методическая разработка занятия
методическая разработка
методическая разработка занятия "Практический тур олимпиады профессионального мастерства"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
Утверждаю:
Директор ГАПОУ СО
«ТЛК им. Н.И. Кузнецова»
________________ С.И.Ляшок
«____» _____________ 20__г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по теме
«Практический тур олимпиады профессионального мастерства по профессии 38.01.02 Продавец, контролер - кассир»
Талица, 2025г
Согласовано Согласовано
на заседании цикловой комиссии заместитель директора
протокол №__от ______________ г. ____________Добышева О.В.
_____________/ ______________ / «___» _____________ г.
Разработчик: Южакова Татьяна Ивановна, преподаватель, мастер п/о
Содержание
Введение 4
- Содержание занятия 7
1.1. План открытого занятия 7
1.2. Практические задания 8
- Оценочные материалы 11
Заключение 13
Библиографический список 14
Введение
Методическая разработка практического тура олимпиады подготовлена для профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир».
Цель проведения олимпиады:
- повышение качества профессионального мастерства студентов;
- выявление талантливых студентов.
Задачи олимпиады:
- проверка навыков профессиональных компетенций, полученных в процессе теоретического и практического обучения,
- стимулирование творческого роста,
- повышение престижа получаемой профессии
Форма олимпиады - соревнование с выявлением победителя и призеров.
В ходе проведения олимпиады отрабатываются и отслеживаются приобретенные обучающимися профессиональные и общие компетенции:
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Продажа непродовольственных товаров |
ПК 1.1. | Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров. |
ПК 1.2. | Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании. |
ПК 1.3. | Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации. |
ПК 1.4. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 2 | Продажа продовольственных товаров |
ПК 2.1. | Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары |
ПК 2.2. | Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку. |
ПК 2.3. | Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров. |
ПК 2.4. | Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов. |
ПК 2.5. | Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования |
ПК 2.6. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
ПК 2.7. | Изучать спрос покупателей. |
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД.3 | Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями |
ПК 3.1. | Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями. |
ПК 3.2. | Проверять платежеспособность государственных денежных знаков. |
ПК 3.3. | Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги. |
ПК 3.4. | Оформлять документы по кассовым операциям |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. |
- Содержание занятия
- План открытого занятия
Вступительное слово преподавателя. (1 мин.)
Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, отметка в журнале. (1мин.)
Ознакомление с целью и задачами занятия. (1мин.)
Предоставление слова старшему мастеру. (1 мин.)
Ознакомление с критериями оценивания. (2 мин.)
Выполнение практических заданий обучающимися. (30 мин.)
Оценка комиссии обучающихся (подсчет баллов). (3 мин.)
Объявление победителей. (1 мин.)
Подведение итогов мероприятия. (5 мин.)
1.2. Практические задания
Задание №1: Произвести приемку товара по сопроводительным документам.
Обучающимся предложены сопроводительные документы (накладная) и образцы товаров. Нужно сопоставить фактическое наличие товара данным по накладной. Проверить наличие товара по количеству и проверить качество товара.
Обучающиеся по мере готовности оглашают результат приемки товара.
Комиссия оценивает по бальной шкале. При недостаточности ответа. Задаются дополнительные вопросы:
- По каким инструкциям производят приемку товара.
- Что такое инструкция П 6.
- Что такое инструкция П 7.
- Действия при расхождении при приемке товарно – материальных ценностей.
- Сроки приемки товара.
На выполнение задания отводится 10 минут.
Задание №2: Произвести взвешивание товара, определить его стоимость.
Обучающимся выдаются образцы весового товара, которые они взвешивают и исходя от цены за килограмм, подсчитывают стоимость предложенных образцов весового товара.
При выполнении задания обучающиеся, соблюдают технику безопасности при работе с весовым оборудованием.
Дополнительные вопросы:
- Классификация весового оборудования.
- Способы вычисления стоимости весового товара.
На выполнение задания отводится 10 минут.
Задание № 3: Оформить подарочный набор на 8 марта, составить на него аннотацию.
дополнительные вопросы:
- Подарочная упаковка, классификация.
- Способы упаковки товара.
На выполнение задания отводится 15 минут.
Задание № 4: Обслужить покупателя на контрольно – кассовой технике.
дополнительные вопросы:
- Техника безопасности при работе на ККМ.
- Порядок расчета с покупателем.
- Определение подлинности купюр.
- Правила продажи товара.
- Правила обмена и возврата товара.
- Порядок проведения кассовых операций (X, Z отчеты, отмена покупки).
На выполнение задания отводится 15 минут.
Задание № 5: Оформить товарно – денежный отчет по буфету ТЛК, за период с 16 января по 31 января 2025года. Вывести остаток на 1 февраля 2025года.
Предоставлены приходные и расходные документы, бланк товарно – денежного отчета.
Дополнительные вопросы:
- Правила оформления документов.
- Как вычислить остаток товара на конец отчетного периода.
- Кто ответственный за составление товарно - денежного отчета.
На выполнение задания отводится 10 минут.
Задание № 6: Решите проблемные ситуации.
За каждую решенную ситуацию обучающиеся зарабатывают дополнительные баллы.
На выполнение задания отводится 10 минут.
Проблемные ситуации:
- Покупатель случайно испортил товар в торговом зале, обязан ли он оплатить его?
- Каким образом можно разрешить конфликт с покупателем по вопросу правильности произведенного им расчета.
- Кассир выдал чек покупателю, на чеке не пропечатались реквизиты, действие продавца?
- Покупатель дал в уплату 500 рублей, продавец выдал сдачу за покупку со 100 рублей. Каковы действия продавца на претензию покупателя?
- В конце рабочей смены в магазин прекратили доступ покупателей, в торговом зале находящихся покупателей продавец не успела обслужить и объявила, что магазин закрыт. Прав ли продавец?
- Покупатель обнаружила дефект при осмотре дома купленного им бельевого трикотажа, через 10 дней обратилась с просьбой вернуть стоимость за товар. Должен ли продавец оформить возврат стоимости товара?
- Покупатель приобрела в июне месяце зимнюю обувь, при наступлении сезона обнаружила скрытый дефект (отклеился верх обуви от подошвы). Покупатель попросил продавца вернуть стоимость обуви. Каковы действия продавца?
- Покупатель приобрел комплект мебели, продавец предложил за определенную плату доставку товара. Прав ли продавец?
- Покупатель вернул товар с дефектом в магазин, не предъявив кассового чека. Обязан ли продавец принять товар у покупателя?
- Покупатель, обнаружив дефект в купленном ювелирном изделии из драгоценного металла, вернул в магазин с просьбой на другое изделие. Продавец отказался. Прав ли продавец?
- В каком случае, покупатель имеет вернуть купленное изделие из стекла (ваза). Обнаружив дефект (трещину). При осмотре дома?
- В магазине самообслуживания покупатель приобрел товар по цене, указанной на ценнике 350,00 рублей, в кассовом чеке цена на этот товар 450,00 руб. Действия продавца?
- Покупатель предложил в уплату купюру, которая имела надрывы, надписи, незначительные пятна краски. Продавец отказалась принять купюру уплату за покупку. Прав ли продавец?
- Покупатель, обратилась с просьбой продать ей из фабричного косметического набора одно из изделий (наименование), продавец отказал в просьбе. Прав ли продавец?
Оценочный лист выполнения практических заданий обучающимися. Профессия: «Продавец, контролёр- кассир»
№ | Критерии | ФИО | ||||||||||||||||||||||
1 | Приёмка товара: последовательность; | |||||||||||||||||||||||
Сопоставление фактического наличия с данными по документам; | ||||||||||||||||||||||||
Завершение приемки | ||||||||||||||||||||||||
2 | Взвешивание товара; определение стоимости | |||||||||||||||||||||||
3 | Оформить подарочный набор: оригинальность оформления; | |||||||||||||||||||||||
Соответствие назначению; | ||||||||||||||||||||||||
Презентация (аннотация) | ||||||||||||||||||||||||
4 | Обслужить покупателя на ККМ: Встреча покупателя; | |||||||||||||||||||||||
Выявление спроса; | ||||||||||||||||||||||||
Расчет покупки; | ||||||||||||||||||||||||
Завершение сделки | ||||||||||||||||||||||||
6. | Оформить товарно – денежный отчёт. ответить на вопросы по: кто оформляет | |||||||||||||||||||||||
сроки | ||||||||||||||||||||||||
Последовательность записей | ||||||||||||||||||||||||
Определение остатка на конец отчетного периода | ||||||||||||||||||||||||
7 | Решение проблемных ситуаций | |||||||||||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания: 0 баллов – признак компетенции отсутствует, 1 балл – признак компетенции проявлен частично, 2 балл – признак компетенции проявлен.
Сводный лист оценки компетенций
№ | Ф.И.О. обучающегося | баллы | |||
Эксперты ФИО | Средний балл | ||||
Заключение
По окончанию выполнения всех практических заданий жюри подводит итоги. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов являются победителями. Оглашаются победители, набравшие наибольшее количество баллов. 1.2.3. места. Вручаются грамоты победителям, остальным обучающимся грамоты за участие.
Подводим общий итог практического тура олимпиады. Достигнута ли цель мероприятия.
Проведение практического тура олимпиады среди обучающихся способствовало:
- Выявлению наиболее одарённых и заинтересованных. Это позволяет поддерживать и развивать талантливых обучающихся.
- Повышению качества профессиональной подготовки специалистов среднего звена и дальнейшее совершенствование их профессиональной компетентности.
- Проверки способности обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. Также они развивают профессиональное мышление.
- Развитии конкурентной среды и повышение престижности специальностей.
- Обмене передовым педагогическим опытом.
- Повышению интереса к изучению профессиональных дисциплин.
Кроме того, участие в олимпиадах повышает самооценку обучающихся, развивает коммуникабельность и творческие способности.
Библиографический список
Печатные издания
- Косолапова Н.В., Оборудование предприятий торговли для продажи товаров: Учеб. пособ. – М.: Изд. центр «Академия», 2022.
- Косолапова Н.В., Оборудование предприятий торговли для хранения и подготовки к продаже: Учеб. пособие – М.: Изд. центр «Академия», 2022.
- Меликян О.М., Поведение потребителей: Учебное пособие – Изд. «Дашков и К», 2022.
- Муравина И.В., Основы товароведения: Изд. центр «Академия», 2022.
- Петрище Ф.А., Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. – Изд. «Дашков и К», 2023.
- Романова Е.В., «Правила торговли». – Изд. «Дашков и К», 2022.
- Селянин А.В., Защита прав потребителя: Учебное пособие - Изд. «ЮСТИЦ ИНФОРМ», 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»
Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....
Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»
Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая
Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".
Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....
Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"
Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт
Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок». Учебное занятие предполагает дальнейш...
