Конспект учебного занятия по ПМ 01 "Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий"
план-конспект урока

Бугакова Анна Николаевна

В конспекте отображены структура проведения занятия, ход урока, вопросы для закрепления материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiologiya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

на тему:  «Этиология.  Современные представления об этиологии болезни.

Роль этиологического фактора в развитии патологического процесса»

Преподаватель: Бугакова Анна Николаевна

Образовательное учреждение: ГБПОУ «Лискинский аграрно-технологический техникум»

Дисциплина: Междисциплинарный курс МДК 01.01 Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Цель урока: изучение принципов гигиены животных, основные понятия о приемах ухода за кожей животных, значение моциона

 Задачи урока:

  • образовательная: дать представление о причинах и условиях возникновения болезней – этиологии
  • развивающая: формировать убеждение о важности знаний качественных свойств возбудителей болезней с целью правильного выбора лечебных и профилактических средств
  • воспитательная: воспитывать у студентов ответственное отношение при работе с больными животными

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководителем, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: формирование знаний, умений и навыков, систематизация и закрепление изученного материала.

Межпредметные связи:     

ПМ.02. Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных

 Планируемые образовательные результаты:        

Студенты должны знать развитие этиологического процесса и при каких условиях различные воздействия на организм становятся болезнетворными

Студенты должны уметь видеть различия в этиологических факторах разной природы и различать разнообразные болезнетворные факторы

Общее время занятия: 90 минут.

Оснащение урока: наглядные пособия (электронная презентация), раздаточный материал (задания для выполнения самостоятельной работы), проектор, ноутбук, учебные места

Рекомендации к занятию: в ходе занятия по мере объяснения материала студенты делают записи в своих конспектах, приводят собственные примеры. Сообщения студентов по предложенной тематике являются опережающим домашним заданием. Теоретическая часть урока построена на основе лекции с использованием презентации. Практическая часть занятия построена на основе индивидуальной работы и выполнения самостоятельных и коллективных практических заданий

Литература:

Основная:        

Дополнительная:

         

Структура занятия

п/п

Элементы занятия, изучаемые вопросы

Методы обучения

Планируемое

время

1.

Организационный момент

словесный

2 мин

2.

Актуализация знаний

словесный

3 мин

3.

Закрепление пройденного материала (устный опрос)

  1. Что изучает этиология?
  2. Роль этиологического фактора в развитии этиологического процесса?
  3. Характеристика патогенных раздражителей.
  4. Этиологические факторы: вызывающие, способствующие и предрасполагающие.
  5. Роль рецепции в возникновении болезней

словесный

15 мин

4.

Сообщение новых знаний:

  1. Болезнетворные факторы и механизм их действия на организм животного
  2. Действие механических факторов и понятие о травме
  3. Действие физических факторов: тепла, холода, электрического тока, лучистой энергии, атмосферного давления, радиации, ионизирующего излучения
  4. Действие химических факторов
  5. Действие биологических факторов

словесный

наглядный

50 минут

5.

Закрепление нового материала (устные вопросы)

  1. Что такое травма? Виды травм
  2. Как появляются защитно-компенсаторные функции организма?
  3. При каких условиях факторы внешней среды становятся болезнетворными?
  4. Что относится к действиям физических факторов?

словесный

13мин

6.

Подведение итогов урока

словесный

3 мин

7.

Задание на дом: конспект лекций

словесный

2 мин

8.

Рефлексия

словесный

2 мин

Ход учебного занятия

Этиология (греч. aetia – причина, logos – учение) – раздел патологии, изучающий причины и условия возникновения болезней.

      Этиология разделяется на 2 части:

  1. Общая этиология, изучающая общие закономерности возникновения болезней;
  2. Частная этиология, вскрывающая причины отдельных заболеваний.

Причиной болезни является необычный для данного организма по силе или качественным особенностям раздражитель, вызывающий присущие ему изменения в организме.

Эндогенные причины – факторы, связанные с врождённым или приобретённым неправильным развитием организма.

Экзогенные причины – факторы, воздействующие на организм из внешней среды.

  • физические (механические, термические и др. виды энергии);
  • химические (ядовитые и раздражающие вещества);
  • биологические (паразитарные организмы).

      Условия возникновения болезней:

1). способствующие (условия содержания, кормления, ухода и эксплуатации животных, географические и сезонные условия);

2).  Предрасполагающие (наследственные, конституциональные, возрастные и половые различия).

Способствующими условиями для возникновения болезни служат факторы внешней среды, нарушающие физиологическую регуляцию организма.

Географические условия: особенности климата, температурные колебания, влажность, почва, флора и фауна.

Вопросы борьбы с местными заболеваниями разрабатывает специальная наука – краевая патология.

Время года: в переходное время (весной и осенью) часто встречается заболевание лёгких и пищеварительных органов, нарушение обмена веществ, повышается восприимчивость к заразным болезням.

Предрасполагающими условиями заболеваний называют факторы внутреннего порядка, определяющие сопротивляемость организма развитию заболевания.

Конституция: она определяет физиологическую регуляцию организма при различных раздражителях – патологическую регуляцию.

Половые особенности: гинекологические заболевания самкам и самцам.

Возраст животного: у молодняка пониженная сопротивляемость к заболеваниям. У старых также снижена сопротивляемость организма.

Роль факторов внешней среды в возникновении болезней

Болезни производителей (самок и самцов), передаваемые потомству, называются наследственными.

Причиной пороков развития плода (уродств) может быть также воздействия на организм матери механических факторов, различных химических веществ, возбудителей инфекционных и инвазионных болезней.

Механические (травматические) повреждения. Они могут выражаться полным отделением частей тела, нарушением их целости, раздроблением, размозжением. При повреждении крупных вен в кровь могут всосаться пузырьки воздуха (воздушная эмболия) или кусочки раздробленных тканей (тканевая эмболия).

Термическими факторами называют воздействие крайних температур за пределами выносливости животного или его тканей.

Электрический ток вызывает химические, термические и механические повреждения.

Лучистая энергия: длительное воздействие инфракрасными лучами приводит к ожогу. Недостаточность ультрафиолетового облучения снижает обменные процессы, сопротивляемость организма к внешним инфекциям, способствует возникновению рахита.

Химические вещества нередко бывают причиной общих болезней (отравлений) и местных поражений.

Кормовые отравления: причиной могут быть обычные кормовые средства, поедаемые животными в чрезмерном количестве, недоброкачественные корма.

Биологические причины: инфекционные и инвазионные

К инфекционным относят вирусы, бактерии, грибы, риккетсии (представители растительного мира).

Инвазионными возбудителями считают животных организмы от простейших одноклеточных, червей до насекомых и паукообразных паразитов.

Воздействие этих возбудителей на организм выражается отравлением продуктами их жизнедеятельности (экзотоксины) и распада (эндотоксины), которые вызывают расстройство нервной регуляции, обмена веществ, кровообращения.

 Подведение итогов и рефлексия

Закрепить знания и ответить на вопросы:

1. Сегодняшний урок мне (понравился или не понравился)

2. Мне понравилось … (назвать, что именно)

3. Пригодятся ли эти знания в вашей профессиональной деятельности?

Задание на дом: конспект лекций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: ВЕЩЕСТВА, ДЕЙСТВИУЮЩИЕ НА ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА по МДК 01.01 «Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий» Специальность 111801 Ветеринария

Презентация содержит описание лекарственных препаратов, действующим на органы пищеварения и слабительные средства для животных. Дозы, способы введения, применение....

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПМ. 01. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ

Методические рекомендации составлены в помощь студентам для подготовки и выполнения курсовой работы по ПМ. 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий по ...

Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

В учебно-методическом пособии представлены рекомендации по выполнению и решению производственных и ситуационных задач. Методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей по МДК.01....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических работ, методика их проведения по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарны...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Комплект контрольно- оценочных средств по профессиональному модулю разработан на основе Федерального государственного  образовательного стандарта среднего профессионального образования  по с...