ОП.07 Рабочая программа "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты" для спец. 210413
рабочая программа на тему
Для спец. 210413 «Радиоаппаратостроение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ,
ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ
И РАДИОКОМПОНЕНТЫ
для специальности:
210413 Авиационные приборы и комплексы
(базовая подготовка среднего профессионального образования)
Москва
2013
Одобрена цикловой комиссией № 6 Авиационные приборы и комплексы Председатель ___________ /Кулеш С.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013 г. | Утверждена Методическим Советом колледжа Председатель ______________ /Шамина М.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013 г. |
Составитель: Кулеш Светлана Анатольевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых технологий», высшая квалификационная категория
|
Рецензенты: |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 | |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 | |
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 10 | |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).
Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина общепрофессионального цикла.
Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:
- общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Организация и выполнение сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией
ПК 1.1. Осуществлять сборку и монтаж радиотехнических систем, устройств и блоков.
5.2.2. Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.
ПК2.2. Анализировать электрические схемы радиоэлектронных изделий.
ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.
5.2.3. Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.
ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты» студент
должен знать:
- особенности строения кристаллических и аморфных тел,
- основные виды электрорадиоматериалов: проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы;
- особенности физических явлений в электрорадиоматериалах;
классификацию, свойства, маркировку и область применения электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, принципы их выбора для применения в производстве;
- основные сведения о назначении и свойствах электрорадиоматериалов, о технологии их производства
- параметры и характеристики типовых радиокомпонентов.
должен уметь:
- распознавать и классифицировать электрорадиоматериалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в радиоэлектронных устройствах;
- подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;
- расшифровывать и читать маркировку радиокомпонентов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения профессиональных задач;
- выбора материалов для узлов и функциональных блоков радиоэлектронной техники;
- выбора материалов для электронных приборов и устройств с целью обеспечения необходимых эксплуатационных характеристик, а также с точки зрения обеспечения минимальных размеров и массы, максимальных надежности, прочности и экономичности.
- участия в разработке и моделировании радиоэлектронных устройств.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента 102 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 68 часов,
из них обязательной аудиторной практической работы – 22 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
Итоговая аттестация: II семестр – дифференцированный зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Краткое содержание и задачи учебной дисциплины "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты". Основные требования к материалам, применяемым в радиоэлектронике, микроэлектронике, в современных электронных приборах и устройствах с точки зрения обеспечения необходимых характерристик, минимальных габаритов и массы конструкции электронного оборудования, его прочности, надежности и экономичности. Сведения о новейших технологиях и роли отечественных и зарубежных ученых в разработке и методах производства электрорадиоматериалов. Перспективы развития качества производимых электрорадиоматериалов. | 2 | 1 |
Тема 1. Основы материаловедения. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов | 16 | 1 | |
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Общие сведения о строении вещества. Виды связей в веществе. Кристаллические и аморфные тела. Процессы кристаллизации и плавления. | |||
Анализ структуры материалов; тонкая структура, микро- и макроструктура. | |||
Строение металлов, виды кристаллических решеток и кристаллов. | |||
Анизотропия и квазиизотропия свойств кристаллов и поликристаллов. Дефекты кристаллов. | |||
Полиморфизм или аллотропия в различных видах материалов. | |||
Классификация электрорадиоматериалов по электрическим свойствам. | |||
Практические занятия: | 2 | 2 | |
№ 1. Ознакомление с методами анализа структуры кристаллических и аморфных тел. | |||
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой, составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в Интернете. | 6 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 2. Проводниковые материалы | 22 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Классификация проводников. Физические процессы в проводниках. | |||
Материалы высокой проводимости, требования. Сверхпроводники и криопроводники. | |||
Материалы высокого сопротивления. Пленочные резистивные материалы. | |||
Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Материалы для подвижных контактов. | |||
Практические занятия: | 8 | 2 | |
№ 1. Расчет параметров термоэлектрических чувствительных элементов (термопар). | |||
№ 2. Расчет параметров металлических тензорезисторов. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение конспекта по теме «Проводниковые материалы». Работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий. | 6 | 2 | |
Тема 3. Диэлектрические материалы |
| 22 |
|
Содержание учебного материала: | 10 | 1 | |
Физические процессы в диэлектриках. Поляризация диэлектриков, основные виды поляризации. Электропроводность диэлектриков. Диэлектрические потери. Физико-химические свойства диэлектриков. | |||
Твердые органические диэлектрики. Полимеризационные и поликонденсационные синтетические полимеры. Электроизоляционные пластмассы. | |||
Слоистые пластики и фольгированные материалы. Пленочные электроизоляционные материалы. Электроизоляционные лаки и эмали. | |||
Твердые неорганические диэлектрики. Стекла, ситаллы, оксидные пленки, керамика. | |||
Активные диэлектрики. Жидкие и газообразные диэлектрики. | |||
Практические занятия: | |||
№ 3. Расчет основных характеристик пьезоэлектрических элементов | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнение реферата по теме «Электрооптические материалы», работа с учебной и справочной литературой, ответы на контрольные вопросы. | 8 | 2 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа курсантов | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 4. Полупроводниковые материалы | 22 | ||
Содержание учебного материала: | 10 | 1 | |
Физические процессы в полупроводниках. Собственная и примесная электропроводность. | |||
Влияние внешних факторов на электропроводность полупроводников. | |||
Эффект поля. Контакт полупроводника с металлом. Контакт электронного и дырочного полупроводников. | |||
Простые полупроводники. Кремний, германий, получение и очистка. | |||
Простые полупроводники IV группы. Легирующие элементы III и V групп. | |||
Сложные полупроводники типа АmВn. Получение соединений АmВn, их применение в радиотехнике. | |||
Практические занятия: | |||
№ 5. Расчет параметров фотоэлементов с внешним и внутренним фотоэффектом и элементов Холла. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа: Выполнение конспекта по теме «Халькогениды и их применение в электронной технике», работа с учебной и справочной литературой, ответы на вопросы. | 8 | 2 | |
Тема 5. Магнитные материалы | 18 | ||
Содержание учебного материала: | 8 | 1 | |
Физические процессы в магнитных материалах. Магнитные свойства материалов. Классификация. | |||
Магнитомягкие материалы для низкочастотных магнитных полей. Электротехнические стали, железоникелевые сплавы с высокой магнитной проницаемостью. | |||
Магнитомягкие материалы для радиочастот. Ферриты, магнитодиэлектрики. | |||
Магнитотвердые материалы, классификация. Порошковые магнитотвердые материалы. | |||
Магнитные материалы специального назначения. | |||
Практические занятия: | 4 | 2 | |
№ 6. Расчет коэффициента магниточувствительности магнитоупругих чувствительных элементов. | |||
Самостоятельная работа: Выполнение конспекта по теме «Материалы для магнитных носителей информации». Подготовка к зачёту. | 6 | 2 | |
Зачет по материалу II семестра. | |||
ВСЕГО: | 102 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета материаловедения
3.1.1. Оборудование кабинета материаловедения:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по конструкционным и электрорадиоматериалам, плакаты, стенды, образцы материалов и раздаточный материал, комплекты практических работ).
3.1.2. Технические средства обучения:
- Оборудование, расходные материалы и методика структурных исследований;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете материаловедения.
- Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 7;
- ПО, позволяющее проводить различные виды испытаний материалов с целью определения их качества, микроструктуры и фазового состава, а также для исследования дефектов и причин поломок различных деталей и конструкций.
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основная литература
- Тарасенко Л.В., Пахомова С.А. «Материаловедение» М.: Машиностроение, 2012;
- Калинин Н.Н. и др. «Электрорадиоматериалы», (reprint), М.: Высшая школа, 2011.
3.2.2. Дополнительная
- Головин Ю. «Основы нанотехнологий» М.: Машиностроение, 2012;
- Богодухов С.И. «Курс материаловедения в вопросах и ответах», Машиностроение, 2010;
3.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Научно-исследовательская фирма «STRUERS» (Дания) | struers.com | |
Учебное оборудование «ПРОФИСТЕНД» | profistend.ru | |
Лабораторное оборудование «МИЛАФОРМ» | lab-tech.ru | |
|
| |
|
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Зависимость свойств материалов от их строения; дефекты кристаллического строения; методы исследования структуры материалов и применение этих методов для обнаружения внешних и внутренних дефектов материалов; основные механические свойства материалов и методы их определения; | Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование. |
Электронное строение материалов, их свойства; сущность процесса кристаллизации и плавления металлов; | |
Основные свойства и классификацию проводников; сущность физических процессов, протекающих в проводниках; основные проводники высокой проводимости и высокого сопротивления; материалы для термопар, припои, их свойства и применение; различные виды проводников, ферромагнитные металлы, их сплавы и применение в радиоэлектронике | Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы |
Виды диэлектриков сущность процессов, протекающих в диэлектриках; тепловые и физико-химические свойства диэлектриков; зависимость диэлектрической проницаемости от вида диэлектрика и его структуры; органические и неорганические полимеры, электроизоляционные материалы, способы их получения и область применения; состав, свойства и применение термореактивных и термопластичных пластмасс; классификацию стекол, их состав и свойства; основные активные диэлектрики: сегнетоэлектрики, электреты, материалы для лазеров и др., их основные свойства и область применения; основные жидкие и газообразные диэлектрики, их применение в качестве электроизоляционных материалов. | Поиск информации в сети Интернет, составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
Основные полупроводники, их структуру и свойства; сущность физических процессов, протекающих в полупроводниках; основные свойства кремния и его соединений; германия и его соединений; основные свойства селенидов, теллуридов, карбида кремния, халькогенидов | Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий, ответы на контрольные вопросы |
Сущность процессов намагничивания материала постоянным и переменным полем. | Поиск информации в сети Интернет, составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы. |
Основные свойства магнитных материалов, их классификацию; основные требования, предъявляемые к магнитным материалам; основные виды магнитомягких материалов и область их применения; | |
Основные виды материалов с ППГ, свойства и виды этих материалов, применение в радиоаппаратостроении; свойства термомагнитных материалов и область их применения | |
Умения: | |
классифицировать материалы по свойствам и внешнему виду; |
Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы
|
расшифровывать марки меди и медных сплавов; расшифровывать марки алюминия и его сплавов; расшифровывать марки магниевых сплавов; выбирать материалы с малой плотностью в зависимости от предъявляемых требований; расшифровывать марки титановых и бериллиевых сплавов | |
отличать электроизоляционные материалы по их внешнему виду; рассчитывать основные параметры диэлектрических материалов; классифицировать диэлектрики по виду поляризации | |
рассчитывать параметры активных диэлектриков и строить их характеристики. | |
определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла; определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
различать сильномагнитные и слабомагнитные вещества; рассчитывать основные параметры магнитомягких материалов, используемых в магнитных усилителях, трансформаторах, радиоприборах; рассчитывать параметры магнитотвердых материалов и материалов с ППГ. | Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО. | Индивидуальный инструктаж по ТБ. |
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
Составитель рабочей программы Кулеш Светлана Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения
Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114углубленной подготовки...
Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...

ОП.07 Рабочая программа "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты" для спец. 210112
Для специальности 210112 "Электронные приборы и устройства"...

Рабочая программа по дисциплине Материаловедение спец.27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством
Данная рабочая программа разработана мной для преподавания дисциплины Материаловедение. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам ППССЗ спец.27.02.02 Техническое регулирование и у...

Рабочая программа по ПМ04 для спец.140102
Рабочая программа по профессиональному модулю 04 для специальности 140102...