Рабочая программа СГ.05 Основы финансовой грамотности
рабочая программа

Расулова Наида Магомедовна

Целью изучения данной социально-гуманитарной дисциплины является приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков,
при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sg.05osnovy_finansovoy_gramotnosti_tehnologi.docx91 КБ

Предварительный просмотр:

                   35.02.16                                                   Технология производства,

  первичной переработки и хранения                                      сельскохозяйственной продукции

                            Код                                                                       Наименование

Рабочая программа дисциплины

СГ.05 Основы финансовой грамотности

Дмитриевка  2025 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора (по УР)

        Е.В. Потанина

«        »        2025

Разработал   преподаватель

ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»

                                  Расулова Н.М.

И.О. Фамилия

Рассмотрена на заседании ПЦК

Протокол

от         .        2025        №         

Председатель ЦК                  

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГ.05 «Основы финансовой грамотности»

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью изучения данной социально-гуманитарной дисциплины является приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников; развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков,
при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора; формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить основной
вид деятельности: освоение основ финансовой грамотности и соответствующие
ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

  1. Перечень общих и профессиональных компетенций

Код

Наименование ОК и ПК компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках

ПК 1.1.

Планировать выполнение работ по получению, первичной переработке, хранению продукции животноводства в соответствии с технологическими картами, регламентами.

Планировать работу растениеводческих бригад (звеньев, работников) по выполнению полевых работ.

ПК 1.2.

Организовывать работу растениеводческих бригад (звеньев, работников) по выполнению полевых работ.

ПК 1.3.

Контролировать качество выполнения технологических операций растениеводческими бригадами и принимать меры по устранению выявленных дефектов и недостатков.

ПК 1.4.

Выбирать технологии первичной переработки и хранения продукции растениеводства.

ПК 1.5.

Организовывать первичную переработку и хранение продукции растениеводства.

ПК 1.6.

Формировать первичную отчетность по результатам выполнения работ, в том числе в электронном виде.

ПК 2.1.

Планировать выполнение работ по получению, первичной переработке, хранению продукции животноводства в соответствии с технологическими картами, регламентами

1.1.2. Ожидаемые результаты обучения

ВД

Освоение основ финансовой грамотности 

- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение банковского вклада в размере страхового лимита, так и свою обязанность возвращать кредиты;

- формирование ответственного отношения к семье, стремления к повышению
её благосостояния путём правильного использования услуг финансовых организаций
и осознанного неприятия рисков, связанных с получением этих услуг;

- понимание устройства банковской системы в России, её значимости для каждого человека;

- осознание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться
не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости
и со знанием способов взаимодействия;

- понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий;
- понимание необходимости оценки своего финансового состояния и возможностей
при взятии кредита как дополнительного финансового обязательства;

- понимание сути кредита и основных условий кредитования;

- формирование понимания того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски;

- осознанное неприятие рисков, связанных с игрой на рынке FOREX;

- осознание того, что деньги могут работать и приносить доход;

- понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций
на фондовом рынке;

- готовность к образованию, в том числе самообразованию, при осуществлении каких-либо операций на фондовом рынке;

- осознание того, что инвестирование средств в фондовый рынок требует серьёзной работы и анализа, а также постоянного внимания, чтобы вовремя уловить важные изменения;

- понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам;

- формирование гражданской позиции ответственного члена российского общества, осознающего свои права на получение налоговых вычетов и обязанность платить налоги, уважающего закон и правопорядок;

- нравственное сознание и поведение в отношении уплаты налогов, основанное
на понимании того, на что идут налоги в государстве;

- ответственное отношение к семье, связанное с пониманием необходимости своевременной уплаты налогов и осознанным неприятием рисков, связанных
с их неуплатой;

- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего как своё право на получение пенсии, так и обязанность получать
не «серую», а официальную зарплату;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью посредством инвестирования в него денежных средств, в том числе с использованием такой услуги,
как добровольное медицинское страхование;

- готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
по нахождению способов увеличения своей будущей пенсии;

- осознание того, что нужно не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств на старость, в том числе используя страхование жизни;

- понимание существования рисков в окружающем мире и возможности их снижения через систему страхования;

- осознание того, что человек может сам повлиять на своё будущее;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных и общественных проблем;

- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего права и обязанности наёмного работника, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности и роста личных доходов;

- понимание роли финансового менеджмента в условиях современной российской экономики и важности ведения правильной бухгалтерии фирмы;

- понимание причин банкротства фирм для осознанного принятия решения о дальнейшем сотрудничестве с данной фирмой;

- понимание роли профсоюзов в улучшении положения наёмных работников и связи деятельности профсоюзов с безработицей;

- способность к творческой и ответственной деятельности при разработке бизнес-планов;

- ответственное отношение к семье, выражающееся в понимании рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов через понимание сложности и ответственности занятия бизнесом;

- гражданская позиция члена российского общества, осознающего не только свои права, но и ответственность перед другими людьми за возможное непредумышленное нанесение им материального ущерба через страхование гражданской ответственности;

- готовность к труду и образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни как условию успешной предпринимательской деятельности;

- осознание необходимости продуманного начала своей бизнес-деятельности;

- гражданская позиция ответственного члена российского общества, уважающего закон
и не поддающегося на уловки финансовых мошенников;

- ответственное отношение к своей семье, основанное на понимании наличия финансовых рисков в современной экономике и необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных жизненных ситуаций;

- понимание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан,
из учреждений);

- осознание того, что деньги необходимо хранить в надёжном месте;

- понимание того, как строятся финансовые пирамиды и как не попасться на предложения их организаторов

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Владеть навыками

- сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в образовательной, учебно-исследовательской деятельности, при реализации групповых проектов;

- этики трудовых отношений;

- формирования, накомпления и грамотного расходования средств личного или семейного бюджета;

- выбора кредитной организации, вида кредита
для определенной жизненной ситуации;

- выбора наиболее подходящих форм страхования

Уметь

гами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

- оценивать надёжность банка;

- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; - оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи
и связанные с этим риски;

- оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку
и выбирать подходящий вариант;

- принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

- различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

- учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;

- обращаться за страховым возмещением по вкладу или текущему счёту, если у их банка отозвали лицензию;

- пользоваться своими банковскими картами по всему миру;

- не путать дебетовую карту с кредитной;

- использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках;

- использовать банковскую карту для оплаты покупок
в Интернете;

- пользоваться банкоматами;

- различать вклад с капитализацией процентов и вклад
без капитализации процентов;

- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

- делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;

- определиться со сроком вклада;

- выбирать, в какой валюте хранить деньги;

- правильно выбирать банк для размещения сберегательного вклада;

- в случае необходимости внимательно читать договор
с банком;

- оценивать целесообразность и реальность взятия кредита;

- рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту;

- определить, во сколько обойдётся кредит и может ли семья его себе позволить;

- оценивать отношение между расходами и использованием кредитной ответственности;

- различать банковский кредит и микрокредит;

- соотносить вид кредита с его целью;

- пользоваться рефинансированием ипотечного кредита;

- отличать сберегательный сертификат от сберегательного вклада;

- определять стоимость пая ПИФа при покупке и продаже;

- определять, насколько рискованным является ПИФ; • пользоваться кредитной картой; • различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой; • получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов; • находить и интерпретировать рейтинги банков; • при необходимости получать ряд финансовых консультаций разной степени точности и беспристрастности; • идентифицировать ту рекламу, которая может оказывать влияние на людей, чтобы заставить их купить банковские продукты; I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 • оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; • выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях; • оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта; • соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах; • снижать риски с помощью услуг страховых организаций; • отличать систематический риск от несистематического; • снижать риски при формировании инвестиционного портфеля; • рассчитывать изменение стоимости денег во времени; • сравнивать облигацию и сберегательный вклад с точки зрения их преимуществ и недостатков; • различать государственные и корпоративные облигации с точки зрения их рискованности; • определять, когда стоит покупать облигации; • находить и интерпретировать рейтинги надёжности облигаций; • сравнивать такие ценные бумаги, как акции и облигации, с точки зрения их преимуществ и недостатков для держателей; • сокращать риск при вложении денег в акции, пользуясь определёнными правилами; • компетентно следить за новостями компании, чьи акции приобретены на её сайте и в прессе; • оценивать ситуацию в экономике по динамике биржевых индексов и принимать адекватные решения по своим ценным бумагам; • отличать доверительное управление ценными бумагами от ПИФа; • различать два способа инвестирования в фондовый рынок — через брокера и через управляющую компанию; • выбирать ПИФы с активным или пассивным инвестированием в зависимости от личного отношения к риску; • различать плавающий, фиксированный и регулируемый валютные курсы; • противостоять соблазну поиграть на рынке FOREX, чтобы не потерять все свои сбережения; • отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица; • рассчитывать величину подоходного налога (НДФЛ); • отличать доходы, которые облагаются по ставке 13 %, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13 %; • различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом; 10 • рассчитывать величину транспортного налога; • различать пропорциональные и прогрессивные налоги с точки зрения их преимуществ и недостатков; • заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы; • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); • пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности; • отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов; • различать пени и штраф; • беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере; • быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями; • различать обязательное пенсионное страхование (государственное) и добровольные (дополнительные) пенсионные накопления; • рассчитывать пенсионные отчисления со своей официальной зарплаты в ПФР и в НПФ; • проверять состояние своего лицевого счёта в ПФР; • определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором; • проверять, делает ли работодатель пенсионные отчисления; • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах (НПФ); • правильно выбирать НПФ; • пользоваться корпоративным пенсионным планом; • сравнивать альтернативные способы накопления на пенсию; • находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет; • рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величина накоплений на протяжении трудоспособного возраста и ежемесячный доход после окончания трудовой карьеры; • сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант; • отслеживать в прессе и на сайте Министерства труда и социальной защиты изменения в российской пенсионной системе и учитывать их при создании своих пенсионных накоплений; • правильно составлять резюме при поиске работы; I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 11 • правильно вести себя на собеседовании; • пользоваться своими правами на рабочем месте; • пользоваться своими правами в случае увольнения; • отличать перспективных работодателей от неперспективных и надёжных от ненадёжных; • рассчитывать выручку фирмы; • рассчитывать прибыль фирмы; • определять последствия банкротства компании для работника и экономики в целом; • получать выходное пособие в случае ликвидации компании; • использовать переговорную силу профсоюза для защиты прав наёмных работников и улучшения условий труда; • получать пособие по безработице в случае необходимости; • находить в различных источниках актуальную информацию по защите своих трудовых прав; • оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы; • сравнивать различные профессии и сферы занятости для возможности увеличения своего дохода и роста благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте; • оценивать ситуации, требующие активного отстаивания своих прав (например, при увольнении или банкротстве компании); • использовать законодательно определённые права в соответствующих ситуациях; • отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму; • развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки; • рассчитывать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы и анализировать их; • вычислять рыночную стоимость компании; • сравнивать бизнес-проекты, используя метод приведённых денежных потоков; • идентифицировать и различать 7 видов потерь на производстве; • формулировать бизнес-идею; • определять необходимые ресурсы для создания бизнеса; • использовать соответствующие сайты в Интернете для поиска компетентных сотрудников; • оценивать издержки производства товара (услуги); • различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса; 12 • оценивать, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса; • различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса; • находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; • составлять бизнес-план по алгоритму; • находить идеи для собственного дела; • выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие; • придумывать нестандартные решения для бизнеса; • оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса; • владеть языковыми средствами — ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владеть навыками познавательной рефлексии; • сохранять свои сбережения в периоды высокой инфляции; • принимать меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля; • сокращать кредитный риск своего капитала; • снижать ценовой (рыночный) риск; • распознавать различные виды финансового мошенничества; • различать номинальный и реальный ВВП; • находить данные о ВВП России на сайте Федеральной службы статистики; • оценить необходимость добровольного страхования и правильно выбрать страховую компанию; • рационально вести себя в случае экономического кризиса; • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников; • защищать личную информацию, в том числе в сети Интернет; • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском; • отличать финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций; • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; • сопоставлять полученную информацию из различных источников; • отслеживать в Интернете информацию об инфляции, изменении валютного курса и экономических кризисах и учитывать её при принятии собственных финансовых решений, связанных с расходами и сбережениями; • критически относиться к рекламным предложениям из различных источников; • оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования денежных средств

Знать

См. табл. Раздела 4 данной программы

- как работает банковская система в России; • каков стандартный набор услуг коммерческого банка; • как коммерческие банки зарабатывают деньги; • что такое банкротство банка; • кто и как регулирует коммерческие банки в России; • что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна; • что подлежит, а что не подлежит страхованию через ССВ; • чем отличается дебетовая карта от кредитной; • для чего нужна дебетовая карта; • что делать, если вы потеряли банковскую карту; • каковы преимущества и недостатки банковских карт по сравнению с наличными деньгами; • как работают сберегательные вклады; • для чего может быть полезен сберегательный вклад; • в чём отличие вклада с капитализацией процентов от вклада без капитализации процентов; • в чём особенности вклада с возможностью пополнения и вклада с возможностью частичного снятия средств; • как выбрать банк для открытия вклада; • как определить надёжность банка; • зачем нужно внимательно читать банковские контракты; • в каких случаях стоит брать кредиты в банке; • что делать, чтобы узнать эффективную ставку по кредиту; • что нужно, чтобы взять кредит; • об особенностях микрокредитов, предоставляемых микрофинансовыми организациями; • какие существуют виды кредитов; • что такое ипотека и как ею лучше воспользоваться для улучшения жилищных условий; • каковы основные показатели, на которые нужно смотреть при выборе ипотеки; • почему выгодно воспользоваться рефинансированием ипотечного кредита; • как ПИФы приносят доход; • что драгоценные металлы тоже являются средством сбережения; • что такое кредитная карта; • почему надо быть осторожным с кредитной картой; • что такое риск; • какие риски связаны с использованием банковских услуг; • что чем больше риск, тем выше должна быть доходность; 14 • что риски тем ниже, чем на больший срок сделаны инвестиции; • почему иногда растут или падают в цене отдельные компании, а иногда весь рынок; • почему диверсификация является золотым правилом успешных инвестиций; • какие отрасли относятся к контрциклическим; • почему изменяется стоимость денег во времени; • какие риски связаны с облигациями; • какой доход приносят облигации; • что такое корпоративная облигация; • почему государство выпускает облигации; • что акции бывают двух типов: обыкновенные и привилегированные; • из чего складывается доходность акций; • почему акции более рискованный инструмент, чем облигации; • от чего зависят цены акций; • что такое IPO; • как работает фондовая биржа; • кто может торговать на фондовой бирже; • чем может быть полезен биржевой индекс; • как на практике можно получить доступ к торгам на бирже; • что такое комиссия, выплачиваемая брокеру за услуги; • на что обратить внимание при выборе агента; • какие риски связаны с инвестированием денежных средств в ценные бумаги; • какой валютный курс используется в России; • как определяются курсы валют на валютной бирже; • как государство может регулировать курсы валют; • как физические лица могут торговать иностранной валютой; • каковы четыре типа риска, с которыми сталкиваются участники рынка FOREX; • что рынок FOREX наименее надёжное вложение средств; • что такое страхование и от каких рисков оно защищает; • какие виды страхования существуют в России, какие из них являются обязательными, а какие — добровольными; • что такое налоги и зачем они нужны; • какие доходы облагаются налогом; • какие существуют виды налогов на имущество; • кто должен платить тот или иной налог; • в каких случаях необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию; • почему нужно платить налоги; • чем грозит неуплата налогов; I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 15 • что такое ИНН и зачем он нужен; • в каких случаях необходимо подавать налоговую декларацию; • каковы сроки подачи налоговой декларации и штрафы за несвоевременную подачу; • какие доходы не облагаются налогом; • какие бывают налоговые вычеты и в каких случаях их можно получить; • какие есть виды пенсии и кому они положены; • какие существуют способы накопления на пенсию; • как работает государственная пенсионная система в России; • что происходит с деньгами, направленными в Пенсионный фонд РФ (ПФР); • что такое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; • что учитывает новая формула расчёта пенсий; • что делает негосударственный пенсионный фонд (НПФ) с деньгами вкладчиков; • с какого возраста выплачивается пенсия; • почему важно получать не «серую», а официальную зарплату; • почему государственные пенсии не могут быть высокими в будущем; • почему стоит не только полагаться на государство в вопросах накопления пенсии, а думать о дополнительных (добровольных) пен сионных накоплениях; • о том, что некоторые компании практикуют корпоративные пен сионные планы; • какие существуют альтернативные способы накопления на пенсию; • почему важно инвестировать в своё здоровье; • что такое предпринимательство; • каковы преимущества и недостатки предпринимательской деятельности; • какими качествами должен обладать предприниматель; • каковы основные показатели эффективности фирмы; • какие факторы влияют на прибыль компании; • чему равна справедливая стоимость компании; • чем полезен метод приведённых денежных потоков; • как можно повысить эффективность бизнеса путём устранения потерь на производстве; • каковы типичные ошибки начинающих предпринимателей; • каковы основные этапы создания собственного бизнеса; • каковы основные правила создания нового бизнеса; • какие бывают источники денежных средств для создания бизнеса; • каковы основные правовые аспекты ведения бизнеса; • каковы преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм предприятия; 16 • как зарегистрировать предприятие; • что такое бизнес-план и зачем он нужен; • какие разделы входят в бизнес-план; • о том, что создание собственного бизнеса связано с большими рисками; • какие существуют программы (в стране, регионе, городе), направленные на поддержку молодых предпринимателей; • куда можно обратиться за помощью в случае открытия собственного дела; • чем опасна для экономики в целом и для каждой отдельной семьи высокая инфляция; • какие риски связаны с резким снижением курса рубля по отношению к доллару или евро; • с чем связан кредитный риск; • с чем связан ценовой (рыночный) риск; • как снизить физический риск; • с чем связан предпринимательский риск; • что при столкновении с риском мошенничества необходимо обратиться в правоохранительные органы; • каковы негативные последствия экономических кризисов как для экономики в целом, так и для отдельных людей; • как важен такой статистический показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП); • почему большая дебиторская задолженность подвергает фирмы риску во время кризисов; • каковы примеры последних экономических кризисов; • как вести себя в случая экономического кризиса; • о том, что существует финансовое мошенничество; • как работают фальшивомонетчики; • в чём заключается опасность взаимодействия с фальшивыми банками и как от них защититься; • почему нельзя высылать и сообщать по телефону свои паспортные данные неизвестным лицам; • что существуют поддельные платёжные терминалы; • как работает финансовая пирамида и чем она опасна для своих вкладчиков; • каковы основные способы сокращения финансовых рисков; • куда обращаться в случаях потери (кражи) документов (паспорта, банковской карты, сберкнижки и др.); • какова мера ответственности государства в случаях финансового мошенничества.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

7 семестр

Объем образовательной программы дисциплины

36

36

Основное содержание

32

32

в т. ч.:

теоретическое обучение

18

18

практические занятия 

14

14

Профессионально ориентированное содержание

в т. ч.:

теоретическое обучение

2

2

практические занятия

2

2

Самостоятельная внеаудиторная нагрузка

-

-

консультации

-

-

Индивидуальный проект (да/нет)*

-

-

Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет


2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Код ПК, ОК

Код Н/У/З

1

2

3

4

5

Введение

Цели и задачи основ финансовой грамотности.

Актуальность повышения уровня финансовой грамотности населения РФ

Раздел 1. «Основы финансовой грамотности»

34

Тема 1.1.

Финансовое планирование семьи.

Содержание

2

ПК 4.1-ПК 4.4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 09.

Уо 01.01-Уо 01.09

Зо 01.01-Зо 01.06

Уо 02.01-Уо 02.08

Зо 02.01-Зо 02.04

Уо 03.01-Уо 03.09

Зо 03.01-Зо 03.07

Уо 04.01Уо 04.02

Зо 04.01Зо 04.02

Уо 05.01Зо 05.01

Зо 05.02Уо 06.01

Уо 06.02 Зо 06.01-

Зо 06.03Уо 07.01

Уо 07.02 Зо 07.01-

Зо 07.04Уо 08.01-

Уо 08.03 Зо 08.01-

Зо 08.04 Уо 09.01-

Уо 09.05 Зо 09.01-

Зо 09.05

Источники финансовых средств семьи. Виды денежных средств. Доходы и способы их получения. Расчет личного семейного бюджета.

2

Тема 1.2.

Финансовые учреждения
в жизни людей

Содержание

4

  1. Управление личными финансами. Банки и небанковские кредитные организации Банковские услуги. Лицензирование банковской деятельности. Микрофинансовые организации

2

В том числе практических занятий

2

  1. Практическое занятие №1 «Расчет личного капитала. Выбор полезной финансовой услуги в зависимости от потребности ситуации» Составление кроссворда на тему «Основные банковские понятия

2

Тема 1.2.

Взаимоотношения человека и государства

Содержание

8

ПК 4.2-ПК 4.4

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 09.

Уо 01.01-Уо 01.09

Зо 01.01-Зо 01.06

Уо 02.01-Уо 02.08

Зо 02.01-Зо 02.04

Уо 03.01-Уо 03.09

Зо 03.01-Зо 03.07

Уо 04.01Уо 04.02

Зо 04.01Зо 04.02

Уо 05.01Зо 05.01

Зо 05.02Уо 09.01-

Уо 09.05 Зо 09.01-

Зо 09.05

  1. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

2

  1. Государственное и негосударственное пенсионное обеспечение

2

  1. Финансовое мошенничество. Финансовые пирамиды

2

В том числе практических занятий

2

  1. Практическое занятие №2 «Расчет  различного  вида налогов» Создание памятки советов по финансовой безопасности

2

Тема 1.3.

Страхование

Содержание

8

ПК 4.1-ПК 4.5

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 09.

Уо 01.01-Уо 01.09

Зо 01.01-Зо 01.06

Уо 02.01-Уо 02.08

Зо 02.01-Зо 02.04

Уо 03.01-Уо 03.09

Зо 03.01-Зо 03.07

Уо 04.01Уо 04.02

Зо 04.01Зо 04.02

Уо 05.01Зо 05.01

Зо 05.02Уо 06.01

Уо 06.02 Зо 06.01- Зо 06.03Уо 07.01

Уо 07.02 Зо 07.01- Зо 07.04Уо 08.01-

Уо 08.03 Зо 08.01- Зо 08.04Уо 09.01-

Уо 09.05 Зо 09.01- Зо 09.05

  1. Основные виды страхования. Страховые случаи

2

  1. Виды страхования. Страховые компании. Что надо знать о страховых компаниях

2

В том числе практических занятий

4

  1. Практическое занятие №3 «Моделирование ситуаций по выбору страховки для заданных исходных параметров»

2

  1. Практическое занятие №4 «Разработка порядка действий
    при наступлении страхового случая»

2

Тема 1.4.

Фондовый рынок

Содержание

6

ПК 4.1-ПК 4.5

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 09.

Уо 01.01-Уо 01.09

Зо 01.01-Зо 01.06

Уо 02.01-Уо 02.08

Зо 02.01-Зо 02.04

Уо 03.01-Уо 03.09

Зо 03.01-Зо 03.07

Уо 04.01Уо 04.02

Зо 04.01Зо 04.02

Уо 05.01Зо 05.01

Зо 05.02Уо 06.01

Уо 06.02

Зо 06.01- Зо 06.03

Уо 07.01Уо 07.02

Зо 07.01- Зо 07.04

Уо 08.01-Уо 08.03 Зо 08.01- Зо 08.04

Уо 09.01-Уо 09.05 Зо 09.01- Зо 09.05

Фондовый рынок: как можно использовать для роста доходов

Участники фондового рынка, их роли

Механизм работы фондового рынка

2

В том числе практических занятий

4

  1. Практическое занятие №5 «Изучение особенностей ценных бумаг»

2

  1. Практическое занятие №6 «Расчет прибыли от сделки на фондовом рынке»

2

Тема 1.5.

Создание бизнеса

Содержание

6

ПК 4.1-ПК 4.5

ОК 01.

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04.

ОК 05.

ОК 06.

ОК 07.

ОК 08.

ОК 09.

Уо 01.01-

Уо 01.09

Зо 01.01-Зо 01.06

Уо 02.01-Уо 02.08

Зо 02.01-Зо 02.04

Уо 03.01-Уо 03.09

Зо 03.01-Зо 03.07

Уо 04.01Уо 04.02

Зо 04.01Зо 04.02

Уо 05.01

Зо 05.01Зо 05.02

Уо 06.01Уо 06.02

Зо 06.01- Зо 06.03

Уо 07.01Уо 07.02

 Зо 07.01- Зо 07.04

Уо 08.01-Уо 08.03

Зо 08.01- Зо 08.04

Уо 09.01-Уо 09.05

Зо 09.01- Зо 09.05

Финансовые механизмы работы фирмы

Собственный бизнес: как создать и не потерять

Риски в мире денег: как защититься от разорения

2

В том числе практических занятий

4

Практическое занятие №7 Тренинг: «Алгоритм принятия решения
на финансовом рынке»
 

Практическая работа № 8

  1. Деловая игра: «Создание эффективной финансовой модели бизнеса»

2

2

Дифференцированный зачет

2

Всего

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет технологий хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Кабинет в зависимости от тематики занятий оснащается следующим оборудованием:

-  посадочные места для обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-  доска (для мела или интерактивная);

- наглядно-раздаточный и учебно-практический материал,

- комплекты учебно-методической документации;

- сборники задач, кейсов, тестовых заданий, игр, тренингов;

- материалы, обеспечивающие учебную и производственную практики,

- компьютер (оснащенный набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к Интернет-ресурсам,

- мультимедийный проектор (или экран);

- справочно – прававая система по законодательсту Российской Федерации, «КонсультантПлюс» (либо «Гарант»).

Мастерская информационных технологий в профессиональной деятельности; проектная мастерская «БУДУЩЕЕ НА 5+»; интеллектуально-творческое пространство; медиа-центр; инновационно-образовательное пространство; конференц зал; коворкинг.

Оснащенные базы практики.

Учебная практика реализуется в лабораториях профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых
при проведении чемпионатов WorldSkills и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации WorldSkills по компетенции «Предпринимательство»
(или их аналогов).

Производственная практика реализуется в организациях, направление деятельности которых соответствует профессиональной деятельности обучающихся:

- в  экономических подразделениях государственных (муниципальных) учреждений,

- в экономических подразделениях коммерческих организаций, независимо от вида деятельности (хозяйственных обществах, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, производственных кооперативах, хозяйственных товариществах).

    Оборудование организаций и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренных программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования.

Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю)
из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.

В качестве основной литературы используются учебники, учебные пособия, предусмотренные примерной основной образовательной программой.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа
не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

Обучающиеся имеют доступ к электронно-библиотечной системе «ЛАНЬ».

Обучающиеся-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

3.2.1. Основные печатные издания

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
  7. Жданова А. О. Финансовая грамотность: Материалы для обучающихся СПО. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  8. Жакупов А. С. SMART 2.0. Как ставить целикоторые работают. Издательские решения, 2016. С. 178.
  9. Захаренко Г. Тайм-менеджмент. – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.: ил.
  10. Клок, Кеннет. Конфликты на работе : искусство преодоления разногласий / Кеннет Клок, Джоан Голдсмит. - Москва : Претекст, 2007. - 242, [2] с.
  11. Оплетаева, Н. А. Управление структурным подразделением организации : учебное пособие / Н. А. Оплетаева. — Омск : Омский ГАУ, 2019. — 76 с.
  12. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / Р. А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2003. — 491 с: ил.
  13. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием : учебное пособие / составители Л. Д. Котлярова, Е. А. Наянова. — пос. Караваево : КГСХА, 2017. — 38 с.

3.2.2. Основные электронные издания

  1. Сайт Министерства финансов Российской Федерации - www.minfin.gov.ru.
  2. Официальный сайт Россельхознадзора – www.fsvps.gov.ru.
  3. Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области – www.31.rospotrebnadzor.ru.
  4. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по России, Центральный аппарат – https://77.rospotrebnadzor.ru/.
  5. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации - www.rostrud.gov.ru.
  6. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - www.pfr.gov.ru.
  7. Справочная правовая система «Консультант Плюс» - www.consultant.ru.
  8. Справочная правовая система «Гарант» - www.garant.ru.
  9. Официальный сайт Правительства Российской Федерации - www.government.ru.
  10. Официальный сайт Правительства Белгородской области Российской Федерации - www.belregion.ru.
  11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы – www.nalog.gov.ru.
  12. Гагаринская, Галина Павловна Дыкина, Светлана Захаровна Г 127 Управление трудовыми конфликтами организации (методология и практика). Монография – М.: Мир науки, 2019. – Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/14MNNPM19.pdf
  13. Кочиш, И. И. Управление структурным подразделением организации (предприятия) и малым предприятием : учебное пособие / И. И. Кочиш, П. Н. Виноградов, Е. Ю. Пеньшина. — Москва : МГАВМиБ им. К.И. Скрябина, 2021. — 120 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196237/ 

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Архипов А. П. Азбука страхования: Для 10—11 классов общеобразоват. учрежд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. 3) Балакина А. П. Налоги России. Курс «Основы налоговой грамотности». 10—11 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002. 4) Берзон Н. И., Аршавский А. Ю. и др. Фондовый рынок: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 5) Волгин В. В. Открываю автомастерскую: Практ. пособие. — М.: Дашков и К°, 2009. 6) Голди Д., Мюррей Г. Инвестиционный ответ: Как защитить своё финансовое будущее. — М.: Альпина Паблишер, 2011. 7) Горелый В. И., Бондарчук П. К. Банковская система России: Учеб. пособие. 2-е изд., дораб. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 8) Грэм П. Самые трудные уроки для стартапов. — http://www.perevedem. ru/article/hardest_lessons.htm. 9) Грэм П. Советы стартапам. — http://www.perevedem.ru/article/tipsfor-startups.htm. 10) Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2013. 11) Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2012. VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 23 12) Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 13) Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. 7-е изд. — М.: И. Д. Вильямс, 2006. 14) Орлов-Карба П. А. Обязательное социальное страхование в Российской Федерации. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 15) Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: Учеб. пособие. 8—9 кл. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. 16) Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10—11 кл.: Учеб. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. 17) Фабоцци Ф. Финансовые инструменты. — М.: ЭКСМО, 2010. 18) Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997..

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код и наименование профессиональных
и общих компетенций, формируемых в рамках модуля
[1]

Показатели освоенности

компетенций

Методы оценки

Профессиональные компетенции

ПК 4.1.

Планировать основные показатели производственного процесса

демонстрация умений

планирования основных показателей производственного процесса структурного подразделения
с помощью управленческих

решений

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- проведение демонстрационного  экзамена по ПМ 06;

- защита отчетов  
по учебной и производственной практике

ПК 4.2.

Планировать выполнение работ исполнителями

организация выполнения работ
и оказание услуг в области профессиональной деятельности в структурном подразделении предприятия отрасли

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- проведение демонстрационного  экзамена по ПМ 06;

- защита отчетов  
по учебной и производственной практике

ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива

организация работы трудового коллектива, принятие управленческих решений
в конфликтных, кризисных ситуациях

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- проведение демонстрационного  экзамена по ПМ 06;

- защита отчетов  
по учебной и производственной практике

ПК 4.4. Контролировать ход
и оценивать результаты работы трудового коллектива

контроль производственного процесса и оценка результатов работы трудового коллектива структурного подразделения

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- проведение демонстрационного  экзамена по ПМ 06;

- защита отчетов  
по учебной и производственной практике

ПК 4.5.

Вести учётно-отчётную документацию

ведение учетно-отчетной документации структурного подразделения предприятия отрасли

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- проведение демонстрационного  экзамена по ПМ 06;

- защита отчетов  
по учебной и производственной практике

Общие компетенции

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Выбор оптимальных способов решения профессиональных задач применительно
к различным контекстам

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии
для выполнения задач профессиональной деятельности

Эффективный поиск необходимой информации,                                            использование различных источников получения информации, включая интернет-ресурсы

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 03. Планировать
и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности
в различных жизненных ситуациях

Умение постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

Своевременность сдачи практических заданий, отчетов по практике;

Рациональность распределения времени при выполнении практических работ с соблюдением норм и правил внутреннего распорядка

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 04. Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде

Взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами, самоанализ и коррекция результатов собственной работы

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста

Использование механизмов создания и обработки текста,
а также ведение деловых бесед, участие в совещаниях, деловая телефонная коммуникация

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Участвовать в конференциях, конкурсах, дискуссиях и других образовательных и профессио-нальных мероприятиях. Демонстрировать свои профессиональные качества в деловой и доброжелательной форме, проявлять активную жизненную позицию, общаться в коллективе в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях

Умение соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности)

- «Экологическая» культура поведения, соблюдение установленных ресурсосберегающих правил;

- подготовка памятки
с алгоритмом действия
в чрезвычайных условиях

ОК 08. Использовать средства физической культуры
для сохранения
и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности
и поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умение использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций
в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности)

- выполнение комплекса упражнений для позвоночника;

- выполнение комплекса упражнений для глаз;

- подготовка памятки с комплексами упражнений к занятиям

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией
на государственном
и иностранном языках

Умение использовать в образовательной и про-фессиональной деятельности электронно-правовые системы, умение применять бухгалтерские программы и осуществлять представление документов в органы статистики через телекоммуникационные каналы связи.

- выполнение практических заданий;

- участие в играх, тренингах;

- защита отчетов
по учебной, производственной практике

Материал для дифференцированного зачета

по СГ.05 Основы финансовой грамотности и предпринимательства

Вариант 1

Часть А

1.Вклады, которые снимаются целиком в оговоренный срок:

а) текущие;  б) до востребования; в) срочные   г) чековые;

2.Прибыль банка – это:

а) процент по депозитам;.

б) процент по кредитам;

в) разница всех доходов и расходов;

г) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

3.Ссудный процент – это:

а) долг заемщика кредитору;

б) сумма кредита, которую заемщик обязан вернуть кредитору;

в) плата за кредит;

г) прибыль банка.

4.К пассивным операциям относится:

а) предоставление ссуд;  б) сделки с недвижимостью; в) прием вкладов;г) операции с ценными бумагами.

5.Функцией КБ является:

а) хранение банковских резервов;

б) эмиссия денег;

в) хранение золотовалютных резервов;

г) предоставление кредитов предпринимателям. 

6. Уменьшение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:

А) к снижению процентов по кредитам;

Б) к увеличению процентов по кредитам;

В) никак не скажется на ссудном проценте.

7.Процентная ставка, под которую ЦБ  выдает кредит коммерческим банкам:

а) норма обязательных резервов;

б) разность между процентными ставками по кредиту и депозиту ;

в) депозитарный процент;

г) учетная  ставка ЦБ.

8.  Инвестирование  - это:

а)  процесс вложения средств в  инвестиционные инструменты с  целью получения дохода;

б) процесс вложения средств в  инвестиционные инструменты с  целью обеспечения их физической сохранности;

в)  процедура купли-продажи недвижимости;

г)  приобретение драгоценных металлов

9. Доход по облигациям выплачивается в  форме:

а) купонного  дохода;

б) дивиденда;

в) прибыли;

г) процента.

10. Оксана Ивановна  вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг различных предприятий. Найдите в приведённом ниже списке ценные бумаги, которые она может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Облигации         2. Акции              3. Банкноты
4. Купоны       5. Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда
6. Договор о страховании имущества   125
11. Установите соответствие между ценными бумагами и видами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующие позиции из второго столбца.
Ценные бумаги
А) приватизационный ваучер          Б) вексель
В) облигация                          Г) акция
Д) сберегательный сертификат
Виды ценных бумаг
1) свидетельства о займе
2) свидетельства о собственности  

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые нужно вставить на место пропусков.

«Фондовая _________ (А) представляет собой место, где происходит купля – продажа ценных бумаг. Ее деятельность в развитых странах находится под жестким  контролем со стороны _________(Б). Из  средней __________(В) заключенных на ней сделок складывается _____________(Г) ценных бумаг (акций и __________ (Д),  выпущенных отдельными  __________ (Е)».

Список терминов:

1) курс                2) контракт            3) цена           4) государство  5) компания  6) инфраструктура   7) биржа          8)информация            9) облигация


13. Налоговая льгота – это:

а) право налогоплательщика на частичное или полное освобождение от налога, предусмотренное налоговым законодательством;

б) величина налога на единицу измерения налоговой базы;

в) обязательный безвозмездный платёж (взнос), установленный

законодательством и осуществляемый плательщиком в определённом размере и в определённый срок.

г) Нет верного ответа.

14. В каких формах могут предоставляться налоговые льготы для граждан?

а) Путём освобождения от налога некоторых объектов налогообложения;

б) в форме установления необлагаемого налогом минимума объекта налогообложения;

в) в виде возврата или зачёта ранее уплаченного налога.

г) Все ответы верны.

15. Налоговые вычеты по расходам на образование предоставляются:

а) только по расходам на собственное обучение;

б) по расходам на собственное обучение и обучение детей до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения;

в) только по расходам на обучение детей до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения.

г) Нет верного ответа.

16.  Сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик продал имущество или купил квартиру, – это:

а) стандартный налоговый вычет;

б) имущественный налоговый вычет;

в) социальный налоговый вычет.

г) Нет верного ответа.

17. Пенсия — это:

А) Регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые  достигли пенсионного возраста, или имеют инвалидность, или потеряли кормильца

Б) Денежные выплаты государства обанкротившимся фирмам

В) Денежные компенсации гражданам РФ, потерявшим работу

Г) Денежные компенсации женщинам, имеющим двух и более детей

*18. Кто из перечисленных граждан не может претендовать на государственную пенсию?

А) Иванов И. П., достигший 50 лет и прослуживший в Вооружённых силах СССР и РФ более 30 лет

Б) Петрова М. И., проработавшая бухгалтером в различных фирмах 20 лет

В) Леснова В. В., проработавшая преподавателем экономики в Государственном университете 30 лет

Г) Ромашкин Ф. А., имеющий инвалидность III группы от рождения

19. Вероятность полной потери инвестированных денег, получения убытка или более низкого дохода по сравнению с ожидаемым — это:

А) Финансовый баланс

Б) Кредит

В) Финансовый крах

Г) Финансовый риск

20. Форма представления деловых предложений и проектов с информацией о производственной, сбытовой и финансовой деятельности  фирмы, оценки потребностей в финансировании и условий окупаемости — это:

А) Учредительный договор

Б) Устав организации

В) Бизнес-план

Г) Бизнес-отчёт

21. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи

товаров, выполнения услуг, называется:

а) экономической деятельностью

б) предпринимательской деятельностью

в) духовной деятельностью

г) познавательной деятельностью

22. Верны ли следующие суждения о прибыли?

1) Прибыль — это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной

деятельности, одна из основных экономических категорий.

2) Прибыль — это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услуги.

а) верно только а

б) верно только б

в) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Правовой статус индивидуального предпринимателя наступает с момента:

а) совершеннолетия

б) начала производства

в) государственной регистрации

г) уплаты первых налогов в качестве индивидуального предпринимателя

24. На какие две группы можно разделить все организации, исходя из их

организационно-правовых форм?

а) хозяйственные общества и товарищества;

б) акционерные и не акционерные общества;

в) потребительские и производственные кооперативы;

г) коммерческие и некоммерческие

25. Куда подается пакет документов при регистрации бизнеса?

а) в регистрационно-лицензионную палату;

б) в регистрационный отдел налогового органа;

в) в регистрационную службу мэрии;

г) в Совет Федерации.

26. Что из перечисленного не относится к учредительным документам?

а) заявление о государственной регистрации;

б) устав;

в) учредительный договор;

г) протокол первого заседания учредителей

27. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут

создаваться в форме:

а) товариществ и обществ

б) потребительских кооперативов

в) производственных кооперативов

г) государственных и муниципальных унитарных предприятий

28. Местные налоги и сборы обязательны к уплате:

а) если они установлены Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами на территории соответствующего муниципального образования;

б) если они установлены соответствующими законами на территории субъекта РФ и муниципального образования;

в) во всех муниципальных образованиях РФ, если они установлены главой Налогового кодекса РФ;

г) если они установлены соответствующими законами на территории субъекта РФ.

Часть В

21. Реши задачу.

У Петра Ивановича двое детей: годовалый сын Илья и пятилетняя дочь Лиза. Ежемесячная заработная плата Петра Ивановича в 2022 г. – 24 тыс. руб.

В каком размере Пётр Иванович сможет вернуть уплаченный налог на доходы физических лиц в рамках стандартного налогового вычета и в каком месяце Пётр Иванович утратит право на стандартный вычет на детей? 

22. Реши задачу.

В 2022 г. И. И. Иванов оплатил курс своего лечения в больнице на сумму 100 000 руб. Также он по предписанию врача купил медикаменты на сумму 20 000 руб. (купленные медикаменты входили в список разрешённых для вычета). В 2022 г. этот гражданин зарабатывал 50 000 руб. в месяц и уплачивал налог на доходы физических лиц.

Определи сумму налога, подлежащую возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское обслуживание.

Вариант 2

Часть А

1.Выделите основную функцию ЦБ:

а) срочные вклады;

б) предоставление кредитов;

в) эмиссия денег;

г) оплата чеков.

2.К активным операциям банка относится:

а) выдача кредитов;

б) прием вкладов;

в) накопление прибыли;

г) создание резервов.

3.Маржа банка равна:

а) процентам по кредитам;

б) процентам по вкладам;

в) разнице между процентами по кредитам и вкладам;

4. Увеличение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:

А) к снижению процентов по кредитам

Б) к увеличению процентов по кредитам

В) никак не скажется на ссудном проценте.

5. Обслуживание государственного бюджета проводит:

А) государственный банк;   Б) коммерческий банк;  В) инвестиционная компания.

6. Центральный банк:

А) собирает налоги;

Б) хранит все наличные деньги;

В) обеспечивает устойчивость рубля.

7. Коммерческий банк:

А) хранит золотовалютные резервы страны;

Б) выдаёт кредиты фирмам;

В) проводит кредитно-денежную политику страны.

8. Доходность  - это:

а)  показатель, характеризующий выгодность инвестиций

б)  время, в  течение которого осуществляется инвестирование

в)  возможная угроза потерь

г)  горизонт инвестирования

9. Доход по акциям выплачивается в  форме:

а) купонного  дохода;  б) дивиденда;  в) прибыли;  г) процента.

10. Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Акция представляет собой свидетельство денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок
2. Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части его прибыли, называют акцией
3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя
4. Облигации предоставляют своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов
5. Вексель даёт владельцу право требовать его погашения в установленные срок.  
11 Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Акции являются источником долгового финансирования в виде установленного срока действия с их последующим погашением и выплатой определенных процентов
2. Выпуск ценных бумаг в обращение называется эмиссией
3. Владельцы привилегированных акций имеют первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае  её банкротства
4. Выпуск государственных облигаций преследует цель сдерживания инфляции
5. Выпуск акций может осуществляться любыми видами хозяйственных обществ      

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые нужно вставить на место пропусков.

«Фондовая _________ (А) представляет собой место, где происходит купля – продажа ценных бумаг. Ее деятельность в развитых странах находится под жестким  контролем со стороны ________(Б). Из  средней _________(В) заключенных на ней сделок складывается ____________(Г) ценных бумаг (акций и _____ (Д),  выпущенных отдельными  __________ (Е)».

Список терминов:

1) курс                2) контракт            3) цена           4) государство  5) компания  6) инфраструктура   7) биржа          8)информация            9) облигация

13. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется:

а) в процентах от полученного личного дохода;

б) в абсолютной сумме в зависимости от величины дохода;

в) в иностранной валюте в соответствии с валютным курсом Банка России.

г) Нет верного ответа.

14. Ставка налога на доходы физических лиц зависит от:

а) размера дохода;

б) вида дохода и статуса налогоплательщика;

в) валюты дохода.

г) Все ответы верны.

15. Имущественный налоговый вычет можно получить:

а) при покупке автомобиля;   б) при продаже квартиры;

в) при покупке квартиры.     г) Нет правильного ответа.

16. Куда следует обращаться за предоставлением имущественного налогового вычета?

а) К работодателю;

б) в налоговую инспекцию;

в) в пенсионный фонд;

г) в коллекторское агентство.

17. Кто из перечисленных граждан может претендовать на получение пенсии по старости?

А) Сладков В. С., достигший 60 лет

Б) Крылова З. И., 53 года, проработавшая учителем в государственной школе 15 лет

В) Войнов В. Р., 50 лет, работающий менеджером в ОАО «Зелёный мир»

Г) Жарова Ф. В., 50 лет, работающая на заводе «Факел» 20 лет, имеющая общий трудовой стаж 30 лет

18. Трудовая пенсия по старости положена:

А) Мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет

Б) Мужчинам с 50 лет, женщинам с 55 лет

В) Мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет

Г) Мужчинам с 65 лет, женщинам с 55 лет

19. Документ, который подписывает инвестор, имеющий целью предупредить инвестора о рисках и снять с банка, брокера или доверительного управляющего ответственность за возможные потери, — это:

А) Инвестиционный портфель

Б) Договор брокерского обслуживания

В) Декларация о рисках

20 Какова взаимосвязь между риском и доходностью в сфере финансов?

А) Чем выше риск, тем выше доходность

Б) Чем выше риск, тем ниже доходность

В) Нет никакой связи между риском и доходностью

Г) Чем ниже риск, тем выше доходность

21. Цели предпринимательской деятельности сводятся:

а) к извлечению дохода или прибыли;

б) к извлечению предпринимательского дохода, общественному признанию,

к осознанию себя как личности;

в) осознанию своей значимости.

22. Собственность как экономическая категория отражает:

а) сложившиеся в обществе отношения между людьми по поводу присвоения благ;

б) совокупность многообразных форм собственности;

в) отношение человека к вещи;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

23.  Какой вид предпринимательства предусматривает торгово-обменные операции по купле-продаже товаров:
а) финансовое
б) коммерческое
в) производственное

24. Открытое акционерное общество(ОАО) это

а) акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров;

б) акции могут свободно обращаться на фондовом рынке

в) акции общества не могут свободно обращаются на фондовом рынке;

г) организация, основной отличительный признак которой, является информационная открытость.

25. С какого момента фирма считается созданной?

а) с момента принятия устава;

б) с момента заключения учредительного договора;

г) с момента государственной регистрации.

26.Как называется документ, описывающий все аспекты коммерческой деятельности предприятия?

а). Финансовый план

б) Устав

в) Бизнес- план

г) Лицензия

27.Какой кредит предоставляет долговременные ссуды под залог недвижимости?

 а) государственный кредит

б) ипотечный кредит

в) потребительский кредит

г) коммерческий кредит

28. Объектом налогообложения не является:

а) операция по реализации товаров, услуг, работ

б) имущество

в) доход

г) личная собственность

Часть В

21. Реши задачу.

В 2021 г. И. И. Иванов оплатил курс своего лечения в больнице на сумму 100 000 руб. Также он по предписанию врача купил медикаменты на сумму 20 000 руб. (купленные медикаменты входили в список разрешённых для вычета). В 2011 г. этот гражданин зарабатывал 50 000 руб. в месяц и уплачивал налог на доходы физических лиц.

Определи сумму налога, подлежащую возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское обслуживание.

22 Реши задачу.

 В 2021 г. Олег оплатил своё обучение в вузе в размере 100 тыс. руб. и лечение зубов в размере 50 тыс. руб. В 2013 г. Олег зарабатывал 50 тыс. руб. в месяц.

Определи сумму налога, подлежащую возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское обслуживание и обучение.

Эталон правильных ответов Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

г

в

в

г

а

г

а

б

125

1 балл

1

1

1

1

1

1

1

1

3

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21121

743195

а

в

б

б

а

б

г

В

5

6

1

1

1

1

1

1

1

1

Задача 21 (5 баллов)

Решение:

Размер налогового вычета ежемесячно составит 2800 руб., т. е.

1400 руб. на каждого ребёнка. Соответственно налоговая экономия составит

2800х13% = 364 руб. ежемесячно. В декабре Пётр Иванович утратит право

на стандартный вычет на детей, так как его доход превысит 28 000 руб. За год

Пётр Иванович вернёт налог на доходы физических лиц в размере 4004 руб.

Задача 22 (5 баллов)

Решение:

Размер социального налогового вычета на лечение составит 120 000 руб. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в рамках данного вычета, будет равна 120 000 х13% = 15 600 руб.

Эталон правильных ответов  Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

в

б

а

в

б

а

б

235

1 балл

1

1

1

1

1

1

1

1

3

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

24

743195

а

г

в

б

г

г

в

А

2 балла

6

1

1

1

1

1

1

1

1

Задача 21 ( 5 баллов)

Решение:

Размер социального налогового вычета на лечение составит

120 000 руб. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в рамках

данного вычета, будет равна 120 000 х13% = 15 600 руб.

Задача 22 (5 баллов)

Решение:

Сумма социальных налоговых вычетов не может превышать 120 000 руб. Поэтому сумма налога, подлежащая возврату из бюджета в рамках социального налогового вычета на медицинское обслуживание и обучение, равна 120 000х13% = 15 600 руб.

Критерии оценки

Всего баллов  39 баллов

Оценка  «5» -  39 – 35

Оценка «4» - 34 -31

Оценка «3» -30 – 27

Оценка «2» менее 27 баллов

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05  Основы финансовой грамотностипо специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Рабочая программа УД.03 "Основы финансовой грамотности"

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...

Рабочая программа по дисциплине Основы финансовой грамотности

Рабочая программа предназначена для преподавателей СПО, ведущих дисциплину как общепрофессионального характера, так и в качестве дисциплины по выбору. В программе рассматриваются основные вопросы форм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы финансовой грамотности для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично – механизированной сварки (наплавки)) по программе базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО  15.01.05 «Сварщик» (ручной и час...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.34 «...