Открытый урок "Тела и поверхности вращения. Решение задач"
презентация к уроку на тему

Абросимова Елена Алексеевна

Урок повторения, обобщения, систематизация знаний и их применение в реальной жизни.

Скачать:


Подписи к слайдам:

«Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать возможности сделать его немного занимательным».Б. Паскаль
Урок разработала преподаватель математики МБ ОУ СПО ПСХТАбросимова Елена Алексеевна.
Цель - обобщить, систематизировать , углубить знания по теме , совершенствовать навыки решения задач по изученным темам. Задачи:научить применять полученные знания при решении задач и использовать их в жизненных ситуациях;2. развивать пространственное воображение и навыки самостоятельного поиска решения;3. воспитывать навыки самоконтроля и самоанализа, формировать интерес обучающихся к изучению предмета.
Решите задачи:
Задача №1 Прямоугольник со сторонами 8 см и 20 см вращается вокруг большей стороны. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.Задача №2 Прямоугольный треугольник со сторонами 8 см и 15 см вращается вокруг большего катета. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.Задача №3 Полукруг вращается вокруг диаметра равного 10 см. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.
Псевдосфера Лобачевского – пример поверхности постоянной отрицательной кривизны, фигура вращения трактрисы вокруг оси. Геометрическая трактриса характеризуется тем, что отрезок касательный к ней, заключённый между точкой касания и осью ординат, сохраняет постоянную длину.
Один мы есть предпочитаем,Другим – мы талию спасаем,Третьим же мышцы подкачаем.Четвертым – транспорт подкуём,И пятый – на воду бросаем.А их геометрическую формуОдним лишь, словом называем. Что это за слово?
тор
Ещё вопрос: Предмет имеет два названия,Он близок вам, почти родной.И вместе с ним пришло признаньеПрекрасной женщине одной.Устойчивость его движенияХорошо все с детства знают.Но та нашла ей объясненье, Чьё имя мудрость означает. О чём идёт речь?
юла
Купол – тело вращения
Вычислить, какую площадь трубы необходимо обмотать пленкой, если диаметр трубы 154см, длина 5 км. Сколько рулонов изоляционной пленки необходимо поставить газовикам и сколько нефтяникам, если в рулоне 3000 м2 пленки?
Ответ: 17 рулонов
Задача № 2 Купол церкви имеет коническую форму с диаметром 6 м и высотой 2 м. Сколько листов кровельного железа, размером 0,7Ч1,4 м, потребуется для этой крыши, если на стыковку швов расходуется 10% железа от общей площади крыши, а отходы от кройки железа составляют 15%?
Ответ: 46 листов.
Ведро имеет форму усечённого конуса, радиусы оснований которого равны 15 см и 10 см, а образующая равна 30 см. Сколько килограммов краски нужно взять для того, чтобы покрасить с обеих сторон 100 таких ведер, если на 1 мІ требуется 150 г краски?
Ответ: 8,007 кг
Домашнее задание:§ 3 п.61 – 68 № 3.80 уч. Дорофеев стр.121Равнобочная трапеция с основаниями 15 см и 25 см и высотой 12 см вращается около большего основания. Найдите площадь поверхности тела вращения.
Рефлексия
Учитель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них. Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”. Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ПСХТ

Открытый урок на тему:

 Тела и поверхности вращения. Решение задач.

Мальчик жаловался горько плача:                     C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\Елена\Анимированные рисунки по темам\Дети\1\baby06.gif

«В пять вопросов - трудная задача.

 Мама, я её решить не в силах,                    

У меня и пальцы все в чернилах,

 И в тетради места больше нету,

 И число не сходится с ответом.»

- «Не печалься, - мама отвечала

- Отдохни, и всё начни сначала».

Жизнь поступит с мальчиком иначе

 В тысячу вопросов даст задачу.

Пусть же сердце кровью обольётся,

Но решать ведь всё равно придётся.

 Времени она оставит мало,

Что б решить задачу ту сначала.

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Преподаватель математики

                                                                                  Абросимова Е.А.

                                   

с. Починки, 2015

Тема: Тела и поверхности вращения. Решение задач.

Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать возможности сделать его немного занимательным.

                                                                                                            Б.Паскаль


Цель - обобщить, систематизировать , углубить знания по теме , совершенствовать навыки решения задач по изученным темам.  

Задачи:

  1. научить применять полученные знания при решении задач

      и  использовать их в жизненных ситуациях;

2.  развивать  пространственное воображение  

    и навыки самостоятельного поиска решения;

3. воспитывать навыки самоконтроля и самоанализа, формировать интерес

    обучающихся к изучению предмета.

                                                                                                                 

Оборудование: модели фигур для практической работы: цилиндр, конус, шар; юла, бублик, резиновый эспандер; ноутбук; экран;  мультимедийный проектор; презентация.

План урока.

  1. Организационный момент.

Итак, начнем урок. Я надеюсь, вы все в хорошем настроении? Знаете, однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Учиться можно только весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». 

Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзамена.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим решение задач на вычисление площадей поверхностей тел вращения, предлагаемых в открытом банке заданий, именно стереометрические задачи вызывают затруднения при сдаче ЕГЭ, а также повторим, обобщим и приведем в систему основные понятия, определения, формулы по данной теме.

Эмоциональный настрой.

Великий Омар Хайям – математик, поэт, философ. Он призывает быть хозяевами своей судьбы. Читаем отрывок из его произведения :

«Ты скажешь, эта жизнь - одно мгновенье.
Её цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она – твоё творенье.»

2. Постановка задач, ознакомление с планом данного занятия.

3. Повторение определений и свойств тел вращения:

 1-й обучающийся рассказывает о цилиндре, демонстрируя его элементы на модели; 2-й обучающийся – о конусе и усечённом конусе;

 3-й обучающийся – о шаре, показывая его элементы на модели.

4. Практическая работа по вычислению площади поверхности:

 1-й обучающийся – цилиндра, 2-й обучающийся – конуса, 3-й обучающийся – шара. Предлагаются модели этих фигур. 

Задача № 1. Прямоугольник со сторонами 8 см и 20 см вращается вокруг большей стороны. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.

Задача № 2. Прямоугольный треугольник  со сторонами  8 см и 15 см вращается вокруг большего катета. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.

Задача № 3. Полукруг вращается вокруг диаметра равного 10 см. Найдите площадь полной поверхности полученной фигуры.

5. Изучение параболоида, эллипсоида, гиперболоида.

 Отвечаем на вопрос, при вращении какой кривой получается каждая из фигур.
http://festival.1september.ru/articles/631682/f_clip_image001.png

6. Показать рисунок Псевдосферы Лобачевского
http://festival.1september.ru/articles/631682/f_clip_image002.png

7. Сообщение о башне для радиостанции в Москве на Шаболовке, построенной по проекту замечательного русского инженера, почётного академика В.Г.Шухова. Она состоит из частей- гиперболоидов вращения. Причём каждый из них изготовлен из прямолинейных металлических стержней, соединяющих соседние окружности.

 http://festival.1september.ru/articles/631682/f_clip_image003.png

8. Вопросы в стихотворной форме о торе и юле:

Один мы есть предпочитаем,
Другим - мы талию спасаем,
Третьим же мышцы подкачаем.
Четвёртым - транспорт подкуём,
И пятый - на воду бросаем.
А их геометрическую форму
Одним лишь словом называем.
Что это за слово?

Ответ: это тор.

Есть предпочитаем бублик, спасаем талию обручем, мышцы подкачаем резиновым эспандером, транспорт подкуём камерами колёс, на воду бросаем спасательный круг. Все эти предметы имеют форму тора.

Ещё вопрос:

Предмет имеет два названья,
Он близок вам, почти родной.
И вместе с ним пришло признанье
Прекрасной женщине одной.
Устойчивость его движенья
Хорошо все с детства знают.
Но та нашла ей объясненье,
Чьё имя мудрость означает.
О чём идёт речь?

Ответ: это юла или волчок. Показать юлу.

Великая русская женщина – математик Софья Ковалевская решила вопрос «О движении твёрдого тела вокруг неподвижной точки». Речь шла о гироскопе, устроенному по принципу детского волчка, способного сохранять устойчивость движения. Показать эспандер и юлу.

9. Красота и математика, гармония и духовность. 

Геометрия купола храма.

 DSC03399

 (Храм Астраханского Кремля, фото автора).

 Купол – тело вращения. « Луковичная» форма купола – не случайна, она напоминает горящую свечу. Конечно, такая форма купола практична. Но красота и духовность в сочетании с целесообразностью рождает гармонию.

 10.  Закрепление материала.

Решите задачи:

№ 1 Строители газопроводов должны соблюдать требования по эксплуатации и в целях коррозии трубы двукратно обматывают специальной пленкой.  Вычислить, какую площадь трубы необходимо обмотать пленкой, если диаметр трубы 154см, длина 5 км. Сколько рулонов изоляционной пленки необходимо поставить газовикам и сколько нефтяникам, если в рулоне 3000 м2  пленки?

      Ответ: 17 рулонов.

№ 2 Купол церкви имеет коническую форму с диаметром 6 м и высотой 2 м. Сколько листов кровельного железа, размером 0,7×1,4 м, потребуется для этой крыши, если на стыковку швов расходуется 10% железа от общей площади крыши, а отходы от кройки железа составляют 15%?

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\РИСУНКИ\Архитектура\07.jpg     Ответ: 46 листов.

№ 3 Ведро имеет форму усечённого конуса, радиусы оснований которого равны 15 см и 10 см, а образующая равна 30 см. Сколько килограммов краски нужно взять для того, чтобы покрасить с обеих сторон 100 таких ведер, если на 1 м² требуется 150 г краски?

Ответ: 8,007 кг.

11. Домашнее задание:

§ 3 п.61 – 68 № 3.80 уч. Дорофеев стр.121

Равнобочная трапеция с основаниями 15 см и 25 см и высотой 12 см вращается около большего основания. Найдите площадь поверхности тела вращения.

12. Подведение итогов.

13. Рефлексия.

Преподаватель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.

Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.

Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.

 Решение задач группы заданий В13 ЕГЭ:

Задача №1. Около конуса описана сфера (сфера содержит окружность

основания конуса и его вершину). Центр сферы совпадает с  центром основания конуса. Радиус сферы равен 10  . Найдите образующую конуса.

Ответ: 20.

Задача №2. Во сколько раз увеличится площадь поверхности шара, если радиус шара увеличить в 2 раза?

Ответ: в 4 раза.

 Вывод: чем больше радиус шара, тем больше площадь его поверхности. Аналогично, чем больше знает человек, тем больше открывается перед ним непознанного.

Задача №3. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найти площадь поверхности шара.

Ответ: 12