Рабочая программа профессионального модуля
рабочая программа по теме

Рабочая программа ПМ предназначена для студентов специальности 111101 "Зоотехния"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_soderdanie_kormlenie.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов

Нижегородской области

ГБОУ СПО Работкинский аграрный колледж

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ .01. Содержание, кормление и разведение                               сельскохозяйственных животных

П.Волжский ,2012 год

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 111 101 Зоотехния (базовой подготовки)

Разработчики: Данилова Л.Л. преподаватель ФГОУ СПО «Работкинский аграрный колледж»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________  от «______» _________ 20____ г.

Содержание

                                                                                                                                                                                                    Стр.

  1. Паспорт примерной программы профессионального модуля                        4
  2. Результаты освоения профессионального модуля                                           6
  3. Структура и примерное содержание профессионального модуля                 7
  4. Условия реализации программы профессионального модуля                      27
  5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля               (вида профессиональной деятельности)                                                          28

1. Паспорт примерной программы профессионального модуля

Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных

  1. Область применения программы.

Примерная программа профессионального модуля - является частью примерной  основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 111101 «Зоотехния» в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  1. Выбирать и соблюдать режим содержания животных, составлять рационы    кормления.
  2. Рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья.
  3. Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии.
  4. Проводить отбор животных на племя, отбор и подбор пар.
  5. Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных.
  6. Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке техников по племенному учёту и искусственного осеменению  животных, при наличии среднего (полного) общего образования.

  1. Цели и задачи профессионального модуля- требования к результатам освоения профессионального модуля.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля  должен иметь практический опыт:

  • выбора способа содержания животных; организации их рационального кормления и разведения;

уметь:                                                                                                                                      -  проводить зоотехнический анализ кормов и оценивать их качество и питательность;

  • определять потребность животных в основных питательных веществах,     анализировать и составлять рационы кормления;
  • проводить контроль качества воды; проводить санитарно-гигиеническую оценку условий содержания, кормления и ухода за животными;
  • оценивать состояние окружающей среды и отдельных показателей микроклимата;
  • выявлять заболевших животных;
  • выполнить несложные ветеринарные назначения;
  • проводить оценку животных по происхождению и качеству потомства, определять тип конституции, породы, составлять схемы скрещиваний;
  • вести учёт продуктивности;
  • проводить искусственное осеменение самок, проводить диагностику беременности самок и оказывать помощь при непатологических родах;
  • разрабатывать и проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, профилактике и ликвидации бесплодия животных;
  • проводить профилактические мероприятия по указанию и под руководством ветеринарного специалиста;

знать:

  • методы оценки качества и питательности кормов; стандарты на корма; научные основы полноценного кормления животных; нормы кормления и принципы составления рационов для разных видов животных;
  • зоогигиенические требования и ветеринарно-санитарные правила в животноводстве;
  • общие санитарно-гигиенические мероприятия, методы отбора проб воды, измерения основных параметров микроклимата в животноводческих помещениях;
  • основные виды продуктивности и способы их учёта, методы оценки конституции, экстерьера, интерьера;
  • методы отбора, подбора, разведения животных, селекционно-племенной работы;
  • основы ветеринарии, методы профилактики основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных и оказание первой лечебной помощи больным животным;
  • способы искусственного осеменения и повышения оплодотворяемости животных;
  • способы оказания акушерской помощи животным и профилактику основных гинекологических заболеваний.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля всего   часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 687часов включая обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 458часа; самостоятельной работы обучающегося 229час; учебной и производственной практики 432часа.

  1. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления

ПК 2

Рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья

ПК 3

Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молока сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии

ПК 4

Проводить отбор животных на племя, отбор и подбор пар

ПК 5

Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предприятию основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных

ПК 6

 Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы т способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

 

  1. Структура и примерное содержание профессионального модуля

  1. Тематический план профессионального модуля

Код             профессиональных компетенций

Наименование                                                                  разделов                                                                                 профессионального модуля

Всего       часов

Объём времени, отведённый на освоение              междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

учебная, часов

производственная, часов

всего, час

в т.ч. ЛПЗ и ПЗ, час.

курсовая работа

всего, часов

в т.ч. курсовая работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1.Организация содержания сельскохозяйственных животных

126

60

10

30

72

Раздел II. Организация кормления сельскохозяйственных животных

177

94

22

47

90

Раздел III Разведение сельскохозяйственных животных

207

90

30

27

72

Раздел IV. Организация производства кормов

183

110

22

55

54

Раздел V.  Проведение профилактических                        мероприятий и оказание первой помощи животным

192

104

22

52

72

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального  модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,                      самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1.

Организация содержания сельскохозяйственных животных

МДК 01.01.

Содержание сельскохозяйственных животных

Тема 1.1. Зоогигиенические требования к помещениям для животных, водоснабжению и уходу за животными

Содержание

26

1

Санитарно-гигиенические требования к помещениям для сельскохозяйственных животных.

Санитарно-гигиенические требования к участку для строительства животноводческих ферм и комплексов. Санитарная  зона вокруг построек. Нормативы площади и объёма помещения на одного животного.

Гигиенические требования к устройству помещений, их освещению, канализации, вентиляции, к оборудованию стойл, станков, кормушек, поилок. Создание локального микроклимата.

20

6

2

2

Влияние микроклимата помещений на здоровье сельскохозяйственных животных

Источники накопления и меры борьбы с вредными газами и повышенной влажности воздуха в помещениях. Световой режим для сельскохозяйственных животных. Нормативы микроклимата помещений по физическим и химическим показателям. Акклиматизация животных.

4

2

3.

Гигиена водоснабжения и поение сельскохозяйственных животных

Значение и нормативы потребления воды для поения животных и санитарных нужд в животноводческих хозяйствах. Системы водоснабжения и требования к ним. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к питьевой воде по физическим, химическим и биологическим показателям на воду. Режим поения отдельных видов и групп сельскохозяйственных животных и птицы.

4

2

4.

Уход за животными

Значение правильного ухода за животными для повышения их резистентности и продуктивности, а также санитарных качеств продукции.

Приёмы ухода за кожей животных. Уход за конечностями и копытами животных. Правила подковывания лошадей. Моцион животных, его значение.

6

3

Лабораторно-практические занятия

6

1.

Взятие проб воды из разных водоисточников хозяйства для лабораторного  анализа.

2.

Ознакомление с методами определения качества питьевой воды.

3.

Ознакомление с правилами ухода за животными.

Тема 1.2.

Оценка и характеристика способов содержания

Содержание

24

8

1.

Оценка стойлового содержания животных

Характеристика систем содержания. Выбор способов содержания.

Типы помещений для привязного и беспривязного (боксового) содержания скота.

Требования к строительству свинарников. Типы свинарников, их зоотехническая оценка.

Типы овчарен и кошар. Промышленные технологии содержания овец.

Конюшни, их типы.

Зоогигиенические требования к помещениям для птиц разных видов.

Характеристика подстилочного материала для сельскохозяйственных животных. Методы удаления навоза.

Борьба с шумами, профилактика стрессов.

20

8

2.

Оценка летне-пастбищного содержания

Подготовка пастбищ, водоёмов, лагерей.

Подготовка животных к пастбищному содержанию: ветеринарно-зоотехнический смотр, проведение прививок, обрезка копыт.

Гигиена отгонно-пастбищного содержания животных и зимней пастьбы. Предупреждение травматизма и отравлений животных в пастбищный период.

6

3.

Оценка содержания молодняка

Значение оптимальных условий внутриутробного развития для роста, развития и резистентности к заболеваниям новорождённых животных.

Санитарно-гигиенические требования при выпойке и кормлении телят в молозивный, молочный и послемолочный периоды.

Гигиена выращивания телят методом сменно-группового подсоса

4

4.  

Оценка содержания птицы

Зоотехнические требования при инкубации и перевозке суточных цыплят. Значение зоогигиенических условий в профилактике заболеваний и сохранении молодняка птицы.

Санитарно-гигиенические требования к содержанию молодняка, откорму птицы, выращивания бройлеров.

2

Практические занятия

4

1.

2.

Ознакомление с системой содержания, размещения животных в помещениях в зимний период в хозяйстве.

Составление плана подготовки животных к пастбищному содержанию. Гигиеническая оценка пастбищ, водопоя, лагерных построек

2

2

Учебная практика

72

1.

Ознакомление с планировкой фермы, основными и вспомогательными постройками и помещениями, способами содержания коров и молодняка

2.

Изучение и ознакомление с зоогигиеническими требованиями к отдельным элементам зданий

3.

Проведение ухода за животными

Самостоятельная работа при изучении раздела

30

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной основной и дополнительной литературы, журналов. Оформление практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной работы

Оценка содержания племенных и пользовательных животных

Наименование разделов профессионального  модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,                      самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 2.

Организация кормления сельскохозяйственных животных

МДК 01.01.

Содержание сельскохозяйственных животных

Тема 2.1. Оценка питательности кормов

Содержание

20

1.

Оценка питательности кормов по химическому составу.

Химический состав кормов как первичный показатель его питательности. Значение воды, протеина, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в питании и обмене веществ животных.

16

2

2.

Оценка питательности по переваримым питательным веществам.

Переваривание корма как первый этап питания организма. Методы определения переваримости  питательных веществ кормов. Факторы, влияющие на переваримость кормов.

Понятие о протеиновом отношении корма.

2

3.

Оценка энергетической питательности кормов.

Понятие об энергетической питательности кормов. Схема обмена веществ и энергии в организме. Способы оценки общей питательности кормов.

Овсяная кормовая единица.

2

4.

 Протеиновая питательность

Значение протеина кормов в питании и обмене веществ животных. Состав протеинов. Особенности протеинового питания жвачных и нежвачных животных. Использование синтетической мочевины и других азотосодержащих соединений в кормлении жвачных животных.

2

5.

Углеводная, липидная и минеральная питательность кормов

Состав и содержание углеводов в отдельных видах кормов. Роль углеводов в питании жвачных и нежвачных животных.                                                                                     Жиры кормов и их роль в питании животных.

Минеральные элементы и их роль в питании животных.

2

Практические занятия

4

1.

2.

Определение кормов с высоким и низким содержанием протеина, сахара, крахмала, каротина, витаминов Д и Е по данным их химического состава.

Сравнительная оценка питательности отдельных видов кормов; определение показателей, по которым нормируют рацион для разных видов животных.

Тема 2.2.   Зоотехнический анализ кормов

Содержание

14

1.

Схема зоотехнического анализа кормов и правила техники безопасности при работе в лаборатории

Схема зоотехнического анализа кормов. Принципы определения органических, минеральных и биологически активных веществ в кормах и продуктах животноводства.                                                                                Правила техники безопасности при работе в лаборатории.

Соблюдение правил пожарной безопасности.

3

2.

Определение качества силоса (сенажа), комбикорма и содержание каротина в кормах.

Органолептическая оценка силоса, сенажа, комбикорма. Содержание каротина. Определение рH

3

Практические занятия

6

1.

2.

3.

Отбор средней пробы различных видов кормов и подготовка их к анализу.

Определить содержание сырой золы в кормах, запись результатов анализа в журнале.

Определение содержания общего азота, сырого протеина в кормах.

Определение содержания общего азота, сырого протеина в кормах.

Тема 2.3. Основы полноценного кормления животных

Содержание

60

1

Классификация кормов

Характеристика кормов растительного, животного происхождения. Минеральные подкормки и кормовые добавки. Отходы производств. Корма микробиологического и химического синтеза, требования стандартов к их качеству.

2

2.

Нормированное кормление сельскохозяйственных животных

Понятие о норме кормления. Понятие о рационе и его структуре тип и системы кормления животных. Эффективность различных типов кормления. Принципы и техника составления рационов для разных видов и половозрастных групп животных. Техника кормления животных. Детализированные нормы кормления животных.

2

3.

Особенности кормления животных разных видов

Организация кормления сухостойных коров. Кормление нетелей. Кормление новотельных коров и первотёлок в период раздаивания. Кормление молодняка крупного рогатого скота. Контроль за полноценностью кормления быков-производителей. Особенности кормления свиней. Кормление холостых, жеребых и подсосных кобыл, жеребцов-производителей. Кормление птицы. Кормление овец. Кормление кроликов и пушных зверей. Кормовой план и кормовой баланс.

2

Практические занятия

12

1.

2.

3.

4.

Составление и анализ рационов для дойных и сухостойных коров. Проведение анализа рациона.

Составление рациона для подсосной свиноматки.

Составление рациона для рабочей лошади.

Составление и анализ рациона для овец.

Учебная практика

90

1.

Ознакомление с технологией кормления животных разных видов.

2.

Ознакомление с агрегатами и механизмами для приготовления и раздачи кормов.

3

Проведение работ по оценке и повышению питательной ценности кормов

Самостоятельная работа при изучении раздела

47

1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, современных журналов. Оформление практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной работы

1.

Особенности кормления овец разных пород

2.

Влияние отдельных групп кормов на качество свинины

3.

Откорм лошадей

Наименование разделов профессионального  модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,                      самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ.

Разведение сельскохозяйственных животных

МДК 01.01.

Содержание сельскохозяйственных животных

Тема 3.1

Оценка и учёт животных по продуктивности, конституции, экстерьеру и интерьеру

Содержание

36

1.

Продуктивность сельскохозяйственных животных

Основные виды продуктивности сельскохозяйственных животных. Факторы, влияющие на продуктивность животных.

Роль наследственности и внешней среды в формировании продуктивности сельскохозяйственных животных.

Принципы учёта и оценки животных по продуктивности.

8

3

2.

Конституция, экстерьер и интерьер сельскохозяйственных животных

Понятие о конституции. Классификация типов конституции.

Роль наследственности и внешней среды в формировании типов конституции. Кондиции сельскохозяйственных животных. Экстерьер сельскохозяйственных животных. Основные стати экстерьера. Особенности экстерьера животных разных пород. Пороки и недостатки экстерьера. Методы оценки экстерьера. Интерьер сельскохозяйственных животных.

8

3

Практические занятия

4

1.

2.

Изучение экстерьера, интерьера и типов конституции сельскохозяйственных животных

Определение удоя, массовой доли жира в молоке за лактацию, убойной массы и убойного выхода, выхода чистой шерсти у овец различного направления продуктивности.

2

2

Тема 3.2. Техника и методы разведения сельскохозяйственных животных

Содержание

28

1.

Техника разведения сельскохозяйственных животных

Понятие воспроизводства. Половая и хозяйственная зрелость сельскохозяйственных животных. Способы случки. Половой цикл. Яловость  животных.                                                                                                                 Выход молодняка. Сохранность молодняка. Пути  увеличения выхода молодняка. Профилактика бесплодия.

3

2.

Методы разведения сельскохозяйственных животных

Понятие о методах разведения. Классификация методов разведения.                           Чистопородное разведение, цели и задачи.

Скрещивание, его биологическая сущность. Виды скрещивания.                                      Гетерозис. Гибридизация.  

3

Практические занятия

1.

Составление и анализ схем разных видов скрещивания. Определение кровности животных.

Тема 3.3. Ведение селекционно-племенной работы,         отбора и подбора сельскохозяйственных животных

Содержание

26

1.

Отбор и подбор сельскохозяйственных животных

Понятие об отборе. Классификация форм отбора. Оценка и отбор животных по продуктивности, происхождению, качеству потомства. Признаки и показатели отбора. Принципы и типы подбора.

3

2.

Селекционно-племенная работа

Значение селекционно-племенной работы. Стандартизация животных. Мечение и присвоение кличек. Племенной и зоотехнический учёт. Основные принципы составления плана селекционно-племенной работы со стадом, породное районирование.

3

Практические занятия

8

1.

2.

3.

Составление и анализ родословных животных разных пород.

Составление плана подбора животных по данным зоотехнического учёта.

Заполнение форм зоотехнического  племенного учёта.

Учебная практика

Виды работ:

1. Проведение оценки животных по конституции и экстерьеру. Взятие промеров. Определение живой массы.

  1. Проведение мечения животных. Заполнение документации.
  2. Определение кондиции крупного рогатого скота.
  3. Оценка и отбор животных по происхождению.

Самостоятельная работа при изучении раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебно-методических пособий, журналов.

45

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Общие принципы оценки племенных производителей по потомству.
  2. Использование достижений генетики, селекции и биотехнологии в племенном деле.

Наименование разделов профессионального  модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,                      самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел IV.                                    Организация производства кормов

МДК 01.02.                        Кормопроизводство

 Тема 4.1. Зерновые и зернобобовые культуры

Содержание

22

1.

Зерновые культуры

Общая характеристика и значение зерновых культур. Посевные площади под зерновыми культурами. Уровень урожайности основных зерновых культур. Виды кормов, получаемых из зерновых культур. Общие морфологические признаки и биологические особенности зерновых. Озимые и яровые зерновые культуры. Солома как кормовое средство. зерновые хлеба I-й группы. Пшеница. Районы возделывания, виды и сорта. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

Рожь. Сорта. Особенности биологии технология возделывания на зелёный корм.

Третикале. Кормовое значение, сорта. Технология возделывания на зелёный корм.

Ячмень. Овёс. Районы возделывания, кормовое значение, сорта. Технология возделывая.

Зерновые хлеба II-й групп.

Кукуруза, сорго, просо, рис, гречиха. Районы возделывания. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

2.

Зерновые бобовые культуры

Общая характеристика, районы возделывания и значение зерновых бобовых культур. Общие морфологические признаки и биологические особенности зерновых бобовых культур.

Горох. Особенности кормовых сортов. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания на кормовые цели.

Соя. Люпин. Кормовые бобы. Фасоль. Чина. Чечевица. Нут. Значение и кормовые качества. Способы использования. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

Злаково-бобовые однолетние смеси. Технология возделывания.  

Практические занятия

4

1.

2.

Определение зерновых культур по морфологическим признакам.

Определение зерновых бобовых культур по морфологическим признакам.

Тема 4.2. Корнеплоды, клубнеплоды, бахчёвые и другие корма

Содержание

24

1.

Корнеплоды. Общая характеристика и кормовое значение. Общие морфологические признаки и  биологические особенности корнеплодов.

Свекла. Кормовое значение и урожайность кормовой свеклы, сорта. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

Морковь. Брюква. Турнепс. Кормовые качества, урожайность, сорта. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.  

2.

Клубнеплоды. Общая характеристика и кормовое значение клубнеплодов. Общие морфологические признаки и биологические особенности.

Картофель. Районы распространения. Урожайность, питательная ценность. Сорта. Биологические особенности и основные болезни и вредители картофеля. Технология возделывания.

Земляная груша (топинамбур). Способы использования клубней и зелёной массы на кормовые цели. Технология возделывания. Хранение корнеплодов и клубнеплодов. Оптимальные условия хранения. Способы хранения.

3.

Бахчёвые культуры. Продуктивность, кормовое значение кормового арбуза, тыквы, кабачков. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

4.

Подсолнечник. Использование продуктов переработки семян, зелёной массы, корзинок на кормовые цели. Силосные сорта подсолнечника, их продуктивность. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания.

5.

Кормовая капуста. Рапс. Новые многолетние кормовые культуры. Морфологические признаки и биологические особенности. Технология возделывания на кормовые цели. Кормовое и агротехническое значение.

Практические занятия

8

1.        

2.

Анализ технологических операций, предусмотренных технологическими картами возделывания кукурузы на силос.

Анализ технологических операций, предусмотренных технологическими картами возделывания кормовой свеклы и картофеля; определение количества корнеплодов и клубнеплодов, заложенных на хранение.

Тема 4.3. Сеяные травы.                 Сенокосы и пастбища

Содержание

24

1.

Сеяные травы. Многолетние и однолетние сеяные травы. Морфологические признаки и биологические особенности основных видов многолетних и однолетних трав. Кормовое значение, оценка питательности. Технология возделывания сеяных трав. Особенности возделывания травосмесей, их сравнительная оценка.

2.

Сенокосы и пастбища. Кормовая классификация сенокосов и пастбищ. Равнинные, низинные, болотные, краткопоемные, долгопоемные сенокосы и пастбища.

Горные и лесные кормовые угодья.

Растения сенокосов и пастбищ, их кормовое значение и распространение.

Поверхностное и коренное улучшение природных кормовых угодий. Условия проведения систем мероприятий поверхностного и коренного улучшения лугов и их эффективность. Культуртехнические  мероприятия и уход за дерниной лугов. Уничтожение деревьев, кустарников, пней. Удаление камней. Боронование, прикатывание дернины. Улучшение ботанического состава травостоев. Посев трав. Сроки и способы посева. Уход за травостоями в год посева. Основы рационального использования сенокосов. Сенокосообороты. Частота, сроки и высота скашивания травостоев. Рациональное использование пастбищ. Требования к пастбищному корму. Создание культурных пастбищ. Системы содержания животных. Текущий уход за пастбищами.

Практические занятия

4

1.

 Составление плана мероприятий по улучшению и использованию  сенокосов и пастбищ на основании материалов геоботанического и культур технического обследования.

Тема 4.4. Зелёный конвейер

Содержание

8

Зелёный конвейер. Понятие о зелёном конвейере и его значение. Типы зелёного конвейера. Схема зелёного конвейера, их построение, требования к культурам зелёного конвейера. Подбор культур для зелёного конвейера, сроки их посева и использование на зелёный корм. Стравливание культур зелёного конвейера.

Практические занятия

2

1.

Расчёт потребности животных в зелёном корме; составление схем зелёного конвейера.

Тема 4.5. Технология заготовки и хранения сена

Содержание

12

1.

Технология заготовки сена.  Потери кормовой массы и снижение её питательной ценности в процессе сушки, силосования и самовозгорания сена. Способы ускорения сушки трав. Технологические операции по производству сена. Технологии производства разных видов сена. Рассыпное не измельченное и измельчённое сено. Досушивание сена.

2.

Хранение сена.  Хранение влажного сена в буртах и траншеях. Определение массы сена в стогах, скирдах, штабелях, хранилищах. Требования к качеству сена. Опыт хозяйств по заготовке сена.

Практические занятия

4

1.

Анализ технологических процессов заготовки рассыпного сена. Определение ботанического состава и качества сена.

Тема 4.6. Технология производства искусственно высушенных кормов

Содержание

6

1.

Технология производства искусственно высушенных кормов. Значение искусственно высушенных кормов. Травяная мука, травяная резка, травяные гранулы, травяные брикеты. Агрегаты для производства кормов способом высокотемпературной искусственной сушки. Расход топлива. Сущность гранулирования и брикетирования. Хранилища и режим хранения кормов. Сырьё для производства травяной муки, кормовых брикетов и гранул. Сырьевой конвейер. Технология уборки зелёной массы растений, предназначенной для высокотемпературной искусственной сушки.

Тема 4.7. Технология заготовки силоса и сенажа

Содержание

14

1.

Технология заготовки силоса и сенажа. Силосование как способ консервирования влажных кормов. Стабильный и нестабильный силос. Группировка сырья по пригодности для силосования. Легкосилосующиеся , трудносилосующиеся и несилосующиеся растения.

Содержание сухого вещества как основное различие между силосом и сенажом. Применение заквасок при силосовании.

Мероприятия по улучшению качества силоса. Комбинированный силос. Технологии заготовки силоса и сенажа. Заготовка сырья.

2.

Хранение силоса и сенажа. Загрузка хранилищ. Укрытие массы. Выемка силоса и сенажа из хранилищ. Учёт силоса и сенажа.

Практические занятия

2

1.

Анализ технологических процессов заготовки сырья для получения силоса и сенажа.

Учебная практика

Виды работ:

  • Проведение работ по оценке и повышению питательной ценности кормов.

54

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2

55

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий, журналов.

Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Анализ состояния кормовой базы на сельскохозяйственном предприятии.
  2. Организация кормовых дворов и кормовых цехов.
  3. Производство комбикормов.
  4. Опыт предприятий по организации селекционно-племенной работы.
  5. Экономическая эффективность селекционных мероприятий в животноводстве.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПК 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебно-методических пособий, журналов.

Оформление практических работ.

Примерная тематика внеаудиторной работы:

  • Основы бонитировки сельскохозяйственных животных.
  • Особенности селекционно-племенной работы в условиях современной технологии производства животноводческой продукции.

Наименование разделов профессионального  модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,                      самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ V.  Проведение профилактических мероприятий и оказание первой помощи животным

МДК 01.03.

 Биотехника размножения, акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных

Тема 5.1.  Искусственное

осеменение сельскохозяйственных животных и способы.

Содержание

30

2

1

Искусственное осеменение. Искусственное осеменение как достижение биологической науки. Сущность метода искусственного осеменения животных, его значение. Применение искусственного осеменения в животноводстве и птицеводстве.

2.

Техника получения спермы от производителей сельскохозяйственных животных.

Техника получения спермы. Способ получения спермы от производителей на искусственную вагину. Устройство искусственной вагины и её подготовка к использованию. Санитарно-гигиенические требования к получению спермы. Особенности и внешние признаки эякуляции у самцов различных видов сельскохозяйственных животных.

3

3.

Сперма, её состав, оценка качества

Основные компоненты спермы. Химиче5ский состав плазмы спермы и спермиев. Строение спермиев. Виды и скорость движения спермиев. Влияние внешних условий на сперму животного. Значение оценки качества спермы. Определение густоты спермы, подвижности спермиев. Оценка сохраняемости спермы.

2

4.

Разбавление спермы, её хранение и транспортировка

Значение  разбавления спермы. Требования к разбавителям. Состав наиболее широко применяемых разбавителей. Разбавление спермы. Способы хранения спермы быка, барана, хряка и жеребца. Сроки хранения разбавленной спермы.

Подготовка спермы к замораживанию. Техника замораживания. Оборудование для замораживания, хранения и транспортировки спермы. Термосы, сосуды Дьюора и другие приспособления.

5.

Техника искусственного осеменения самок и способы повышения оплодотворяемости

Подготовка самок к осеменению. Требования к помещениям для пунктов искусственного осеменения. Способы осеменения коров и тёлок: цервикально с ректальной фиксацией шейки матки; моно-цервикальный при помощи влагалищного зеркала и шприца- катетера (визо-цервикальный).

Инструменты для осеменения коров и тёлок. Преимущества и недостатки способов осеменения коров и тёлок.

Осеменение свиней. Осеменение кобыл. Способы, условия и факторы, повышающие оплодотворяемость самок.

3

6.

Рациональное кормление, содержание и использование племенных производителей

Влияние кормления и содержания на половую активность племенных производителей и качество спермы. Нормы кормления и рацион для быков, баранов, хряков, жеребцов, самцов птицы при различном режиме их использования.

Техника безопасности при работе с производителем. Контроль за состоянием здоровья.

Лабораторные занятия

4

1.

2.

3.

Подготовка рабочего места, инструментов и приборов для искусственного осеменения животных. Обработка шприца-катетера, микро-шприца и влагалищного зеркала для осеменения коров, тёлок.

Разбавление спермы. Исследование разбавленной спермы. Подготовка спермы быка  к замораживанию в жидком азоте.

Оценка спермы по объёму, цвету, запаху, консистенции. Изучение продвижения спермиев в слабокислой и слабощелочной среде.

Тема 5.2. Физиология и диагностика беременности и родов, оказание помощи при родах

Содержание

20

1.

Физиология беременности.

Беременность как физиологический процесс. Развитие плода и плодных оболочек. Питание плода. Кровообращение плода. Расположение плода. Продолжительность беременности.

2

2.

Диагностика беременности. Методы диагностики беременности сельскохозяйственных животных: клинические и лабораторные. Контроль за течением беременности.

3

3.

Физиология родов и послеродового периода. Понятие  о родовом акте. Положение, предлежание, позиция плода  до родов и во время родов. Родовые схватки и потуги. Стадии родов. Послеродовой период. Общие изменения в организме. Помощь при родах.

2

4.

Техника родовспоможения.  Сущность и основные задачи родовспоможения. Оказание акушерской помощи. Сбор анализа, исследование роженицы. Акушерские инструменты, их подготовка и применение. Родовспоможение при  неправильных расположении плода..

3

 Практические занятия

4

1.

Наблюдение за родовым актом у самок. Оказание помощи роженице. Контроль за послеродовом периодом.

Тема 5.3. Бесплодие и яловость сельскохозяйственных животных

 Содержание

20

1.

 Понятие о сущности бесплодия и яловости самок.

Экономический ущерб, причинённый хозяйствам бесплодием сельскохозяйственных животных. Понятие о бесплодии и  яловости самок. Причины бесплодия. Классификация бесплодия животных. Врождённое бесплодие. Искусственно приобретённое бесплодие. Старческое бесплодие самок.

2

2.

Мероприятия по профилактике и ликвидации бесплодия животных.

Болезни половых органов самок: раны, ушибы вульвы, хронические эндометриты, дисфункции яичников. Меры профилактики патологии половых органов самок. Болезни половых органов самцов: травмы, воспаление кожи мошонки, семенников и придатков. Комплексные мероприятия по профилактике и ликвидации бесплодия животных. Акушерско-гинекологическая диспансеризация. Своевременное выявление половой охоты. Активный  моцион. Внедрение прогрессивных приёмов ведения животноводства. Основы получения здорового приплода.

3

Практические занятия

4

1.

2.

Определение экономического ущерба от бесплодия самок.

Ознакомление с клиническими признаками бесплодия самок. Анализ оптимальной структуры стада с учётом физиологического состояния маточного поголовья.

Тема 5.4. Профилактика заболеваний и оказание первой помощи животным

Содержание

18

1.

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний.

Ветеринарно-санитарный режим промышленных комплексов. Карантин, изоляция больных и подозреваемых в заболевании животных. Дезинфекция помещений и инвентаря. Методы личной профилактики персонала. Диспансеризация как система плановых диагностических, профилактических, лечебных мероприятий в борьбе с болезнями животных. Меры оздоровления ферм от эктопаразитарных заболеваний.

3

2.

Способы оказания лечебной помощи животным. Применение холода, тепла, ламп ультрафиолетового спектра. Использование ультразвука. Механические способы лечения: наложение повязок, массаж.

3

Практические занятия

6

1.

2.

3.

Ознакомление с некоторыми способами оказания лечебной помощи больным животным.

Ознакомление с планами мероприятий по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний в хозяйстве.

Ознакомление с техникой применения тепла и холода животным.

Учебная практика

Виды работ:

  1. Ознакомление с хозяйством и пунктом искусственного осеменения.
  2. Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных.
  3. Оказание первой лечебной помощи заболевшим животным и при родах.

72

Самостоятельная работа при изучение раздела ПМ 3

52

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной (основной) и дополнительной литературы, учебно-методических пособий. Подготовка к практическим работам, составление отчётов и подготовка их к  защите

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  • Изучить требования безопасности и меры личной гигиены при работе с больными животными.

   

4. Условия реализации программы профессионального модуля

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

        Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Акушерства и гинекологии», «Кормопроизводства» и лабораторий «Кормление сельскохозяйственных животных», «Разведение сельскохозяйственных животных».

        Оборудование учебного кабинета «Акушерство и гинекологии»:

  • комплект учебно-методической документации;
  • наглядные пособия;
  • инструменты;
  • компьютер;
  • принтер.

 

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Кормопроизводства»:

  • наглядные пособия;
  • комплект учебно-методической документации;
  • компьютер;
  • принтер;
  • мультимедийная установка.

Оборудование  лабораторий и рабочих мест лабораторий:

  1. Кормления сельскохозяйственных животных:
  • комплект плакатов, образцы кормов, комплект учебно-методической документации;

  1. Разведения сельскохозяйственных животных
  • комплект плакатов, макеты и муляжи сельскохозяйственных животных, измерительные инструменты, инструменты для лечения животных, комплект учебно-методической документации, ГПК, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная установка.

4.2. Информационное обеспечение обучения.

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Третьяков Н.Н. Основы агрономии., - М.: Колос, 2003.
  2. Андреев Н.Г. Кормопроизводство с основами земледелия. –М.: Агропромиздат, 1991.
  3. Красота В.Ф., Джапаридзе Т.Г. Разведение сельскохозяйственных животных. –М.: ВНИИ плем., 1999
  4. Никитин В.Я., Миранобова М.Г. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения. –М.- Колос, 1997.
  5. Менькин В.К. Кормление сельскохозяйственных животных. –М.: Колос, 1997.

Дополнительная литература

  1. Михалёв С.С. Технология производства кормов,. –М.: Колос, 1991.
  2. Малахов А.Г., Бессарабова Р.Ф., Фролова Л.А. Зоотехнический анализ с основами микробиологической химии. –М.: Колос, 1904.
  3. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных. –М.: Росагропромиздат, 1990.
  4. Отечественные журналы: «Зоотехния»

4.3.  Общие требования к организации образовательного процесса.

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных» и специальности «Зоотехния».

  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля                                (вида профессиональной деятельности)

Результаты                          (освоенные                   персональные              компетенции)

Основные показатели                                     оценки результата

Формы и методы              контроля и оценки        

Выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления

-составление рационов кормления животных;

-анализ и балансирование рационов;

-осуществление ухода за животными;

-выбор способа содержания животных;

-оценка условий содержания животных;

- определение показателей микроклимата помещений;

-взятие проб воды и оценка качества воды;

-определение питательности кормов;

-подготовка и проведение анализа кормов.

Текущий контроль в форме:

-защиты лабораторных и практических работ;

-тестирования;

-дидактических диктантов;

-семинарских занятий;

Рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья.

  -определение культур по морфологическим признакам;

  • определение качества кормов;
  • составление плана мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ.

-контрольных работ;

-зачётов по каждому из разделов профессионального модуля

Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии

-расчёт показателей молочной и мясной продуктивности сельскохозяйственных животных;

-расчёт живой массы; выхода чистой шерсти;

-проведение искусственного осеменения самок;

-осуществление направленного выращивания молодняка;

-анализ показателей воспроизводства стада;

Производить отбор животных на племя, отбор и подбор пар

-оценка экстерьера и конституции сельскохозяйственных животных;

- составление схем скрещивания;

- выбор методов разведения животных;

-оценка животных по качеству потомства;

-проведение целенаправленного отбора животных;

- составление плана подбора животных;

-аккуратное и точное заполнение документации

Организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных

-проведение дезинфекции помещений и инвентаря;

-проведение изоляции больных животных;

-составление плана профилактических мероприятий;

- проведение акушерско-гинекологической диспансеризации

Оказывать первую помощь сельскохозяйственным животным

-оказание помощи при ранах, ушибах, ожогах;

  • применение тепла и холода животным;

- оказание помощи при родах;

- определение сроков беременности;

- выполнение ветеринарных назначений.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие  общих компетенций и обеспечивающих их умений

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Форма и методы контроля и оценки

   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

-демонстрация интереса к будущей профессии

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

-выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области соблюдения режима кормления, содержания и разведения животных

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

-решение стандартных и нестандартных задач в области соблюдения режима кормления, содержания и разведения животных

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития

-эффективный поиск необходимой информации;

-использование различных источников, включая электронные;

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности

-работа с новейшими компьютерными программами по специальности «Зоотехния»

Работа в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-взаимодействие с обучающимися, преподавателями в процессе обучения

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

-самоанализ и самооценка результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

-организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

-анализ инноваций в области внедрения новых технологий содержания и кормления сельскохозяйственных животных

Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением профессиональных знаний  при использовании воинской обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА РЕКЛАМНОЙ ПРОДУКЦИИ. основной профессиональной образовательной программы специальности 031601 Реклама

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» по специальности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ Рабочая программа профессионального модуля для специальности 080118 «Страховое дело (по отраслям)» среднего профессионального образования

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080118 «Страховое ...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) по специальности среднего профессионального образования 38.02.07«Банковское

Рабочая программапрофессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по    одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 23548 Контролёр (Сберегательного банка) по спец...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.Монтаж приборов и электрических схем систем автоматики для профессии среднего профессионального образования «профессиональный цикл» основной профессиональной образовательной программы СПО подготовки кв

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной образовательной программы (далее - ПООП) в соответствии с федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) ...