РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы гидравлики и теплотехники
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Мамадышский политехнический колледж»
(ГАПОУ «Мамадышский ПК»)
«Утверждаю»
Заместитель директора по ТО
____________ Файзреева В.В.
« » _______ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05. Основы гидравлики и теплотехники
по специальности
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
2020 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, приказ Министерства образования и науки от 09 декабря 2016 г. N 1564 (Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. N 44896) и примерной образовательной программой дисциплины общепрофессионального цикла «Основы гидравлики и теплотехники» для профессиональных образовательных организаций по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии: общепрофессиональных дисциплин | Протокол №_______________________ «______»__________________20______г. Председатель ПЦК: В.В.Мирзаянова ___________________________________ (подпись, инициалы фамилия) |
Разработчик: Кашапова Руфина Рамильевна, преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы гидравлики и теплотехники
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, входящим в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйства
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | уметь: использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве. | знать: основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; основные законы термодинамики; характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена; принципы работы гидравлических машин и систем, их применение; виды и характеристики насосов и вентиляторов; принципы работы теплообменных аппаратов, их применение. |
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет | 2 |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1.Основы технической термодинамики | 4 | |||
Тема 1.1.Основные понятия и определения. Смеси и теплоемкость | Предмет технической термодинамики, ее задачи основные определения. Рабочее тело. Уравнения состояния идеального газа. Понятие о реальных газах. Величины определяющие состояние рабочего тела. Понятия о газовой смеси. Закон Дальтона. Состав смеси, заданный числом молей. Теплоемкость газа. Теплоемкость смеси и газов. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Тема 1.2. Исследование термодинамических процессов . Законы термодинамики | Термодинамический процесс. Работа расширения газов и внутренняя энергия. Теплота. Формулировка и математическое выражение первого закона термодинамики. Энтропия газов. Энтальпия газа. Содержание второго закона термодинамики. Круговые процессы и циклы. Прямой и обратный циклы. Термодинамический КПД цикла и холодильный коэффициент | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Тема 1.3. Водяной пар и влажный воздух | Основные понятия и определения. Водяной пар, как рабочее тело. Процесс образования пара. Влажный воздух, как смесь сухого воздуха и водяного пара. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный влажный воздух. Основные параметры влажного воздуха: абсолютная и относительная влажность, влагосодержание, удельный объем. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Тема 1.4. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры и компрессорные установки | Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания. Общие понятия об идеальных циклах ДВС. Идеальный цикл с подводом теплоты при постоянном объеме. Цикл со смешанным подводом теплоты. Компрессоры, их назначение, классификация. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1 | 2 | |||
| ||||
Раздел 2.Основы теории теплообмена | 4 | |||
Тема2.1.Теплопроводность.Теплопередача и теплообменный аппарат Основные понятия и определения | Предмет теории теплообмена. Способы распределения теплоты, теплопроводность, конвекция. Теплопередача. Теплопроводность. Температурное поле температурный градиент. Коэффициент теплопроводности и его знания для различных технических материалов. Теплопроводность плоской и цилиндрической стенок. Конвективный теплообмен. | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Практические занятия | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | |
Расчет теплообменных аппаратов. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2 | 1 | |||
| ||||
Раздел 3. Тепловые установки | 4 | |||
Тема 3.1. Котельные установки и топочные устройства | Котельные установки, их типы и назначение. Принципиальная схема котельной установки. Основные и вспомогательное оборудование котельной установки. Состав котельного агрегата. Тепловой баланс котельного агрегата. Потеря теплоты. КПД котельного агрегата. | 1 | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Практические занятия | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | |
Расчет котельных установок и топочных устройств. | ||||
Тема 3.2. Водогрейные и паровые котлы Теплогенераторы | Классификация котлов. Котлы водогрейные и паровые, малой и средней производительности для отопительных и отопительно - производственных котельных. Порядок гидравлического испытания котлов. Назначение и устройство теплогенераторов. Типы теплогенераторов, их характеристики. | 1 | 1 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3 | 1 | |||
| ||||
Раздел 4. Использование теплоты в сельском хозяйстве | 8 | |||
Тема 4.1 Отопление и горячее водоснабжение жилых и производственных помещений. Вентиляция | Назначение и классификация систем отопления. Принцип расчета тепловых потерь помещением. Нагревательные приборы систем отопления, тип и характеристики. Принцип расчета площади поверхности нагрева и подбор нагревательных приборов. Назначение и классификация систем вентиляции. Эксплуатация систем вентиляции. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Практические занятия | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | |
Расчет воздухообмена | ||||
Тема 4.2. Теплоснабжение сооружений защищенного грунта Теплотехнические основы хранения сельскохозяйственной продукции | Типы культивационных сооружений, их конструкции и характеристики. Различные виды обогрева: солнечный, биологический , технический. Виды технического обогрева: водяной, воздушный, газовый. Классификация предприятий по хранению фруктов, овощей и продуктов животноводства. Оптимальные параметры микроклимата в хранилищах для различной сельскохозяйственной продукции. Способы создания оптимальных условий хранения. | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Тема 4.3 Сушка сельскохозяйственной продукции | Понятие о сушке, ее значение. Естественная и искусственная сушка материалов. Способы искусственной сушки. Тепловые режимы сушки. Классификация сушильных установок. Принципиальные схемы сушильных установок. Материальный и тепловой баланс конвективной сушилки. Расход сушильного агента. Особенности эксплуатации сушильных установок. | 1 | 2 | |
Практические занятия | 2 | |||
Определение режима искусственной сушки. |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4 | 2 | |||
| ||||
Раздел 5. Гидравлика | 6 | |||
Тема5.1. Гидростатика | Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Поверхности равных давлений. Гидростатический закон распределения давления. Закон сообщающих сосудов. Приборы для измерения давления. Определение силы и положение центра давления жидкости на плоские и криволинейные поверхности. Относительные равновесия жидкостей. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Практические занятия | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | |
Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики | ||||
Тема5.2. Гидродинамика | Понятие движения жидкости. Расход и средняя скорость потока. Уравнение неразрывности. Методы и приборы измерения скоростей и расходов. Потери напора при установившемся движении жидкости. Основной закон вязкого сопротивления. Гидравлический коэффициент трения. Формулы для определения местных потерь напора. Гидравлический удар. Способы его предотвращения и использования. Истечение жидкости через отверстие и насадки. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Практические занятия | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 | |
Методика расчета коротких трубопроводов Методика расчета длинных трубопроводов | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5 | 1 | |||
| ||||
Раздел 6.Гидравлические машины | 2 | |||
Тема 6.1. Динамические насосы и вентиляторы Объемные гидромашины | Классификация и области применения. Центробежные насосы. Основное уравнение центробежных насосов. Характеристики центробежного насоса. Регулирование подачи, параллельное и последовательное соединение насосов. Вентиляторы. Регулирование подачи. Подбор вентиляторов. Классификации и область применения. Роторные гидромашины. Устройство, принцип действия, характеристики. Регулируемые и реверсивные гидромашины. Гидродвигатели. Основные параметры и характеристики. | 2 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6 | 1 | |||
Подбор центробежных насосов по каталогу. |
Раздел 7. Основы сельскохозяйственного водоснабжения и гидромелиорации | 1 | |||
Тема 7.1. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения | Источники водоснабжения. Основные схемы водоснабжения. Нормы и режимы водопотребления. Водонапорные башни и их оборудование. Виды мелиорации. Источники воды для орошения. Насосные станции, и их типы. Принципы обводнения пастбищ. Сооружение для забора поверхностных и подземных вод. Графики водоподачи. Определение расчетной подачи и напора. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 7 | 1 | |||
| ||||
Раздел 8. Гидропередачи и гидроприводы сельскохозяйственной техники | 3 | |||
Тема 8.1. Динамические гидропередачи Объемные гидроприводы | Назначение, типы, достоинства и недостатки. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Устройство и рабочие процессы . Уравнения моментов. Преобразующие свойства. Характеристики. Способы регулирования гидромуфты. Совместная работа двигателя и гидропередачи. Назначение, общее устройство, принцип действия, достоинства и недостатки, классификация, типовые схемы. Элементы гидропривода. Характеристики. Типовые схемы объемных гидроприводов и гидротрансмиссий применяемых в сельскохозяйственной технике. Гидравлические системы управления и регулирования. Расчет и испытание объемного гидропривода. | 1 | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 2.3 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4 - ПК 3.8 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 8 | 1 | |||
| ||||
Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего: | 42 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета лабораторий гидравлики и теплотехники.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гидравлики и теплотехники»
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- макеты гидравлических установок.
- Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Электронный ресурс: https://znanija.com/
- Брюханов О.Н., Коробко В.И.,Основы гидравлики и теплотехники, 4-е издание, стереотипное, М.: Академия 2017- 245 с.
- Кожевникова Н.Г. Практикум по гидравлике. М.: «КолосС» 2018¬180с.
Дополнительные источники:
- Журавлев А.П. Практикум по вентиляционному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-144с.
- Оболенский Н.В. Практикум по холодильному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-156с.
- Курочкин А. А Гидроприводы и гидропневмоавтоматика станков. М.: «Академия», 2004 .-190с.
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам - Электронная библиотекаhttp://window.edu.ru/.
- База данных государственной системы научно-технической информацииhttp://www.gsnti.ru/orgs/.
- Электронная библиотека образовательных и просветительских изданийhttp://www.iqlib.ru/.
- Государственная публичная научно-техническая библиотека, ИРБИСhttp://library.gpntb.ru/.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
I.Знания: | ||
основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; основные законы термодинамики; характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена; принципы работы гидравлических машин и систем, их применение; виды и характеристики насосов и вентиляторов; принципы работы теплообменных аппаратов, их применение. | Демонстрировать знание основных законов гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; особенностей движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); основных положений теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; основных законов термодинамики; характеристик термодинамических процессов и тепломассообмена; принципов работы гидравлических машин и систем, их применения; видов и характеристик насосов и вентиляторов; принципов работы теплообменных аппаратов, их применения. | Устный или письменный опрос, тестовый контроль, |
II.Умения: | ||
Использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве. | Демонстрировать умение использовать гидравлические устройства в сельскохозяйственной технике и тепловые установки в производстве. | Экспертная оценка решения ситуационных задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-116409-1350639735.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13914.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713145-1448091581.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...