СД.04 Рабочая программа "Детали и элементы авиационных приборов и комплексов" (2014)
рабочая программа на тему

Штыкова Светлана Анатольевна

Для СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я      З А П И С К А.

            Программой учебной дисциплины "Детали и элементы авиационных приборов и комплексов" предусматривается изучение типовых элементов и деталей авиационных приборов, особенностей их конструкции и условий эксплуатации в составе  аппаратуры на борту летательных аппаратов.

            В результате изучения данной учебной дисциплины студенты должны знать  основные типы чувствительных элементов: упругие, инерционные, параметрические, генераторные, магнитные; их принцип действия и основные характеристики. Студенты должны уметь классифицировать опоры и подвесы авиационных приборов и знать основные  требования к ним. Студенты должны уметь рассчитывать параметры чувствительных элементов и механизмов приборов, моменты трения в опорах, должны знать назначение и конструкцию печатных плат и их применение в интегральных микросхемах и другой электронной аппаратуре.

            Программа рассчитана на знание студентами основ теоретической электротехники, электроники, физики, инженерной графики и материаловедения.

            Теоретический курс, рассчитанный на 90 учебных часов, предусматривает изучение студентами физических основ работы элементов, изучение технических характеристик, конструкции и области применения типовых деталей и элементов авиационных  приборов.

            Настоящая программа предлагает для самостоятельного изучения студентами (25 учебных часов) ряда отдельных элементов авиационных приборов, применение которых в настоящее время ограничено из-за низких эксплуатационных характеристик, а также решение практических задач по расчету параметров датчиков при помощи основной и дополнительной литературы.

            Самостоятельная работа с теоретическим материалом и ознакомление с методиками расчета поможет студентам научиться пользоваться  учебной и справочной литературой и дополнительно расширить кругозор.

             Программой также предусмотрено выполнение практических работ (14 часов), в результате которых студенты должны освоить методики расчета некоторых элементов приборов, в частности, плоских прямых и изогнутых пружин, зубчатых передач, подвижных систем.

            По окончании изучения данной учебной дисциплины проводится  экзамен.        

            Преподавание учебной дисциплины должно соответствовать требованиям государственных стандартов и нормативов, Международной системе единиц (СИ) и Единой системе конструкторской документации (ЕСКД).

       

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й    П Л А Н   У Ч Е Б Н О Й   Д И С Ц И П Л И Н Ы

Наименование  

разделов  и тем

Максимальная учебная

нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

при очной  форме  обучения

Самостоятельная  работа  студента

Всего

Час.

Лабораторные

работы

Практические  занятия

1

2

3

4

5

6

Введение    

2  

2

РАЗДЕЛ  1

Общие сведения  об авиационных приборах и условиях  их  применения  на

борту летательного  аппарата.

Тема 1.1.Понятие о системе измерительной информации на борту летательного аппарата    

2

2

Тема 1.2. Структурные схемы дистанционных приборов. Основные метрологические характеристики и термины. Приборы и датчики первичной информации                                                      

2

2

Тема 1.3. Классификация авиационных приборов  

2

2

Тема 1.4. Условия эксплуатации авиационных приборов на борту летательного аппарата.                                    

2

2

Тема 1.5. Общие технические требования, предъявляемые к авиационным при-

 борам                            

2

2

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ:

10

10

РАЗДЕЛ  2

Упругие чувствительные

элементы. Инерционные

элементы

Тема 2.1. Характеристики

упругих чувствительных   элементов.

2

2

Тема 2.2.Цилиндрические,

 конические и плоские пружины                                                  

6

6

4

Тема 2.3. Термобиметаллические пружины                                

6

2

4

1

2

3

4

5

6

Тема 2.4. Мембраны,  основные понятия и определения. Расчет мембран                              

6

2

 

4

Тема 2.5. Мембранные коробки

2

2

Тема 2.6. Сильфоны                                  

6

2

4

Тема 2.7. Трубчатые пружины

2

2

Тема 2.8. Преобразователи с

 упругим чувствительным

 элементом и частотным вы-

ходом. Инерционные элементы

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:              

32

20

4

12

РАЗДЕЛ  3.

Параметрические преобразовательные  (чувствительные) элементы

Тема 3.1. Чувствительные элементы, основанные на изменении электрического сопротивления                                                    

2

2

 

Тема 3.2. Емкостные чувствительные элементы                              

2

2

 

 

Тема 3.3. Индуктивные и взаимоиндуктивные чувствительные элементы                                    

2

2

 

Тема 3.4.Тензорезисторы, терморезисторы, фоторезисторы. Датчики Холла

6

2

4

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:              

12

8

 4

РАЗДЕЛ  4.

Генераторные чувствительные элементы.

Тема 4.1. Индукционные чувствительные элементы                      

2

2

Тема 4.2.  Термоэлектричес-

кие и пьезоэлектрические чувствительные элементы                    

6

2

4

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:  

8

4

4

1

2

3

4

5

6

РАЗДЕЛ 5.

Магнитные  чувствительные элементы.

Тема 5.1. Постоянные магниты                                                          

2

2

Тема 5.2. Магнитоэлектрические чувствительные элементы                                                    

2

2

Тема 5.3.Электромагнитные,

электродинамические, ферродинамические чувствительные элементы                    

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

6

6

РАЗДЕЛ  6

Опоры и подвесы.

Тема 6.1. Классификация опор. Общие требования к опорам авиационных приборов                      

2

2

Тема 6.2.  Опоры на шарикоподшипниках                                      

2

2

Тема 6.3. Опоры на цапфах,

центрах, кернах                                  

2

2

 

Тема 6.4. Упругие подвесы

(опоры с внутренним трением). Воздушные опоры.                                                                    

2

2

 

Тема 6.5. Влияние трения в

опорах на погрешность авиационных приборов. Методы  уменьшения трения                                                  

6

2

4  

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

14

10

4

РАЗДЕЛ  7

Механизмы приборов

Тема 7.1. Общие сведения о

передаточных механизмах.

Рычажные механизмы.                                                

2

2

Тема 7.2. Поводковая и кулисная передачи 

2

2

Тема 7.3. Зубчатые передачи, основные определения          

2

2

Тема 7.4. Расчеты зубчатых передач

8

8

6

Тема 7.5. Арретирующие, устанавливающие механизмы                

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                

16

16

6

 

1

2

3

4

5

6

РАЗДЕЛ  8

Гиромоторы

Тема 8.1. Общие сведения о

гиромоторах                                      

2

2

Тема 8.2.  Детали гиромоторов        

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:

4

4

РАЗДЕЛ  9

Успокоители и амортизаторы.

Тема 9.1. Успокоители колебаний                                                

7

6

4

1

Тема 9.2.  Амортизаторы. Методы защиты авиационных приборов от ударов и вибраций            

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

9

8

4

1

РАЗДЕЛ  10

Корпусы и отсчетные

устройства.

Тема10.1. Корпусы. Отсчетные устройства. Шкалы приборов.

2

2

Тема 10.2. Плоские, изогнутые и полые детали авиационных приборов, получаемые штамповкой.                

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

4

4

 

РАЗДЕЛ  11

Электрические контакты

авиационных приборов

Тема 11.1. Назначение электрических контактных устройств. Основные требования к контактам. Материалы контактов.                

2

2

Тема 11.2.  Коммутирующие неразмыкаемые подвижные контакты. Разъемные контактные соединения.                                        

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

4

4

 

1

2

3

4

5

6

РАЗДЕЛ  12

Печатные платы. 

Тема 12.1. Назначение и конструкция печатных плат                        

2

2

Тема 12.2. Конструирование

электронных блоков с применением ИМС, БИС и ЭРЭ на печатных платах            

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:

4

4

РАЗДЕЛ  13

Тепловые расчеты элементов бортовой аппаратуры.

Тема 13.1. Тепловой расчет аппаратуры                                      

2

2

Тема 13.2.Охлаждение аппаратуры                                                    

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ:                  

4

4

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

129

104

14

25

 

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание и основные задачи дисциплины «Детали и элементы авиационных приборов и комплексов».Краткие сведения об авиационных приборах  и автоматах  на борту летательного аппарата.

Авиационные приборы в системе "Пилот - машина", их роль в обеспечении полной информацией пилота о полете в свете решения  задач навигации и управления.

РАЗДЕЛ  1

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  ОБ  АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРАХ  И  УСЛОВИЯХ

ИХ  ПРИМЕНЕНИЯ  НА  БОРТУ  ЛЕТАТЕЛЬНОГО  АППАРАТА.

Тема 1.1. Понятие о системе измерительной информации на борту

летательного  аппарата.

В результате изучения темы 1.1 студенты должны:

знать:

   

  • основы метрологии, определения и термины;
  • понятия входного, выходного сигналов, средств измерений;
  • основные принципы получения информации о полете ЛА.

Понятие об измерении. Прямое и косвенное измерение. Основные термины и определения. Примеры измерения параметров полета и передачи информации пилоту.

Тема 1.2. Структурные схемы дистанционных приборов. Основные метрологические характеристики  и  термины. Приборы и датчики первичной информации.

В результате изучения темы 1.2 студенты должны:

 знать:

  • информационную систему - ДПИ - дистанционная  связь - указатель;
  • основы построения принципиальных и структурных схем;
  • погрешности измерений.

 Дистанционные  передачи. Чувствительные элементы, преобразовательные элементы, передаточные механизмы и звенья. Примерные принципиальные и структурные схемы авиационных приборов. Точность и погрешность измерений.

Тема 1.3.  Классификация  авиационных  приборов.

В результате изучения темы 1.3 студенты должны:

знать:

  • классификацию авиационных приборов по назначению, виду выходного сигнала, способу представления информации, дистанционности действия;

Классификация авиационных приборов по назначению, виду выходной информации и способам ее представления, по дистанционности действия.

 

Тема 1.4. Условия  эксплуатации  авиационных  приборов на  борту  летательного  аппарата.

В результате изучения темы 1.4 студенты должны:

знать:

  • основные внешние возмущающие воздействия, действующие на ЛА;
  • классификацию приборов по  группам исполнения аппаратуры;  
  • условия эксплуатации приборов в соответствии со стандартами.

Понятие о внешних возмущающих воздействиях (климатических, механических и т.д.), действующих на ЛА в полете. Классификация авиационных приборов по группам исполнения аппаратуры в соответствии с требованиями стандарта ГОСТВ.20.39.304-76.

 Условия эксплуатации авиационных приборов в соответствии с требованиями  ГОСТВ.20.39 - 304 - 76.

Тема 1.5. Общие технические требования, предъявляемые к

авиационным приборам.

В результате изучения темы 1.5 студенты должны:

знать:

  • требования, предъявляемые к авиационным приборам по надежности работы в условиях воздействия внешних возмущающих факторов;
  • основные методы испытаний авиационных приборов;
  • требования к материалам конструкций;
  • понятия прочности и устойчивости приборов и датчиков.

Понятие о надежности приборов, узлов и деталей. Требования к материалам конструкции. Понятие об основных принципах испытаний авиационных приборов на соответствие требованиям ГОСТВ.20.39.304-76.

Понятие  о прочности и устойчивости приборов и датчиков. Срок службы и ресурс.

РАЗДЕЛ   2

УПРУГИЕ  ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ   ЭЛЕМЕНТЫ.

ИНЕРЦИОННЫЕ   ЭЛЕМЕНТЫ.

Тема  2.1.  Характеристики упругих  чувствительных  элементов.

В результате изучения темы 2.1. студенты должны:

знать:

  • основные характеристики упругих чувствительных элементов;
  • понятия чувствительности и жесткости УЧЭ;
  • влияние температуры на УЧЭ;
  • графическое определение жесткости УЧЭ.

    

Назначение, классификация и характеристики упругих чувствительных элементов (УЧЭ). Основные метрологические характеристики упругих чувствительных элементов.

Понятия чувствительности и жесткости УЧЭ, их графическое определение.

Влияние температуры на УЧЭ.

             

Тема 2.2.  Цилиндрические, конические и плоские пружины.

В результате изучения темы 2.2. студенты должны:

знать:

  • назначение различных видов пружин;
  • классификацию пружин по назначению, конструкции и характеру напряжений;
  • основы расчета различных типов пружин для приборов;

 уметь:

  • выбирать конструкцию и материал пружин в соответствии с требованиями технического задания;
  • уметь рассчитывать параметры плоских пружин.

Назначение и классификация пружин. Выбор материалов пружин. Конструктивное исполнение: цилиндрические, конические, плоские прямые и изогнутые пружины,  их применение в приборах.

Основные расчетные соотношения.

Практическое занятие № 1. «Расчет параметров плоских прямых и изогнутых пружин и пружин кручения» (4 часа).

Тема 2.3.  Термобиметаллические  пружины.

В результате изучения темы 2.3. студенты должны:

знать:

  • назначение  термобиметаллических. пружин, их принцип действия и конструкцию;
  • основы биметаллической температурной компенсации (БТК) и применяемые в ней материалы;
  • методику расчета термобиметаллических пружин.

Назначение   термобиметаллических. пружин. Принцип действия, особенности конструктивного исполнения. Зависимость деформации пружины от окружающей температуры. Применяемые материалы. Основные расчетные соотношения.

Самостоятельная работа № 1.  "Изучение конструкций силовых и кинематических термокомпенсаторов» с использованием литературы [3], [5], [8] (2 часа).

Самостоятельная работа № 2.  "Расчет параметров термобиметаллических пружин» по формулам литературы [1] (2 часа).

Тема 2.4.  Мембраны, основные понятия и определения.  Расчет мембран.

В результате изучения темы 2.4. студенты должны:

        знать:

  • назначение мембран, их классификацию;
  • виды гофров в мембране, понятие краевого гофра;
  • зависимость хода мембраны от ее параметров;
  • методику расчета мембран.

 

Назначение и классификация мембран. Принцип действия, конструктивное исполнение. Понятие об эффективной площади мембраны. Тяговое усилие.

Характеристика мембраны. Материалы мембран. Основные соотношения и порядок расчета мембран.

         

Самостоятельная работа № 3.  "Расчет параметров мембран и построение характеристики» с использованием литературы [1], [5] (4 часа).

Тема 2.5.  Мембранные  коробки.

В результате изучения темы 2.5. студенты должны:

        знать:

  • понятие мембранной коробки;
  • назначение мембранных коробок, их классификацию;
  • материалы для мембранных коробок;
  • особенности работы мембранных коробок в авиационных приборах;

 Назначение и классификация мембранных коробок. Принцип действия, конструктивное исполнение. Манометрические, анероидные и наполненные коробки.

Характеристики мембранных  коробок. Материалы мембранных коробок.

         

Тема 2.6. Сильфоны.

В результате изучения темы 2.6. студенты должны:

знать:

  • назначение сильфонов;
  • основные материалы для сильфонов;
  • особенности работы и применения сильфонов в авиационных приборах;
  • методику расчета сильфонов.

Назначение и классификация сильфонов. Принцип действия и конструктивное исполнение сильфонов.

Материалы сильфонов. Тяговое усилие. Расчет сильфонов.  

       

Самостоятельная работа № 4.  "Расчет параметров  и определение погрешности хода сильфона» с использованием литературы [1], [5], [8] (4 часа).

Тема 2.7. Трубчатые пружины.

В результате изучения темы 2.7. студенты должны:

знать:

  • назначение трубчатых пружин;
  • виды трубчатых пружин;
  • формы сечения трубок;
  • основные материалы для трубчатых пружин;
  • особенности работы и применения трубчатых пружин в авиационных приборах;

Назначение и виды трубчатых пружин. Формы сечений трубчатых пружин.

Зависимость хода  трубчатых пружин от  давления. Основные расчетные соотношения.

Тема 2.8.  Преобразователи с упругим чувствительным элементом

частотным выходом. Инерционные элементы.

В результате изучения темы 2.8. студенты должны:

знать:

  • основные направления в построении преобразователей с частотным выходом;
  • достоинства и недостатки преобразователей;
  • принцип действия инерционных элементов;
  • особенности работы инерционных элементов в качестве датчиков первичной информации;
  • расчетные соотношения для инерционных элементов.

 Принцип действия и характеристики преобразователей. Область применения. Достоинства и недостатки. Расчет преобразователей и их погрешностей.

Принцип действия инерционных элементов. Основные характеристики. Область применения. Достоинства и недостатки. Основные расчетные соотношения.

РАЗДЕЛ   3

ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ  ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

(ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ)  ЭЛЕМЕНТЫ

Тема 3.1. Чувствительные элементы, основанные на изменении электрического сопротивления.

В результате изучения темы 3.1. студенты должны:

знать:

  • назначение и принцип действия  реостатных, контактных и потенциометрических датчиков, их конструкцию, материалы;
  • основные характеристики,  реостатов и потенциометров;
  • достоинства и недостатки датчиков;
  • методику расчета потенциометров.

Назначение и классификация чувствительных элементов, основанных на изменении электрического сопротивления. Реостатные, контактные  и потенциометрические датчики. Основные характеристики. Расчет линейных реостатов и потенциометров.

Конструктивное исполнение. Материалы для реостатов и потенциометров. Достоинства и недостатки. Применение в авиационных приборах. Расчет погрешностей.

Тема 3.2.  Емкостные чувствительные элементы.

В результате изучения темы 3.2. студенты должны:

знать:

  • назначение и принцип действия емкостных ЧЭ;
  • конструкцию и виды емкостных ЧЭ, область их применения;
  • особенности емкостных преобразователей и возможности их применения в  авиационных приборах;
  • методику расчета емкостных ЧЭ и их погрешностей.

 

Назначение  емкостных чувствительных элементов. Область применения. Расчет плоских конденсаторов постоянной и переменной емкости. Конструктивное исполнение.

Основные характеристики емкостного преобразователя. Достоинства и недостатки.

Тема 3.3.  Индуктивные и взаимоиндуктивные чувствительные элементы.

В результате изучения темы 3.3. студенты должны:

знать:

  • назначение индуктивных и взаимоиндуктивных датчиков;
  • типовые электрические схемы индуктивных и взаимоиндуктивных ЧЭ и области их применения;
  • назначение и принцип действия электролитических ЧЭ;
  • методику расчета датчиков.

Назначение и классификация индуктивных и взаимоиндуктивных чувствительных элементов. Области применения в авиационной технике.

Основные расчетные соотношения для индуктивных и взаимоиндуктивных ЧЭ. Основные характеристики и погрешности. Достоинства и недостатки.

Назначение и принцип действия электролитических ЧЭ. Применение в авиационной технике. Основные достоинства и недостатки.

Тема 3.4. Тензорезисторы, терморезисторы, фоторезисторы.

Датчики Холла.

В результате изучения темы 3.4. студенты должны:

знать:

  • назначение, принцип действия и основные характеристики  терморезисторов и терморезисторов;
  • конструкцию и материалы для тензо- и терморезисторов;
  • назначение, принцип действия и применение фоторезисторов и датчиков Холла;
  • конструкцию и материалы для фоторезисторов;
  • методику расчета фоторезисторов и датчиков Холла.

Назначение, принцип действия тензорезисторов. Основные характеристики. Область применения. Конструктивное исполнение Основные достоинства и недостатки.

Назначение и принцип действия терморезисторов. Материалы и конструкция.  Примеры расчета термокомпенсационных схем с терморезистором. Достоинства и недостатки.

Назначение и принцип действия  фоторезисторов и датчиков Холла. Материалы для датчиков. Достоинства и недостатки.

Самостоятельная работа № 5. "Расчет параметров тензорезисторов» с использованием литературы [8] (2 часа).

Самостоятельная работа №  6. "Расчет параметров фоторезисторов с использованием литературы [1], [8] (2 часа).

РАЗДЕЛ   4

ГЕНЕРАТОРНЫЕ  ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ

Тема 4.1.  Индукционные чувствительные элементы.

В результате изучения темы 4.1. студенты должны:

знать:

  • типовые электрические схемы индукционных датчиков;
  • методы расчета параметров индукционных ЧЭ;
  • достоинства и недостатки датчиков.

Индукционные чувствительные элементы трансформаторного типа. Назначение  и классификация. Принцип действия и конструктивное исполнение. Достоинства и недостатки.

Основные расчетные соотношения. Возможности использования в авиационных приборах.

Тема 4.2.  Термоэлектрические и пьезоэлектрические

чувствительные элементы.

.В результате изучения темы 4.2. студенты должны:

знать:

  • принцип действия и конструкцию термопар, материалы для термопар;
  • практические возможности применения термопар;
  • принцип действия пьезоэлектрических ЧЭ, материалы для них  и применение в авиационной технике;
  • принцип действия, назначение и конструкцию вентильных ЧЭ.
  • методику расчета пьезоэлементов.

Принцип действия и применение термоэлектричеких датчиков (термопар). Конструкцию и материалы для термопар. Схемы включения.

Принцип действия пьезоэлектрических ЧЭ. Характеристика и область применения. Материалы датчиков. Эквивалентная схема включения. Достоинства и недостатки. Использование в авиационной технике.

 Самостоятельная работа № 7. " Расчет емкости и чувствительности пьезоэлемента» с иcпользованием литературы [1], [8] (2часа).

 Самостоятельная работа № 8. " Изучение принципа действия, конструкции и назначения вентильных элементов» с использованием литературы [1], [8] (2часа).

РАЗДЕЛ    5

МАГНИТНЫЕ  ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ

Тема 5.1.  Постоянные магниты.

В результате изучения темы 5.1. студенты должны:

знать:

  • назначение постоянных магнитов и типовые конструкции магнитных систем;
  • магнитные материалы, применяемые для постоянных магнитов;
  • практическое применение постоянных магнитов в технике;

       

 уметь:

  • рассчитывать параметры магнитных цепей.

Постоянные магниты, их назначение в авиационных приборах. Типовые конструкции магнитных систем, применяемых в авиационных приборах.

Современные магнитные материалы и их характеристики. Примеры расчетов магнитных цепей, магнитов с арматурой, воздушных путей магнитного потока.

                 

Тема 5.2.  Магнитоэлектрические чувствительные  элементы.

В результате изучения темы 5.2. студенты должны:

знать:

  • принцип действия магнитоэлектрических ЧЭ;
  • типовые схемы магнитоэлектрических гальванометров и логометров, их применение в авиационных приборах;
  • методику расчета магнитоэлектрических ЧЭ.

 

Магнитоэлектрический узел, типовые конструкции магнитоэлектрических гальванометров и логометров. Основные расчетные соотношения в магнитоэлектрическом узле.

Тема 5.3.  Электромагнитные,  электродинамические   и

ферродинамические чувствительные   элементы.

В результате изучения темы 5.3 студенты должны:

 знать:

  • принцип действия  и конструкцию электромагнитных, электродинамических и ферродинамических чувствительных элементов;
  • достоинства и недостатки электромагнитных, электродинамических и ферродинамических  ЧЭ;

Принцип действия электромагнитных, электродинамических и ферродинамических чувствительных элементов. Конструктивные особенности. Основные расчетные соотношения.

Применение в авиационных приборах вышеуказанных чувствительных элементов. Достоинства и недостатки. Типовые конструкции.

Р А З Д Е Л    6.

О П О Р Ы     И     П О Д В Е С Ы.

Тема 6.1.  Классификация   опор. Общие требования к опорам

авиационных приборов.

         

В результате изучения темы 6.1 студенты должны знать:

знать:

  • назначение и технические требования, предъявляемые к опорам механизмов авиационных приборов;
  • классификацию опор;
  • материалы опор и их конструктивное выполнение;

Назначение. Элементы опор. Основные требования к опорам авиационных  приборов. Классификация опор.

Примеры конструктивного исполнения. Достоинства и недостатки.

Тема 6.2.  Опоры на шарикоподшипниках.

В результате изучения темы 6.2  студенты должны:

  знать:

  •  область применения шарикоподшипников в авиационных приборах;
  •  критерии выбора шарикоподшипников для конкретного прибора.

Назначение шарикоподшипников, краткая характеристика, конструкция, классы точности, типоразмеры подшипников для авиационных приборов.

Выбор шарикоподшипников. Моменты трения шарикоподшипниковых опор и погрешности приборов. Достоинства и недостатки.

Тема 6.3. Опоры на цапфах, центрах и кернах.

В результате изучения темы 6.3  студенты должны:

знать:

  • назначение и область применения опор с трением скольжения;
  • материалы, применяемые  в опорах и подшипниках;

уметь:

  • рассчитывать параметры цилиндрических опор скольжения.

Опоры с трением скольжения. Цилиндрические, конические (на центрах) и сферические (на кернах). Типовые конструкции. Материалы цапф и подшипников.

Основные расчетные соотношения. Достоинства и недостатки каждого вида опор.

Учет внешних возмущающих факторов (температура, линейные ускорения, удары) при расчете опор с трением скольжения. Материалы подшипников и цапф.

Тема 6.4.  Упругие  подвесы.  Воздушные опоры.

В результате изучения темы 6.4.  студенты должны:

  знать:

  • особенности применения упругих подвесов;
  • примеры применения упругих подвесов в авиационных приборах.
  • принципы работы воздушно - газовых опор;
  • принципиальное отличие воздушно-газовых опор от опор с трением.

Упругие подвесы (опоры с внутренним трением) в авиационных приборах. Предъявляемые к УП требования. Материалы упругих подвесов. Достоинства и недостатки упругих подвесов.

Воздушно-газовые опоры. Область применения. Достоинства и недостатки. Примеры применения воздушно-газовых опор в авиационном приборостроении.

Тема 6.5. Влияние трения в опорах на погрешность авиационных

приборов.

В результате изучения темы 6.5.  студенты должны:

знать:

   

  • влияние трения в опорах механизмов авиационных приборов на их точностные  характеристики;
  • основные методы уменьшения погрешностей от трения в авиационных приборах;
  • принципы устройства и возможности использования магнитных, криогенных и электростатических подвесов в авиационных приборах;
  •  область применения подвесов, достоинства и недостатки.

Моменты трения в опорах и их влияние на погрешность авиационных приборов. Расчет погрешностей от трения. Методы уменьшения моментов трения. Разгрузка опор.

Опоры типа "цапфа-камень". Виброопоры. Опоры вращающегося типа. Смазка опор. Приборные масла. Опоры-масленки.

Самостоятельная работа № 9. "Изучение принципа действия и типовых схем магнитных, криогенных и электростатических подвесов" с использованием литературы [1], [5], [7], [8] (4 часа).

Р А З Д Е Л    7.

М Е Х А Н И З М Ы    П Р И Б О Р О В.

Тема 7.1. Общие сведения о передаточных механизмах приборов.

Рычажные механизмы.

В результате изучения темы 7.1.  студенты должны:

     знать:

  • область применения механизмов в авиационных приборах;
  • примеры конкретного применения кинематических пар и рычажных механизмов.

Механизм и его звенья. Классификация механизмов. Рычажные механизмы.

Основные характеристики передаточных механизмов. Достоинства и недостатки.

Тема 7.2.Поводковая и кулисная передачи

В результате изучения темы 7.2.  студенты должны:

     знать:

  • понятия поводковой и кулисной передач;
  • область применения поводковой и кулисной передач;
  • порядок расчета передач.

Понятие поводковой передачи, ее назначение в приборах. Основные элементы поводковой передачи. Порядок расчета поводковой передачи.

Кулисная передача, ее назначение в приборах. Основные соотношения и порядок расчета кулисной передачи.

Тема 7.3.  Зубчатые передачи.

В результате изучения темы 7.3. студенты должны:

знать:

  • область применения и особенности применения  зубчатых передач в авиационных приборах;
  • достоинства и недостатки зубчатых передач;
  • материалы для зубчатых колес;
  • понятия люфта и меры борьбы с люфтами.

 Назначение и классификация зубчатых передач, применяемых в авиационных  приборах. Цилиндрические, конические, червячные передачи.

Основные параметры зубчатых передач. Материалы зубчатых передач. Люфты. Меры борьбы с люфтами.

Тема 7.4.  Расчеты зубчатых передач.

В результате изучения темы 7.4. студенты должны:

знать:

  • особенности конструирования зубчатых передач;
  • основные критерии расчета: минимизация размеров, минимизация массы, максимальная точность передачи;
  • методику расчета зубчатых передач;

уметь:

  • рассчитывать параметры цилиндрического редуктора.

Особенности конструирования зубчатых передач. Критерии расчета: минимизация размеров, минимизация массы, максимальная точность передачи.

Определение числа зубьев колес. Определение модуля зацепления. Проверочный и проектировочный расчеты.

Практическое занятие  №  2. "Расчет параметров цилиндрического косозубого  редуктора" (6 часов).

Тема 7.5.  Арретирующие  и  устанавливающие  механизмы.

В результате изучения темы 7.5.  студенты должны:

 знать:

  • цели и необходимость применения арретирующих и устанавливающих механизмов;
  • конкретные примеры применения арретирующих и устанавливающих механизмов в авиационных приборах.
  • принципиальное назначение соединительных  муфт в авиационных приборах;
  • типовые конструкции различных типов муфт.

Назначение арретирующих и устанавливающих механизмов. Требования, материалы. Типовые примеры арретирующих и устанавливающих механизмов. Основные расчетные соотношения.

Назначение соединительных муфт. Классификация. Применение в авиационных приборах. Типы муфт - соединительные, сцепные, управляемые и самоуправляемые.

 

РАЗДЕЛ   8

ГИРОМОТОРЫ

Тема 8.1.  Общие сведения о гиромоторах.

В результате изучения темы 8.1.  студенты должны знать:

знать:

  • назначение гиромоторов;
  • применение гиромоторов в гироскопической технике;
  • особенности работы гиромоторов  в гироузлах.

Назначение гиромоторов. Понятие о кинетическом моменте, моменте инерции. Гиромоторы переменного тока. Материалы. Особенности работы гиромотора.

Опоры гиромоторов.

Тема 8.2.  Детали гиромоторов.

В результате изучения темы 8.2.  студенты должны знать:

знать:

  • особенности конструкции  гиромоторов;
  • особенности работы отдельных деталей гиромоторов.

Конструкция роторов. Основные геометрические размеры. Материалы. Валы и оси гиромоторов.

Опоры. Гирокамеры.

РАЗДЕЛ    9

УСПОКОИТЕЛИ   И   АМОРТИЗАТОРЫ

Тема 9.1. Успокоители  колебаний.

В результате изучения темы 9.1.  студенты должны:

знать:

     

  • понятия собственных и вынужденных колебаний;
  • уравнение движения подвижной системы и основные параметры
  • понятия коэффициента успокоения и декремента затухания;
  • назначение успокоителей колебаний в подвижных системах авиационных приборов.

уметь:

   

  • рассчитывать коэффициент успокоения подвижной системы в зависимости от условий ее работы.

Собственные и вынужденные колебания. Уравнения движения. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Успокоители колебаний. Назначение. Принцип действия.

Конструкции успокоителей. Основные расчетные соотношения.

Примеры применения успокоителей в приборах авиационной техники.

Самостоятельная работа № 10 . "Изучение конструкции виброударного успокоителя» с использованием литературы [7] (1 час)

Практическое занятие № 3. «Расчет коэффициента успокоения подвижной системы» (4 часа).

Тема 9.2. Амортизаторы. Методы защиты авиационных приборов

от ударов и вибраций.

В результате изучения темы 9.2. студенты должны:

знать:

  • воздействия вибраций и ударов на  авиационные приборы и вызываемые ими погрешности;
  • основные методы защиты авиационных приборов от механических повреждений.

Удары и вибрации, действующие на бортовые приборы в полете. Основные параметры вибрации и ударов. Типы и основные параметры амортизаторов.

Примеры конструктивного исполнения.  

РАЗДЕЛ    10

КОРПУСЫ   И   ОТСЧЕТНЫЕ   ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Тема 10.1.  Корпусы. Отсчетные приспособления. Шкалы приборов.

В результате изучения темы 10.1.  студенты должны:

     знать:

  • типы и конструкции корпусов авиационных приборов;
  • материалы для корпусов;
  • основные требования к конструкции авиационных приборов и их элементов;
  • особенности  конструирования  авиационных приборов в свете требований ГОСТ В.20.39-304-76.

Назначение. Типы и конструкции корпусов авиационных приборов. Отсчетные приспособления. Шкалы приборов. Электрические табло. Обеспечение герметичности.

Электрические вводы. Стандартные соединители. Штуцеры. Конструкции шкал, циферблатов, стрелок. Сложные индикаторы. Световые табло. Эксплуатационные требования. Элементы технической эстетики.

Тема 10.2.  Плоские, изогнутые и полые детали авиационных приборов,

получаемые  штамповкой.

В результате изучения темы 10.2.  студенты должны:

знать:

  • основные материалы для изготовления плоских и полых деталей авиационных приборов;
  • метод штамповки и его особенности при изготовлении деталей.

Элементы авиационных приборов - плоские, изогнутые и полые детали, изготовляемые методами штамповки. Основные материалы. Требования точности.

Примеры деталей приборов.

Тема 10.3. Литые детали из цветных металлов.

В результате изучения темы 10.3.  студенты должны знать:

знать:

  • основные материалы, используемые при литье;
  • методы литья и их эффективность при изготовлении деталей авиационных приборов;
  • методы порошковой металлургии и материалы для них.

Элементы авиационных приборов, изготовляемые способом литья. Основные материалы.

Требования точности и надежности.

РАЗДЕЛ   11

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ   КОНТАКТЫ   АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ

Тема 11.1. Назначение электрических контактных устройств. Основные

термины и определения.

В результате изучения темы 11.1.  студенты должны:

знать:

  • общие требования к электрическим контактам авиационных приборов;
  • причины эрозии, коррозии и механического износа контактов;
  • основные электрические параметры контактных систем и соединителей.

Общие сведения об электрических контактах. Термины и определения по ГОСТу. Классификация и типы контактов. Материалы контактов.

Тема 11.2. Коммутирующие неразмыкаемые подвижные контакты

и разъемные контактные соединения.

В результате изучения темы 11.2.  студенты должны:

знать:

  • особенности работы электрических коммутирующих контактов в авиационных приборах;
  • требования к надежности работы  контактных систем.

Основные требования к коммутирующим контактам. Этапы работы коммутирующих контактов. Износ контактов. Переходные сопротивления.

Методы искрогашения. Неразмыкаемые подвижные контакты. Магнитоуправляемые контакты.

Тема 11.3.  Стандартные электрические  соединители.

В результате изучения темы 11.3.  студенты должны:

знать:

  • основные марки отечественных стандартных соединителей;
  • особенности применения соединителей в авиационных приборах;
  • технические условия на соединители.

Классификация и назначение электрических соединителей. Круглые и плоские соединители. Приборные и кабельные части соединителей.

Основные технические требования по  ГОСТ 17468-76. Соединители типов РС, РМ, РМД, СНЦ, РПММ.      

РАЗДЕЛ    12

ПЕЧАТНЫЕ    СХЕМЫ

Тема 12.1.  Назначение и конструкция печатных плат.

В результате изучения темы 12.1. студенты должны:

 

  • назначение печатных плат в авиационных приборах;
  • общие вопросы, связанные с конструированием, изготовлением и применением печатных плат.

Особенности современной электронной аппаратуры. Микроминиатюризация. Основные термины по ГОСТ 20406-79. Однослойная и многослойная печать.

Требования к печатным платам. Материалы и конструктивное исполнение. Электрические соединители для печатных плат. Вопросы эксплуатации в составе авиационных приборов. Надежность ПП.    

Тема 12.2.  Конструирование электронных блоков с применением  ИМС,

БИС, ЭРЭ на печатных платах.

В результате изучения темы 12.2.  студенты должны:

 знать:

  • понятие интегральных микросхем ИМС и БИС;
  • общие вопросы, связанные с монтажом ЭРЭ на печатных платах;
  • понятия надежности и прочности ИМС и БИС.

Понятие об интегральных микросхемах (ИМС и БИС). Корпусы ИМС  и БИС.

Методы монтажа. Надежность и механическая прочность ИМС и БИС. Особенности технологии пайки ИМС и БИС.

РАЗДЕЛ   1 3

ТЕПЛОВЫЕ   РАСЧЕТЫ  ЭЛЕМЕНТОВ  БОРТОВОЙ   АППАРАТУРЫ

Тема 13.1. Тепловой  расчет  аппаратуры.

В результате изучения темы 13.1.  студенты должны:

 

знать:

  • общие вопросы, связанные с нагревом аппаратуры, как в нормальных условиях, так и в диапазоне рабочих температур;
  • основы тепловых расчетов аппаратуры.

Расчет тепловых режимов элементов аппаратуры. Зависимость температуры элементов от потребляемой мощности. Тепловые режимы работы аппаратуры. Работа аппаратуры в условиях повышенных температур.

                                             

Тема 13.2.  Охлаждение  аппаратуры.

В результате изучения темы 13.2.  студенты должны:

 

знать:

  • общие вопросы, связанные с теплоустойчивостью аппаратуры;
  • работу аппаратуры при предельных температурах;
  • основные методы защиты аппаратуры от перегрева.

Перегрев аппаратуры. Температура перегрева. Требования к теплоустойчивости аппаратуры по ГОСТ В. 20.39.904-76. Рабочие и предельные температуры.

Отвод тепла. Возможные способы охлаждения. Работа аппаратуры в системе термостатирования.

ЛИТЕРАТУРА

                                                         

  1. Асс Б.А.  и др. " Детали авиационных приборов", М.: Машиностроение, 1979.

  1. Андреева Л.Е. "Упругие элементы приборов", М.: Машиностроение, 1961.

  1. Боднер В.А. "Авиационные приборы", М.: Машиностроение, 1969.

  1. Браславский Д.А. " Приборы и датчики летательных аппаратов", М.: Машиностроение, 1970.

  1. Лаврова Т.А. "Элементы автоматических приборных устройств", М.: Машиностроение, 1975.

  1. Левин И.Я. "Справочник конструктора  точных приборов", М.: Машиностроение, 1967.

  1. Савостьянов В.П. и др. " Расчет и конструирование деталей аппаратуры САУ",  М.: Машиностроение, 1982.      

  1. Чурабо Д.Д. "Детали и узлы приборов", М.: Машиностроение, 1975.

Т Е Х Н И Ч Е С К И Е    С Р Е Д С Т В А    О Б У Ч Е Н И Я  

  1. Кодоскоп.

  1. Диапроектор.

  1. Слайды, диафильмы.

  1. Лабораторные установки.

  1. Детали авиационных приборов.

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Раздел 2

  1. Расчет параметров плоских прямых и изогнутых пружин и пружин кручения

Раздел 7

  1. Расчет параметров цилиндрического косозубого  редуктора

Раздел 9

  1. Расчет коэффициента успокоения подвижной системы

ТЕМАТИКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

  1. Изучение конструкций силовых и кинематических термокомпенсаторов.
  2. Расчет параметров термобиметаллических пружин по формулам литературы [1].
  3. Расчет параметров мембран и построение характеристики» с использованием литературы [1], [5].
  4. Расчет параметров  и определение погрешности хода сильфона  с использованием литературы [1], [5], [8].
  5. Расчет параметров тензорезисторов с использованием литературы [8].
  6. Расчет параметров фоторезисторов с использованием литературы [1], [8].
  7. Расчет емкости и чувствительности пьезоэлемента с иcпользованием литературы [1], [8].
  8. Изучение принципа действия, конструкции и назначения вентильных элементов с использованием литературы [1], [8].
  9. Изучение принципа действия и типовых схем магнитных, криогенных и электростатических подвесов" с использованием литературы [1], [5], [7], [8].
  10. Изучение конструкции виброударного успокоителя с использованием литературы [7].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 12.02.01. "Авиационные приборы и комплексы"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 12.02.01. "Авиационные приборы и комплексы". Пре...