Социальное партнерство в сфере образования
статья на тему

Партнерские отношения в сфере образования, отличаются от тех, что применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяется изменениями уровня и структуры занятости населения.  Можно констатировать, что в настоящее   время сложились все  необходимые предпосылки для создания партнерских отношений субъектов рынка   образовательных услуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_v_sfere_obrazovaniya.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство в сфере образования.

А. Ф. Ириков.

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования ( среднее специальное учебное заведение) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и разделяемой ответственности. Необходимость социального партнерства в образовании предусмотрена современными теоретическими взглядами на образование. Совсем недавно казалось, что новую систему партнерства удастся быстро восстановить взамен старой практики шефских отношений. Однако коммерческие интересы и стремление к выживанию в современных условиях оказываются сильнее мотивов социальной ответственности. В системе профессионального образования продолжаются перекосы – дефицит в подготовке рабочих, большие объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности. Для  устранения этих перекосов необходимо  сотрудничество, социальное партнерство, представляющее интересы  работодателей и работников, что является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Диплом - это показатель того, что человек  способен качественно организовать свою производственную деятельность. Однако в условиях недофинансирования сфер образования, в частности среднего и начального профобразования и заниженный уровень оплаты труда преподавателей привели к оттоку кадров в другие отрасли. Взяточничество при приеме, проплата  зачетов и экзаменов приводят к выпуску плохо подготовленных специалистов, которые потом нас «учат», «лечат», нам «строят» .

          В рамках социального  партнерства государственным структурам и предпринимателям необходимо принять решительные меры, чтобы оградить общественное производство и людей от таких специалистов. Необходимо, чтобы предприятия,  учреждения и организации выступали конечными потребителями образовательных услуг, ведь именно они осознают реальные потребности в квалифицированных кадрах и должны формировать заказ на их подготовку. Они также могут влиять на качество и направление подготовки  необходимых кадров, путем участия в разработке программ  подготовки специалистов, внося свои предложения. Кроме этого уже на первых курсах, отбирать из числа студентов, подходящих кандидатов для работы своих предприятиях и «вести» их вплоть до диплома.

          Совершенствованию системы социального партнерства сферы образования и труда во многих случаях содействуют коллективные договоры, заключаемые на предприятиях, в организациях, и отраслевые соглашения. Предприятия заключают договоры с профессиональными образовательными учреждениями о взаимных обязательствах, в которых с одной стороны  предприятия способствуют укреплению материальной базы образовательного учреждения, организуют стажировку преподавателей,  для подготовки специалистов предоставляют возможность обучения студентов на новом высокотехнологичном оборудовании с высокой культурой производства, тем самым развивая интерес к выполняемой работе, к выбранной профессии, что в свою очередь способствует закреплению молодых специалистов; образовательные учреждения со своей стороны готовят грамотных, квалифицированных специалистов мотивированных на работу на данном предприятии или в данной отрасли.

          Свою роль в качественной подготовке кадров должна сыграть такая форма как обучение студентов на контрактной основе, на основе трехсторонних договоров. Эта форма обеспечит подготовку необходимого специалиста для предприятия, специалисту - гарантированное место работы, образовательному учреждению - заказ на образовательные услуги, региону -закрепление молодых кадров на территории.

         Для привлечения работодателей к социальному диалогу в сфере профессионального образования и обучения государство, в конечном счете, несущее за него ответственность может использовать такие механизмы как  субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте, государственные дотации , на обучение на рабочем месте, налоговые льготы предприятию и др.

         Социальные партнеры должны совместно принимать активное участие в обязательной профессиональной ориентации и консультировании учеников системы среднего образования. Работать не только с учащимися выпускных классов, которые в большинстве своем уже определились с выбором, но и  среди учащихся младших классов посредством организаций и проведения бесед с лучшими рабочими, экскурсий по предприятиям, проведением дней открытых дверей в учебных профессиональных заведениях.

          Бизнес как один из главных заказчиков должен влиять на формирование портфеля заказов профессий, но полностью полагаться на него в этом вопросе нельзя и государство должно играть здесь свою роль, так как бизнес неспособен пока прогнозировать перспективу рынка труда, ни в отраслях, ни в регионе. Вместе с тем конструктивное партнерство профессиональных учебных заведений и работодателей – сегодняшняя необходимость.                                    

          Для полноценного обеспечения квалифицированными специалистами и рабочими кадрами предприятий необходимо решить проблемы, с которыми сталкиваются учебные заведения профессионального образования:                 1. Необходим периодический пересмотр и корректировка перечня специальностей, по которым ведется подготовка специалистов и рабочих, в соответствии меняющимися потребностями рынка труда.                                          2.Необходимо решение проблем финансирования учебных заведений на основе поисков  источников, альтернативных госбюджету. Налаживание связей с предприятиями для которых подготовка кадров осуществлялась бы целенаправленно, что в свою очередь позволило бы решить проблемы с инвестициями в развитие учебно-методической базы и в выпуск учебной литературы, а кроме того, сняло бы проблему поиска рабочих мест для прохождения производственной практики.

          Социальное партнерство выступает способом достижения баланса интересов всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов. Студенты заинтересованы в социальных гарантиях и престижном образовании; государство - в гарантированном формировании и исполнении заказа на подготовку профессиональных кадров; бизнес - в притоке образованных и хорошо подготовленных к жизни и работе специалистов; образовательные учреждения – в увеличении спроса на образовательные услуги, свободе выбора из числа абитуриентов.

          Таким образом, основные формы развития социального партнерства в сфере профессионального образования  могут быть обобщены следующим образом:

  1. Создание органов социального партнерства на региональном, отраслевом, местном уровне и на уровне учебного заведения ( с участием представителей предприятий, предпринимателей, учебных заведений) для разработки:                                                                                      - квалификационных требований к специалистам;                                               - учебных программ;                                                                                                   - содержания и проведения производственной практики на предприятии или в мастерских учебного заведения;                                                                          - прогнозов развития рынка труда и потребности в умениях;                          - мониторинга рынка труда.
  2. Расширение участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий – социальных партнеров (модульные программы, основанные на компетенциях).
  3. Организация стажировок преподавателей учебных заведений на предприятиях социальных партнеров.
  4. Участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального образования и обучения.
  5. Создание мотивационных механизмов социального диалога ( участие в совместных органах – советах, комитетах и т. д.).
  6. Разработка и реализация совместных проектов в интересах регионального развития ( тестирование новых технологий и оборудования, обучение студентов работе на новом оборудовании, с использованием новых технологий, оборудования и материалов).
  7. Привлечение внебюджетных средств.

         Партнерские отношения в сфере образования, отличаются от тех, что применяются в промышленности. Специфичность моделей социального партнерства в сфере образования объясняется тем, что потребность в знаниях и спрос на образовательные услуги определяется изменениями уровня и структуры занятости населения.  Можно констатировать, что в настоящее   время сложились все  необходимые предпосылки для создания партнерских отношений субъектов рынка   образовательных услуг.