Открытый урок по агрономии "Севооборот"
учебно-методический материал на тему

Урок посвящен Дню открытых дверей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема:

Севооборот культур

Севооборо́т — научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени.

  1. Овощной севооборот на огороде и дачном участке.
  2. Системы севооборотов.
  3.  Как составить схему севооборота.
  4.  Примеры севооборота по семействам и группам культур

Системы и схемы севооборота помогают поддерживать плодородие почвы, а также сокращают количество вредителей и болезней, поражающих урожай

Зачем нужен севооборот

Севооборот (ротация) овощных культур на участке помогает поддерживать баланс питательных веществ в грунте. Различные овощные культуры для успешного роста развития нуждаются в преобладании в почве разных макроэлементов. Так, листовым культурам (зеленые салаты, мангольд, стеблевой сельдерей, капусты и т.п.) в большом количестве требуется азот,корнеплодам (свекла, морковь, картофель и др.) - фосфор, (помидорыогурцытыква, бобы и др.) - калий. Поэтому посадка из года в год одного типа культур на одном участке истощает почву и приводит к заметному дефициту того или иного элемента. Чтобы этого избежать и сбалансировано использовать все преимущества грунта, практикуют годовой севооборот групп растений. Группирование растений по потребностям на огороде или дачном участке также облегчает уход за посадками.

При выращивании овощей и плодовых культур из одного семейства в почве скапливаются вредители и возбудители болезней, поражающие именно это семейство растений. Чтобы не давать им возможности навредить на следующий год, требуется менять посадки местами. Не найдя подходящей пищи, вредители могут погибнуть или покинуть эту грядку в поисках лучшей доли.

Системы севооборотов

За многие годы практики у садоводов возникали разные идеи о том, как лучше чередовать культуры на участке. Самые простые схемы севооборота включают всего одно условие: ни одна однолетняя культура не должна расти на том же месте второй года подряд. Самые сложныесистемы севооборота содержат подробные 10-летние планы чередования овощных и плодовых культур на одном посадочном месте. Самые распространенные принципы севооборота посадок это: а) чередование семейств и б) чередование групп культур (листовая, плодовая или корнеплод) при минимальном плане ротации - 3-4 года.

Если вы используете зеленое удобрение (сидераты) для улучшение качества грунта и обогащения его азотом, следует включать сидераты в план ротации: бобовые перед посадкой листовых и зеленых культур и рожь посевную для разрыхления грунта перед посадкой корнеплодов.

Как составить схему севооборота

Сделайте небольшой набросок своего огорода или дачного участка, где растут плодовые и овощные культуры. Разделите посадочные площади на 3 равные части (на сколько лет, скажем, будет рассчитана ваша схема). Выберите самый удобный для вас принцип севооборота (по семействам или по группам культур). Примеры схем севооборота представлены ниже. Разработав план ротации, старайтесь придерживаться его. Обязательно записывайте свои наблюдения - скорее всего, начальную схему придется немного корректировать.

Пример севооборота по семействам растений:

Год

Весна

Осень

1

Пасленовые, кроме картофеля (томаты, баклажаны, перец). Тыквенные (огурцы, кабачки, тыква и др.)

Лилейные (репчатый лук, порей и чеснок)

2

Бобовые (горох, бобы)

Бобовые (сидераты)

3

Капустные, включая корнеплоды (репа, брюква и др.). Листовые салаты

Капустные (в теплых регионах)

4

Сельдерейные (морковь, пастернак, сельдерей). Маревые (свекла, шпинат, мангольд). Листовые салаты

Рожь посевная (сидерат)

Пример севооборота по группам культур:

Год

Весна

Осень

1

Плодовые культуры (томаты, перец, баклажаны, огурцы, кабачки, тыква)

Сидераты (рожь посевная). Корнеплоды (лук, чеснок)

2

Корнеплоды (репа, пастернак, морковь, редис, корневой сельдерей, картофель и др.)

3

Бобовые (горох, бобы)

Бобовые (сидераты)

4

Листовые культуры (капусты, листовые салаты, шпинат, травы, зеленые луки и др.).

Рожь как сидеральное растение

Сеять рожь, как сидерат начинаю с конца августа. Делаю это осенью в несколько сроков (весь сентябрь и даже в начале октября), по мере освобождения участков огорода от овощей. Озимая рожь будет отличным сидератом, особенно удобно, что занимать землю она будет только осень, зиму и раннюю весну.

Перед тем как перекопать участок, зеленую массу лучше скосить. Я использую для этого бензокосу, которая ее еще и измельчает. Ранние летние посевы заделываю в почву с осени, они успевают хорошо раскуститься до того, как замерзнет почва. Весной эти участки можно будет занять пораньше. Более поздние перекапываю уже в следующем сезоне за две недели до посадки основной культуры.

Рожь начинает отрастать сразу, как только сходит снег, поэтому жду, чтобы она набрала хорошую зеленую массу. Сигналом для уборки сидерата служит появление колосков. Измельченную массу заделываю на штык лопаты.

Особенно хорошо подлечить почву рожью, как сидератом после посадок лука и чеснока, так как именно под эти культуры (да идущие обычно следом по ним морковь и свеклу) отводится большая часть огорода на небольших участках. Что луковицы, что корнеплоды — это «корешки», вот и накапливаются в земле общие для них гнили и нематоды.

На одну сотку высеваю 2-2,5 кг семян. Просто разбрасываю по почве и заделываю затем граблями на глубину 3-4 см. Сеять можно любые всхожие семена, даже свежесобранные.

Схема II.

1) Капуста средняя + растения на сидераты.

2) Картофель

3) Поздняя капуста.

4) Зелень.

5) Свекла.

6) Морковка.

СЕВООБОРОТЫ

Схема I:

1) Озимые культуры + однолетние растения на сидераты*** (см.прим.).

2) Ранняя картошка + редька.

3) Чеснок + редис, лук.

4) Салат + огурцы.

5) Зелень и остро-пахнущие растения.

6) Все виды капусты.

7) Помидоры.

8) Морковь, свекла, репа, брюква. 

Схема III.

1) Однолетние кормовые культуры и сидераты.

2) Огурец + редис.

3) Капуста ранняя и цветная  + редька.

4) Чеснок и лук + редис или укроп на зелень.

5) Помидоры.

6) Зелень.

Схема IV.

1) Однолетние кормовые культуры на сидераты + редька или укроп на зелень.

2) Капуста ранняя или цветная + зелень.

3) Огурцы + культуры на уплотнение.

4) Ранняя картошка + цветная капуста на дозревание.

5) Чеснок, лук + редис.

6) Помидоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....