ОП.07 Рабочая программа "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты" для спец. 210413
рабочая программа на тему

Штыкова Светлана Анатольевна

Для спец. 210413 «Радиоаппаратостроение» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7._rp._materialovedenie_erm_i_rk_dlya_210413.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ,

ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ

И РАДИОКОМПОНЕНТЫ

для специальности:

210413 Авиационные приборы и комплексы

(базовая подготовка среднего профессионального образования)

 

Москва

2013

Одобрена цикловой комиссией № 6

Авиационные приборы и комплексы

Председатель ___________ /Кулеш С.А./

                                           (подпись)                       (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013 г.

Утверждена Методическим Советом колледжа

Председатель ______________ /Шамина М.А./

                                                  (подпись)                          (Ф.И.О.)

Протокол № ___ от ________________ 2013 г.

Составитель: Кулеш Светлана Анатольевна, преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Московский колледж управления и новых  технологий», высшая квалификационная категория

                 

Рецензенты:

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

6

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И                         РАДИОКОМПОНЕНТЫ»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности технического профиля профессионального образования 210413 Радиоаппаратостроение (базовая подготовка) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования вышеназванной специальности и примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО).

Рабочая программа служит основой для разработки календарно-тематического плана и является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина общепрофессионального цикла.

Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

           ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация и выполнение сборки и монтажа радиотехнических систем, устройств и блоков в соответствии с технической документацией

ПК 1.1. Осуществлять сборку и монтаж радиотехнических систем, устройств и блоков.

 

5.2.2. Настройка и регулировка радиотехнических систем, устройств и блоков.

ПК 2.1. Настраивать и регулировать параметры радиотехнических систем, устройств и блоков.

ПК2.2. Анализировать электрические схемы радиоэлектронных изделий.

ПК2.3. Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению.

 5.2.3. Проведение стандартных и сертификационных испытаний узлов и блоков радиоэлектронного изделия.

ПК 3.1. Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины «Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты» студент

должен знать:

  • особенности строения кристаллических и аморфных тел,
  • основные виды электрорадиоматериалов: проводники, полупроводники, диэлектрики, магнитные материалы;
  • особенности физических явлений в электрорадиоматериалах;

классификацию, свойства, маркировку и область применения электрорадиоматериалов и радиокомпонентов, принципы их выбора для применения в производстве;

  • основные сведения о назначении и свойствах электрорадиоматериалов, о технологии их производства 
  • параметры и характеристики типовых радиокомпонентов.

должен уметь:

  • распознавать и классифицировать электрорадиоматериалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
  • подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
  • выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в радиоэлектронных устройствах;
  • подбирать по справочным материалам радиокомпоненты для электронных устройств;
  • расшифровывать и читать маркировку радиокомпонентов;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения профессиональных задач;
  • выбора   материалов  для узлов и функциональных блоков радиоэлектронной техники;
  • выбора материалов для электронных приборов и устройств с целью обеспечения необходимых эксплуатационных характеристик, а также с точки зрения обеспечения минимальных размеров и массы, максимальных  надежности, прочности и экономичности.
  •  участия в разработке и моделировании радиоэлектронных устройств.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 102 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки – 68 часов,

из них обязательной аудиторной практической работы – 22 часа;

  • самостоятельной работы – 34 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68  

в том числе:

практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

Итоговая аттестация:

 II семестр – дифференцированный зачет.

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Краткое содержание и задачи учебной дисциплины "Материаловедение, электрорадиоматериалы и радиокомпоненты". Основные требования к материалам, применяемым в  радиоэлектронике, микроэлектронике, в современных электронных приборах и устройствах  с точки зрения обеспечения необходимых характерристик, минимальных габаритов и массы конструкции  электронного оборудования, его прочности, надежности и экономичности.

Сведения о новейших технологиях и роли отечественных и зарубежных ученых в разработке и методах производства электрорадиоматериалов.

Перспективы развития качества производимых электрорадиоматериалов.

2

1

Тема 1. Основы   материаловедения.

Физико-химические закономерности формирования структуры материалов

16

1

Содержание учебного материала:

8

1

Общие сведения о строении вещества. Виды связей в веществе. Кристаллические и аморфные тела. Процессы кристаллизации и плавления.

Анализ структуры материалов; тонкая структура, микро- и макроструктура.  

Строение металлов, виды кристаллических решеток и кристаллов.

Анизотропия и квазиизотропия свойств кристаллов и поликристаллов. Дефекты кристаллов.

Полиморфизм или аллотропия в различных видах материалов.

Классификация электрорадиоматериалов по электрическим свойствам.

Практические занятия:

2

2

№ 1.  Ознакомление с методами анализа структуры кристаллических и аморфных тел.

Самостоятельная работа:

Работа с учебной литературой,   составление конспекта по теме, выполнение индивидуальных заданий, связанных  с поиском наглядной  информации в Интернете.

6

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 2. Проводниковые материалы

22

Содержание учебного материала:

8

1

Классификация проводников. Физические процессы в проводниках.

Материалы высокой проводимости, требования. Сверхпроводники и криопроводники.

Материалы высокого сопротивления. Пленочные резистивные материалы.

Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Материалы для подвижных контактов.

Практические занятия:

8

2

№ 1. Расчет параметров термоэлектрических чувствительных элементов (термопар).

№ 2. Расчет параметров металлических тензорезисторов.

Самостоятельная работа:

Выполнение конспекта  по теме «Проводниковые материалы». Работа с учебной и справочной литературой,   ответы на контрольные вопросы, выполнение индивидуальных заданий.

6

2

Тема 3. Диэлектрические материалы

 

22

 

Содержание учебного материала:

10

1

 Физические процессы в диэлектриках. Поляризация диэлектриков, основные виды поляризации. Электропроводность диэлектриков. Диэлектрические потери. Физико-химические свойства диэлектриков.

 Твердые органические диэлектрики. Полимеризационные и поликонденсационные  синтетические полимеры. Электроизоляционные пластмассы.

Слоистые пластики и фольгированные материалы. Пленочные электроизоляционные материалы. Электроизоляционные лаки и эмали.

Твердые неорганические диэлектрики. Стекла, ситаллы, оксидные пленки, керамика.

Активные диэлектрики. Жидкие и газообразные диэлектрики.

Практические занятия:

№ 3. Расчет основных характеристик пьезоэлектрических элементов

4

2

Самостоятельная работа:

Выполнение реферата по теме «Электрооптические материалы», работа с учебной и справочной литературой,   ответы на контрольные вопросы.

8

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа курсантов

Объем

часов

Уровень

освоения

Тема 4. Полупроводниковые материалы

22

Содержание учебного материала:

10

1

Физические процессы в полупроводниках. Собственная и примесная электропроводность.

Влияние внешних факторов на электропроводность полупроводников.

Эффект поля. Контакт полупроводника с металлом. Контакт электронного и дырочного полупроводников.

Простые полупроводники. Кремний,  германий, получение и очистка.  

Простые полупроводники IV группы. Легирующие элементы III и V  групп.

Сложные полупроводники типа АmВn.  Получение соединений АmВn, их применение в радиотехнике.

Практические занятия:

№ 5. Расчет параметров фотоэлементов с внешним и внутренним фотоэффектом и элементов Холла.

4

2

 Самостоятельная работа:

Выполнение конспекта  по теме «Халькогениды и их применение в электронной технике», работа с учебной и справочной литературой, ответы на вопросы.

8

2

Тема 5. Магнитные материалы

18

Содержание учебного материала:

8

1

Физические процессы в магнитных материалах. Магнитные свойства материалов. Классификация.

Магнитомягкие материалы для низкочастотных магнитных полей. Электротехнические стали, железоникелевые сплавы с высокой магнитной проницаемостью.

Магнитомягкие материалы для радиочастот. Ферриты, магнитодиэлектрики.

Магнитотвердые материалы, классификация.

Порошковые магнитотвердые материалы.

Магнитные материалы специального назначения.

Практические занятия:

4

2

№ 6. Расчет коэффициента магниточувствительности магнитоупругих чувствительных элементов.

Самостоятельная работа:

Выполнение конспекта по теме «Материалы для магнитных носителей информации». Подготовка к зачёту.

6

2

Зачет по материалу II семестра.

ВСЕГО:

102

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И

РАДИОКОМПОНЕНТЫ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Наличие учебного кабинета материаловедения

3.1.1. Оборудование кабинета материаловедения:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места студентов;
  • наглядные пособия (учебники, справочники по конструкционным и электрорадиоматериалам, плакаты, стенды, образцы материалов и раздаточный материал, комплекты практических работ).

3.1.2. Технические средства обучения: 

  • Оборудование, расходные материалы и методика структурных исследований;
  • ПК с наличием лицензионного ПО;
  • мультимедийный проектор;
  • проекционный экран;
  • принтер;
  • сканер;
  • колонки.

3.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • правила техники безопасности и производственной санитарии;
  • памятки студентам поведения при работе в кабинете материаловедения.
  1. Программное обеспечение:
  • сертифицированная ОС Windows 7;
  • ПО, позволяющее проводить различные виды испытаний материалов с целью определения их качества, микроструктуры и фазового состава, а также для исследования дефектов и причин поломок различных деталей и конструкций.  
  • антивирусная программа Kaspersky;
  • учебно-методический комплекс по дисциплине.

3.2. Информационное обеспечение обучения

3.2.1. Основная литература

  1.  Тарасенко Л.В., Пахомова С.А. «Материаловедение»   М.: Машиностроение, 2012;
  2.  Калинин Н.Н. и др. «Электрорадиоматериалы», (reprint), М.: Высшая школа, 2011.

3.2.2. Дополнительная

  1.  Головин Ю. «Основы нанотехнологий»  М.: Машиностроение, 2012;
  2. Богодухов С.И. «Курс материаловедения в вопросах и ответах», Машиностроение, 2010;

3.2.3. Интернет-ресурсы:

Название сайта

Форма доступа

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Российский общеобразовательный портал

school.edu 

Федеральный институт педагогических измерений

fipi

Федеральное агентство по образованию РФ

ed.gov

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

obrnadzor.gov

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

mon.gov

Национальный проект «Образование» 

rost.ru/projects

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

window.edu.ru

Научно-исследовательская фирма «STRUERS» (Дания)

struers.com

Учебное оборудование «ПРОФИСТЕНД»

profistend.ru

Лабораторное оборудование «МИЛАФОРМ»

 lab-tech.ru

 

 

 

 

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ, ЭЛЕКТРОРАДИОМАТЕРИАЛЫ И РАДИОКОМПОНЕНТЫ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных и проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Зависимость свойств материалов от их строения; дефекты кристаллического строения; методы исследования структуры материалов и применение этих методов для обнаружения   внешних и внутренних дефектов материалов; основные механические  свойства материалов и методы их определения;

Домашние индивидуальные практические задания, ответы на контрольные вопросы. Поиск информации в сети Интернет, тестирование.

Электронное строение материалов, их свойства;  сущность процесса кристаллизации и плавления металлов;

Основные свойства и классификацию проводников; сущность физических процессов, протекающих в проводниках; основные проводники высокой проводимости и высокого сопротивления; материалы для термопар, припои, их свойства и применение; различные виды проводников, ферромагнитные металлы, их сплавы и применение в радиоэлектронике

Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

Виды диэлектриков сущность процессов, протекающих в диэлектриках; тепловые и физико-химические свойства диэлектриков; зависимость диэлектрической проницаемости от вида диэлектрика и его структуры; органические и неорганические полимеры, электроизоляционные материалы, способы их получения и область применения; состав, свойства и применение термореактивных и термопластичных пластмасс; классификацию стекол, их состав и свойства;  основные активные диэлектрики: сегнетоэлектрики, электреты, материалы для  лазеров и др., их основные свойства и область применения; основные жидкие и газообразные диэлектрики, их применение в качестве        электроизоляционных материалов.

Поиск информации в сети Интернет,  составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Знания:

Основные полупроводники, их структуру и свойства; сущность физических процессов, протекающих в полупроводниках; основные свойства кремния и его соединений; германия и его соединений; основные свойства селенидов, теллуридов, карбида кремния, халькогенидов

Составление конспектов, домашние практические задания, защита индивидуальных заданий,  ответы на контрольные вопросы

Сущность процессов намагничивания материала постоянным и переменным  полем.

Поиск информации в сети Интернет,  составление конспектов, выполнение и защита индивидуальных и групповых заданий, ответы на контрольные вопросы.

Основные свойства магнитных материалов, их классификацию; основные требования, предъявляемые к магнитным материалам; основные виды магнитомягких  материалов и область их  применения;

Основные виды материалов с ППГ, свойства и виды этих материалов, применение в радиоаппаратостроении; свойства термомагнитных материалов и область их применения

Умения:

классифицировать материалы по свойствам и внешнему виду;  

   

 

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, ответы на контрольные вопросы  

   

расшифровывать марки меди и медных сплавов; расшифровывать марки алюминия и его сплавов; расшифровывать марки магниевых сплавов; выбирать материалы с малой плотностью в зависимости от предъявляемых требований; расшифровывать марки титановых и бериллиевых сплавов

отличать электроизоляционные материалы по их внешнему виду;

рассчитывать основные параметры диэлектрических материалов; классифицировать диэлектрики по виду поляризации

рассчитывать параметры активных диэлектриков и строить их  характеристики.

определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла; определять тип электропроводности полупроводников по методу Холла

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

Умения:

различать сильномагнитные и слабомагнитные вещества;

рассчитывать основные параметры магнитомягких материалов, используемых в магнитных усилителях, трансформаторах, радиоприборах; рассчитывать параметры магнитотвердых материалов и материалов с ППГ.

Индивидуальные и групповые практические занятия по вариантам, исследовательская работа  

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании ТСО.

Индивидуальный инструктаж по ТБ.

Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.

Составитель рабочей программы Кулеш Светлана Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология  машиностроения...

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114

Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности спец. 080114углубленной подготовки...

Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...

Рабочая программа по дисциплине Материаловедение спец.27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

Данная рабочая программа разработана мной для преподавания дисциплины Материаловедение. Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам ППССЗ спец.27.02.02 Техническое регулирование и у...

Рабочая программа по ПМ04 для спец.140102

Рабочая программа по профессиональному модулю 04 для специальности 140102...