Рабочая программа по ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 36.02.01 Ветеринария (общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
36.02.01 Ветеринария
Код Наименование
Рабочая программа дисциплины
ОГСЭ.01 Основы философии
Дмитриевка 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ Зам.директора (по УР) Е.В. Потанина « » 2025 |
Разработал преподаватель ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж» | Расулова Н.М. И.О. Фамилия |
Рассмотрена на заседании ПЦК
Протокол
от . 2025 №
Председатель ЦК
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
|
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 36.02.01 Ветеринария (общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01 | Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему Уо 01.04 выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; Уо 01.08 реализовывать составленный план; Уо 01.09 оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | Зо 01.01 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; Зо 01.02 основные источники информации Зо 01.03 алгоритмы выполнения работ в профессиональной Зо 01.04 методы работы в профессиональной и смежных сферах; |
ОК 02 | Уо 02.01 определять задачи для поиска информации; Уо 02.02 определять необходимые источники информации; Уо 02.06 оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. | Зо 02.02 приемы структурирования информации; Зо 02.03 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации |
ОК 03 | Уо 03.02 применять современную научную профессиональную терминологию; Уо 03.08 презентовать бизнес-идею | Зо 03.01 содержание актуальной нормативно-правовой документации; Зо 03.02 современная научная и профессиональная терминология; Зо 03.03 возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 04 | Уо 04.01 организовывать работу коллектива и команды; Уо 04.02 взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Зо 04.01 психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; Зо 04.02 основы проектной деятельности |
ОК 05 | Уо 05.01 грамотно излагать свои мысли | Зо 05.01 особенности социального и культурного контекста; Зо 05.02 правила оформления документов |
ОК 06 | Уо 06.01 описывать значимость своей специальности; | Зо 06.01 сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; Зо 06.02 значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
ОК 09 | Уо 09.01 определять задачи для поиска информации; Уо 09.02 определять необходимые источники информации; Уо 09.08 использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | Зо 09.02 приемы структурирования информации; |
ОК 10 | Уо 10.01 понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; Уо 10.02 участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы. | Зо 10.01 правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; Зо 10.03 лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; Зо 10.05 правила чтения текстов профессиональной направленности. |
ПК 1.1. ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3. | Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Уо 06.01 описывать значимость своей специальности описывать значимость своей специальности; | Зо 06.02 значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования личностные результаты (ЛР):
Личностные результаты реализации программы воспитания | |
ЛР 1 | Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); |
ЛР 2 | гражданскую позицию, как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; |
ЛР 5 | сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельно; |
ЛР 7 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
ЛР 9 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | 3 семестр |
Объем образовательной программы дисциплины | 32 | 32 |
Основное содержание | 32 | 32 |
в т. ч.: | ||
теоретическое обучение | 26 | 26 |
практические занятия | 6 | 6 |
Профессионально ориентированное содержание | ||
в т. ч.: | ||
теоретическое обучение | 2 | 2 |
практические занятия | 12 | 2 |
Самостоятельная внеаудиторная нагрузка | ||
консультации | ||
Индивидуальный проект (да/нет)* | нет | |
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет | ||
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы | Код У/З |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. | 8 | ||
Тема 1. Предмет философии. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 |
Специфика философского знания. Структура философского знания. Место и роль философии в человеческой культуре. | ||||
Тема 2. Основные идеи, исторические этапы развития западной философии. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Античная философия. Средневековая европейская философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Европейская философия 19в. Западная философия 20в | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 | |||
Тема 3. Русская философия. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 |
Русская философия. | ||||
Раздел 2. | Бытие и материя. | 6 | ||
Тема 4. Бытие как философская форма. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 |
Практическая работа № 1 Философский смысл бытия. Бытие и мышление. Значение античной идеи тождества бытия и мышления для европейской философии и культуры. | ||||
Тема 5. Субстанция. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 |
Субстанция как философская категория. Проблема двух субстанций. Философский монизм, дуализм, плюрализм. | ||||
Тема 6. Материя. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 |
Понятие материи в истории философии. Строение материи. Атрибуты материи: движение, пространство, время. | ||||
Раздел 3. | Человек и общество. | 10 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 | |
Тема 7. Человек как проблема философии. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 10; ЛР 1-15 | |
Природа и сущность человека. Возникновение человечества. Предназначение человека, смысл его жизни. | ||||
Тема 8. Свобода и ответственность личности. Ценности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Практическая работа № 2 Социальные типы личности. Свобода. | ||||
Тема 9. Общество: философское понимание его сущности. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Основные подходы к пониманию сущности общества. Труд-основа общественного развития. Собственность. | ||||
Тема 10. Культура и цивилизация. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Сущность культуры, ее генезис и структура. Кризис культуры и его форм | ||||
Тема 11. Человек перед лицом глобальных проблем. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
В чем сущность глобальных проблем? Угроза термоядерной катастрофы. Экологическая проблема. | ||||
Раздел 4. | Сознание. | 8 | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 | |
Тема 12.Человек и его сознание. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Что такое сознание. Зачем человеку сознание. Свобода и сознание. | ||||
Тема 13. Общественная природа сознания. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Общество-главное условие возникновения сознания. Общественные нормы, идеалы и сознание индивида. | ||||
Практическая работа № 3 Категории «общественное бытие» и «общественное сознание» | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | ||
Раздел 5. | Наука и научное познание. | Уо 01.01-01.09 Зо 01.01-01.04. Уо 02.01 Зо 02.01 Уо 04.01, Зо 04.01 Зо 04.02 Уо 09.01 Зо 09.02 Уо 10. 01 Зо 10.01 | ||
Тема 14. Наука. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-10; ЛР 1-15 | |
Понятие науки в истории философии. | ||||
Итого | 32 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска.
Технические средства обучения: аудиовизуальные средства для презентаций; компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиапроектор, экран проекционный, принтер, МФУ, телевизор, акустические колонки, выход в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Учебник: В.П. Кохановский и др. Основы философии (СПО) КНОРУС М., 2023г. - с232.
Дополнительные источники:
1. Лань [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система / ООО «ЭБС Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/ .- загл. с экрана.
2. Горелов А.А., Основы философии: учебное пособие для сред.проф.учеб.заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2020г.
3. Л. В. Жаров, Т. П. Матяш, Е. Е. Несмеянов; под ред. Т. П. Матяш Основы философии: учебник: для средних профессиональных учебных заведений (ФГОС 3- го поколения) Изд. ФЕНИКС, 2021.- 320 с.
Электронные издания:
1. Философский портал http://philosophy.ru/
2. Все о философии» http://intencia.ru/
3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М.,Основы философии., Учебник., ИД ФОРУМ., М., 2016 http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=369359
4. Электронный учебник по курсу «Философия» ido.rudn.ru
Интернет – ресурсы:
1. ФФУК «Философия» - http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos-index.html
2. Институт философии РАН - http://iph.ras.ru/page52248384.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Фонды оценочных средств (ФОС, КОС) разрабатываются образовательным учреждением. Они включают в себя педагогические контрольно-оценочные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Код и наименование формируемых компетенций | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно | -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; | Устный опрос Контрольная работа Выступление с презентацией Эссе Тестирование Промежуточная аттестация (выполнение заданий) |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Овладение универсальными учебными познавательными действиями: работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Овладение универсальными коммуникативными действиями: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Овладение универсальными коммуникативными действиями: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; -принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; | |
ПК 1.1. Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов животноводства и кормов. ПК 1.2. Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных. ПК 1.3. Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств. 3.4.2. Проведение профилактических, диагностических и лечебных мероприятий: ПК 2.1. Предупреждение заболеваний животных, проведение санитарно-просветительской деятельности. ПК 2.2. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций. ПК 2.3. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств. | Овладение умением координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; принимать цели своей деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий | Устный опрос Контрольная работа Выступление с презентацией Эссе Тестирование Промежуточная аттестация (выполнение заданий) |
Материал для дифференцированного зачета
по ОГСЭ.01 Основы философии
группа 2.4 по специальности СПО
36.02.01 Ветеринария
Билет № 1.
1. Предмет философии. Основные вопросы философии.
2. Диалектика как философский метод
Билет № 2.
1. Альтернативность философских идей: материализм и идеализм.
2. Роль философии в научном познании
Билет № 3.
1. Происхождение философии. История философии.
2. Методы научного познания
Билет № 4.
1. Античная философия
2. Вненаучное познание
Билет № 5.
1. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения.
2. Структура и уровни научного познания
Билет № 6.
1. Философия Нового времени.
2. Специфика познания социальных явлений
Билет № 7.
1. Современная западная философия
2. Наука и научное познание
Билет № 8.
1. Особенности и основные черты русской философии
2. Сущность и формы познания.
Билет № 9.
1. Философский смысл бытия. Проблема бытия.
2. Роль практики в процессе познания
Билет № 10.
1.Бытие и мышление
2. Чувственное и рациональное познание
Билет № 11.
1. Проблема бытия в философии Нового времени
2. Формы познавательной деятельности.
Билет № 12.
1. Субстанция как философская категория
2.Истина. Критерии истины
.
Билет № 13.
- Философский монизм, дуализм и плюрализм.
- Основные подходы к пониманию сущности общества
Билет № 14.
- Понятие материи в истории философии
- Труд – основа общественного развития
Билет № 15.
- Строение материи.
- Структура современного общества
Билет № 16.
- Атрибуты материи: движение, пространство, время.
- Сущность культуры, ее генезис и структура
Билет № 17.
- Природа и сущность человека
- Понятие цивилизации. Запад – Восток - Россия
Билет № 18.
- Возникновение человечества
- Сознание и бессознательное.
Билет № 19.
- Предназначение человека, смысл его существования
- Общество- главное условие возникновения сознания
Билет № 20.
- Индивид - индивидуальность – личность.
- Общественные нормы, идеалы и сознание индивида
Билет № 21.
- Свобода.
- Общественное сознание. Уровни общественного сознания
Билет № 22.
- Ценности и их виды.
- Формы общественного сознания и критерии их разграничения
Билет № 23.
- Сущность глобальных проблем.
- Человек и его сознание
Преподаватель _______________ Расулова Н.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...
Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):190631...

Рабочая программа учебной дисциплины: "Основы философии".
Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальностей:40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям...
Рабочая программа по курсу "Основы философии"
Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная учебная нагрузка - 55 часовобязательная аудиторная - 51 час...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...

Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка) вхо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 1201...


