РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. Основы гидравлики и теплотехники
рабочая программа

Кашапова Руфина Рамильевна
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, входящим в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidravlika_eir_2020_isp.docx62.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Мамадышский политехнический   колледж»

(ГАПОУ «Мамадышский ПК»)

                                                                                          «Утверждаю»

Заместитель директора по ТО

____________ Файзреева В.В.

«       »  _______            2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05. Основы гидравлики и теплотехники

по специальности

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

2020 г.


        Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, приказ Министерства образования и науки от  09 декабря 2016 г. N 1564 (Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. N 44896) и примерной образовательной программой дисциплины общепрофессионального цикла «Основы гидравлики и теплотехники» для профессиональных образовательных организаций по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии:

общепрофессиональных дисциплин

Протокол  №_______________________

«______»__________________20______г.        

Председатель ПЦК: В.В.Мирзаянова ___________________________________

          (подпись,  инициалы  фамилия)

Разработчик: Кашапова Руфина Рамильевна, преподаватель

                                           

                           

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы гидравлики и теплотехники

1.1. Область применения программы

         Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по ППССЗ 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, входящим в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйства

 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Код

ОК, ПК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

уметь:

использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве.

знать:

основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;

особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам);

основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;

основные законы термодинамики;

характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена;

принципы работы гидравлических машин и систем, их применение;

виды и характеристики насосов и вентиляторов; принципы работы теплообменных аппаратов, их применение.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

12

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет     

2

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся.

Объем часов

Уровень

освоения

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

Раздел 1.Основы технической термодинамики

4

Тема 1.1.Основные понятия и определения. Смеси и теплоемкость

Предмет технической термодинамики, ее задачи основные определения. Рабочее тело. Уравнения состояния идеального газа. Понятие о реальных газах. Величины определяющие состояние рабочего тела. Понятия о газовой смеси. Закон Дальтона. Состав смеси, заданный числом молей. Теплоемкость газа. Теплоемкость смеси и газов.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Тема 1.2. Исследование термодинамических процессов . Законы термодинамики

Термодинамический процесс. Работа расширения газов и внутренняя энергия. Теплота. Формулировка и математическое выражение первого закона термодинамики. Энтропия газов. Энтальпия газа. Содержание второго закона термодинамики. Круговые процессы и циклы. Прямой и обратный циклы. Термодинамический КПД цикла и холодильный коэффициент

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Тема 1.3. Водяной пар и влажный воздух

Основные понятия и определения. Водяной пар, как рабочее тело. Процесс образования пара. Влажный воздух, как смесь сухого воздуха и водяного пара. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный влажный воздух. Основные параметры влажного воздуха: абсолютная и относительная влажность, влагосодержание, удельный объем.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Тема 1.4. Идеальные циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания. Компрессоры и компрессорные установки

Классификация поршневых двигателей внутреннего сгорания. Общие понятия об идеальных циклах ДВС. Идеальный цикл с подводом теплоты при постоянном объеме. Цикл со смешанным подводом теплоты. Компрессоры, их назначение, классификация.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1

2

  1. Газовая постоянная смеси.
  2. Метод и последовательность термодинамических процессов.
  3. Термодинамические основы работы поршневых компрессоров.

Раздел 2.Основы теории теплообмена

4

Тема2.1.Теплопроводность.Теплопередача и теплообменный аппарат Основные понятия и определения

Предмет теории теплообмена. Способы распределения теплоты, теплопроводность, конвекция. Теплопередача. Теплопроводность. Температурное поле температурный градиент. Коэффициент теплопроводности и его знания для различных технических материалов. Теплопроводность плоской и цилиндрической стенок. Конвективный теплообмен.

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Практические занятия

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Расчет теплообменных аппаратов.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2

1

  1. Особенности теплоотдачи при кипении и при конденсации жидкости.

Раздел 3. Тепловые установки

4

Тема 3.1. Котельные установки и топочные устройства

Котельные установки, их типы и назначение. Принципиальная схема котельной установки. Основные и вспомогательное оборудование котельной установки. Состав котельного агрегата. Тепловой баланс котельного агрегата. Потеря теплоты. КПД котельного агрегата.

1

1

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Практические занятия

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Расчет котельных установок и топочных устройств.

Тема 3.2. Водогрейные и паровые котлы Теплогенераторы

Классификация котлов. Котлы водогрейные и паровые, малой и средней производительности для отопительных и отопительно - производственных котельных. Порядок гидравлического испытания котлов.

Назначение и устройство теплогенераторов. Типы теплогенераторов, их характеристики.

1

1

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3

1

  1. Часовой расход теплоты.
  2. Котлы-утилизаторы.
  3. Тепловой баланс и КПД.

Раздел 4. Использование теплоты в сельском хозяйстве

8

Тема 4.1 Отопление и горячее водоснабжение жилых и производственных помещений. Вентиляция

Назначение и классификация систем отопления. Принцип расчета тепловых потерь помещением. Нагревательные приборы систем отопления, тип и характеристики. Принцип расчета площади поверхности нагрева и подбор нагревательных приборов. Назначение и классификация систем вентиляции. Эксплуатация систем вентиляции.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Практические занятия

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Расчет воздухообмена

Тема 4.2. Теплоснабжение сооружений защищенного грунта Теплотехнические основы хранения сельскохозяйственной продукции

Типы культивационных сооружений, их конструкции и характеристики. Различные виды обогрева: солнечный, биологический , технический. Виды технического обогрева: водяной, воздушный, газовый. Классификация предприятий по хранению фруктов, овощей и продуктов животноводства. Оптимальные параметры микроклимата в хранилищах для различной сельскохозяйственной продукции. Способы создания оптимальных условий хранения.

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Тема 4.3 Сушка

сельскохозяйственной

продукции

Понятие о сушке, ее значение. Естественная и искусственная сушка материалов. Способы искусственной сушки. Тепловые режимы сушки. Классификация сушильных установок. Принципиальные схемы сушильных установок. Материальный и тепловой баланс конвективной сушилки. Расход сушильного агента. Особенности эксплуатации сушильных установок.

1

2

Практические занятия

2

Определение режима искусственной сушки.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4

2

  1. Водное отопление с естественной и насосной циркуляцией. Основное оборудование систем вентиляции, типы и характеристики.
  2. Характеристика влажного материала и агентов сушки.
  3. Расход теплоты на сушку.

Раздел 5. Гидравлика

6

Тема5.1. Гидростатика

Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Поверхности равных давлений. Гидростатический закон распределения давления. Закон сообщающих сосудов. Приборы для измерения давления. Определение силы и положение центра давления жидкости на плоские и криволинейные поверхности. Относительные равновесия жидкостей.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10

ПК 1.1-ПК 1.6, ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Практические занятия

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики

Тема5.2. Гидродинамика

Понятие движения жидкости. Расход и средняя скорость потока. Уравнение неразрывности. Методы и приборы измерения скоростей и расходов. Потери напора при установившемся движении жидкости. Основной закон вязкого сопротивления. Гидравлический коэффициент трения. Формулы для определения местных потерь напора. Гидравлический удар. Способы его предотвращения и использования. Истечение жидкости через отверстие и насадки.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Практические занятия

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Методика расчета коротких трубопроводов

Методика расчета длинных трубопроводов

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5

1

  1. Дифференциальные уравнения равновесия жидкости.
  2. Абсолютное и избыточное давление, разрежение.

Раздел 6.Гидравлические машины

2

Тема 6.1. Динамические насосы и вентиляторы

Объемные гидромашины

Классификация и области применения. Центробежные насосы. Основное уравнение центробежных насосов. Характеристики центробежного насоса. Регулирование подачи, параллельное и последовательное соединение насосов. Вентиляторы. Регулирование подачи. Подбор вентиляторов.

Классификации и область применения. Роторные гидромашины. Устройство, принцип действия, характеристики. Регулируемые и реверсивные гидромашины. Гидродвигатели. Основные параметры и характеристики.

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6

1

Подбор центробежных насосов по каталогу.

Раздел 7. Основы сельскохозяйственного водоснабжения и гидромелиорации

1

Тема 7.1. Особенности сельскохозяйственного водоснабжения

Источники водоснабжения. Основные схемы водоснабжения. Нормы и режимы водопотребления. Водонапорные башни и их оборудование. Виды мелиорации. Источники воды для орошения. Насосные станции, и их типы. Принципы обводнения пастбищ. Сооружение для забора поверхностных и подземных вод. Графики водоподачи. Определение расчетной подачи и напора.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 7

1

  1. Способы и техника полива.
  2. Насосные станции, и их типы.

Раздел 8. Гидропередачи и гидроприводы сельскохозяйственной техники

3

Тема 8.1. Динамические гидропередачи

 Объемные гидроприводы

Назначение, типы, достоинства и недостатки. Гидромуфты и гидротрансформаторы. Устройство и рабочие процессы . Уравнения моментов. Преобразующие свойства. Характеристики. Способы регулирования гидромуфты. Совместная работа двигателя и гидропередачи.

Назначение, общее устройство, принцип действия, достоинства и недостатки, классификация, типовые схемы. Элементы гидропривода. Характеристики. Типовые схемы объемных гидроприводов и гидротрансмиссий применяемых в сельскохозяйственной технике. Гидравлические системы управления и регулирования. Расчет и испытание объемного гидропривода.

1

2

ОК 01, ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6

 ПК 2.3

ПК 3.1, ПК 3.2,

ПК 3.4 - ПК 3.8

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 8

1

  1. Комплексные гидротрансформаторы.
  2. Гидравлические системы управления и регулирования.

Дифференцированный зачет

2

Всего:

42

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета лабораторий  гидравлики и теплотехники.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гидравлики и теплотехники»
  • комплект рабочих инструментов;
  • измерительный и разметочный инструмент;
  • макеты гидравлических установок.
  • Технические средства обучения: интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Электронный ресурс: https://znanija.com/
  2. Брюханов О.Н., Коробко В.И.,Основы гидравлики и теплотехники, 4-е издание, стереотипное, М.:  Академия 2017- 245 с.
  3. Кожевникова Н.Г. Практикум по гидравлике. М.: «КолосС» 2018¬180с.

Дополнительные источники:

  • Журавлев А.П. Практикум по вентиляционному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-144с.
  •  Оболенский Н.В. Практикум по холодильному оборудованию. М.: «КолосС» 2010-156с.
  • Курочкин А. А Гидроприводы и гидропневмоавтоматика станков. М.: «Академия», 2004 .-190с.
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам - Электронная библиотекаhttp://window.edu.ru/.
  • База данных государственной системы научно-технической информацииhttp://www.gsnti.ru/orgs/.
  • Электронная библиотека образовательных и просветительских изданийhttp://www.iqlib.ru/.
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека, ИРБИСhttp://library.gpntb.ru/.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

I.Знания:

основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;

особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам);

основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;

основные законы термодинамики;

характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена;

принципы работы гидравлических машин и систем, их применение;

виды и характеристики насосов и вентиляторов; принципы работы теплообменных аппаратов, их применение.

Демонстрировать знание  

основных законов гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков;

особенностей движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам);

основных положений теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов;

основных законов термодинамики;

характеристик термодинамических процессов и тепломассообмена;

принципов работы гидравлических машин и систем, их применения;

видов и характеристик насосов и вентиляторов; принципов работы теплообменных аппаратов, их применения.

Устный или письменный опрос, тестовый контроль,

II.Умения:

Использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве.

Демонстрировать умение использовать гидравлические устройства в сельскохозяйственной технике и тепловые установки в производстве.

Экспертная оценка решения ситуационных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...