ОП 01 Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии
рабочая программа

Байгыыжык Владиана Ролановна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С.ТООРА-ХЕМ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 

 

 

 

 

  

«Утверждено»

И.о. директора ГБПОУ с.Тоора-Хем РТ

_________/_Паршина А.И._/

«_01_» _09___          2017_г.

 

 

 

 

рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии

по профессии: 35.01.17 Обработчик рыбы и морепродуктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тоора-Хем – 2017 г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)  по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)  35.01.17 Обработчик рыбы и морепродуктов, входящую в укрупненную группу профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с. Тоора-Хем Республики Тыва

 

Разработчик:

 Байгыыжык Владиана Ролановна – преподаватель специальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_01promyslovaya_ihtiologiya_i_gidrobiologiya1.docx48.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С.ТООРА-ХЕМ

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

   

«Утверждено»

И.о. директора ГБПОУ с.Тоора-Хем РТ

_________/_Паршина А.И._/

«_01_» _09___        2017_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

ОСНОВЫ ПРОМЫСЛОВОЙ ИХТИОЛОГИИ И ГИДРОБИОЛОГИИ

ПО ПРОФЕССИИ: 35.01.17 ОБРАБОТЧИК РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ

Тоора-Хем – 2017 г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)  по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)  35.01.17 Обработчик рыбы и морепродуктов, входящую в укрупненную группу профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

        

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение с. Тоора-Хем Республики Тыва

Разработчик:

 Байгыыжык Владиана Ролановна – преподаватель специальных дисциплин


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4 - 1

  1. СТРУКТУРА И РАБОЧЕЙ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5 - 3

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8 - 4

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8 - 2


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии

1.1. Область применения программы

         Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО 35.01.17 Обработчик рыбы и морепродуктов, входящую в укрупненную группу профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство  

         

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- различать различные виды рыб по внешним признакам;

- пользоваться определителями;

- определять промысловый размер рыбы;

- определять зараженность рыбного сырья наиболее распространенными видами гельминтов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды промысловых рыб и их хозяйственную ценность;

- основные группы кормовых, хищных, паразитических и промысловых гидробионтов;

- основные виды ядовитых и ядоносных рыб.

- основные гельминтозы рыб.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 50, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  16 часов;


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     лабораторные работы

     контрольные работы

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме -     дифференцированного зачета


Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии

Наименование разделов общепрофессионального модуля (ОП) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.  Основы промысловой ихтиологии

Тема 1.1. Строение и некоторые физиологические

особенности рыб.

Содержание

2

1

Форма  тела.  Способы  движения.  Кожа.  Чешуя.  Органы  свечения.  Скелет.  Мышечная система и электрические органы. Пищеварительная система. Дыхательная система. Газообмен.  Кровеносная  система.  Функции  и свойства крови. Выделительная система и осморегуляция. Половая система. Нервная система  и  органы  чувств.  Железы  внутренней секреции.  Ядоносные  и  ядовитые  рыбы. Особенности строения рыб, связанные со средой обитания.

2

Лабораторные работы  

2

    Внешнее строение рыб. Диагностические признаки для определения рыб. Меристические и пластические признаки. Определение  рыб.  Дихотомический  и  политомический принцип определения.      Определение  возраста  и  темпа  роста.  Возрастной состав рыб. Методика сбора и обработки  материала по определению возрастного состава и темпа роста рыб.

Практические занятия  (Не предусмотрено)

 -

Самостоятельная работа

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Строение и некоторые физиологические особенности рыб.

2

Тема 1.2. Размножение и развитие рыб

Содержание

2

1

Изучение порционности икрометания. Определение индивидуальной плодовитости, видовая,  популяционная  и  относительная  плодовитость.  Коэффициент  зрелости. Размножение и развитие рыб. Работа  с мальками и сеголетками

2

Лабораторные работы  

2

Методика  сбора  материала  по  размножению рыб. Определение полового состава и плодовитости Методика сбора и обработка собранного материала по питанию. Определение коэффициента упитанности.

Самостоятельные работы

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Размножение и развитие рыб. Питание и упитанность рыб

4

Тема 1.3.

Питание и упитанность рыб.

Содержание

Изучение питания рыб, мирные и хищные виды рыб. Рост и возрастная изменчивость рыб. Миграции и методы их изучения. Место рыб в водных биоценозах

2

практические занятия (Не предусмотрено)

Самостоятельная работа

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой,  анализ информации  из  Интернет-ресурсов Систематика и краткие экологические сведения о рыбах

2

Тема 1.4. 

Систематика и краткие экологические сведения о рыбах водоемов

Содержание

Прудовое рыбоводство. Способы ловли рыб.

Щукообразные,  Угреобразные,  Карпообразные, Плотва, Тарань, Вырезуб, Елец, Голавль. Круглоротые,  Осетровые,  Лососевые, Сельдеобразные. Биология  рыб,  разводимых  в  прудах (карп, карась  серебряный,  судак,  стерлядь,  толстолобики, амур)

2

практические занятия(Не предусмотрено)

-

Раздел 2.  Основы гидробиологии

Тема 2.1. 

Определение и содержание

гидробиологии.  Методы  гидробиологических исследований.

Содержание

2

1

Предмет  и  задачи  гидробиологии.  Общие принципы и понятия. Возникновение и развитие  гидробиологии.  Место  гидробиологии среди других наук. Роль гидробиологии в мониторинге гидроэкосистем и контроле качества  питьевой  воды.  Содержание  гидробиологии. Развитие отечественной гидробиологии. Дифференциация  современной  гидробиологии  на  отдельные  отрасли (продукционная, санитарно-техническая,  рыбоводная  и  др.). Современные  направления,  связанные  с  решением научно-теоретических проблем (трофологическое,  энергетическое,  токсикологическое, этологическое, системное и др.). Методы гидробиологических исследований

Лабораторные работы  

2

Методика сбора и обработки проб зоопланктона. Планктонная сеть. Способы фиксации проб зоопланктона. Разбор проб в лаборатории.

Самостоятельная работа

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой,  анализ информации  из  Интернет-ресурсов. Определение  и  содержание  гидробиологии и ихтиологии. Методы гидробиологических исследований.

4

Тема 2.2 Гидросфера как среда жизни и её население.  Физико-химические  условия  существования гидробионтов.

Континентальные водоёмы и их  

Содержание

2

1

Органолептические свойства воды. Физические свойства воды. Химические свойства воды. Растворенные в воде газы. Органические вещества, радиоактивные вещества, тяжелая  вода.  Запах,  цвет,  прозрачность,  движение, волны, течение. Реки, озера, искусственные водоемы. Планктон  и  нектон.  Плавучесть,  активное движение, пассивное движение, миграции. Бентос и перифитон. Пелагобентос, нейстон и плейстон. Удержание на твердом субстрате. Защита от засыпания взвесью, движение, миграции

Лабораторные работы  

Методика сбора и обработки проб зообентоса. Дночерпатель  Петерсена,  драга.  Определение донных  гидробионтов:  олигохеты,  полихеты, моллюски, ракообразные, хирономиды и личинки других амфибиотических насекомых

2

Практические занятия (Не предусмотрено)

Самостоятельные работы.

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой,  анализ информации  из  Интернет-ресурсов. Гидросфера как среда жизни и её население. Физико-химические условия существования гидробионтов.                                                                                                                      

2

Тема 2.3.  Экологические аспекты проблемы чистой

воды  и  охраны  биогидросферы.  Биологический мониторинг водных экосистем. Население.

Содержание

Загрязнение водоемов. Радионуклиды, нефть, пестициды, тяжелые металлы и другие вещества. Антропогенная эвтрофикация и термофикация  водоемов.  Проявление  и  причины антропогенной эвтрофикации, ее предупреждение.  Термофикация  водоемов.  Биологическое  самоочищение  водоемов  и  формирования качества воды. Минерализация органических веществ. Биоседиментация и осветление воды. Биологическая детоксикация. Фотосинтетическая аэрация воды и обогащение ее метаболитами.  Экологические  основы  очистки вод  и  борьбы  с  биологическими  помехами. Экологические основы борьбы с биологическими помехами. Экологические основы охраны гидросферы. Биологический  мониторинг  водных  экосистем. Сапробность водоемов.  Методы оценки качества  вод:  система  Кольквитца-Марсона,

биотический индекса Вудивисса, метод Пантле и Букка, индекс УВР, показатели Гуднайта

и Уитлея  и Карра и Хилтонена и др. Реакции гидробионтов на загрязнение.

2

Лабораторные работы  

1

Методы  оценки  качества  вод: система  Кольк-витца-Марсона, биотический индекса Вудивисса, метод Пантле и Букка, индекс УВР, показатели Гуднайта и Уитлея и Карра и Хилтонена

Практические занятия (Не предусмотрено)

Самостоятельные работы.

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой,  анализ информации  из  Интернет-ресурсов. Экологические  аспекты  проблемы чистой воды и охраны биогидросферы. Биологический мониторинг водных экосистем

2

Дифференцированный зачёт

1

Всего:

50





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии» требует наличия учебного кабинета «Ихтиологии»

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • нормативно-правовые документы

Технические средства обучения:

  • комплект плакатов;
  • компьютер;
  • диапроектор;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Продукционная гидробиология. Издательство: Наука. А.Ф. Алимов, В.В. Богатов, С.М. Голубков. Под редакцией В.В. Хлебовича, 2013г. стр.339.
  2. Справочник по биологии и промыслу рыб северной части тихого океана. Владивосток: ТИНРО-ЦЕНТР, 2015.-336 с.
  3. Зоогеография рыб. Учебное пособие. Москва, Издательство ВНИРО, 2013.-436 с.
  4. Атлас пресноводных рыб  России: В 2 т./Под ред. Ю. С. Решетникова. М.: Наука, 2013.
  5. Гуртовой Н. Н., Матвеев Б. С., Дзержинский Ф. Я. Практическая зоотомия позвоночных (низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы). М.: Высшая школа, 1976. 351с.
  6. Жизнь пресных вод СССР / Под ред В. И.Жадина. – М-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – Т.3.
  7. Жизнь пресных вод СССР / Под ред. В. И.Жадина. – М-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. – Т.1.
  8. Жизнь пресных вод СССР / Под ред. В. И.Жадина. – М-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. – Т.2.
  9. Иванов А. В., Мончадский А. С., Полянский Ю. И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.
  10. Иванов А. В., Полянский Ю. И., Стрелков А. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.
  11. Иванов А. В., Полянский Ю. И., Стрелков А. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.
  12. Кутикова Л. А. Коловратки фауны СССР. – Л.: Наука, 1970.
  13. Лешко Ю. В. Моллюски - СПБ.: Наука, 1998. – 168 с. (Фауна европейского Северо-Востока России. Моллюски; т. V, ч. 1)
  14. Лукин Е. И. Пиявки пресных и солоноватых водоемов. Фауна СССР. Пиявки. – Л.: Наука, 1976. – Т. 1.
  15. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Н. Брускова, Г. А. Белякова, В. П. Прохоров, К. Л. Тарасов – М.: Изд-во «Академия», 2005. – 240 с.
  16. Методика изучения биоценозов внутренних водоемов. М.: Наука, 1975.
  17. Методы определения продукции водных животных / Под ред. Г. Г. Винберга. Минск: Вышейшая школа, 1968. 246 с.
  18. Общие основы изучения водных экосистем / Под ред. Г. Г.Винберга – Л.: Наука., 1979.
  19. Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР: Планктон и бентос / Под ред. Л. А.Крутикова, Я. И.Старобогатова. – Л.: Гидрометиздат, 1977. 510 с.

Дополнительные источники

  1. Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М ; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. Т. 1. 468с.
  2. Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1949а. Т. 2. С. 469-925.
  3. Берг Л. С. Рыбы пресных вод СССР и сопредельных стран. - М.; Л.: Изд-во АН СССР 19496. Т. 3. С. 930-1370.
  4. Березина Н. А. Гидробиология. – М.: Высшая школа, 1963.
  5. Гинецинская Т. А., Добровольский А. А. Частная паразитология. Паразитические простейшие и плоские черви. М.: Высшая школа, 1978.
  6. Гинецинская Т. А., Добровольский А. А. Частная паразитология. Паразитические черви, моллюски и членистоногие. М.: Высшая школа, 1978.
  7. Гусев В. А. Методика сбора и обработка материалов по моногенеям, паразитирующим у рыб. Л.: Наука, 1983.
  8. Жадин В. И., Герд С. В. Реки, озера и водохранилища СССР. Их фауна и флора. – М.: Учпедгиз, 1961.
  9. Зверева О. С. Особенности биологии главных рек Коми АССР в связи с историей их формирования. - Л.: Наука, 1968.
  10. Иванов А. В. Промысловые водные беспозвоночные. М.: Советская наука, 1955.
  11. Иванов А. О., Черепанов Г. О. Ископаемые низшие позвоночные: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2004. 228 с.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • различать различные виды рыб по внешним признакам;

- пользоваться определителями;

- определять промысловый размер рыбы;

- определять зараженность рыбного сырья наиболее распространенными видами гельминтов;

защита презентаций, устный и письменный опросы

Анализ и оценка выполненных домашних работ

знать:

 - основные виды промысловых рыб и их хозяйственную ценность;

- основные группы кормовых, хищных, паразитических и промысловых гидробионтов;

- основные виды ядовитых и ядоносных

- основные гельминтозы рыб

устный и письменный опросы

круглый стол, защита докладов, защита презентаций, контрольные тестовые задания, защита рефератов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга (раздел Основы менеджмента) для студентов заочной формы оучения специальность 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В пособии представлены теоретические и практические задания для самостоятельного выполнения студентами ОЗО. Контрольная работа со...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...

Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» по разделу «Основы маркетинга».

Данный  тестовый  материал   предназначен для  контроля  уровня  знаний по  разделу «Основы  маркетинга» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экон...

Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.

Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения  является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....

"Знатоки ихтиологии"

разработка урока...

Классификация промысловых рыб Семейства важнейших промысловых рыб

Классификация промысловых рыбСемейства важнейших промысловых рыб...

Разработка зачетного урока по биологии промысловых животных и птиц

Урок проводится после изучения млекопитающих животных. Это заключительный урок по промысловым животным. Студенты приготовили презентации о разных животных по определенной схеме. Получают оценку за пол...