Внеклассная работа
методическая разработка

Балданова Дулма Бальжинимаевна

Разработки внеурочных мероприятий, презентации, внеклассные мероприятия..

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиал

Разработка внеклассного мероприятия

Тема: «Моё здоровье в моих руках»

для обучающихся 1курса

Специальность: 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»

Разработала: Балданова Д.Б.

Преподаватель специальных дисциплин

С.Кижинга

2021

Ход мероприятия

Цель: актуализация и формирование знаний обучающихся о составляющих здоровья, здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, умения противостоять зависимостям от наркотиков, алкоголя, курения.

Задачи:

- пропаганда ценностей здорового образа жизни среди подростков;

- вовлечение обучающихся в различные виды положительной деятельности;

- расширять знания по данной проблеме;

-  способствовать сознательному выбору ЗОЖ.

Оборудование: компьютер, проектор

Подготовительная работа: подготовка вопросов для викторины.  За 2 недели до проведения викторины обучающимся дается домашнее задание придумать название команды и девиз.

Викторина проходит с использованием ИКТ. Команда состоит из 6 человек. Жюри 3 человека.

Ход мероприятия

Здравствуйте!

Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово. Они желают друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие участники, гости, болельщики. Сегодня в нашей игре участвуют обучающиеся 1, 2, 3-х курсов. Сегодня мы с вами проведем игру, посвященную здоровому образу жизни. Тема игры: "Моё здоровье - в моих руках ".

Какая же викторина без жюри? Разрешите представить наше жюри (идет представление членов жюри).

Нашим командам дается задание - придумать название команды и девиз. Это и будет нашим первым заданием. Даем 5 минут на размышление. Сейчас команды пройдут жеребьевку и мы начнем нашу игру.

Игра будет проходить  в форме игры «Что? Где? Когда?»

Правила игры:

1.Правила аналогично правилам телевизионной игры «Что? Где? Когда?».

В игре участвуют 3 команды.

2.Отвечает команда, капитан которой первым поднимает руку после вопроса ведущего. При правильном ответе на счёт команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов. При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов.

3.Сектор «Кот в мешке». Команда передаёт право ответа одной из команд – соперниц.

4.Сектор «Вопрос – аукцион». Команда назначает любую цену вопросу, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счёт команды.

5.Сектор «Счастливый случай». Команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

6. Сектор «Счастливый случай». Команда получает указанную на табло сумму баллов.

7.Для каждого раунда ведущий вывешивает на доску (или рисует на ней) соответствующую таблицу.

I раунд

Личная гигиена

Движение – это жизнь

Питание

Красивая осанка

Здоровые зубы

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

Подведение итогов 1 раунда

II раунд

No smoking

Alko.STOP

Наркотики - это тупик!

Берегите сердце!

Здоровье человека

20

20

20

20

20

40

40

40

40

40

60

60

60

60

60

80

80

80

80

80

100

100

100

100

100

Тема «Личная гигиена»

10 – Это необходимо принимать перед сном ежедневно, а в жаркую погоду утром и вечером? (Душ).

20 – Как часто рекомендуется мыть голову? ( Не реже 1 раза в 10 дней).

30 – Загадка:

Деревянный забор

Ограждает двор,

Во дворе – табун коней,

А в заборе – сто дверей,

Чтобы выбраться на волю

Да побегать в чистом поле.

Кони ринулись волной,

Потекли живой рекой.   (Волосы и расчёска)

40 – «Своя игра» Это средство действительно служит профилактикой кариеса, однако чрезмерное  его употребление приводит к перенапряжению слюнных желёз? ( Жевательная резинка).

50 – Как называется предмет, используемый для чистки зубов? ( Зубная нить).

Тема «Движение – это жизнь».

10 -  «Кот в мешке». То же, что и спорт. (Физкультура)  

20 – Состояние полного физического благополучия. (Здоровье)

30 – Такое сопровождение зарядки улучшает настроение, облегчает выполнение упражнений. (Музыкальное сопровождение).

40 – Длительные  физические упражнения, требующие большого количества кислорода. (Тренировка).

50 – Какие физические упражнения называются анаэробными? (Выполняемые короткими резкими движениями).

Тема «Питание».

10 – В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (Калории).

20 - Какое вещество особенно ценится в моркови?  (Каротин: попадая в организм человека, он превращается в витамин А).

30 - Какой витамин называют «витамином роста»? (Витамин А).

40 - Какая трава считается травой мужества? (Петрушка).

50 – Какие заболевания пищеварительной системы вы знаете? (Гастрит, язва)

Тема «Красивая осанка».

10 – «Своя игра».  С какого возраста начинается формирование осанки? (С первых дней жизни).

20 – Что ещё способствует укреплению стопы, кроме ходьбы на цыпочках и катания стопами круглых предметов? (Ходьба босиком).

30 – Спать в такой позе на боку  не рекомендуется. (Свернувшись калачиком).

40 – Какой должна быть спинка стула для детей? (Жёсткой, прямой или вогнутой формы).

50 – «Вопрос –аукцион».  Как определить высоту  сиденья стульчика для ребёнка? (Высота сиденья должна равняться длине голени).

Тема «Здоровые зубы».

10 – «Вопрос – аукцион». Сколько времени нужно чистить зубы? (2-3 мин).

20 – Сколько раз в год нужно посещать стоматологию? (2 раза).

30 – Какое количество зубной пасты нужно наносить на щётку. (С горошину).

40 – В нашей стране от этого заболевания страдает почти 100% населения? (Кариес)

50 – «Счастливый случай». Продолжи пословицу «Око за око, …». (зуб за зуб).

Тема «No smoking». 

20 – Что такое «пассивное курение»? (Пребывание в накуренном помещении).

40 – Почему курильщику, чем некурящему,  труднее выучить стихотворение. (У курильщика ухудшается память).

60 – Что происходит с зубами человека при курении? (Зубы желтеют).

80 – «Своя игра». Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила  Всемирный День без табака

Назовите дату. (31 мая).

100 – «Вопрос – аукцион». Какая страна  является родиной табака? (Южная Америка).

Тема «Alko. STOP»

20 – Какое воздействие на зрение подростка оказывает алкоголь? (Снижение, потеря зрения).

40 – «Кот в мешке». Эти клетки являются самыми чувствительными к вредному воздействию алкоголя . (Нервные клетки головного мозга).

60 – «Вопрос – аукцион». В 1220 году Китайский император Ву Вонг  издал Закон о пьянстве. Какое наказание  было предусмотрено данным Законом? (Смертельная казнь).

80 - Алкоголь является  наркотическим веществом! Объясните,

почему это высказывание верно? (Алкоголь вызывает физическую и психическую зависимость).

100 – Какому из русских поэтов принадлежат слова:
«Человек пьющий ни на что не годен»
  (А.С.Пушкину)

Тема «Берегите сердце»

20 – Какую пользу для сердца приносят физические упражнения? (Укрепляется сердечная мышца).

40 – После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут? (После каждой выкуренной сигареты).

60 – «Своя игра». Эти две вредные привычки негативно сказываются на работе сердца. (Курение и употребление алкоголя).

80 – Какую первую помощь надо оказать при венозном кровотечении? (Наложить давящую повязку).

100 – «Кот в мешке». С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины или помидоров. Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы, картошку или булку с маслом. А на десерт — зелень, огурцы или плоды киви. По определению из этой диеты выпадают сахар и соль, а также черная икра и баклажаны. Если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название. ("Светофор").

Тема «Наркотики - это тупик!»

20 –  Почему опасно даже разовое употребление наркотиков? (Возникает сильная психологическая зависимость и потребность организма к наркотикам).

40 – Какое воздействие оказывают наркотики на здоровье? (Нарушение деятельности всех органов и систем человеческого организма, деградация личности).

60 – Использование наркоманами нестерильных шприцов способствует распространению этого неизлечимого заболевания. (СПИД).

80 – Каковы социальные последствия наркомании? ( Разрушение семьи, рост преступности).

100 – Как влияет употребление наркотиков на потомство? (У родителей – наркоманов дети рождаются с различными умственными и физическими отклонениями, а в последствии отстают в умственном и физическом развитии от своих сверстников).

Тема «Здоровье человека»

20 – Продолжите древнее изречение: «В здоровом теле…» (Здоровый дух).

40 – «Счастливый случай». Медики утверждают, что будущее именно за такой медициной (Профилактической).

60 – В настоящее время в этой науке идёт особенно быстрое накопление знаний. (Биология).

80 «Своя игра». Эта наука возникла в связи с полётами человека в космос. (Космическая физиология).

100 «Кот в мешке». Всемирный день здоровья считается… (7 апреля).

Заключение:

Жюри подводит итоги викторины.

(Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру со зрителями и командами)

Русские люди испокон веку были здоровыми, крепкими, - это помогало им переносить все невзгоды и трудности. К тому же они всегда были сильными. Для кого-то сильные люди – это те, которые открыли гармонию в себе, для кого-то – честные и благородные люди, способные прийти на помощь другим. В русском языке много пословиц о здоровье. Давайте с вами попробуем их вспомнить.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь.

Живи с разумом, так и лекарок не надо.

Если хочешь быть здоров – закаляйся.

Болен лечись, а здоров – берегись.

Проходит награждение команд победителей.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиал

Разработка внеклассного мероприятия

Интеллектуальная игра

Тема: «Защитим природу»

для обучающихся 1 -2 курса

ДУД: «Экология»

Разработала: Балданова Д.Б.

Преподаватель специальных дисциплин

С.Кижинга

2023

Ход мероприятия:

Интеллектуальная игра – викторина «Своя игра» по теме «Защитим природу».

Цель: повторить и обобщить основные понятия, термины, законы экологии в игровой форме дать обучающимся возможность показать свои знания по экологии, узнать новые интересные факты про окружающую среду. 

Задачи:

-привлечь внимание обучающиеся к изучению природы, к проблемам сохранения окружающей среды;

-формировать представление о взаимодействии человека и природы;

-учить объединять знания и умения, проявлять творческие способности;

-развивать у обучающихся экологическую культуру и культуру общения;

-воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять и беречь.

Форма проведения: игра – викторина «Своя игра».

Участники: Обучающиеся 1-2курса

 Оборудование: компьютер, экран, презентация,

Подготовительный этап: выбор команд, названий, капитана, подготовка разработка мероприятия.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…. Здравствуйте!

Вступление. Мы закончили изучение курса экологии. Вы владеете уже достаточной суммой экологических знаний, и это поможет вам сегодня при выполнении различных заданий. Сегодня на обобщающем уроке мы проведем игру - конкурс между командами.

Тема нашего занятия “Защитим природу”. Сегодня мы побеседуем об охране природы, об очень важной науке экологии.

Ребята, что такое природа?

Обучающиеся12 гр. Воздух, вода, почва, растения, животные, человек – всё это природа.

 Как вы понимаете слово “защитник”?

Обучающиеся12 гр Защитник – это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь.

Есть такая наука экология, которая учит людей защищать природу, бережно относиться к окружающему миру.

 Часто мы не задумываемся о тех богатствах, которые дала нам природа. Стремясь к более комфортной жизни, мы осваиваем целинные земли, вырубаем леса, проникаем всё глубже в недра Земли, тем самым наносим огромный ущерб природе. Вследствие этого высыхают реки, исчезают редкие виды растений, птиц и животных. Увеличивается и количество экологических проблем на земле. Где искать решения? Как помочь сохранить территории, природные богатства, уникальный животный и растительный мир?

Мы сегодня поговорим об этом.

Описание игры.

В игре участвуют 2 команды. Команды по очереди выбирают тему и количество баллов. На обдумывание вопроса команде даётся одна минута. В том случае, если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде. Игра идет до последнего вопроса.

Переход к выбранному вопросу и обратно к таблице осуществляется по гиперссылкам. Правильный ответ появляется по щелчку мыши.

После того как закончится игра, жюри подсчитает ваши баллы и мы узнаем какая команда оказалась сильнее. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Приветствие команд.

Команды заранее готовят название, домашнее задание

 Конкурс оценивается до 10 баллов.

 Начинаем . «Своя игра»

Команда, первая разгадавшая загадку начинает игру.

«Экологическая разминка» 

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём грустит, никому не говорит.

Ответ (Ива)

Никто не пугает, а вся дрожит.

Ответ (Осина)

У кого одна нога,

Да и та без сапога.

Ответ (Гриб)

Домашнее задание.

Команды представляют своё домашнее задание.

Каждой команде выдаются карточки с изображением вымерших животных. Узнать

Команда  Пессимисты  капитан                

Задание № 1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).  (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).10б

Задание № 3: Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды (можно в стихах). Ваш вариант 10б

1. Кто ввел понятие экосистема? (А. Тенсли) 2б Термин «экосистема» впервые был предложен английским экологом А. Тенсли в 1935 г. Экосистемы считаются основными структурными единицами природы на Земле.

Экосистема — биологическая система, состоящая из живых организмов и среды их обитания, связанных совокупностью связей, осуществляющих обмен веществом и энергией между ними.

2. Кто ввел понятие биогеоценоз? (В.Н. Сукачев) 2б Автор термина «биогеоценоз» — академик В. Н. Сукачев.

В биогеоценозе В. Н. Сукачев выделял два блока: экотоп (совокупность условий абиотической среды) и

биоценоз (совокупность всех живых организмов).

В соответствии с определениями, между понятиями «экосистема» и «биогеоценоз» нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина «экосистема».

Экосистема — основная функциональная единица в экологии.

3. Кто предложил термин «экология»? (Геккель) 2б Термин "экология" в 1866 году был введен немецким биологом Э. Г. Геккелем. В своей книге "Общая морфология организмов" он отметил экологию как науку, изучающую взаимоотношения живых и неживых организмов природы. Немного позже, в 1895 году, американский зоолог С. А. Форбс определил экологию как науку, изучающую отношения животных и растений к другим живым организмам и их окружению.

2 Команда Оптимисты капитан

Задание № 2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз). (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком). 10б

Задание № 4: Сформулируйте три, на ваш взгляд, самых важных аргумента в защиту Природы. Чем вы сами можете помочь Природе? Ваши варианты 10б

Кто создал учение о биосфере? (В.Н. Вернадский) 2б Целостное учение о биосфере создал советский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле.

Кто ввел понятие ноосфера? (В. Н. Вернадский) 2б Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»).

Ему принадлежит закон толерантности (Шелфорд) 2б

Виктор Эрнест Шелфорд (22 сентября 1877 – 27 декабря 1968) - американский зоолог и специалист по экологии животных, который помог выделить экологию в отдельную область исследований. Он был первым президентом Американского экологического общества в 1915 году и помог основать организацию по охране природы в 1940-х год Виктор Эрнест Шелфорд сформулировал закон толерантности в 1913 году. Закон толерантности (лат. tolerantia – терпение): «Каждый организм характеризуется экологическим минимумом и экологическим максимумом интенсивности каждого фактора внешней среды, в пределах которых возможна жизнедеятельность». Диапазон экологического фактора между минимумом и максимумом называется диапазоном или областью толерантности.

Что произойдет если:

Каждая команда получает вопрос. Ответы устные.

- Если в лесу вырубить все кустарники, убрать поваленные деревья, то птицам негде будет выводить потомство. Значит, в скором времени они улетят в другие места. Увеличится количество насекомых. Они будут причинят вред деревьям. Через какое-то время лес может погибнуть.

  • зарегулировать стоки рек водохранилищами Есть два типа водохранилищ: речные и озёрные. Водохранилища помогают решить проблемы наводнений, водоснабжения, энергетические проблемы, зарегулировать сток рек. Но, в то же время, они и сами создают такие проблемы, как: изменение микроклимата территорий, загрязнение рек, заболачивание и затопление земель.
  • в водоемы будут стекать минеральные удобрения Попадание минеральных удобрений в водоём вызывает бурный рост водной растительности с понижением содержания растворённого в воде воздуха, что приводит к нарушению экосистемы на этом участке природы. Попадание минеральных удобрений в воду может не только нанести вред окружающей среде, но особенно опасно для грунтовых и поверхностных вод, поскольку может привести как в повреждению, так и к бурному росту растительности.
  • собирать и сжигать листву в населенных пунктах осенью … Сжигание листвы осенью запрещено на законодательном уровне, так как этот процесс наносит серьезный вред для здоровья человека. Во время горения листья выделяют угарный газ, диоксид азота и бензапирен. Последнее вещество относится к первому классу токсичности, научно доказано, что именно оно способствует развитию рака в человеческом организме. (5 баллов)

Своя - игра

Категория 1 «Определения»

20 баллов. Часть биологии, изучающая отношение организмов между собой и окружающей средой.

Ответ: Экология

Природа - это солнце, звезды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы. Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.

40 баллов. Нижняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами.

Ответ: Биосфера

Биосфера характеризуется разнообразием природных условий, зависящих от широты и рельефа местности, от сезонных изменений климата. Но основная причина этого разнообразия — деятельность самих живых организмов.

Между организмами и окружающей их неживой природой происходит непрерывный обмен веществ, и поэтому разные участки суши и моря отличаются друг от друга по физическим и химическим показателям.

Учёные считают, что на Земле обитает от 2 до 5 млн видов живых организмов; каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определённым образом распределённых в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создаёт удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле.

60 баллов. Тесное сожительство организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.

Ответ: Симбиоз

Просмотр видео «Симбиоз – сотрудничество биологических видов» (Приложение 1)

80 баллов. Свойство атмосферы пропускать солнечную радиацию, но задерживать земное излучение, способствуя аккумуляции тепла нашей планеты.

Ответ: Парниковый эффект

Просмотр видео «Парниковый эффект» (Приложение 2)

Категория 2 «В мире животных»

20 баллов. Отгадайте ребус

t1605034400aa.jpg

Ответ: Выдра

Выдра - плотоядное млекопитающее в ветви семейства ласок, называемой куньи.

Логово выдры называют «лохом» или «кушеткой».

Выдры - очень активные охотники, проводящие много часов в день, преследуя добычу в воде или прочесывая реки и морское дно. Они в основном едят рыбу, но также лягушек, раков и крабов, некоторые виды несут камни, чтобы помочь разбить открытых моллюсков.

40 баллов. Это самое крупное животное на планете. Его длина доходит до 33 метров, а масса — до 190 тонн.

Ответ: Синий кит

Самка синего кита всегда больше самца. На языке синего кита, который весит до 4 тонн, может уместиться около 50 человек. Почему киты поют? Точно не известно. Учёные предполагают, что песни китов – это своеобразная перекличка или сигналы опасности. Новорожденный синий кит весит около 2 тонн и выпивает за сутки 90-200 литров материнского молока. Детёныш синего кита находится с матерью около трёх лет.

60 баллов. Какое животное изображено на эмблеме Всемирного фонда защиты дикой природы?

Ответ: Панда

Всемирный фонд дикой природы (WWF) — одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, работающая более чем в 100 странах. Главные цели — сохранение биологического разнообразия Земли и уменьшение экологического следа.

Еще в 1961 году, в год основания WWF, в лондонский зоопарк привезли из Китая большую панду Чи-Чи, где ее увидел и нарисовал Питер Скотт, один из основателей фонда. Симпатичный медвежонок, находящийся под угрозой исчезновения, стал эмблемой Всемирного фонда дикой природы и одним из самых узнаваемых логотипов в мире. С тех пор логотип «панда» является символом сохранения биоразнообразия на нашей планете.

80 баллов. Какое животное едва не стало причиной экологического бедствия в Австралии?

Ответ: Кролик

Кролики в Австралии — серьёзные вредители и агрессивный вид. Они были привезены в Австралию на кораблях Первого флота и широко распространились после запуска в природную среду в 1859 году. Кролики наносят ущерб сельскохозяйственным культурам на миллионы долларов.

Категория 3 «Удивительные растения»

20 баллов.

«Продолжи фразу».

Наука, которая изучает растения, называется….

Ответ: Ботаника

Ботаника охватывает широкий круг проблем: закономерности внешнего и внутреннего строения растений, их систематику, развитие в течение геологического времени и родственные связи, особенности прошлого и современного распространения по земной поверхности, взаимоотношения со средой, сложение растительного покрова, возможности и пути хозяйственного использования растений.

40 баллов

Отгадайте загадку.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

Ответ: Подорожник

60 баллов.

Ваша задача – прочитать названия растений и указать лишнее, объяснить свой выбор..

Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника.

Ответ: Волчье лыко. Шиповник, зверобой, земляника - это лекарственные растения, а волчье лыко - ядовитое.

80 баллов.

«Узнай дерево по описанию»

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.

Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.

С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.

В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Ответ: Липа

Категория 4 «По страницам Красной книги»

20 баллов. Почему Красная Книга природы называется «красная»?

Ответ: Красный-цвет опасности.

Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть.

В 1949 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, ботаники, экологи составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение. Первое издание Международной Красной книги вышло в 1963 году, последнее 1978 – 1980 году (постоянно обновляется).

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Серые: На серых страницах находятся сведения о мало изученных и редких видах.

Хранится Красная книга в Швейцарском городе – Морже.

Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. В их числе Австралия, Германия, Россия, США, Швеция, Эстония, Япония.Бурятия.

40 баллов. Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня жёлтые щёки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.

Ответ: Мандаринка

60 баллов. Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия – лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утёсах и склонах северных островов.

Ответ: Белая чайка.

80 баллов. Название этого растения в переводе с китайского означает «корень жизни». Большую ценность составляет для медицины. Цены – очень высоки. Медицинские препараты на основе этого растения укрепляют защитные свойства организма, улучшают зрение и др.

Ответ: Женьшень.

«О Красной книге…»

Тысячи животных сегодня в книге Красной…

Зверей когда-то было много, земля была прекрасной.

Они же ведь цветы земли, как будто бы зимой снежинки!

Как жаль, что многих мы уж видим только на картинке.

Без растений пустеют все поля.

Теперь уж не цветная, а черно-белая становится земля.

А ведь это люди сделали землю такой,

Без зверей, без растений своею тяжелой рукой.

Только люди, только мы всё исправить можем.

Категория 5 «Пластиковый бум»

20 баллов. Что такое макулатура?

Ответ: Макулату́ра (нем. Makulatur, от лат. Maculo — пачкаю) — отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья.

40 баллов.

Экологическая задача.

Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. в школе вас предстоит учиться 7 лет.

Если вы каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

Ответ: 9 лет

60 баллов.

Докажите, что лучше:

Стеклянная тара или пластиковая?

Ответ: Стеклянная тара лучше, так как она используется многократно. Пластик трудно перерабатывать вторично, при производстве пластика затрачиваются ресурсы, энергия, загрязняется окружающая среда.

80 баллов. Какие способы сокращения количества твердых бытовых отходов вы можете предложить?

Ответ:

1. Запрещение использования токсичных веществ (например, бензин с добавлением свинца).

2.Производить товары длительного пользования.

3.Сбор и изоляция токсичных материалов.

4.Сокращение количества отходов, сбор и переработка мусора.

(Возможны другие варианты ответа)

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы — долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. Ведь природа – надежный наш друг.

Подведение итогов.

Предоставляется слово жюри для объявления результатов.

Подводится итог игры.

Список литературы

1.Заикина Е.А. Зеленый календарь планеты. Методические рекомендации для классных руководителей 5-7 классов// Журнал «Классный руководитель» №7, 2012 год

2.Экология родного края/ Под ред. Т.Я. Ашихминой.-Киров.: Вятка,1996

Интернет-ресурсы

http://dou459.forchel.ru/tsv-gorod/693-ekologiya-detyam.html#

https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/osnovy-ekologii

https://poznavaika.in/fakty/pro-zhivotnykh/133-interesnye-fakty-o-vydre-dlya-detej

http://cdb-seversk.tom.muzkult.ru/CHudo_yudo

https://www.westwing.ru/zhurnal/obraz-zhizni/wwf-symbols/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кролики_в_Австралии

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ботаника#

https://multiurok.ru/files/poznavatiel-naia-ighra-viktorina-eti-udivitiel-nyi.html

https://infourok.ru/igraviktorina-po-stranicam-krasnoy-knigi-2368096.html

https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/12/ekologicheskaya_igra-viktorina_po_stranitsam_krasnoy_knigi.doc

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/06/12/stihotvorenie-na-temu-spasyom-i-sohranim-redkih

http://bibliomenedzer.blogspot.com/2013/02/blog-post_5.html

Домашнее задание.

Команды представляют своё домашнее задание.

Каждой команде выдаются карточки с изображением вымерших животных. Узнать

1 Команда  Пессимисты  капитан                

Задание № 1: Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).  (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).10б

Задание № 3: Составьте письмо-протест против повсеместного загрязнения окружающей среды (можно в стихах). Ваш вариант 10б

1. Кто ввел понятие экосистема? (А. Тенсли) 2б Термин «экосистема» впервые был предложен английским экологом А. Тенсли в 1935 г. Экосистемы считаются основными структурными единицами природы на Земле.

Экосистема — биологическая система, состоящая из живых организмов и среды их обитания, связанных совокупностью связей, осуществляющих обмен веществом и энергией между ними.

2. Кто ввел понятие биогеоценоз? (В.Н. Сукачев) 2б Автор термина «биогеоценоз» — академик В. Н. Сукачев.

В биогеоценозе В. Н. Сукачев выделял два блока: экотоп (совокупность условий абиотической среды) и

биоценоз (совокупность всех живых организмов).

В соответствии с определениями, между понятиями «экосистема» и «биогеоценоз» нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина «экосистема».

Экосистема — основная функциональная единица в экологии.

3. Кто предложил термин «экология»? (Геккель) 2б Термин "экология" в 1866 году был введен немецким биологом Э. Г. Геккелем. В своей книге "Общая морфология организмов" он отметил экологию как науку, изучающую взаимоотношения живых и неживых организмов природы. Немного позже, в 1895 году, американский зоолог С. А. Форбс определил экологию как науку, изучающую отношения животных и растений к другим живым организмам и их окружению.

2 Команда Оптимисты   капитан                      

Задание № 2: Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз). (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком). 10б

Задание № 4: Сформулируйте три, на ваш взгляд, самых важных аргумента в защиту Природы. Чем вы сами можете помочь Природе? Ваши варианты 10б

Кто создал учение о биосфере? (В.Н. Вернадский) 2б Целостное учение о биосфере создал советский биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле.

Кто ввел понятие ноосфера? (В. Н. Вернадский) 2б Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»).

Ему принадлежит закон толерантности (Шелфорд) 2б

Виктор Эрнест Шелфорд (22 сентября 1877 – 27 декабря 1968) - американский зоолог и специалист по экологии животных, который помог выделить экологию в отдельную область исследований. Он был первым президентом Американского экологического общества в 1915 году и помог основать организацию по охране природы в 1940-х год Виктор Эрнест Шелфорд сформулировал закон толерантности в 1913 году. Закон толерантности (лат. tolerantia – терпение): «Каждый организм характеризуется экологическим минимумом и экологическим максимумом интенсивности каждого фактора внешней среды, в пределах которых возможна жизнедеятельность». Диапазон экологического фактора между минимумом и максимумом называется диапазоном или областью толерантности.

Что произойдет если:

Каждая команда получает свою карточку и продолжает изречение. Ответы устные.

  • в лесу вырубить все кусты Если в лесу вырубить все кустарники, убрать поваленные деревья, то птицам негде будет выводить потомство. Значит, в скором времени они улетят в другие места. Увеличится количество насекомых. Они будут причинят вред деревьям. Через какое-то время лес может погибнуть.
  • зарегулировать стоки рек водохранилищами Есть два типа водохранилищ: речные и озёрные. Водохранилища помогают решить проблемы наводнений, водоснабжения, энергетические проблемы, зарегулировать сток рек. Но, в то же время, они и сами создают такие проблемы, как: изменение микроклимата территорий, загрязнение рек, заболачивание и затопление земель.
  • в водоемы будут стекать минеральные удобрения Попадание минеральных удобрений в водоём вызывает бурный рост водной растительности с понижением содержания растворённого в воде воздуха, что приводит к нарушению экосистемы на этом участке природы. Попадание минеральных удобрений в воду может не только нанести вред окружающей среде, но особенно опасно для грунтовых и поверхностных вод, поскольку может привести как в повреждению, так и к бурному росту растительности.
  • собирать и сжигать листву в населенных пунктах осенью … Сжигание листвы осенью запрещено на законодательном уровне, так как этот процесс наносит серьезный вред для здоровья человека. Во время горения листья выделяют угарный газ, диоксид азота и бензапирен. Последнее вещество относится к первому классу токсичности, научно доказано, что именно оно способствует развитию рака в человеческом организме. (5 баллов)

 



Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиал

Устный журнал «Колокола памяти – Афганистан»

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященный 28-летию вывода советских войск из Афганистана

Разработала:

Балданова Дулма Б.

с. Кижинга, 2020

Введение

Актуальность мероприятия: воспитание патриотов, высоконравственных граждан – одна из основных задач воспитанияобучающихся на конкретных примерах и фактах, который неизменно даёт положительные результаты; важно показать будущим воинам, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина.

Цель:

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России

Задачи:

- воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования

- формирование у обучающихся готовности к вооружённой защите Родины;

- формирование чувства ответственности за будущее свое страны;

- развитие кругозора обучающихся.

Форма проведения мероприятия: устный журнал

Оборудование: презентация, фонограммы песен об Афгане, экран, проектор.

Ход мероприятия:

Кто виноват, что так и нет ответа,

Зачем была та странная война…

Вступление

Звучит звон колокола.

Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить тех людей, которых мы называем настоящими мужчинами, с которых нынешние мальчишки могут брать пример. Обратите внимание на название нашего устного журнала, с которым мы сегодня познакомимся.Раньше колокола, находящиеся в звонницах церквей не только возвещали о праздниках, звали на молитву, они возвещали о радости и горе, они собирали людей на площади. Наш устный журнал называется “Колокола памяти - Афганистан”, потому что мы должны не забывать о тех, о ком сегодня пойдёт речь. Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала и будем говорить о тех парнях, которые прошли сквозь пекло афганской войны, которую когда-то цинично называли “вооружённым конфликтом”.

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне. Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость и благородство.

Мы не имеем право, забывать войну в Афганистане. На ней оборвались жизни тысячи сыновей, которых не дождались матери. Не забудут эту войну те, кто там воевал, те, кто лицом к лицу столкнулся со смертью.

Презентация «Летопись войны»

Исламская Республика Афганистан - государство в юго-западной части Центральной Азии

В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Эта политика не встретила поддержки со стороны населения. В ответ на репрессии афганцы взялись за оружие. Сопротивление коммунистам возглавили исламисты. Партизанам, которых называли борцами за веру, моджахедами или душманами, помогали США и Пакистан. Афганские власти обратились к СССР, с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого сопротивления путём ввода советских войск на территорию Афганистана.14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму. Во главе государства встал по-американски настроенный Амин. После захвата власти Амином, НАТО принимает решение разместить в Европе американские ракетные системы и использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР.

12 декабря 1979 года советским правительством, во главе с Л.И.Брежневым, было решено ввести Ограниченный контингент наших войск с целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с БабракомКармалем.

Маршал Советского Союза Д.Устинов отдал приказ о вводе ограниченного контингента советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан.Верховный Совет СССР - высший законодательный орган, имеющий право решать вопросы войны и мира - не обсуждал афганский вопрос. Окончательное решение о вводе войск было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 (бывший заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС К.Н. Брутенц указывает, что “не было никакого заседания Политбюро, не было и правомочного его решения: меньшинство фактически узурпировало мнение всех остальных” – подписи восьми членов Политбюро появились постфактум, они практически не участвовали в обсуждении и принятии решения

25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.

В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР  «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец Амина на окраине Кабула. Вся операция «Шторм - 333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле. В ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Кармаль. На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Вводя Армию в Афганистан, советские руководители рассчитывали быстро «навести порядок» - и сделали неверный шаг… но тогда наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа. Это называлось выполнением интернационального долга. Так началась Афганская война… Она продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2 238 дней.

Советские войска, отправленные в Афганистан в составе ограниченного контингента, в своем большинстве составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Наши войска выполняли следующие задачи: охраняли автодороги, электростанции, обеспечивали функционирование аэродромов; содействовали укреплению органов власти; проводили колонны с грузами; совместно с афганскими частями вели боевые действия против отрядов душманов; вели борьбу с караванами, доставляющими оружие и боеприпасы из Пакистана и Ирана. Всего за годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях.

На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли свой воинский долг наши соотечественники. Они попадали в засады и заживо горели в БТРах, глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, это они, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, это они, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей. …

Советско-афганскую войну называют «спрятанной» войной. Особенность её в том, что её официально не было. Просто в одну страну, по просьбе её правительства вошли войска другой страны для оказания ей «интернациональной помощи». Нигде (ни в одном официальном документе) не указаны истинные цели и задачи вводимых на территорию войск (указания политического руководства доводились Д.Ф. Устиновым до подчинённых устно).

Не было войны, а значит, не работали и законы военного времени, не действовали международные договоры и правила её ведения, способы содержания и обращения с военнопленными, которых тоже официально не было. Советский народ находился в этот период в информационном вакууме, а информация о происходившем до сих пор собирается по крупицам.

Как объясняла советская пропаганда ввод советских войск в Афганистан? Целью введения советских войск в Афганистан было названо «оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу в борьбе с контрреволюцией, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств». На упоминание же об участии советского военного контингента в боевых действиях было наложено табу. В период войны в репортажах из Афганистана советским людям рассказывалось о том, как наши солдаты помогают афганцам рыть арыки, сажать деревья и строить дороги.

Приказ зачитывали на границе.То, чтоновобранцы будут служить в ограниченном контингенте советских войск, узнавали лишь на границе, где им зачитали приказ

До этого никто не знал, куда везут. Конечно, догадывались, но конкретно ничего не было ясно. Хотя кое-какую информацию получали об Афганистане

Война, вопреки ожиданиям советского правительства, приобрела затяжной характер. Связано это было с несколькими обстоятельствами:

-оппозиция сохранила влияние на местное селение, чему способствовали мощное влияние ислама, сильные племенные традиции, экономические связи, беззащитность населения и отсутствие тесных контактов органов власти в уездах с жителями. Советской стороной широко применялись средства пропаганды для внедрения в сознание афганцев идей социализма.

-природные условия Афганистана, как правило, тяжёлые и мало привычные для советского солдата. Место боевых действия определило и тактику воюющих сторон. Здесь не было фронтов, моджахеды после неудачных попыток открытых боевых действий стали действовать «из-за угла», война приобрела характер партизанской.

Моджахеды уклонялись от прямых столкновений с Советской Армией, используя тактику внезапного удара мелкими группами, отказ от позиционной войны, широкое использование маневра, действия в труднодоступных районах, где затруднительно или невозможно использование бронетехники. Группы и отряды имели достаточную степень автономности.

Кроме того, афганская сторона получала помощь со стороны иностранных государств, причём противостояние Советского Союза и западных стран проходило не открыто.

Что оказалось страшнее пули для солдат и офицеров советской армии в Афганистане?

Пытки, унижения, тяжёлый труд и голод, избиения за малейшую провинность, страх о том, что, не дай Бог, узнают что-то о твоих товарищах, о боевом задании, что было и будет с теми, кто попал в этот кошмар, - ПЛЕН? Это трудно выдержать морально и физически. Выдержать, не сдаться – тяжело, больно, страшно. Плен – это испытание и для бойца и для родных, получающих известие: «Пропал без вести».

Если не попал в плен или спасся от пули – это ещё не гарантия того, что выживешь, ведь в Афганистане убивала даже пыль. Заболевали солдаты и от употребления воды. Связано это было с тем, что обстановка в Афганистане характеризовалась высокой эпидемиологической инфекционной заболеваемостью, вызываемой сразу несколькими, в том числе тропическими, инфекциями. Ведущее место занимали вирусный гепатит, острые кишечные инфекции, брюшной тиф. Особенностями инфекционных заболеваний являлось тяжёлое и осложнённое течение с высокой летальностью. Одной из причин такой ситуации была чудовищная антисанитария в Афганистане.

Почти сразу же после введения советских войск начали предприниматься попытки политического решения «афганской проблемы». 14 апреля 1988 года министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через 9 месяцев.

Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый - октябрь 1986 года. Второй - 15 мая 1988 года. Третий - 15 февраля 1989 года.

К 15 февраля 1989 года полностью был завершен вывод советских войск из Афганистана, за которым осуществлялся контроль наблюдателями ООН.

Через Афганистан прошли 600 тысяч советских военнослужащих

15053 - погибли или умерли от ран;

49985 - раненных и искалеченных;

330 - пленных и пропавших без вести;

6669 – инвалиды войны

Что такое «черный тюльпан»?

Черный тюльпан - это радио позывной вертолёта или самолёта («АН-12», «АН-26», ИЛ-76»), доставлявшего на своих крыльях убитых («Груз 200») или раненых («Груз 300»).

Страница 2 «Наши земляки – участники Афганской войны»

Перевернем истории страницу,

Затихнет вьюга тех горячих дней.

Кто был в Афганистане,

пусть гордится,

Кто не бывал, об этом не жалей.

Среди советских солдат, выполняющих свой воинский долг вдали от Родины, были наши земляки –жители нашего села и жители Кижингинского района, проходившие службу в разных войсковых частях Демократической Республики Афганистан.

Это: Валерий Цыбенов, выпускник Кижингинской средней школы и Тюменского высшего военного училища связи. Кавалер ордена Красной Звезды, пропавший без вести.

Зорик Герасимович Галданов: Весной 1983 года, когда пришла пора, идти в армию, ЗорикГалданов пошел отдать долг Родине.

В наше время, - говорит он, - мы даже не думали «косить» от армии. Наоборот, стремились попасть туда. И вместе с земляками со всей Бурятии он попал в учебку в Воронежскую область,  им предстояло служить водителем тяжелых машин «Ураган».

- Нас прибыло из Бурятии сто человек, 10 не прошли медкомиссию. Оставшиеся 90 призывников из Бурятии осваивали полгода боевую технику. Хотя по большому счету она была не такая уж и сложная, - говорит Зорик Герасимович. - И спустя полгода нас отправили в Ташкент, потом - в Чирчик и Термез, и только затем попали в Афганистан.

Всего за полгода Зорик Галданов совершил четыре крупных рейса. Последний стал для него роковой. - Это был обычный рейс, - вспоминает он, - моя машина была ведущей в колонне, а в ней 90 машин, в каждой люди. И уже когда мы подъезжали к Кандагару, из «зеленки» раздались выстрелы.

Как потом выяснится, колонна попала в засаду американских наемников. Первым же выстрелом Зорик Галданов был тяжело ранен. Пуля из снайперской винтовки попала в бок, «прошила» его насквозь. Замысел наемников был понятен. Остановить ведущую машину, после чего можно было хладнокровно расстрелять всю колону. Но несмотря на большую потерю крови, Галданов сумел вывести колонну, подсказывая в качестве штурмана офицеру, сменившего его за рулем. «Я знал, что за моей спиной десятки человек, которые могут погибнуть, поэтому необходимо было любой ценой выйти из засады. О ранении тогда даже не думал».

За этот подвиг Зорик Галданов был представлен к медали «За отвагу». Эта медаль по праву считается высшей в наградной системе СССР. Полгода в госпитале и домой. В Кандагаре Зорика Галданова забрала вертушка, которая доставила его в Ташкент, далее в Ленинград, где он проходил лечение в окружном военном клиническом госпитале. Через полгода его комиссовали. Из госпиталя написал письмо родным, которые только-только узнали, что он проходил службу в Афганистане.

Жаргал Дамдинович Мункуев. Его призвали в армию 20-го апреля 1986 года из Сулхары. Полгода он проходил учебку в Самарканде, что в Узбекистане. Учился на связиста, по окончании учебы стал механиком тропосферной станции, он обслуживал станцию.

Осенью новобранцев перебросили в столицу Афганистана – Кабул, они там пробыли всего полмесяца. Столица ничем не удивляла паренька из таежной Бурятии. Разве что глиняными домами в кишлаках. А в центре столицы, в основном, были кирпичные здания. По его мнению, афганцы жили очень бедно.

Через некоторое время их, связистов направили из Кабула на север страны, в приграничный город Кундуз. Там располагался большой гарнизон, с несколькими солдатами он обслуживал точку.

Однажды ЖаргалДамдинович случайно встретился с земляком, который служил недалеко от их точки. Один спрашивает от другого: - Ты откуда? А другой отвечает: - Из Бурятии. - Откуда из Бурятии? - Из Могсохона. - А ты сам откуда? - А я из Сулхары! А этим земляком был трагически погибший в 1987 году Э.Ж. Доржиев, который служил в соседней части.

Отслужив полтора года рядовым механиком, Ж.Д. Мункуев возвращается на Родину.

У нас, в районе много лет возглавлял ветеранскую организацию воинов Афганистана, учитель Ульзытуйской средней школы Шагдар Пунцыкович Доржиев. Он рядовым стрелком проходил службу в Афганистане, в начале 1980-ых годов.

Один из ветеранов афганской войны Булат Дамбаевич Нимаев из Усть-Орота, удостоенный медалей «За боевые заслуги», «За отличие в воинской службе» 2-й степени.

Выпускник Кижингинской СОШ им. Х. Намсараева Баир Будаевич Ангархаев является участником войны в Афганистане. Его воинское звание – подполковник запаса, он был награжден орденами «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, Красной Звезды.

Рядовой, командир автомобильного отделения Андрей Георгиевич Самсонов выполнял воинский долг в ДРА.

Ты мне снишься ночами, Афган,

Хоть прошло долгих двадцать семь лет…

Я давно не пацан,

Только твой не истерся след.

След от пота, что ест глаза,

След от пули, когда стрельба,

След, когда по щеке — слеза,

След, что люди зовут Судьба.

Злость прошла на своих врагов,

Притупилась боль старых ран…

Не успел я отдать долгов,

Только помню тебя, Афган.

15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и ….на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата. Наш народ ждал этого дня целых девять лет. И вот 15 февраля 1989 года стал днем- символом, днем Памяти.

Война сломала жизнь многим молодым ребятам. Несмотря ни на что, они честно исполняли свой гражданский долг, оставались верными присяге до конца.

Мы, повстречавшись на родной земле,

Уйдя в круговорот воспоминаний,

Помянем не вернувшихся парней

Единственной минутою молчанья.

Объявляется минута молчания в память о погибшихвоинах.

Анализ мероприятия «Колокола памяти – Афганистан»

Данное мероприятие приурочено к 15 февраля «Дню вывода войск из Афганистана». Содержание всего мероприятия соответствовало поставленным целям. Мероприятие в целом проходило в спокойной, доброжелательной обстановке. Обучающиеся с интересом смотрели презентацию, вспоминали своих знакомых воинов-афганцев, в частности Галданова З.Г. Батомункуев Б., обучающийся 31 гр. дополнял рассказ о нем, вспоминал что он отслужил всего полгода и был ранен. Для студентов были созданы условия для самостоятельных рассуждений на тему об исполнении своего гражданского долга, были предложены задания для формирования мотивации к служению Родине.Тревогу вызвало то, не смотря на проведённую предварительную работу по агитации посещения этого мероприятия, присутствовали не все обучающиеся. Хотя все присутствующие заинтересованно и внимательно слушали лекторий, ответы других обучающихся, изучали слайды.

Считаю, что результативность мероприятия положительна, так как обучающиеся познакомились с историей афганской войны, особенности данной войны, вспоминали кинофильмы. Цель мероприятия по способствованию формирования патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

Внеклассная работа

В данных материалах отражены классные часы, буклеты и другое...