое описание

Профессиональный акцент

1

«Родина-мать зовёт!»

И. М. Тоидзе, 1941

Самый известный советский плакат ВОВ. Динамичная композиция, жёсткий взгляд, красно-чёрная гамма.

Работа с символом, цветовым контрастом, эмоциональным воздействием.

2

«За Родину! За Сталина!»

В. Б. Корецкий, 1941

Солдат с винтовкой, на заднем плане — руины и солнечный свет (надежда).

Использование светотени, линейной перспективы, идеологического посыла.

3

«Бей немцев!» (с гренадёром)

В. В. Борисов-Мусатов (по мотивам), 1941

Солдат в атаке — лаконичная форма, минимум деталей, максимум энергии.

Роль силуэта, динамичного ракурса, упрощения формы в условиях дефицита времени/материалов.

4

«Труженица тыла»

Н. А. Жуков, 1942

Рабочая у станка, ребёнок рядом. Символ «Тыл — фронту».

Жанровый портрет, работа с «тёплой» палитрой в военной теме.

5

Оформление госпиталя (Ленинград, 1943)

Фото из архива РГАКФД

Стены палат украшены росписью: журавли, ветка сирени, надписи «Победа близко!»

Адаптация декоративно-прикладного искусства под экстремальные условия.

6

Фронтовая открытка «Ждём тебя, герой!»

Неизвестный автор, 1944

Рукописная надпись, акварельная гвоздика, марка «60 к

Роль графики, почерка, малой формы в поддержке морального духа.

QR-коды на цифровые архивы

Архив

Описание

Ссылка

QK

«Плакаты Победы»(сайт Победа1945.рф)

Коллекция >500 плакатов, фильтр по годам и темам

https://pobeda1945.rf/posters

QR

РГАКФД (Рос. гос. архив кинофотодок.)

Фото оформления госпиталей, выставок, фронтовых бригад

https://rgakfd.ru/ru/fondy/vojna/

QR

«Подвиг народа»

База наград, приказов, документов — можно найти приказы о награждении творческих работников

https://podvignaroda.ru/

QR

Электронный каталог ВХУТЕМАС / Строгановки

Архивные работы студентов-художников 1941–1945 гг.

https://strroganovka.ru/archive/voennoe-iskusstvo

QR

Карточка №1: «Анализ плаката»

Ваш плакат: ___________________

1. Кто изображён? Опишите фигуру/сцены.

2. Какие цвета доминируют? Почему?

3. Какой шрифт использован? Прочитайте лозунг вслух — какой эмоциональный эффект?

4. Какие приёмы композиции вы узнаёте? (диагональ, контраст, центр тяжести)

5. Что бы вы изменили, будучи оформителем в 1942 г. при нехватке красок?

Карточка №2: Кейс «Фронтовая бригада оформителей»

Ситуация:

Лето 1943 г. Вы — трое студентов-художников (график, живописец, композитор). Вас направляют в эвакуационный госпиталь №112 под Куйбышевом. Задача — подготовить оформление к празднованию Дня Военно-воздушных сил (18 августа).

Условия:

— Время: 3 дня

— Материалы: 2 листа ватмана, чёрная тушь, гуашь (красная, чёрная, белая), обёрточная бумага, клейстер из муки

— Требования командования: «Поднять боевой дух раненых лётчиков»

Вопросы:

Какие элементы оформления вы предложите? (занавес, стенгазета, выставка, инсталляция?)

Какие символы используете? (самолёт, звезда, журавль, солнце и др.)

Как распределите роли в бригаде?

Какое послевоенное значение может иметь ваша работа?

Карточка №3: Творческое задание «Плакат для бойца»

Задание: Создайте эскиз плаката или открытки для солдата, участвующего в Курской битве (июль 1943).

Требования:

Обращение к бойцу (личное, тёплое или боевое — по выбору);

Использование 1–2 символов эпохи (георгиевская лента, серп и молот, журавли, гвоздика, звезда, кремлёвская стена);

Минимум текста (до 7 слов), максимум — образ;

Учёт дефицита: представьте, что у вас нет синей и зелёной краски;

Подпись автора: ______________________

Год: 1943

Слоган: ______________________

4. Рефлексия

Заполните после урока:

1. Сегодня я понял(а), что профессия оформителя в войну — это…

2. Я бы смог(ла) применить в своей работе: …

3. Мой вопрос на будущее:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия по теме "Человек советский..." (Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время)

План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, к...

Методическая разработка занятия на тему «Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»

Методическая разработказанятияна тему«Творческие отчёты студентов по исследованию основных экономических проблем и проектированию путей их преодоления»...

Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"

  Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"...

Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека

Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....

Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”

Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....