ЗДОРВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА
статья

Русаленко Ольга Николаевна

Целью внедрения и применения здоровьесберегающих технологий в образовании является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью нации во всех видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_rusalenko_o.n.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Русаленко О.Н.

ОГАПОУ «НОК»,

г.Новый Оскол,

rusalenko_on@noskolagrokol.ru

        Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию, и дающий точный прогноз на будущее.

        Целью внедрения и применения здоровьесберегающих технологий в образовании является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью нации во всех видах деятельности.

        Работа по формированию в сознании студентов здорового образа жизни и здоровьесбережения, понимания его основ построена  в нашем колледже из пяти  блоков.

  1. Блок – ресурсное обеспечение.
  2. Блок – организация учебного процесса.
  3.  Блок – просветительско - воспитательная работа.
  4. Блок –  организация физкультурно-оздоровительной работы.
  5. Блок — профилактика,  динамическое наблюдение  за состоянием здоровья  и диагностика  уровня здоровья студентов.

         Более подробно я хочу остановится на трех последних блоках.         Работа по вооружению студентов багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни задача каждого преподавателя колледжа.

        Из трех вопросов образования – «Зачем учить?, «Чему учить?» и «Как учить?», я поняла, что самый главный последний.

        Радует то, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно преподаватель может сделать для здоровья студента гораздо больше, чем врач. Возложение на нас такой, казалось бы, несвойственной задачи – заботы о здоровье студента – определяется несколькими причинами. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за все, что происходит с детьми. Именно в стенах колледжа студенты проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье –  проявление бездушия и непрофессионализма. Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье студентов  – желательных и нежелательных – осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.         В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, не профилактикой, а лечением. Задача же любого учебного заведения – сохранить и укрепить здоровье своих студентов.

        В своей работе преподаватели нашего колледжа  особое внимание обращают на решение следующих задач:

  • организация занятия на основе принципов здоровьесбережения;
  • включение в содержание занятия  элементов оздоровительной направленности;
  • обеспечение интереса к своей дисциплине и занятиям в целом;
  • обеспечение дифференцированного подхода к студентам;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • личный пример здорового образа жизни.

        Подобная организация здоровьесбережения дает положительные результаты.

        В ходе мониторинга выявлено, что при использовании здоровьесберегающих технологий в колледже студенты стали более активными во время занятий, уверенными в себе, меньше устают в конце учебного дня. Улучшился психологический настрой и повысилась самооценка студентов.

        Анализируя данные наблюдений за 2016-2020 гг можно сказать что возросло число что студентов испытывающих чувство вдохновения на занятии на - 9,8%; уверенности в себе на занятии – 8,6%; повысилась  активность на уроках  на 7,9%; стали меньше уставать после занятия на 6.78 % больше;  довольны собой на 10,8% больше студентов.

        Благодаря работе проводимой в колледже по направлению здоровьесбережения увеличился объем восприятия информации студентами на занятии  на 11%, сотрудничество и дружелюбие на 6%, эмоциональный комфорт – 9,1%, использование ИКТ и ТСО увеличилось на 12%, использование новых педагогических технологий на 13,2%, применение профилактических приемов здоровьесбережения на 10,5%, предметно-эстетическая среда на занятии улучшилась на 12,3%.

        Большинство проблем здоровья студентов создается и решается в ходе ежедневной практической работы преподавателей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому преподавателю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студентов.

        В колледже подготовлена программа по привитию здорового образа жизни. Студенты, авторы программы вошли в состав молодежного правительства области.

        В настоящее время осуществляется реализация данной программы в колледже. Это не однодневный проект, здесь требуется системный, творческий подход.

        Большое количество студентов привлечено к участию в общественной жизни колледжа, что говорит об их заинтересованности и стремлении к всестороннему развитию. Например, 36 % студентов колледжа занимаются в военно-патриотических клубах «Гранит», «Боец», «Славяне», где ребята проходят подготовку к службе в армии, 74 % студентов охвачены работой различных кружков и секций, из них:

  • 12% студентов занимаются в танцевальных кружках колледжа и районного дома культуры;
  • 10% занимаются в музыкальных студиях колледжа и РДК;
  • 52% посещают спортивный клуб «Оскол» и физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК).

        В колледже проводятся соревнования по игровым видам спорта.        Существуют традиционные конкурсы и состязания для определения сильнейшего. Занятия по физической культуре проводятся до глубокой осени на свежем воздухе, что способствует закаливанию, укреплению организма студента.

        Организуются однодневные  туристические походы  – «Дни здоровья», которые проводятся на природе, мероприятия по посещению спортивных комплексов в Старом Осколе и Белгороде.

        У нас в колледже в течение ряда лет проводится мониторинг подверженности студентов вредным привычкам. Например, в октябре 2019 года было проведено тестирование, в результате которого выяснилось:

  • Курит 50,96% студентов колледжа.
  • Употребляет спиртные напитки 38,12% студентов.

        Промежуточное тестирование проведено в мае 2019 года, показало снижение количества курящих и употребляющих спиртное студентов. В октябре 2019 года итоговое тестирование показало, что:

  • доля курящих студентов уменьшилась на 2,85%
  • употребляющих легкие спиртные напитки, на 3,03

        На вопрос о  принятии наркотиков студенты ответили отрицательно, однако, среди знакомых студентов есть те, кто «любит дурь».                                                                                

              Целенаправленная реализация программы по привитию здорового образа жизни дает неплохие результаты. Как видно из приведенных данных число курящих и употребляющих спиртное студентов имеет тенденцию к снижению. Радует и то, что не выявлено студентов принимающих наркотические средства.

        В октябре 2020 года проводилось анкетирование с целью определения индивидуального стиля жизни студентов и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни. 78,64% студентов колледжа соответствуют высокому уровню, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью,        20% студентов соответствуют среднему уровню, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни  и недостаточная сформированность других.

        Ожидаемые результаты от реализации программы здоровьесбережения:

  • формирование представления о здоровом образе жизни, устойчивого отрицательного отношения к негативным явлениям и потребности вести здоровый образ жизни;
  • развитие потребностей в разнообразной двигательной активности, стремление сознательно совершенствоваться в области физической культуры и спорта;
  • формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;
  • расширение кругозора студентов, формирование интересов, увлечений, занятий, ориентированных на развитие нравственных ценностей;
  • развитие уверенности в себе, самостоятельности, инициативности;
  • развитие и укрепление отношений взаимопомощи, сотрудничества в колледже.

        Здоровьесбережение и привитие навыков здорового  образа жизни предполагают консолидацию всех усилий педагогов, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы здорового образа жизни студентов»

Неправильно организованный труд студентов может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.Человек, умеющий со студенческой поры правильно организовы...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Выступление на родительском собрании : «Формирование здорового образа жизни студентов»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность ус...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...

Основы здорового образа жизни студента

Многими поколениями выработана аксиома: только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высо­кой умственной и физической работоспособностью способен зан...

Основы формирования личного стиля здорового образа жизни студентов профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ «Московского колледжа управлtybz гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» Тимофеев В.С.Научная статья на тему:«Основы формирования личного стиля з...

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"

Консультация "Здоровый образ жизни студента и его составляющие"...