Научно - исследовательская компетенция обучающихся по профессии "Повар, кондитер"
статья на тему

Евтеева Елена Михайловна

Опыт формирования ПУ на уроках УП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_nauchno.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование научно - исследовательской компетенции обучающихся на уроках учебной практики по профессии «Повар, кондитер»

     На современном этапе развития общества происходит реформирование системы образования России в соответствии с запросами рынка труда, претерпевающего постоянные изменения. Выпускник среднего профессионального образования будет  конкурентоспособным  при условии, если он обладает профессиональными умениями, комплексом  интеллектуальных  и социальных  умений, которые  позволяет  быстро  адаптироваться  в изменяющихся условиях действительности.

Непременным условием эффективности прогресса обучения является развитие познавательной активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. В процессе производственного обучения происходит  постоянное  взаимодействие мастера и обучающегося. Обучение имеет  яркую  выраженную  личностную окраску, и каждый  обучающий осуществляет  изучение предмета  по-разному. Один не может  продемонстрировать усвоенные знания, другой  на основе ранее полученного ответа, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль  отношения к уроку упорно «не хочет» учиться. Личностный характер так же носит  процесс передачи знаний, опыта обучающемуся, так передавая учебную информацию, мастер вносит и свою эмоциональную и ценностную окраску. На этом этапе возникает проблема необходимости развития творческого мышления в процессе приобретения  знаний и опыта  обучающихся [1, 95с.].

На современном этапе развития системы профессионального образования основными направлениями совершенствования процесса производственного обучения учащихся является:

- соединение  обучения с производительным трудом учащихся;

- формирование у учащихся умений применять в работе  современную технику и технологию, передовой  производственный опыт;

- творческое разнообразие организационных форм и методов производственного обучения, обеспечивающих  формирование  у учащихся  прочных профессиональных умений и навыков, способствующих  развитию  самостоятельности, творческой активности и технического мышления учащихся, формированию умений применять знания в производственных условиях и навыков самоконтроля;

-комплексное применение наглядных пособий и технических средств обучения;

- индивидуализация процесса обучения.

Поэтому уже общепризнано, что использование  исследовательской  деятельности в образовании неизбежна, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений студентов! В основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве[2,150с.].

Позиция мастера изменяется из носителя готовых знаний, он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический  климат, так как мастеру приходится переориентировать свою учебно - воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся на приоритеты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Исследовательская деятельность как элемент научного творчества студентов сегодня  рассматривается как органическая составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии и на урок производственного обучения элементов исследовательской деятельности  позволяет мастеру  не столько  учить, сколько помогать, студенту учиться, направлять его познавательную деятельность.

Современная исследовательская работа – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Научный (исследовательский) подход к изучению  того или иного явления является одним  из способов  познания человеком  окружающего мира. Этот подход  имеет четко  установленные  и принятые в научном мире черты, которые позволяют  ту или иную работу  отнести  к области исследовательских.

Исследовательская деятельность студентов, это деятельность, связанная  с решением  творческой, исследовательской  задачи с заранее неизвестным решением и результатом [3, 180с.].

- Такая деятельность предполагает наличие основных этапов характерных для исследования.

- Постановка проблемы.

- Изучение теории, подбор  методик  исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.

Деятельность педагога  по организации исследовательской работы студентов  представляет  следующий алгоритм:

- Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной  проблемы.

- Совместное участие  мастера и студента в анализе проблемы.

- Ознакомление студентов с возможными  методами исследования.

- Составление плана работы.

- Поиск  противоречий.

- Промежуточный контроль и коррекция  выполняемой работы.

- Промежуточный контроль и коррекция  вспомогательной  работы.

(мастер выполняет роль консультанта, показывает направления, редактирует текст).

- Предзащита работы.

- Окончательное формирование и защита работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Новые педагогические информационные технологии в системе образования // Под.ред. Е.С. Полат.- М., 1999

2. Лазарев, В.С., Ставринова, Н.Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности:  монография/ В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова.- Сургут: РИО СурГПУ, 2007.-171с.

3. Окунев А.А. Как учить не уча.- СПб, 1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ

С началом нового тысячелетия становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с науч...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ. Научно-исследовательская деятельность обучающихся.

Здоровье является важной медицинской и социальной категорией,которая связана с развитием человеческих ресурсов в государстве. Важной стратегической задачей нашего государства Президент В.В. Путин назв...

Тема выступления: "Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС"

-актуальность,-противоречия и затруднения для педагогов в организации научно-исследовательской деятельности,-основные направления научно-исследовательской деятельности обучающихся....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: научно-практические конференции, семинары и др....