Рабочая программа "Биология"
календарно-тематическое планирование на тему

Марчик Наталья Евгеньевна

Рабочая программа курса "Биология" для специальностей СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp1_3.docx58.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»

Специальность

35.02.06  «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Разработчик  Марчик Наталья Евгеньевна

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол № __   от «___» ________________ 2016 г. 


Программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования для специальности

35.02.06  «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Разработчик  Марчик Наталья Евгеньевна

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от «___» ________________ 2016 г. 

Председатель цикловой комиссии _________________________

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Председатель цикловой комиссии _________________________

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Протокол № ___ от «___» ________________ 2016 г. 

Методист ____________________________________________________

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Методист ____________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

«___» ________________ 2016 г.     _________________ /Гарбовская М.В./

«___» ________________ 201__ г.     ___________________ /Гарбовская М.В/

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол № __   от «___» ________________ 201__ г. 

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Председатель цикловой комиссии _________________________

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Председатель цикловой комиссии _________________________

Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Методист ____________________________________________________

Протокол № ___ от «___» ________________ 201__ г. 

Методист ____________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

«___» ________________ 201__ г.     _________________ /Гарбовская М.В./

«___» ________________ 201__ г.     ___________________ /Гарбовская М.В/

Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол № __   от «___» ________________ 201__ г. 

Протокол № __   от «___» ________________ 201__ г. 


Содержание

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

1.1        Область применения рабочей программы.        

1.2  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной обязательной программы.        

1.3  Требования к результатам освоения учебной дисциплины        

1.4  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы        

1.5  Место данной учебной дисциплины в системе подготовки специалиста        

1.6  Цель и задачи дисциплины, её содержание        

1.7  Обоснование структуры программы.        

1.8  Межпредметные  связи.        

1.9  Требования к организации образовательного процесса.        

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

3. ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ        

3.1 Перечень лабораторных и практических занятий        

3.2   Самостоятельная работа студента        

3.3  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ        

Приложение 1.      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН        

Приложение 2.   Вносимые изменения.        


1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

  1.  Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ЛО «Беседский сельскохозяйственный техникум» в соответствии с ФГОС по специальности СПО

35.02.06  «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и является единой для всех видов обучения.

1.2  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной обязательной программы.

Учебная дисциплина  входит в цикл общеобразовательных дисциплин и изучается как базовая учебная дисциплина.

1.3  Требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной
теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы
Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и 
хромосом, - структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения,
действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции,
изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их
значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость,
веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные
схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи
питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и 
неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и  искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы
и обобщения на основе сравнения и анализа;

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности,
происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и 
их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных
базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:  .

Формируемые общие компетенции

Общие компетенции

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину

102

часа

Самостоятельная работа

30

выбери

Аудиторной работы

72

выбери

В том числе

Теоретических занятий

50

выбери

Практических занятий

22

выбери

Форма итогового контроля:1 семестр –экзамен

        

1.5  Место данной учебной дисциплины в системе подготовки специалиста

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается

В общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

.

1.6  Цель и задачи дисциплины, её содержание

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.  УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Тема 2. . ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Тема 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Тема 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Тема  5. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 6. БИОНИКА

1.7  Обоснование структуры программы.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций/ А.Г.Резанов, Е.А.Резанова, Е.О.Фадеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2015, , рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

 1.8  Межпредметные  связи.

Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводится с учетом специализации. Дисциплина «Биология» тесно связана с дисциплинами «Физика», «Информатика», «Химия», Экология" и другими и дает студентам базовые навыки для усвоения знаний по этим дисциплинам.

1.9  Требования к организации образовательного процесса.

Форма проведения учебных занятий выбирается исходя из дидактической цели и содержания материала.

Для лучшего усвоения материала желательно использовать информационные образовательные ресурсы различных типов (презентации, тесты, видеоуроки, лекции, конспекты, видеолекции, видеофильмы и др.)

Для закрепления теоретических знаний и приобретения умений программой предусмотрены практические работы.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем, в том числе самостоятельное изучение

Максимальная нагрузка студента

Количество часов

Самостоятельное изучение

Студент должен знать

Студент должен уметь

теория

ЛПЗ

Тема 1. Учение о клетке.

30

20

6

4

химический состав клетки, значение строение и органоиды клетки; их функции в жизнедеятельности клетки веществ виды обмен; пластический и энергетический обмена в процессах метаболизма Фазы и виды деления клетки

объяснять строение и состав химических веществ, их функции в жизнедеятельности пользоваться микроскопом объяснять простейшие виды обмена веществ и энергии пользоваться микроскопом и увеличительными стеклами

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

12

8

0

4

виды размножения живых существ; органы размножения, эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

объяснять механизм размножения и его значение

Тема 3. Основы генетики и селекции

15

6

4

5

законы генетики, терминологию и законы селекции Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомную  теорию наследственности.

решать генетические задачи, характеризовать особей одного вида по морфологическому критерию.

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Происхождение человека.

12

6

2

4

гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. эволюционное учение Ч Дарвина, его предшественников и последователей

объяснять основные этапы эволюции, анализировать  и оценивать  различных гипотез о происхождении человека

Тема 5. Основы экологии

22

8

10

4

экологические понятия, значение экологии в жизни человеческого общества

решать экологические задачи исследовать природные объекты, пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды.

Тема 6. Бионика.  Биосфера и человек

3

2

0

1

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

Поняти биосферы, Учение Вернадского о биосфере

исследовать природные объекты

ИТОГО

102

50

22

30

 

 


3. ДОПОЛНЕНИЯ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ

3.1 Перечень лабораторных и практических занятий

Наименование разделов и тем

часов

Умения и навыки, приобретаемые студентом

Тема 1. Учение о клетке.

6

выделять основные черты среды, окружающей человека определять  параметры различных клеточных структур определять фазы и вид деления клетки, пользоваться микроскопом

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

0

 

Тема 3. Основы генетики и селекции

4

Решать генетические задачи

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Происхождение человека.

2

различать основные виды теорий эволюции и их авторов

Тема 5. Основы экологии

10

определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу выделять основные черты среды, окружающей человека

Тема 6. Бионика.  Биосфера и человек

0

ИТОГО

22

 



3.2   Самостоятельная работа студента

Часов

Разделы и дидактические единицы

Студент должен знать

Студент должен уметь

Вид деятельности

6

Тема 1. Учение  о клетке

химический состав клетки, значение строение и органоиды клетки; их функции в жизнедеятельности клетки веществ виды обмен; пластический и энергетический обмена в процессах метаболизма Фазы и виды деления клетки

объяснять строение и состав химических веществ, их функции в жизнедеятельности пользоваться микроскопом объяснять простейшие виды обмена веществ и энергии пользоваться микроскопом и увеличительными стеклами

подготовка презентаций, докладов, рефератов

2

Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов

виды размножения живых существ; органы размножения, эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

объяснять механизм размножения и его значение

подготовка презентаций, докладов, рефератов

2

Тема 3. Основы генетики и селекции

законы генетики, терминологию и законы селекции Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомную  теорию наследственности.

решать генетические задачи, характеризовать особей одного вида по морфологическому критерию.

решение задач

2

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение. Происхождение человека.

гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. эволюционное учение Ч Дарвина, его предшественников и последователей

объяснять основные этапы эволюции, анализировать  и оценивать  различных гипотез о происхождении человека

подготовка презентаций, докладов, рефератов

4

Тема 5. Основы экологии

экологические понятия, значение экологии в жизни человеческого общества

решать экологические задачи исследовать природные объекты, пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды.

подготовка презентаций, докладов, рефератов

5

Тема 6. Бионика.  Биосфера и человек

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

исследовать природные объекты

подготовка презентаций, докладов, рефератов

30

ИТОГО

 

 

 



3.3  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

Формы и  методы контроля и оценки результатов обучения

Знать\понимать

сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач

Беседа, доклад, реферат, устное сообщение

владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Беседа, доклад, реферат, устное сообщение

владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

Практическая работа

Письменная проверочная работа

сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Практическая работа

Письменная проверочная работа

сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения

Практическая работа

Письменная проверочная работа

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная:

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —

М., 2014.

Общая биология. Константинов В.М., Рязанова А.П. Москва «Академия» 2011

Дополнительная:

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ. учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.

Интернет-ресурсы

www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

nrc.edu.ru - «Биологическая картина мира» - раздел электронного
учебника «Концепции современного естествознания». Концепции
происхождения жизни и теории эволюции.
obi.img.ras.ru - сайт «База знаний по биологии человека» Разделы:
физиология, клеточная биология, генетика, биохимия, иммунология,
эндокринология, репродукция, патологии и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...