Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по теме

Чаркова Ирина Викторовна

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности:

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа49.73 КБ
Файл ktp_fin._gramotnost_elektrik_avto.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № _____

к ППКРС

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УД.02 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

на базе основного общего образования

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

_______________    /Султанова М.К./

«_______»_____________2018 г.

_______________    /_________________/

 «_______»_____________2019 г.

_______________    /_________________/

«_______»_____________2020 г.

_______________    /_________________/

 «_______»_____________2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»  разработана в соответствии  с требованиями стандарта Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по  профессиям среднего профессионального образования (далее CПО) для специальностей: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).

ОДОБРЕНО на заседании  предметно-цикловой комиссии

Протокол №__, дата «___»________2018 г.

Председатель комиссии _____/Кремнева Л.Н./

Протокол №__, дата «___»________2019 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2020 г.

Председатель комиссии ________/________/

Протокол №__, дата «___»________2021 г.

Председатель комиссии ________/________/

ОДОБРЕНО методическим советом колледжа

Протокол №___ от «_____» __________2018 г.

Председатель _____________/Михайлова И.Е./

Протокол №___ от «_____» __________2019 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2020 г.

Председатель _____________/______________/

Протокол №___ от «_____» __________2021 г.

Председатель _____________/______________/

Составитель: Чаркова Ирина Викторовна

Рецензенты:

Внутренний

Внешний

Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования».

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и  содержание дисциплины

8

  1. Условия реализации  дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

15

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

1.1.Область применения программы.

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по специальности:

13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Основы финансовой грамотности, в соответствии с рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности является учебной дисциплиной по выбору студентов, предлагаемая образовательным учреждением. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, учебная дисциплина Основы финансовой грамотности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности студентов на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию студентов. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Учебная дисциплина Основы финансовой грамотности предполагает знакомство студентов с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

Программа может использоваться другими образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Основы финансовой грамотности направлены

на достижение следующих целей:

- актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

- повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;

- развитие финансово-экономического образа мышления;

- способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;

- уважения к труду и предпринимательской деятельности;

- формирование опыта рационального экономического поведения;

- освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

на достижение следующих задач:

- усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;

- формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных  решений;

- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

- формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;

- формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание мотивации к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

метапредметных:

- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе  сравнительного анализа сберегательных альтернатив;

- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;

- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

предметных:

 - формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

- знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

- формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

- приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;

- владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

- умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

- формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

- умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

- умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Учебным планом для данной дисциплины определено:

максимальная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 39 часов,

в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка студентов составляет 39 часов;

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

        практические занятия

12

Итоговый контроль – дифференцированный зачёт по завершению курса



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО.

Раздел 1. Семейная экономика.

12

Тема 1.1. Личное финансовое планирование.

Содержание учебного материала

2

2

1

Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы.

2

Практическое занятие №1.

Тест «Источники денежных средств семьи».

1

2

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме.

Тема 1.2. Контроль семейных расходов.

Содержание учебного материала

2

2

1

Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги.

2

Практическое занятие №2.

Тест «Контроль семейных расходов».

1

2

Самостоятельная работа.

Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения Саратовской области».

Тема 1.3. Семейный бюджет.

Содержание учебного материала

2

2

1

Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.

2

Практическое занятие №3.

Тест «Построение семейного бюджета».

1

2

Самостоятельная работа.

Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».

Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.

Содержание учебного материала

2

2

1

Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.

2

Практическое занятие №4

Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»

1

2

Самостоятельная работа.

Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

23

Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Содержание учебного материала

2

2

1

Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.

2

Практическое занятие №5.

Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».

Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

Тема 2.2. Валюта в современном мире.

Содержание учебного материала

2

2

1

Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.

2

Практическое занятие №6.

Тест «Валюта в современном мире».

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

Тема 2.3.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

Содержание учебного материала                

4

2

1

Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.

2

Практическое занятие №7.

Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».

Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».

2

2

Самостоятельная работа.

Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).

Тема 2.4.

Банковская система РФ.

Содержание учебного материала

2

2

1

Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.

2

Практическое занятие №8.

Тест «Банки и их роль в жизни семьи».

1

2

Самостоятельная работа.

Задача «Расчет компенсации по кредиту».

Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них.

Содержание учебного материала

2

2

1

Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.

2

Практическое занятие №9.

Тест «Риски в мире денег».

1

2

Самостоятельная работа.

Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество»,

Тема 2.6.

Бизнес, тенденции его развития и риски.

Содержание учебного материала

2

2

1

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль,организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.

2

Практическое занятие №10.

Тест «Собственный бизнес».

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».

Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

Содержание учебного материала

1

2

1

Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.

2

Практическое занятие №11.

Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».

1

2

Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».

Дифференцированный зачет

2

Всего аудиторных занятий:

60


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

        

Интернет-ресурсы -

  1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

Основные источники:

  1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительные источники:

  1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебноепособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.:Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
  3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2009.
  4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2012.
  5.  Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
  7. Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие.8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  8. Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  9. Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы:учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
  10.  Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценкирезультатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:

  • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
  • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
  • отличить плановую покупку отимпульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
  • правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы;
  • составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
  • определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;
  • достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания

  • пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения;
  • использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда;
  • получить пособие по безработице в случае необходимости;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
  • оценить, что предпочтительнее в данный момент
  • сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;
  • правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств.
  • отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу;
  • получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
  • определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит;
  • различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
  • воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания
  • различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания.
  • защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования;
  • различать обязательное и добровольное страхование;
  • правильно выбрать страховую компанию.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;
  • проверка практического домашнего задания.



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты (личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание мотивации к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

  • демонстрация желания учиться;
  • сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные:

- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе  сравнительного анализа сберегательных альтернатив;

- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;

- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский политехнический колледж»

Одобрено цикловой методической комиссией

Протокол № ____ от ______________ 20______г.

Протокол № ____ от ______________ 20______г.

Протокол № ____ от ______________ 20______г.

Протокол № ____ от ______________ 20______г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УР

«_____» ________________ 20_____

_______________ М.К. Султанова

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дисциплина: УД.02 Основы финансовой грамотности

Специальность: 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов»

Составлено в соответствии с рабочей программой, разработанной в 2018 году

Преподаватель: Чаркова Ирина Викторовна

Распределение часов по дисциплине

Курс

Максим. нагрузка

Дневное обучение

Всего часов

Теоретические

Практические

Лабораторные

Контрольные

1

39

39

27

12

2


№ занятия

Наименование разделов, тем, краткое содержание уроков

Общее количество часов

Тип урока

Наглядные пособия

ПК; ОК

Задания для студентов

Примечание

1-2

Введение. Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессии СПО.

2

Вводная беседа

Раздел 1. Семейная экономика.

12

Тема 1.1. Личное финансовое планирование.

3

3-4

Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю.

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы.

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

5

ПЗ №1

Тест «Источники денежных средств семьи».

1

Практическая работа

Тема 1.2. Контроль семейных расходов.

3

6-7

Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

8

ПЗ №2

Тест «Контроль семейных расходов».

1

Практическая работа

Тема 1.3. Семейный бюджет.

3

9-10

Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

11

ПЗ №3

Тест «Построение семейного бюджета».

1

Практическая работа

Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения как благосостояния семьи.

3

12-13

Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

14

ПЗ №4

Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи».

1

Практическая работа

Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

23

Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

3

15-16

Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

17

ПЗ №5

Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».

Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.

1

Практическая работа

Тема 2.2. Валюта в современном мире.

3

18-19

Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

20

ПЗ №6

Тест «Валюта в современном мире».

1

Практическая работа

Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

6

21-22

Пенсионная система РФ. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ).

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

23-24

Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

25-26

ПЗ №7

Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».

Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».

2

Практическая работа

Тема 2.4. Банковская система РФ.

3

27-28

Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

29

ПЗ №8

Тест «Банки и их роль в жизни семьи».

1

Практическая работа

Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них.

3

30-31

Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

32

ПЗ №9

Тест «Риски в мире денег».

1

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Тема 2.6. Бизнес, тенденции его развития и риски.

3

33-34

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

Налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

35

ПЗ №10

Тест «Собственный бизнес».

1

Практическая работа

Тема 2.7.Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

3

36

Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.

2

Изучение нового материала

Конспекты, интернет ресурс

37

ПЗ №11

Тест «Страхование как способ сокращения финансовых потерь».

1

Практическая работа

38-39

Дифференцированный зачет

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы эконометрики и прогнозирования".

Основной задачей курсапо предмету "Основы эконометрики и прогнозирования" в средних учебных заведениях на базе девятилетней школы является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. воору...

Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".

Рабочая программа по электротехнике....

Лекции по предмету "Основы финансовой грамотности"

Лекции для студентов средне-специальных учебных заведений...

Контрольно-измерительные материалы по предмету "Основы финансовой грамотности"

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначен для контроля знаний, обучающихся по специальностям среднего профессионального образова...

Экзаменационный материал по предмету "Основы финансовой грамотности"

Данный экзаменационный материал составлен в формате КИМ по основам финансовой грамотности на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного среднего (полного) обр...

Рабочая программа УД.03 "Основы финансовой грамотности"

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...

Рабочая программа по дисциплине Основы финансовой грамотности

Рабочая программа предназначена для преподавателей СПО, ведущих дисциплину как общепрофессионального характера, так и в качестве дисциплины по выбору. В программе рассматриваются основные вопросы форм...